Компетенции, формируемые в процессе подготовки работы

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Тверской государственный университет»

Факультет психологии и социальной работы

Кафедра педагогики, социальной работы и социальной психологии

УТВЕРЖДАЮ Декан ______________факультета _______________________________ «____»____________2013 г.


Методические рекомендации по выполнению выпускной квалификационной работы

Направление подготовки

030300 ПСИХОЛОГИЯ

Профиль подготовки – общий

Квалификация (степень)

Бакалавр

Форма обучения

Очная и заочная

Обсуждено на заседании кафедры «___»__________________ 2013 г.   Протокол № __________________   Зав. кафедрой_________________   Автор-составитель: к.п.н., старший преподаватель О.В. Сучкова

Тверь 2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

Общие рекомендации…………………………………………………….
Этапы подготовки работы……………………….....................................
Структура выпускной квалификационной работы………….…………
Технические характеристики работы……………………………………
Речевые клише для научного текста. ……………………………………
Рекомендации по защите работы………………………………………...
  Список рекомендуемой литературы……………………………………..  
  Приложение  

ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Итоговая государственная аттестация включает защиту бакалаврской выпускной квалификационной работы.

Критерии качества ВКР. Обязательный минимум

1. Актуальность, практическая значимость, новизна темы.

2. Теоретический обзор литературы по теме. Определения понятий, подходы, описание результатов предыдущих исследований, выявление малоизученного, описание методов и методик для изучения явлений (по теме).

3. Эмпирические данные, собранные на выборке в несколько десятков человек с применением 3 – 4 методик.

4. Применение математической статистики для обработки данных.

5. Описание, анализ, интерпретация результатов эмпирического исследования.

6. Практические рекомендации по результатам теоретического и эмпирического исследования.

Дополнительные параметры, повышающие качество работы

7. Использование качественных методов сбора данных (наряду с количественными): анкетирование, интервьюирование, фокус-группа, контент-анализ.

8. Самостоятельная разработка и апробация опросника (анкеты, интервью).

9. Проведение эксперимента. Анализ результатов психологического воздействия, реализации техник, программ, тренинга.

Цели ВКР (бакалаврской работы):

· систематизация, закрепление теоретических знаний и практических навыков по направлению подготовки;

· применение полученных знаний при решении конкретных научных и практических задач;

· развитие навыков самостоятельной работы;

· применение методик исследования (и экспериментирования);

· выявление умения делать обобщения, выводы, разрабатывать практические рекомендации в исследуемой области.

Компетенции, формируемые в процессе подготовки работы

Выпускник по направлению подготовки 030300 «Психология» с квалификацией «бакалавр» должен обладать следующими общекультурными компетенциями способностью и готовностью к:

пониманию современных концепций картины мира на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями естественных и общественных наук, культурологии (ОК-2);

владению культурой научного мышления, обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений (ОК-3);

использованию системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики (ОК-4);

применению теоретического и экспериментального исследования, основных методов математического анализа и моделирования, стандартных статистических пакетов для обработки данных, полученных при решении различных профессиональных задач (ОК-5);

проведению библиографической и информационно-поисковой работы с последующим использованием данных при решении профессиональных задач и оформлении научных статей, отчетов, заключений и пр. (ОК-9);

пониманию сущности и значения информации в развитии современного информационного общества, осознанию опасности и угрозы, возникающих в этом процессе, соблюдению основных требований информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-10).

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

способностью и готовностью к:

отбору и применению психодиагностических методик, адекватных целям, ситуации и контингенту респондентов с последующей математико-статистической обработкой данных и их интерпретаций (ПК-2);

осуществлению стандартных базовых процедур оказания индивиду, группе, организации психологической помощи с использованием традиционных методов и технологий (ПК-4);

выявлению специфики психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-5);

психологической диагностике уровня развития познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуаций в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации психического функционирования человека (ПК-6);

применению знаний по психологии как науки о психологических феноменах, категориях и методах изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики (ПК-9);

участию в проведении психологических исследований на основе применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и научно-практических областях психологии (ПК-11);

проведению стандартного прикладного исследования в определенной области психологии (ПК-12).

Выпускная работа являются самостоятельным, творческим исследованием научной проблемы. Тема работы и план ее выполнения могут быть предложены научным руководителем, а также самим студентом с обоснованием целесообразности. Стиль изложения должен быть научным, строгим, без публицистических оборотов. Положения должны быть доказательными, аргументированными. В названии работы, как правило, представлены предмет и объект исследования. Пример: «Специфика психологической безопасности сотрудников государственных и частных организаций» или «Роль модных стандартов в формировании установок здорового образа жизни личности».

ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ РАБОТЫ

Для чего существует психология? Зачем создали прикладную психологию? Чтобы помогать людям. Помогать разрешать их психологические проблемы, становиться счастливее. Для чего существует академическая психология, собственно наука? С многообразием подходов, теорий, концепций? Для объективного описания психической реальности, для теоретического обоснования методов воздействия на человека.

С ЧЕГО ИССЛЕДОВАТЕЛЮ НАЧАТЬ СВОЮ РАБОТУ? Посмотреть вокруг себя, что сейчас происходит в его стране, в данном социальном, экономическом, политическом контексте. Какие проблемы существуют в обществе? Например, проблемы социального сиротства, разводов, злоупотребления алкоголем, инфантильного поведения молодёжи. Какие новые социальные явления, формы активности стоит изучать? Это и социальные сети, и волонтёрство, и новые профессии, и субкультуры, и мода и т.д. Изучать, конечно, необходимо психологические аспекты данных проблем и явлений.

Можно также обратиться внутрь себя, вглубь своего профессионального сознания и подумать – что мне интересно? Какие актуальные малоизученные психологические явления нужно изучать? Возможно, это самопрезентация, межличностная привлекательность, успешность… Или жизнестойкость, проактивное поведение, временная перспектива, экономическое сознание… и многое-многое другое.

А теперь задайте себе центральный вопрос – для чего это необходимо изучать? В целом, для того, чтобы внести вклад в психологическую науку и практику, помочь в разрешении актуальной проблемы нашими методами.

Как мы можем понять, что у определённой социальной группы есть психологические проблемы? Или в чём людям стоит развиваться, что корректировать, какие формировать умения и т.д. Как мы можем увидеть реальную картину психологических явлений (с той или иной степенью вероятности) у кого-либо? Как определить уровень, например, коммуникативности или тревожности, интернальность/экстернальность, преобладающие стратегии копинг-поведения?

Провести диагностику, применяя надёжные и валидные методики: тесты, анкеты, интервью, анализ документов и т. д., наблюдая, экспериментируя. «Только наука учит тому, как добывать истину из ее единственного первоисточника — из действительности». (К.А. Тимирязев) Обработать данные, соотнести результаты каждого человека с ключами тестов, посчитать, сколько процентов испытуемых обладает низким, средним, высоким уровнем выраженности чего-л. (коммуникативности, самооценки и т.д.), сколько процентов выбирают определенную стратегию поведения (например, поведения в конфликте) и т.д.

Как мы можем понять, что повлияло на данный расклад, в чём состоят особенности определенной группы (например, работающих и не работающих студентов, мужчин и женщин и т.д.)? Почему так? Применить методы математической статистики. К услугам психологов: корреляционный анализ, анализ различий по всевозможным критериям, факторный, дисперсионный, кластерный анализ и др. Для удобства и экономии времени исследователя есть компьютерные программы, например, широко известная SPSS.

Автор получил и осмыслил эмпирические данные, нечто изучил, выявил, доказал согласно задачам и гипотезам. Теперь настало время показать практическую значимость вашего исследования. В русле определенного теоретического подхода психологии разработаны методы, в них создается множество методик, но все они объединены общей идеей подхода, например, когнитивизма или гуманистической психологии.

Таблица 1

Методика и метод – от частного к общему

Техника/ методика Компетенции, формируемые в процессе подготовки работы - student2.ru   Метод   Компетенции, формируемые в процессе подготовки работы - student2.ru   Теоретический подход

К настоящему времени накоплен богатейший арсенал техник, методик психологического воздействия, с которыми можно работать. Спасибо учёным и практикам, классикам и современникам, соотечественникам и зарубежным коллегам. Ваша задача – выбрать адекватные изучаемой проблеме, обосновать свой выбор и оформить в конкретную программу психологической помощи.

В целом этапы работы исследователя выглядят следующим образом:

Поиск актуальной социальной или Ψ проблемы →

изучение проблемы в научной литературе →

подбор методик по изучению Ψ явлений →

диагностика, обработка, анализ данных →

написание текста по результатам исследования →

подбор техник, средств психологической помощи →

разработка практических рекомендаций.

Наши рекомендации