Почувствуйте себя равными!
Основные практические принципы регулирования поведения
[Ньюстром, с. 125]
1. Определите конкретные характеристики желаемого поведения.
2. Убедитесь, что ожидаемое поведение находится в рамках возможностей работника.
3. Примите решение об интенсивности и размерах ценных для работников поощрений, которые будут способствовать изменению их поведения.
4. Установите связь между желаемым поведением и поощрениями.
5. Используйте положительное подкрепление во всех случаях, когда это возможно.
6. Наказания применяйте только в исключительных случаях и для определённых типов поведения.
7. Для развития желаемого поведения используйте методику формирования.
8. Постарайтесь до минимума сократить интервал между правильной реакцией сотрудника и подкреплением.
9. Подкрепление должно осуществляться достаточно часто в соответствии с выбранным графиком.
Общие принципы взаимоотношений с подчинёнными
[Псих.и этика дел.общения / Дорошенко]
1) старайтесь управлять людьми по их «положительным отклонениям». Замечайте любые позитивные детали и приветствуйте их публично;
2) создавайте атмосферу доверия, показывайте подчинённым, что вы верите в их способности и возможности;
3) оценивайте в первую очередь обстоятельства, в которые угодил подчиненный, а не его личность;
4) больше просите, чем приказывайте;
5) будьте терпимы к инакомыслию и индивидуальным особенностям подчиненных;
6) не пренебрегайте компромиссами, уступками и т.п.;
7) не забывайте о приемах оптимизации коммуникативного общения, работая с подчиненными.
Да и вообще, старайтесь почаще обращаться к своим подчинённым (не с критикой, конечно); даже незначительный знак внимания руководителя, как правило, наполняет сердце подчиненного благодарностью.
Этические нормы и принципы поведения подчинённого
[Псих.и этика дел.общения / Дорошенко]
1. Старайтесь помогать руководителю в создании в коллективе доброжелательной нравственной атмосферы, упрочении справедливых отношений. Помните, что ваш руководитель нуждается в этом в первую очередь.
2. Не пытайтесь навязывать руководителю свою точку зрения или командовать им. Высказывайте ваши предложения или замечания тактично и вежливо. Вы не можете ему прямо что-то приказать, но можете сказать: «Как вы отнесетесь к тому, если бы...?» и т.д.
3. Если в коллективе надвигается или уже случилось какое-либо радостное или, напротив, неприятное событие, то об этом необходимо сообщить руководителю. В случае неприятностей старайтесь помочь облегчить выход из этой ситуации, предложить свое решение.
4. Не разговаривайте с начальником категорическим тоном, не говорите всегда только «да» или только «нет». Вечно поддакивающий сотрудник надоедает и производит впечатление льстеца. Человек, который всегда говорит «нет», служит постоянным раздражителем.
5. Будьте преданны и надежны, но не будьте подхалимом. Имейте свой характер и принципы. На человека, который не имеет устойчивого характера и твёрдых принципов, нельзя положиться, его поступки нельзя предвидеть.
6. Не стоит обращаться за помощью, советом, предложением и т.д. «через голову», сразу к руководителю вашего руководителя, за исключением экстренных случаев. В противном случае ваше поведение может быть расценено как неуважение или пренебрежение к мнению начальника или как сомнение в его компетентности. В любом случае ваш непосредственный руководитель в этом случае теряет авторитет и достоинство.
7. Если вас наделили ответственностью, деликатно поднимите вопрос и о ваших правах. Помните, что ответственность не может быть реализована без соответствующей степени свободы действий.
Почувствуйте себя равными!
[Трейси Д. Менеджмент с точки зрения здравого смысла: Пер. с англ. — М.: Автор, 1993.]
1. Не требуйте к себе какого-либо особого отношения или особенных привилегий со стороны другого.
2. Попытайтесь достичь чёткого разделения прав и ответственности в выполнении общей работы.
3. Если круг ваших обязанностей пересекается с обязанностями ваших коллег, это весьма опасная ситуация. Если управляющий не отграничивает ваши обязанности и ответственность от других, попытайтесь сделать это сами.
4. В отношениях между коллегами из других отделов вам следует отвечать самому за свой отдел, а не сваливать вину на своих подчиненных.
5. Если вас просят временно перевести в другой отдел вашего сотрудника, не посылайте туда недобросовестных и неквалифицированных – ведь по нему там будут судить о вас и о вашем отделе в целом. Помните, может случиться, что с вами поступят таким же безнравственным образом.
6. Не относитесь с предвзятостью к своим коллегам. Насколько возможно, отбрасывайте предрассудки и сплетни в общении с ними.
7. Называйте своих собеседников по имени и старайтесь делать это почаще.
8. Улыбайтесь, будьте дружелюбны и используйте все многообразие приёмов и средств, чтобы показать доброе отношение к собеседнику. Помните: что посеешь, то и пожнёшь.
9. Не давайте обещаний, которые вы не сможете выполнить. Не преувеличивайте свою значимость и деловые возможности. Если они не оправдаются, вам будет неудобно, даже если на это были объективные причины.
10. Не лезьте человеку в душу. На работе не принято спрашивать о личных делах, а тем более проблемах.
11. Старайтесь слушать не себя, а другого.
12. Не старайтесь показаться лучше, умнее, интереснее, чем вы есть на самом деле. Рано или поздно все равно все выплывет наружу и встанет на свои места.
13. Посылайте импульсы ваших симпатий – словом, взглядом, жестом дайте участнику общения понять, что он вас интересует. Улыбайтесь, смотрите прямо в глаза.
14. Рассматривайте вашего коллегу как личность, которую следует уважать саму по себе, а не как средство для достижения ваших собственных целей.