Как преодолеть драчливость?

Как себя вести, если в поведении малыша возникла агрессивность, как реагировать на приступы ярости, по­пытки по любому поводу драться? Здесь следует руко-водствоваться тремя простыми правилами. Во-первых, никогда не позволять самим себе проявлять агрессивное поведение. Именно в раннем детском возрасте это осо-бенно важно. Дело в том, что именно в три-четыре года наиболее сильной потребностью малышей является по' требность быть, как взрослый, быть таким, как его отец или мать. Подражание, мгновенное запечатление действий и реакций, подсмотренных у взрослых, наиболее сильно именно в этом возрасте. Достаточно один раз увидеть про-явление агрессивности у взрослого, и малыш может вос-производить подобное поведение в самых разных ситуа-циях. Многочисленными наблюдениями и экспериментами установлено, что у агрессивных родителей становятся аг-рессивными и дети. Во-вторых, нельзя за агрессивное по-ведение строго наказывать. Если родители, борясь с про-явлениями драчливости, сами будут буйствовать, кричать, размахивать руками или нашлепают малыша, тем самым они становятся еще более выраженной негативной мо-

делью, объектом для подражания и тем самым лишь уси­лят проявление агрессивности.

В-третьих, нельзя быть уступчивым и примиритель­но снисходительным по отношению к крайним прояв­лениям агрессивности. Это правило исходит из установ­ленной психологическими исследованиями связи между тревожностью и агрессивным поведением. Очень часто у детей с повышенной тревожностью как реакция на это тягостное состояние возникает усиление драчливости. Дети как бы вооружаются против всего мира, создают оборо­ну в виде угроз, злости, готовности к дракам и потасов­кам. Очень наглядно проявляется такое поведение в спе­циальных игровых экспериментах. Если малышам предлагается выбор игрушек, то дети с повышенной тре­вожностью прежде всего хватаются за ружья, пистолеты, боксерские перчатки. Если игра заключается в беседе од­новременно с перебрасыванием мяча собеседнику, ког­да подготовленными для приема мяча ручками дети по­казывают, что готовы к общению со сверстниками, ребенок с повышенной тревожностью принимает харак­терную, угрожающую позу, оскаливает зубы, растопы­ривает пальцы, как бы готовясь наброситься на предпо­лагаемого обидчика.

Итак, если на проявление агрессивности ребенка ро­дители никак не реагируют, это приводит к усилению и тревожности, и агрессивности. Очень часто агрессивность в таких случаях направляется больше всего на близких взрос­лых. Создается замкнутый круг, такая семья полна для ре­бенка соблазнов, он чувствует, что беспрепятственно мо­жет проявлять агрессивность поведения. Но, проявляя агрессию, ребенок усиливает чувство тревожности, посколь­ку, оставляя агрессивность без внимания, родители как бы косвенно внушают ребенку, что они не могут обеспечить ему никакой безопасности, никакой защиты, поскольку сам малыш может совершенно безнаказанно быть агрес-

сивным и с ними. Итак, агрессивность, порожденная по­
вышенной тревожностью, вторично повышает тревожность,
вызывая тем самым усиление агрессивного поведения. По-
нятно, что родителям необходимо по возможности мягко,
совершенно уверенно, твердо, без колебаний препятство-
вать проявлениям агрессивности. Здесь следует не столъко
говорить и разъяснять, сколько действовать: оттащить ре-
бенка. задержать его руку, предотвратить удар. Но главное -4
разобраться в истинных причинах агрессивности. Если это
недостаток активности — предоставить ребенку все возмож-
ности для самостоятельной деятельности; если это дефи-
цит внимания — отбросив все дела, компенсировать допу­
щенную потерю; если это выношенная тревожность
устранить все возможные причины ее возникновения,
чем уже писалось в предыдущем разделе.

Итак, если в поведении маленького ребенка появи-лис'ь агрессивность и упрямство, родителям следует на­править свои усилия на изменения взаимодействия с ре­бенком, изменить что-то в самих себе.

Наши рекомендации