Как преодолеть драчливость?
Как себя вести, если в поведении малыша возникла агрессивность, как реагировать на приступы ярости, попытки по любому поводу драться? Здесь следует руко-водствоваться тремя простыми правилами. Во-первых, никогда не позволять самим себе проявлять агрессивное поведение. Именно в раннем детском возрасте это осо-бенно важно. Дело в том, что именно в три-четыре года наиболее сильной потребностью малышей является по' требность быть, как взрослый, быть таким, как его отец или мать. Подражание, мгновенное запечатление действий и реакций, подсмотренных у взрослых, наиболее сильно именно в этом возрасте. Достаточно один раз увидеть про-явление агрессивности у взрослого, и малыш может вос-производить подобное поведение в самых разных ситуа-циях. Многочисленными наблюдениями и экспериментами установлено, что у агрессивных родителей становятся аг-рессивными и дети. Во-вторых, нельзя за агрессивное по-ведение строго наказывать. Если родители, борясь с про-явлениями драчливости, сами будут буйствовать, кричать, размахивать руками или нашлепают малыша, тем самым они становятся еще более выраженной негативной мо-
делью, объектом для подражания и тем самым лишь усилят проявление агрессивности.
В-третьих, нельзя быть уступчивым и примирительно снисходительным по отношению к крайним проявлениям агрессивности. Это правило исходит из установленной психологическими исследованиями связи между тревожностью и агрессивным поведением. Очень часто у детей с повышенной тревожностью как реакция на это тягостное состояние возникает усиление драчливости. Дети как бы вооружаются против всего мира, создают оборону в виде угроз, злости, готовности к дракам и потасовкам. Очень наглядно проявляется такое поведение в специальных игровых экспериментах. Если малышам предлагается выбор игрушек, то дети с повышенной тревожностью прежде всего хватаются за ружья, пистолеты, боксерские перчатки. Если игра заключается в беседе одновременно с перебрасыванием мяча собеседнику, когда подготовленными для приема мяча ручками дети показывают, что готовы к общению со сверстниками, ребенок с повышенной тревожностью принимает характерную, угрожающую позу, оскаливает зубы, растопыривает пальцы, как бы готовясь наброситься на предполагаемого обидчика.
Итак, если на проявление агрессивности ребенка родители никак не реагируют, это приводит к усилению и тревожности, и агрессивности. Очень часто агрессивность в таких случаях направляется больше всего на близких взрослых. Создается замкнутый круг, такая семья полна для ребенка соблазнов, он чувствует, что беспрепятственно может проявлять агрессивность поведения. Но, проявляя агрессию, ребенок усиливает чувство тревожности, поскольку, оставляя агрессивность без внимания, родители как бы косвенно внушают ребенку, что они не могут обеспечить ему никакой безопасности, никакой защиты, поскольку сам малыш может совершенно безнаказанно быть агрес-
сивным и с ними. Итак, агрессивность, порожденная по
вышенной тревожностью, вторично повышает тревожность,
вызывая тем самым усиление агрессивного поведения. По-
нятно, что родителям необходимо по возможности мягко,
совершенно уверенно, твердо, без колебаний препятство-
вать проявлениям агрессивности. Здесь следует не столъко
говорить и разъяснять, сколько действовать: оттащить ре-
бенка. задержать его руку, предотвратить удар. Но главное -4
разобраться в истинных причинах агрессивности. Если это
недостаток активности — предоставить ребенку все возмож-
ности для самостоятельной деятельности; если это дефи-
цит внимания — отбросив все дела, компенсировать допу
щенную потерю; если это выношенная тревожность
устранить все возможные причины ее возникновения,
чем уже писалось в предыдущем разделе.
Итак, если в поведении маленького ребенка появи-лис'ь агрессивность и упрямство, родителям следует направить свои усилия на изменения взаимодействия с ребенком, изменить что-то в самих себе.