ПЗ-6. Распознавание психических образований и их свойств
Цель занятия – распознавание отдельных психических образований и их свойств в реальных фактах сознания.
Материалами ГОС ВПО, в частности, предусмотрена необходимость:
(а) различать показатели (…) гражданской и профессиональной зрелости человека, различать показатели интеллектуального, нравственного и волевого развития ребёнка, различать показатели (…) психологического стресса; (б) уметь интерпретировать различные показатели; (в) владеть средствами оценки межличностных отношений, психологического климата и организационной культуры в образовательном учреждении (…).
Задание. На этом практическом занятии для распознавания психических образований и их свойств предлагаются примеры четырёх жизненных ситуаций. Это воспоминания «бывших детей», письменно изложенные авторами, с максимальным сохранением их лексики. Предлагается эти материалы проанализировать, обобщить, оценить и интерпретировать посредством их категоризации в научно-исследовательском контексте психолого-педагогического направления.
Перед началом работы напомню об общих вторичных свойствах психических образований. Предметность (при представлении) – это отделение объекта (фигуры) от фона. Константность – сохранение образа при изменениях в условиях его возникновения и существования, внешних (объективных) и/или внутренних (субъективных).Целостность – это объединение (единство) многого в одном: как наличие в образе связанных друг с другом компонентов, в частности, его «функциональных единиц». Обобщённость – это сохранение образа при изменениях его объекта: в пространстве, во времени, по качеству, по энергетике, по сложности… Структурность, в общем, – это упорядоченное конечное множество устойчивых взаимосвязанных элементов. Структурность образа – это (а) его строение («скелет»), (б) его вариант («вид» или «тип») среди явлений того же рода и (в) его место и роль как элемента в структуре взятой жизненной ситуации его носителя.
Вопросы для анализа каждого текста:
1)Какое впечатление у Вас возникло при знакомстве с этим воспоминанием? Сформулируйте его в протоколе занятия в течение 1-2 минут. Начните со слова: «1) Впечатление:…»
2) Раскройте своё впечатление, выделив его основные, собственно психологические грани.
2а) Какие чувства у Вас возникли? «2а) Чувства: …»
2б) Какие мысли появились? «2б) Мысли: …»
2в) Какие намерения? (Что Вам захотелось сделать или как будто захотелось, как если бы Вы были включены во взаимодействие с автором рассматриваемых воспоминаний?). «2в) Намер.: …»
3) Возьмём отображённую жизненную коллизию как педагогическую ситуацию. Каков в данном случае предметныйаспект образования как коммуникации культуры при воздействии человека на человека? Что, в итоге,школа больше всего дала этому учащемуся? Аргументируйте свой ответ. (Подсказки: (а) см. о соотношении объекта и предмета; (б) при коммуникации культуры различные её аспекты бывают выражены в разной степени.). («3) Предметностьобразования здесь выступает…» В какой проекции (или в каких проекциях)? « 3а) Потому что …» Почему?).
4) Каков, по Вашему мнению, автор воспоминаний? Охарактеризуйте его в течение одной – полутора минут. Завершите характеристику предположением о месте этого человека в обществе и прогнозом: что ждёт его в будущем? («4) Имярек – …» Какой это человек?).
Часть 1. Василий
Когда я ходил в детский сад, я очень хотел побыстрей пойти в школу. Когда настал долгожданный день 1 сентября, я с радостью побежал в школу с большим букетом цветов и подарил его своей первой учительнице, Наталье Петровне. Она была добрая, отзывчивая женщина. Мне очень понравился её урок Мира. Он был для меня первым уроком в моей жизни.
В 1-2 классе я учился хорошо и с большим интересом. Бывали случаи, что я просыпался в воскресенье, собирался и шёл в школу. Когда доходил до школы, я очень разочаровывался, что школа закрыта. Плёлся домой.
В 3-м классе меня приняли в октябрята. Я был очень рад носить звёздочку с портретом В. И. Ленина. Потом я перешёл в 4-й класс и учился так же хорошо. В конце года нас принимали в пионеры. Я попал в число первых, кого должны [были] принимать в пионеры. Но тут случилось непредвиденное обстоятельство. В классе одноклассники сорвали у меня с пиджака заветную звёздочку с портретом Ленина. Я не мог потерпеть такой нахальности, с какой они срывали у меня звёздочку, и начал с ними драться. В этот момент зашла [наш] классный руководитель и преподаватель английского языка. Она не стала разбираться, из-за чего началась драка.
После этого меня вызвали на педсовет и лишили чести вступить в пионеры в первую очередь. После этого я стал с меньшим вниманием относиться к учёбе, стал пропускать занятия. С 5-го по 8-й класс я, считай, не занимался в полную силу, начал грубить учителям, срывать уроки. Учителя не узнавали меня, вызывали на педсоветы, но ничто не помогало, я ещё больше озлоблялся. Восемь классов окончил с тройками, да и то с большим трудом, но я не виню никого в этом.
У меня были хорошие педагоги, но были и плохие учителя, тот же учитель английского языка. Она же могла разобраться, из-за чего началась эта драка, но она не захотела этого сделать. И не знаю, как бы пошла моя дальнейшая жизнь, если б учительница выяснила, из-за чего началась драка. Василий, 17 лет (Из коллекции ситуаций А. Г. Закаблука).
Часть 2. Эдуард
Я хотел с детства учиться в школе. И вот первого сентября и я пошёл в школу, радостный и с цветами, которые я подарил своей первой учительнице.
Учиться у меня хорошо не получилось: в 3-м классе я остался на второй год. Когда меня перевели в 4-й класс, там были другие пацаны и девчонки. Я был старше их на год. Некоторых пацанов я часто бил, и меня водили к директору. Кое-как я закончил 4-й класс.
В 5-м классе я всё так же учился очень плохо. Уроки я не делал, потому что нéкому было следить за мной: мать работала, а отец каждый день был пьяный. А когда мама приходила с работы, ей надо было варить, убираться, а отец её бил. Поэтому меня плохо воспитали.
В 6-м классе я начал учиться чуть-чуть получше, начал делать уроки. Перешёл в 7-й класс и опять начал плохо учиться, и остался на второй год. И больше в школу не ходил, а пошёл учиться в СПТУ. Там я учился лучше, чем в школе, и закончил его, получив образование восемь классов и специальность. Эдуард, 18 лет (Из коллекции ситуаций А. Г. Закаблука).
Часть 3. Оля Кузьмина
Я успела поучиться в трёх школах, и везде учили по-разному. Дело не в программе, а в том, что каждая школа накладывает свой отпечаток на характер и образ мыслей.
Из самой первой школы мама забрала меня в пятом классе – её не устраивал уровень образования. Отдали меня в гимназию. Уровень образования был, может быть, и выше, не знаю. Основное, что я вынесла оттуда после трёх лет обучения – это панический страх при слове «директор». Один раз, когда директор вошла в класс во время контрольной, я не успела встать вместе со всеми, чтобы её поприветствовать. Выражение её лица описать невозможно. Неделю после этого меня укоряли за проступок все учителя хором. И вот, когда я уже была готова со слезами, в жуткой истерике кинуться директору в ноги и молить о прощении, она милостиво погладила меня по голове и сказала что-то вроде: «Вытри слёзы и иди учись». Поймав на себе мой искренне благодарный взгляд, на всякий случай строго погрозила пальцем. Так что теперь я умею моментально угадывать по малейшим деталям настроение учителя – ТО говорю или НЕ ТО. Ничего не поделаешь – условный рефлекс…
И вот я в третьей школе. После трёх лет почти казарменных условий, где всё по форме, увидеть учителя в джинсах, казáках, с длинными волосами и десятком перстней на руках – это уж слишком! Но ничего, скоро привыкла.
Помог освоиться ещё и такой случай. Нужна мне была справка о том, что я школьница. Подхожу к классному руководителю, объясняю. Он приносит две бумажки и говорит: «На одной напишешь себе справку, какую надо. С другой срисуешь подпись директора, – небось, не мне тебя учить. А печати там и так стоят…».
После этого удивляться я перестала вообще. Даже тому, что с учителем в кабинете можно попить чайку, и тому, что если говоришь, что думаешь, могут даже похвалить. Здесь меня научили думать головой и не зубрить учебник, не верить тому, до чего не сам докопался, и смеяться в присутствии учителей.
Ну, что ж, теперь хоть от взрослых не шарахаюсь… Хотя за стéнами школы часто попадаю впросак – не знаю, как себя вести. То ли так, как считаю нужным, то ли так, КАК НАДО? Оля Кузьмина (Ист.: Пять углов. № 34. 22.08.1996.).
Часть 4. Ольга Воробьёва
[В ответ на вопрос о том, какие воспоминания у неё сохранились о школе, Ольга Воробьёва сказала:]
Ничего приятного и праздничного. Первая учительница утверждала, что дома у неё есть специальный телевизор, в который она видит нас в любое время дня и ночи. Необходимое детское прайвэси было отравлено этим бредом на долгие годы. Главной задачей англичанки было сохранение собственной нервной системы. С английского спрос был маленький (а кто-нибудь знает язык благодаря исключительно школьным урокам?).
Человекообразными были в нашей школе учителя физики и математики. У математички был весьма действенный «кнут и пряник» в одном. Мы регулярно писали короткие самостоятельные работы, которые были разделены на шесть вариантов, от первого до шестого, по степени сложности. И для меня, и для других математически успешных самым большим позором было – получить вариант ниже пятого.
Физик рассказывал бородатые анекдоты, врал про свой возраст (от 39 до 56 на разных уроках в разных классах), на выпускном вечере традиционно пил водку в подсобке с любимыми учениками. Но больше ни один преподаватель, встретившийся мне в долгой ученической жизни, столь точно, ёмко и лаконично не излагал свою науку.
(Ист.: Что мы помним про своих учителей? (Рубрика «Глядя из СПб») // Петербургский Час пик. № 40 (246). 02.10.2002. С.1).
Часть 5. Обобщение впечатлений
1) Дайте сравнительную оценку выраженности вторичных свойств у четырёх воспоминаний. Для этого оформите таблицу:
Воспоми-нания | Предметность (разнообразие) | Констант- ность (внешняя/ внутренняя) | Целост- ность (связан ность) | Обобщён- ность* (…) | Структурность воспоминаний | ||
строение (определён- ность) | типич- ность | функцио-нальность (роль) | |||||
у Василия | / | ||||||
у Эдуарда | / | ||||||
у Оли Кузьминой | / | ||||||
у Ольги Воробьёвой | / |
*Примечание: вид обобщённости исполнитель выбирает по своему усмотрению и записывает в «шапку» таблицы.
Проранжируйте выраженность каждого свойства у воспоминаний каждого автора по сравнению с остальными тремя. Воспоминаниям с наиболее выраженным свойством присвойте ранг 1, с наименее выраженным свойством – ранг 4, а остальным двум воспоминаниям присвойте ранги 2 и 3.
1а) Ранее Вы охарактеризовали авторов воспоминаний (см. ответы на вопросы по первым четырём частям занятия). А таблица содержит сравнительные оценки выраженности общих психологических свойств у этих воспоминаний. Как, по Вашему мнению, соотносятся характеристики авторов воспоминаний и сравнительные оценки свойств у этих воспоминаний? Краткий ответ на этот вопрос начните по аналогии с тем, как это делалось при ответах на вопросы ранее. То же относится и к ответам на следующие вопросы.
2) Как проявилась в воспоминаниях предметность психического образа? Подберите две эмпирические иллюстрации из воспоминаний «бывших детей».
3) Как проявилась в воспоминаниях константность психического образа? Подберите две эмпирические иллюстрации из воспоминаний «бывших детей».
4) Как проявилась в воспоминаниях целостность психического образа? Подберите две эмпирические иллюстрации из воспоминаний «бывших детей».
5) Как проявилась в воспоминаниях обобщённость психического образа? Подберите две эмпирические иллюстрации из воспоминаний «бывших детей».
6) Как проявилась в воспоминаниях структурность психического образа? Подберите две эмпирические иллюстрации из воспоминаний «бывших детей».
7) Как в психологическом исследовании факта сознания можно учесть качественную определенность той или иной его структуры? Приведите примеры для каждого предусмотренного Вами варианта структурирования.
8) Как в психологическом исследовании факта сознания можно учесть способ существования определённой его структуры? Приведите примеры для каждого предусмотренного Вами варианта структурирования.
9) Как в психологическом исследовании факта сознания можно учесть принцип существования определённой его структуры (или принцип использованного Вами структурного описания)? Приведите примеры для каждого предусмотренного Вами варианта структурирования.
10) Какие основания могут использоваться в психологическом исследовании факта сознания при его структурировании? Приведите примеры для каждого предусмотренного Вами варианта структурирования.
11) Как в психологическом исследовании факта сознания может раскрываться композиция его структуры? Приведите примеры для каждого предусмотренного Вами варианта структурирования.
12) С точки зрения Рене Декарта, материальный мир имеет протяжение, в отличие от духовной субстанции. Кратко сформулируйте (а) современные представления на этот счёт и (б) свою позицию.
13) Постарайтесь обобщить свои представления о свойствах психических образований, ответив на вопрос: где находится душа (психика)? (Подсказка: Учтите её пространственные, временные и прочие общие характеристики. (Кстати, какие общие характеристики любой отдельности входят в число «прочих»?)).
13а) Аргументируйте свой предыдущий ответ.
14) Каково объективное значение работы на этом ПЗ в рамках подготовки в магистратуре ППФ?
15) Каков субъективный смысл для Вас работы на этом ПЗ?
_________________________________