Социально-психологические и личностные характеристики субъекта | Тип субъекта | |
Субъект затрудненного общения | Субъект незатрудненного общения. | |
| | | |
1. Направленность, установки, ценностные ориентации, отношения | обесценивание себя, недоверие к себе, к людям, к миру, поверхностные, недифференцированные, непрочные, малоосознавае-мые, противоречивые, разобщенные, направленные против людей отношения, монологическая, объектная, авторитарная, эгоцентрическая, манипул яти в ная направленность | признание ценности себя и другого, доверие к себе, к людям, к миру, глубокие, дифференцированные, прочные, осознаваемые, позитивные, развивающие, продуктивные, направленные к людям отношения, диалогическая, личностная направленность | |
2. Мотивационно- потребностная сфера | внешняя мотивация одобрения, достижения, эмоционального обладания, фрустрированность собственной потребностной сферы, отсутствие содействия в удовлетворении социальных потребностей другого | внутренняя мотивация поддержания уникальности, ценности другого, удовлетворенность собственных социальных потребностей, содействие в удовлетворении социальных потребностей другого | |
3. Эмоционально-волевые характеристики | эмоциональная, нестабильность, частая смена настроения, холодность, вспыльчивость, раздражительность, эгоцентрическая направленность эмоционального резонанса, свернутость сочувствия, невыразительность, отчужденность, апатия, преобладание негативно окрашенных эмоций, несбалансированность саморегуляции, низкий самоконтроль | эмоциональная стабильность, включенность, эмоциональная близость, личностная направленность эмоционального резонанса, выразительность, преобладание позитивно окрашенных эмоций, сбалансированность саморегуляции, высокий самоконтроль | |
| | | |
4. Социальные способности | низкий уровень развития способностей к пониманию другого человека, к эмпатии, к идентификации, к психологической проницательности, к сензитив-ности и чувствительности, к наблюдательности, к использованию и пониманию глубоких семантических значений языковых структур, к оценке эмоциональной значимости и прогнозированию событий | высоко развитые способности к пониманию другого человека, к эмпатии, к идентификации, к психологической проницательности, к сензитивно-сти и чувствительности, к наблюдательности, к использованию и пониманию глубоких семантических значений языковых структур, к оценке эмоциональной значимости и прогнозированию событий | |
5. Социально-психологические свойства личности | робость, замкнутость, неуверенность, необщительность, слабость"Я", безынициативность, беззастенчивость, невоспитанность, эгоцентричность, предубежденность, стереотипность, ригидность, манипуля-тивность, подозрительность, завистливость, тщеславие, себялюбие, ревность, гипертребовательность, нетерпимость | смелость, уверенность, общительность, сила"Я", инициативность, воспитанность, децентрация, открытость, заботливость, теплота, терпимость, гибкость, раскрепощенность, доверчивость | |
6. Способы, умения, навыки общения и стратегии взаимодействия | отсутствие умений аргументировать свои замечания, поддерживать контакт и выходить из него, выбирать адекватную форму сообщений, давать обратную связь, стремление больше говорить, чем слушать, перебивать разговор, делать длительные паузы в речи, застывшая поза, несоответствие экспрессивного репертуара речевому поведению, нарушение социальной и персональной дистанции, симуляция, угрозы, шантаж, запугивание, ложь, угрозы, покорение, сокрытие, защитно-избегающая, агрессивно-обесценивающая, определяюще-контролиру-ющая, формально-вежливая дистантная стратегии | умение аргументировать свои замечания, поддерживать контакт и выходить из него, выбирать адекватную форму сообщений, давать обратную связь, соответствие экспрессивного репертуара речевому поведению, соблюдение социальной и персональной дистанции, уговоры, разъяснения, диалог, сотрудничающая, помогающая, альтруистическая, поддерживающая стратегии | |
7. Роль, статус | нарушение ролевых ожиданий, отвергаемый, находится на периферии группы | следование ролевым ожиданиям, выбираемый, находится ближе к "центру" группы | |
8. Социокультурные нормы | дефицит, незрелость нравственных эталонов, игнорирование, нарушение моральных и нравственно-этических норм | следование моральным и нравственно-этическим нормам | |
9. Преобразовательная активность |
а. направленность | против себя и других | на себя и к другим |
б. интенсивность | различная | различная |
в. качество | обезличивание дезадаптация деградация разрушение уничтожение | персонификация адаптация развитие созидание сотворение |
г. субъективные последствия | фрустрация социальных потребностей, разрыв эмоционально-значимых связей, создание внутриличностного когнитивно-эмоционального напряжения, искажение понимания себя и другого, отказ от рефлексии по поводу своей представленности в других, смещение отношений, установок, ценностных ориентации в направлении обесценивания себя и другого, демонстрация неадекватных эмоциональных реакций, низкого уровня эмпатии | удовлетворение социальных потребностей, установление эмоционально-значимых связей, уменьшение внутриличностного когнитивно-эмоционального напряжения, достижение взаимопонимания, рефлексия по поводу своей представленности в других, смещение отношений, установок, ценностных ориентации в направлении личностного, ценностного, субъектного отношения к себе и к другому, демонстрация эмоциональной сен-зитивности, высокого уровня эмпатии |
д. объективные последствия | трения, сбои, конфликты, сопровождающиеся недостижением цели, неполучением желаемого результата, нарушение развития личности | согласие, кооперация, сотрудничество, сопровождающиеся достижением целей и получением желаемого результата обоими партнерами, развитие личности |
| | | | | |