Социально-психологические и личностные характеристики субъектов затрудненного и незатрудненного общения

Социально-психологические и личностные характеристики субъекта Тип субъекта  
Субъект затрудненного общения Субъект незатрудненного общения.  
 
1. Направлен­ность, установки, ценностные ори­ентации, отноше­ния обесценивание себя, недо­верие к себе, к людям, к миру, поверхностные, не­дифференцированные, не­прочные, малоосознавае-мые, противоречивые, ра­зобщенные, направленные против людей отношения, монологическая, объект­ная, авторитарная, эгоцент­рическая, манипул яти в ная направленность признание ценности себя и другого, доверие к себе, к людям, к миру, глубокие, дифференци­рованные, прочные, осознаваемые, позитив­ные, развивающие, про­дуктивные, направлен­ные к людям отноше­ния, диалогическая, личностная направлен­ность  
2. Мотивационно- потребностная сфера внешняя мотивация одоб­рения, достижения, эмо­ционального обладания, фрустрированность собст­венной потребностной сферы, отсутствие содей­ствия в удовлетворении социальных потребностей другого внутренняя мотивация поддержания уникаль­ности, ценности друго­го, удовлетворенность собственных социаль­ных потребностей, со­действие в удовлетворе­нии социальных потреб­ностей другого  
3. Эмоционально-волевые характе­ристики эмоциональная, нестабиль­ность, частая смена на­строения, холодность, вспыльчивость, раздражи­тельность, эгоцентрическая направленность эмоцио­нального резонанса, свер­нутость сочувствия, невы­разительность, отчужден­ность, апатия, преоблада­ние негативно окрашенных эмоций, несбалансирован­ность саморегуляции, низ­кий самоконтроль эмоциональная стабиль­ность, включенность, эмоциональная бли­зость, личностная на­правленность эмоцио­нального резонанса, вы­разительность, преобла­дание позитивно окра­шенных эмоций, сбалан­сированность саморегу­ляции, высокий само­контроль  
 
4. Социаль­ные способ­ности низкий уровень развития спо­собностей к пониманию друго­го человека, к эмпатии, к иден­тификации, к психологической проницательности, к сензитив-ности и чувствительности, к наблюдательности, к использо­ванию и пониманию глубоких семантических значений язы­ковых структур, к оценке эмо­циональной значимости и прог­нозированию событий высоко развитые способ­ности к пониманию дру­гого человека, к эмпатии, к идентификации, к пси­хологической проница­тельности, к сензитивно-сти и чувствительности, к наблюдательности, к ис­пользованию и понима­нию глубоких семанти­ческих значений языко­вых структур, к оценке эмоциональной значимо­сти и прогнозированию событий  
5. Социаль­но-психоло­гические свойства личности робость, замкнутость, неуве­ренность, необщительность, слабость"Я", безынициатив­ность, беззастенчивость, невос­питанность, эгоцентричность, предубежденность, стереотип­ность, ригидность, манипуля-тивность, подозрительность, завистливость, тщеславие, се­бялюбие, ревность, гипертре­бовательность, нетерпимость смелость, уверенность, общительность, сила"Я", инициативность, воспи­танность, децентрация, открытость, заботли­вость, теплота, терпи­мость, гибкость, раскре­пощенность, доверчи­вость  
6. Способы, умения, на­выки обще­ния и страте­гии взаимо­действия отсутствие умений аргументи­ровать свои замечания, под­держивать контакт и выходить из него, выбирать адекватную форму сообщений, давать об­ратную связь, стремление больше говорить, чем слушать, перебивать разговор, делать длительные паузы в речи, за­стывшая поза, несоответствие экспрессивного репертуара речевому поведению, наруше­ние социальной и персональ­ной дистанции, симуляция, угрозы, шантаж, запугивание, ложь, угрозы, покорение, со­крытие, защитно-избегающая, агрессивно-обесценивающая, определяюще-контролиру-ющая, формально-вежливая дистантная стратегии умение аргументировать свои замечания, поддер­живать контакт и выхо­дить из него, выбирать адекватную форму сооб­щений, давать обратную связь, соответствие экс­прессивного репертуара речевому поведению, соблюдение социальной и персональной дистан­ции, уговоры, разъясне­ния, диалог, сотрудни­чающая, помогающая, альтруистическая, под­держивающая стратегии  
7. Роль, ста­тус нарушение ролевых ожида­ний, отвергаемый, находится на периферии группы следование ролевым ожи­даниям, выбираемый, на­ходится ближе к "центру" группы  
8. Социо­культурные нормы дефицит, незрелость нравст­венных эталонов, игнориро­вание, нарушение моральных и нравственно-этических норм следование моральным и нравственно-этическим нормам  
9. Преобразовательная активность
а. направ­ленность против себя и других на себя и к другим
б. интенсив­ность различная различная
в. качество обезличивание дезадаптация деградация разрушение уничтожение персонификация адаптация развитие созидание сотворение
г. субъектив­ные послед­ствия фрустрация социальных по­требностей, разрыв эмоцио­нально-значимых связей, создание внутриличностного когнитивно-эмоционального напряжения, искажение по­нимания себя и другого, от­каз от рефлексии по поводу своей представленности в других, смещение отноше­ний, установок, ценностных ориентации в направлении обесценивания себя и друго­го, демонстрация неадекват­ных эмоциональных реакций, низкого уровня эмпатии удовлетворение социаль­ных потребностей, уста­новление эмоционально-значимых связей, умень­шение внутриличностного когнитивно-эмоциональ­ного напряжения, достиже­ние взаимопонимания, рефлексия по поводу своей представленности в других, смещение отношений, ус­тановок, ценностных ори­ентации в направлении личностного, ценностного, субъектного отношения к себе и к другому, демонст­рация эмоциональной сен-зитивности, высокого уровня эмпатии
д. объектив­ные послед­ствия трения, сбои, конфликты, сопровождающиеся недос­тижением цели, неполучени­ем желаемого результата, нарушение развития лично­сти согласие, кооперация, со­трудничество, сопровож­дающиеся достижением целей и получением же­лаемого результата обоими партнерами, развитие лич­ности
           

Наши рекомендации