Световой мазок на лбу модели
Яркость контрового света очень велика. Полоска контурной линии может вызвать на негативе ореол, создать непропечатываемые плотности. На позитиве – это полностью бесфактурные места.
Чтобы не допустить чрезмерной освещенности при отработке теневых сторон модели, нужно применять очень слабые источники моделирующего света. Поэтому фотограф при установке контурного света должен тщательно оценить его яркость и, если надо, понизить до нужного уровня.
Подобно тому как в оркестре звукосочетание заключается в гармоническом соединении звуков различных инструментов, так и в фотографии светосочетание образуется от разных по силе и характеру источников света. Искусство исполнения как в оркестре, так и в фотографии имеет один критерий: ни один иструмент или поток света не должен создавать звучания в отрыве от общего ансамбля.
Предметы туалета, украшающие модель, – стеклянное, янтарное или жемчужное ожерелье, бусы, серьги, а также легкие прозрачные ткани – в портрете должны быть переданы фактурно, и только контровый или боковой свет способен выявить фактуру прозрачных или полупрозрачных сред.
Площадь украшений, требующих световой отработки, незначительна. Поэтому посылаемый на нее поток света должен быть предельно локальным, узким, совершенно не касаться лица и фигуры. Выявление фактур прозрачных или полупрозрачных сред предметов украшения не должно превращаться в самоцель. Световой акцент композиции не должен перемещаться на эти второстепенные детали. Исключение может составить область рекламной фотографии.
Фигура на нейтрально-сером фоне обычно разграничивается более четко, даже будучи близкой по тону. Здесь, пожалуй, не требуется контурной линии для разграничения фигуры и фона. Однако для активизации светотени, для обогащения тональности общей световой композиции возможно применение светового контура.
При пользовании контурным моделирующим светом надо старательно оберегать объектив от попадания прямых лучей света. Если светильник контурного света находится на уровне объектива, то в этом случае не сможет помочь даже бленда. Поэтому источник света помещают выше или ниже модели и, наклоняя его, создают нужный угол направления света, исключающий его попадание в объектив. И все же следует пользоваться блендой.
Источником контурного моделирующего света служит прибор направленного действия типа КПЛ. Идеальным был бы прибор, позволяющий регулировать пучок света.
Фоновой свет
Фоновым светом называется свет, предназначенный для изменения тональности фона и создания на нем различных световых эффектов.
Фон представляет собой предел живописного пространства фотографического снимка, на котором проецируется фигура. Фон и фигура составляют композицию портрета.
Цельность композиции зависит от правильной увязки всех ее элементов. Поэтому взаимосвязь фигуры и фона также в известной мере определяет удачу или неудачу композиционного решения в целом.
В профессиональном фотографическом павильоне фон имеет только два выражения:
беспредметный (абстрактный) портретный фон без перспективного построения – это экран и только. Однако путем равномерного освещения он может быть передан монотонным, т. е. плоским, или может создать иллюзию глубины пространства за фигурой портретируемого, когда освещение фона представляет собой переходы тонов и сочетание световых пятен (рис. 60);