Семинар 3. Эксперимент как гипотетико-дедуктивный метод и как вид практической деятельности

1. Понятие причинности.

Психологический закон и причинно-действующие условия. Специфика понимания закона в школе К. Левина. Демонстрационный опыт и контрольный эксперимент.

2. Измерение переменных как условие рассматривать показатель в качестве переменной.

Психологические шкалы: шкалы наименований, порядка, интервалов и отношений. Связь с процедурой; возможности последующих преобразований.

3. Три основных понимания планирования эксперимента.

Формальное планирование как установление минимального эффекта. Понятия ненадежности данных и смешений. Экспериментальный контроль: первичный контроль; функциональный контроль независимой переменной; контроль посредством схем. Контрольное и экспериментальное условия: интраиндивидуальные и межгрупповые схемы сравнения. Количественное оценивание экспериментального эффекта.

4. Понятие внутренней валидности.

Мысленные образцы: идеальный эксперимент и бесконечный. Побочные переменные, систематические и несистематические смешения. Ненадежность данных: источники и формы контроля. Законы Милля на этапе планирования эксперимента. Обобщение о виде установленной зависимости (при учете внутренней и операциональной валидности).

5. Типы переменных и типы экспериментов. Источники переменных. Отличия дополнительной переменной от побочной. Дополнительные переменные и контроль обобщений.

Гендерные особенности и пол как дополнительные переменные. Связь контроля дополнительных переменных с контролем за выводом.

6. Рандомизация. Репрезентативность.

Рандомизация как стратегия составления последовательности условий в интраиндивидуальном эксперименте, как стратегия подбора испытуемых в группы и отбора из популяции. Репрезентативность выборки и популяционная валидность.

Репрезентативность испытуемого. Репрезентативность и валидность эксперимента.

Основная литература

1. Корнилова Т.В. Экспериментальная психология. М.: Юрайт, 2012. С. 107-117, 134-147, 150-164, 171-175, 243-249, 263-273, 281-284.

2. Новикова М.А., Корнилова Т.В. Самооценка интеллекта в структурных связях с психометрическим интеллектом, личностными чертами, академической успеваемостью и гендером // Психологические исследования. 2012. Т. 5. №23. http:// psystudy.ru

Дополнительная литература

1. Берн Ш. Гендерная психология. СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2008.

2. Гусев А.Н., Михалевская М.Б., Измайлов Ч.А. Измерение в психологии: общий психологический практикум. – М.: УМК «Психология», 2005.

3. Зейгарник Б.В. Об эксперименте в школе К. Левина // Вестник Моск-го ун-та. Серия 14. Психология. 1987. №1. С. 47-56.

Семинар 4. Основы планирования эксперимента

1. Экспериментальные и доэкспериментальные планы (дизайны).

Представление о доэкспериментальных планах. План «до-после». Эффект регрессии к среднему, факторы фона и развития. Критерий истинного эксперимента по Д. Кемпбеллу. Слепой опыт.

2. Статистические гипотезы и статистические решения в логике экспериментального вывода.

Отличия психологических гипотез и статистических. Количественные показатели эффекта, величины выборки и мощности критерия. Две традиции проверки статистических гипотез. Проверка значимости (ПЗНГ) или тестирование нуль-гипотезы.

3. Основные виды экспериментальных схем: межгрупповые, интраиндивидуальные и кроссиндивидуальные.

План как форма контроля угроз валидности. Угрозы внутренней валидности: 5 основных видов. Первичный контроль и эффекты экспериментатора и испытуемого.

4. Контроль смешений при межгрупповых схемах.

Планирование выборок и эквивалентные группы. Стратегии отбора испытуемых из популяции (кроме рандомизации). Случайная выборка, систематическая, селективная.

Виды межгрупповых схем. Стратегии контроля состава групп; подбор испытуемых в группы. Связь внешней и внутренней валидности при межгрупповых схемах. Планы с малым N.

5. Систематические и несистематические смешения при интраиндивидуальных схемах.

Факторы времени последовательности и задачи. Симметричные и асимметричные, однородные и неоднородные эффекты; эффекты центрации и контраста. Три основные интраиндивидуальные схемы; их преимущества и недостатки.

6. Кроссиндивидуальные схемы.

Позиционное уравнивание и латинский квадрат. Репрезентативность кривых.

Основная литература

1. Корнилова Т.В. Экспериментальная психология. М.: Юрайт, 2012. С. 253-260, 284-321, 351-357.

Дополнительная литература

1. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. – М.: Изд-во Московского университета, 1982. С. 49-86.

2. Гудвин Дж. Исследование в психологии: методы и планирование. СПб: Питер, 2004 С. 383-415.

Наши рекомендации