Эмпирическое исследование «встречи с Божественной реальностью» у людей с различным типом религиозности
Для определения «субъективного образа Бога» респондентов попросили выбрать пять из 24 предложенных имен Бога, которые они считали наиболее подходящими. Среди них были: Создатель, Любовь, Безграничное Совершенство, Милость, Судья, Конечная Цель, Отец, Истина, Святость, Добродетель, Провидение, Сила, Друг, Необходимое Условие Бытия, Мудрость, Первая Причина, Абсолют, Демиург, Хранитель, Господь, Личность, Красота, Законодатель и Разум.
Результаты исследования «образа Бога» у респондентов с персональной религиозностью представлены в таблице 4.
Таблица 4 – Результаты исследования «образа Бога» у респондентов с персональной религиозностью
№ | Варианты ответов | Количество человек в % |
Создатель | 2 (40 %) | |
Милость | 4 (80 %) | |
Святость | 5 (100 %) | |
Господь | 3 (60 %) | |
Друг | 1 (20 %) | |
Судия | 1 (20 %) | |
Продолжение таблицы 4 | ||
Отец | 4 (80 %) | |
Любовь | 5 (100 %) |
Анализ результатов показал, что большинство респондентов с персональной религиозностью видят Бога, как Любовь, Святость, Отца, Милость. В их видении Бога любовь предшествовала правосудию, хотя оба аспекта относились к Его сущности.
Результаты исследования «образа Бога» у респондентов с антиперсональной религиозностью представлены в таблице 5.
Таблица 5 – Результаты исследования «образа Бога» у респондентов с антиперсональной религиозностью
№ | Варианты ответов | Количество человек в % |
Первая причина | 4 (10,5 %) | |
Абсолют | 13 (34,2 %) | |
Господь | 12 (31,2 %) | |
Необходимое условие бытия | 5 (13,1 %) | |
Безграничное совершенство | 12 (31,2 %) | |
Любовь | 19 (50 %) | |
Отец | 15 (39,5 %) | |
Демиург | 1 (2,6 %) | |
Создатель | 16 (42,1 %) | |
Добродетель | 6 (15,8 %) | |
Сила | 5 (13,1 %) | |
Хранитель | 7 (18,4 %) | |
Милость | 10 (26,3 %) | |
Продолжение таблицы 5 | ||
Провидение | 3 (7,9 %) | |
Судья | 5 (13,1 %) | |
Истина | 15 (39,5 %) | |
Мудрость | 13 (34,2 %) | |
Красота | 3 (7,9 %) | |
Законодатель | 7 (18,4 %) | |
Святость | 12 (31,2 %) | |
Друг | 1 (2,6 %) | |
Конечная цель | 2 (5,3 %) | |
Личность | 1 (2,6 %) |
Анализ результатов показал, что большинство респондентов с антиперсональной религиозностью видят Бога, как Любовь, Создателя, Истина, Отец, Мудрость, Абсолют.
Сравнительные результаты исследования «образа Бога» у респондентов с различным типом религиозности отражены на рисунке 3.
Рисунок 3 – Сравнительные результаты исследования «образа Бога» у респондентов с различным типом религиозности.
Таким образов анализ результатов показал некоторые отличия в восприятии Бога между двумя группами. Респонденты относящиеся к персональной религиозности глубоко убеждены, что Бог это: Любовь, Отец, Святость, Милость, а респонденты с антиперсональной религиозностью слабо в этом убеждены.
Для феноменологического анализа «встречи с Божественной реальности» мы использовали самоотчеты испытуемых на тему «Моя встреча с Богом». Опираясь на работы по качественному анализу данных, нами использовалась следующая обобщенная схема анализа данных:
1) разметка утверждений;
2) кодирование утверждений;
3) выделение базовых категорий;
4) интерпретация и обобщение.
Каждое сочинение первоначально прочитывалось для ознакомления с основным содержанием и внесения сопутствующих заметок и комментариев «на полях», позволяя облегчить дальнейшую содержательную обработку данных и их интерпретацию. Далее мы выделяли утверждения — значимые, законченные по смыслу высказывания, касающиеся некоторого опыта или непосредственных
переживаний испытуемых. Этим утверждениям мы присвоили условные названия (коды), которые отражали и резюмировали их основное содержание по возможности с сохранением слов и формулировок самих испытуемых. В результате мы получили список кодов и утверждений, которые касались различных аспектов религиозного опыта опрашиваемых.
На следующем этапе анализа схожие между собой значимые утверждения
нами были сгруппированы в более общие категории. Таким образом мы получили развернутый список категорий, в которых люди описывали свою встречу с Богом.
Анализ самоотчетов испытуемых позволил выделить несколько тем, связанных с переживанием встречи с Богом: 1) отношение к Божественной реальности до встречи; 2) условия встречи с Богом; 3) место встречи с Богом; 4) переживания, сопровождающие встречу с Богом; 5) последствия встречи с Богом.
Тема первая: «Отношение к Богу до встречи».
До описываемой встречи все испытуемые знали, что Бог есть: «с подросткового возраста, я знала, что Бог есть», «ощущение. Что Что-то такое Есть».
Тема вторая: «Условия встречи с Богом».
Испытуемые описывают, что чаще всего встреча с Богом связана с обращением к Богу в молитве в тяжелые моменты жизни: «когда мама попала в больницу», «заболел мой племянник», «после того как я опустилась на самое дно».
Многие считают, что существуют не только внешние события, приводящие к встрече, но и внутренние: «Бог встречается с нами каждый миг нашей жизни, но вопрос в другом, хочет ли человек этой встречи. Я захотела», «человек сам должен прийти к Богу через совесть и любовь», «искренность с самим собой».
Тема третья: « Место встречи с Богом».
Многие испытуемые, вспоминая о своей встрече с Богом, называют конкретные даты, места, где все это происходило: «лежа на операционном столе…в этом состоянии меня как-будто кто-то звал на свет и я вышла», «сойдя с поезда», «в школе на уроке физике», «в Церкви». Другие испытуемые говорят о том, что встреча происходит в происходит каждый день внутри нас»: «в сердце Бог назначает свидание», «внутри личности», «в совести». Есть третья категория респондентов, которые ощущают проявление Бога в людях и событиях.
Анализ темы «Переживания, сопровождающие встречу с Богом» представлен в таблице 6, таблице 7.
Под переживанием «встречи» в данном случае понимается некоторый интенсивный непосредственный опыт взаимодействия человека с миром.
Таблица 6 - Анализ темы «Переживания, сопровождающие встречу с Богом» у респондентов с персональной религиозностью
Категория | Код | Утверждения |
Ощущение благодати | ||
Ощущение любви | купалась в Любви. Его ЛЮБОВЬ как океан | |
Необычность ощущений | и мне очень хотелось поделиться этим чувством. Чтобы все могли узнать как их любит Господь. | |
Ощущение присутствия Бога | Почувствовал Его присутствие | |
Тишина, смирение в сердце | Непередаваемая тишина, смирение в сердце, трудно выразить словами». |
Таблица 7 - Анализ темы «Переживания, сопровождающие встречу с Богом» у респондентов с антиперсональной религиозностью
Категория | Код | Утверждения |
Необычность ощущений | Ощущение благодати | Прочитала Библию, прочитала 10 заповедей и стала по ним жить, тогда и произошла моя встреча с богом, на меня опустилась Его благодать. |
Ощущение присутствия Бога | Каждый день я ощущаю Его присутствие | |
Продолжение таблицы 7 | ||
Во мне все перевернулось | Вдруг вижу ожил взгляд Господа Иисуса Христа на иконе, смотрит на ме ня живыми глазами и во мне все перевернулось Я стала молиться, вдруг внутри моих ладоней я почувствовала тепло, комочек стал расти и мои ладони стали открываться, и он выпорхнул. | |
Покаяние | чувство вины, просьба о прощении грехов | это наша совесть, чувство вины, через которые Бог с нами общается |
Ответ на обращение | Слышала его голос | Я слышала его голос в форме мыслей как ответ на мое обращение |
Тема пятая: «Последствия встречи с Богом».
Многие испытуемые пишут о том, что после встречи с Богом человек меняется и меняет свою жизнь: «Это обращение к себе, к своим слабостям. Человек понимает, что до этого и не жил, а существовал», «заставляет понять себя или окружающих», «драматическое переживание, которое полностью меняет курс нашей жизни».
Встреча воспринимается как «чудо, которая открыла в моём мировоззрении и сознание дверь в другой мир, другую жизнь, в мир истинных измерений ценностей».
Обретя покаяние люди, могут продолжить встречи с Богом, встречи, уходящие в бесконечность.
Таким образом, феноменологический анализ описания «Встречи с Богом» позволяет сделать выводы о том, что у респондентов с персональной религиозностью «Встреча с Богом» отличается силой переживаний, сопровождающихся «необычностью» ощущений и чувств и трудностью описания этого опыта с помощью слов. Эту «необычность» ощущений и чувств они соотносят с Личностью Бога, в результате у них возникает потребность искать этой встречи, проявлять религиозную активность.
У респондентов с антиперсональной религиозностью преобладают «Встречи с Богом» как ответ на молитвенное обращение, как проявление Бога в людях и событиях. Описание «Встречи с Богом» как «необычности» переживаний наблюдается у 50 % испытуемых.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В первой части нашего исследования на основе теоретического анализа подходов к понятию религиозный опыт, мы пришли к выводу, что религиозный опыт – весьма широкое понятие, которое охватывает всю совокупность религиозных чувств и переживаний, психологическое состояние верующего. Были выделены три составляющие религиозного опыта как феномена инобытийной, социокультурной и субъективной действительности.
Таким образом, мы разделяем позицию А.П. Забияко, что религиозный опыт — специфический вид человеческого опыта, порожденный общением с Богом и выражающийся в многообразных формах религиозного переживания.
Все то, что относится к культу, поклонению особо ценным идеалам. То, что признано святыней, подлежит безусловному и трепетному почитанию и охраняется с особой тщательностью всеми возможными средствами, понимается как «Священное». Священное тождество веры, надежды и любви, его органом служит человеческое сердце. Сохранение священного отношения к предмету культа в первую очередь обеспечивается совестью верующего, который ценит святыню больше собственной жизни. Поэтому при угрозе осквернения святыни истинный верующий встает на ее защиту без особых раздумий и внешнего принуждения; подчас он может ради этого жертвовать своей жизнью.
Эмпирическое исследование позволяет сделать следующие выводы: у респондентов с персональной религиозностью «Встреча с Богом» отличается силой переживаний, сопровождающихся «необычностью» ощущений и чувств и трудностью описания этого опыта с помощью слов. Эту «необычность» ощущений и чувств они соотносят с Личностью Бога, в результате у них возникает потребность искать этой встречи, проявлять религиозную активность.
У респондентов с антиперсональной религиозностью преобладают «Встречи с Богом» как ответ на молитвенное обращение, как проявление Бога в людях и событиях. Описание «Встречи с Богом» как«необычности» переживаний наблюдается у 50 % испытуемых.
В результате проведенного исследования цель, поставленная нами в начале работы, выполнена при помощи реализации выдвинутых задач, гипотеза подтверждена. Следует заметить, что тема нашего исследования объемна, многоуровневая и не может быть полностью разработана. Существует возможность дальнейшего более глубокого изучения встречи с Божественной реальностью в религиозном опыте личности.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1 Борунков, Ю.Ф. Основы религиоведения / Ю.Ф. Борунков, И.Н. Яблоков, М.П. Новиков; ред. И.Н. Яблокова. – М.: Юнити, 2000. – 458 с.
2 Братусь, Б.С. Заметки о внешнем оппонентном круге христианской психологии / Б.С. Братусь // Московский психотерапевтический журнал. - 2007. – 48 с.
3 Братусь, Б.С. К проблеме человека в психологии / Б.С. Братусь // Вопросы психологии. - 1997. - № 5. – 36 с.
4 Братусь, Б.С. Начала христианской психологии: учеб. пособие / Б.С. Братусь. - М.: Наука, 1995. – 396 с.
5 Василенко, Л.И. Краткий религиозно – философский словарь / Л.И. Василенко. – М.: Просвещение, 1996. – 458 с.
6 Вебер, М. Хозяйственная этика мировых религий. Введение. Избранное. Образ общества. М., 1994
7 Гараджа, В.И. Религиоведение: учеб. / В.И. Гараджа. - М.: Наука, 1995. – 456 с.
8 Глок, Ч. Социология религии. Социология сегодня. Проблемы и перспективы / Ч. Глок. - М.: Просвещение, 1965. - С. 184 - 190.
9 Гоббс, Т. Избранные произведения: в 2 т. / Т. Гоббс. - М.: Левиафан, 1965. – т. 2. - С. 459 - 464.
10 Гостев, А.А. Актуальные теоретические и практические проблемы создания православно-христианских Центров духовно-психологической помощи: материалы юбилейной конференции ИП РАН / А.А. Гостев, В.А. Елисеев, А.Г. Фомин. - М.: МГУ, 2007. – 578 с.
11 Гостев, А.А. К проблеме концептуально-терминологического перевода святоотеческих описаний психологических реалий: материалы VI Международной встречи по истории психологии / А.А. Гостев, В.А. Елисеев, А.Г. Фомин. - М.: Юнити, 2007. – 752 с.
12 Гостев, А.А. Образная сфера человека в познании и переживании духовных смыслов / А.А. Гостев. - М.: Инфра-М, 2001. – 574 с.
13 Гостев, А.А. Святоотеческая мысль как источник историко-психологического анализа. Современная психология: Состояние и перспективы исследований: в 4 ч. / А.А. Гостев, В.А. Елисеев, В.А. Соснин. – М.: Юнити, 2002. – ч. 4. – 496 с.
14 Гроф, С. Священное и профанное. Психология религиозности и мистицизма: хрестоматия / С. Гроф; сост. К.В. Сельченок. - Мн.: Харвест; М: ACT, 2001. - С. 247 - 292.
15 Да скроется тьма: Французские материалисты об Атеизме, религии и церкви. - М.: Политиздат, 1976. - 303 с.
16 Джемс, У. Многообразие религиозного опыта / У. Джемс. - М.: Репр, 1993. – 296 с.
17 Елисеев, В.А. Православный путь к спасению и восточные и оккультные и мистические учения / В.А. Елисеев. - М.: Инфра-М, 1995. – 396 с.
18 Зенько, Ю.М. Психология религии / Ю.М. Зенько. - СПб.: Питер, 2009. – 456 с.
19 Забияко, А.П. Категория святости. Сравнительное исследование лингвореозных традиций / А.П. Забияко; М., 1998. – 163 с.
20 Зеньковский, В.В. Об Образе Божьем в человеке. Православная мысль / В.В. Зеньковский. – Париж, 1923. – 274 с.
21 Зеньковский, В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии / В.В. Зеньковский. - М.: Инфра-М, 1996. – 43 с.
22 Зиммель, Г. Религия: социально-психологический этюд / Г. Зиммель. - М.: Наука, 1909. – 324 с.
23 Ильин, И.А. Аксиомы религиозного опыта / И.А. Ильин. - Париж, 1953. – 298 с.
24 Кимелев, Ю.А. Философия религии: учеб. / Ю.А. Кимелев. - М.: Юнити, 1998. – 578 с.
25 Кричивец, А.Н. О месте христианской психологии в системе наук / А.Н. Кричивец // Московский психотерапевтический журнал. - 2007. - № 3. – 28 с.
26 Лебедев, С.Д. Религиозность: в поисках Рубикона / С.Д. Лебедев // Социологический журнал. - 2005. - № 3. - С. 169.
27 Лобазова, О.Ф. Гуманистический ресурс православия в глобальном мире / О.Ф. Лобазова // Философские науки. – 2009. – № 3. – С. 93 - 99.
28 Лобазова, О.Ф. Религиозное сознание россиян на различных этапах жизни страны / О.Ф. Лобазова // Социология власти. – 2009. – № 5. – С. 109 - 118.
29 Лобазова, О.Ф. Российская интеллигенция в религиозном и нравственном возрождении / О.Ф. Лобазова // Философские науки. – 2009. – № 3. – С. 99 - 104.
30 Лобазова, О.Ф. Факторы динамики современной российской религиозности / О.Ф. Лобазова // Социальная политика и социология. – 2009. – № 2. – С. 268 - 281.
31 Мамардашвили, М. Психологическая топология пути / М. Мамардашвили. - СПб.: Питер, 1997. – 458 с.
32 Манеров, В.Х. Духовность человека как ценность и предмет психологии: материалы международного семинара "Человек и его ценности в XXI веке" / В.Х. Манеров. - СПб.: Питер, 2002. – 396 с.
33 Маслоу, А.Г. Дальние пределы человеческой психики / А.Г. Маслоу Перев. с англ. Татлыбаевой А.М. Науч. Ред., вступ. Статья и коммент. Актуалиной Н.Н. – СПб.: Евразия, 1999. – 432 с.
34 Мягков, И.Ф. Психологический анализ уровня индивидуальной религиозности / И.Ф. Мягков, Ю.В. Щербатых, М.С. Кравцова // Психологический журнал. – 1996. – Т. 17. - № 6. - С. 119 – 122.
35 Никольский, Н.М. Религия как предмет науки: избр. труды / Н.М. Никольский. - М.: Наука, 1974. – 456 с.
36 Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М.: Азбуковник, 1997. - 944 с.
37 Радугин, А.А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии / А.А. Радугин. - М.: Юнити, 2004. – 458 с.
38 Религия и общество / сост. В.И. Гараджа, Е.Д. Руткевич. - М.: Аспект Пресс, 1996. - 775 с.
39 Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / К. Роджерс. - М., 1994
40 Самыгин, С.И. «Религоведение»: социология и психология религии / С.И. Самыгин, В.Н. Нечипуренко, И.Н. Полонская. – СПб.: Феникс, 1993.
41 Синелина, Ю.Ю. О критериях определения религиозности населения / Ю.Ю. Синелина // Социологические исследования. - 2001. - № 7. - С. 95.
42 Слободчиков, В.И Психология человека: учеб. / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев. - М.: Просвещение, 1995. – 396 с.
43 Слободчиков, В.И. Христианская психология в системе психологического знания / В.И. Слободчиков // Московский психотерапевтический журнал. - 2007. - № 3. – 28 с.
44 Смирнова, Е.Т. Введение в религиозную психологию / Е.Т. Смирнова. - М.: Бахрах, 2003. – 452 с.
45 Соколова, Н.Н. Под кровом Всевышнего / Н.Н. Соколова. - М.: Наука, 1999. – 15 с.
46 Тиссен, Г.К. Лекции по систематическому богословию / Г.К. Тиссен. - СПб.: Библия для всех, 1994. - 448 с.
47 Уайтхед, А.Н. Наука и современный мир. Заблуждающийся разум. Многообразие вненаучного знания / А.Н. Уайтхед; ред. И.Т. Касавин. - М.: Наука, 1990. – 378 с.
48 Угринович, Д.М. Введение в религиоведение: учеб. / Д.М. Угринович. - М.: Наука, 1985. – 296 с.
49 Фейербах, Л. Сущность христианства / Л. Фейербах. - М.: Мысль, 1965. - 412 с.
50 Флоренский, П. Культ, религия и культур. Богословские труды / П. Флоренский. - М.: Мысль, 1977. – 17 с .
51 Франкл, В. Психотерапия и религия. Человек в поисках смысла / В. Франкл. - М.: Наука, 1990. – 658 с.
52 Франкл, В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. – М.: Прогресс, 1990. – 752 с.
53 Фрейд, З. Будущее одной иллюзии. Сумерки богов / З. Фрейд; ред. А.А. Яковлева. - М.: Политиздат, 1989. - С. 102 - 176.
54 Фромм, Э. Психоанализ и религия. Иметь или быть / Э. Фромм. - М.: Наука, 1990. – 378 с.
55 Фромм, Э. Психоанализ и религия. Сумерки богов / Э. Фромм. - М.: Просвещение, 1989. – 496 с.
56 Христианская психология // Московский психотерапевтический журнал. - 1997. - № 4. – 36 с.
57 Шеховцова, Л.Ф. Интеграция научного и религиозного знания в концепции целостного человека / Л.Ф. Шеховцева. - СПб.: Питер, 2003. – 752 с.
58 Шеховцова, Л.Ф. Сравнительный анализ концепции человека в современной психологии и христианской антропологии / Л.Ф. Шеховцева. - СПб.: Питер, 2000. – 456 с.
59 Шеховцова, Л.Ф. Элементы православной психологии / Л.Ф. Шеховцева, Ю.М. Зенько. - СПб.: Питер, 2002. – 574 с.
60 Яблоков, И.Н. Религиоведение: учеб. пособие / И.Н. Яблоков. - М.: Гардарика, 1998. – 460 с.
61 Яблоков, И.Н. Социология религии. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: 2009 ://nounivers.narod.ru/bibl/teosl3.htm#met69. – 25.04.2011.
62 Яннарас, Х. Вера церкви / Х. Яннарас. - М.: Наука, 1992. – 458 с.
63 Ясперс, К. Общая психопатология / К. Ясперс. - СПб.: Питер, 1998. - 1158 с.