Как подружиться с розой и лисом 2 страница
Что такое «капризный ребенок»? Некий злодей для своих родителей? Или то, что мы называем капризами, есть у малыша всего лишь способ проявлять недовольство этой жизнью? Во всяком сяучае, в первые три-четыре года его жизни взрослые еще многое могут поправить и, прежде всего, услышать, что одна из самых важных потребностей ребенка ЕГО потребность в ласке, от которой впрямую зависит его уверенность в себе. Стоит почаще вспоминать открытый еще Ломоносовым закон, что ничто никуда не пропадает и ничто ниоткуда не появляется. Недовольство малыша, его злость, обиду можно либо «вытащить» наружу, дать ему их проявить, либо подавить, «загнать» их вглубь его души, откуда они все равно выйдут рано или поздно, но всегда искаженно и, возможно, уже не эмоцией, не ре-
акцией на конкретную неприятность, а страхами ведьм и привидений, всевозможными ритуалами, агрессивным поведением или иной личностной проблемой. И все это для того, чтобы защититься от нас. Кстати, а точнее, простите за каламбур, совсем некстати, время от времени возникают «кампании» за демилитаризацию игрушек. С моей точки зрения, это очень наглядный пример «переноса» проблем обиженных жизнью взрослых на детство, связанный с «запретом» на проявление «отрицательных» эмоций. Кто из нас не играл в детстве в войну, в солдатики, в пистолеты и пушки? Фактически, в любой ролевой игре можно разглядеть конфликт или игру в конфликт. Уверен, что игры в войну всегда были и будут обязательной принадлежностью детства. В любом случае игры в конфликт или даже ссора и конфликт в игре лучше настоящего конфликта. А уж если совсем всерьез, то полный покой и бесконфликтность возможны только на кладбище.
Мы разделили все спонтанные игры детей на три разряда. К первому относятся игры, в которых ребенок соприкасается с возможностью определять границы своего тела, представлять себя и заявлять о себе. Ко второму разряду мы отнесли игры, где ребенок познает себя как личность в динамике взаимоотношений с объектами, в манипулировании объектами. В третий разряд вошли игры, в которых отыгрывались «катастрофа» рождения и страх смерти, то есть ценность собственной жизни через восприятие себя своими близкими.
Необходимо отметить, что во всех спонтанных играх имели место крайне важные, на наш взгляд, феномены:
• присутствие, появление как тема рождения;
• отрицание, исчезновение, небытие, детское восприятие смерти;
• повторение;
• конечность, прерываемость;
• длительность, непрерывность.
Нам представляется важным, что еще в начале XX века 3. Фрейд (1905) обратил внимание на такую особенность детской игры, как потребность повторять одни и те же движения.
В делении игр на три категории определенно прослеживаются три модальности, три ведущих канала восприятия — аудиальный, кинестетический и визуальный. Осмеливаюсь высказать предположение, которое требует дальнейших исследований, что в данном контексте три модальности могут соотноситься с тремя основными типами невротического конфликта.
В результате игрового взаимодействия с детьми нами была разработана классификация спонтанных игр[21].
КЛАССИФИКАЦИЯ СПОНТАННЫХ ИГР
ШУМЕЛ КИ- | ХВАТАЛ КИ- | ПРЯТАЛКИ- появлялки | ||
МОЛЧАЛКИ | БРОСАЛКИ | |||
Возможность заявлять | Познание себя через | Возможность почувст- | ||
о себе звуком: криком, | объект и при помощи | вовать «наличие» своего | ||
плачем, смехом, ка- | объекта в движении, | Я через восприятие зна- | ||
ким-либо шумом, ког- | во времени, в разви- | чимых близких. Само- | ||
да «обычного» уровня | тии. Обладание объек- | ценность. «Потеря» се- | ||
звукового общения ока- | том, отношение к нему. | бя — воспроизведение | ||
зывается мало и/или, | Манипулирование | себя (исчезновение, пре- | ||
наоборот, демонстри- | объектом (физическое | вращение, «умирание» | ||
рование «тихого» пове- | и символическое взаи- | и вновь «рождение»). | ||
дения. Реализация по- | модействие). Профи- | Обыгрывание «катаст- | ||
требности в эмоци- | лактика истерических | рофы» появления на | ||
ональном принятии, | нарушений, связанных | свет. Профилактика не- | ||
отреагирование, воз- | с неудовлетворенной | вротических и психиче- | ||
можность самоутверж- | потребностью обладать | ских нарушений, свя- | ||
дения. Профилактика | (хочу, а не дают). | занных со страхом «по- | ||
невроза навязчивости, | тери» себя. | |||
связанного с внутрен- | ||||
ним конфликтом между | ||||
хочу и не имею права. | ||||
ГРАНИЦЫ | ЗНАЧИМОСТЬ | ЦЕННОСТЬ | ||
ТЕЛА | ЛИЧНОСТИ | ЖИЗНИ | ||
Социальные и половые роли, самооценка. Межличностные отношения, самореализация. Осознаваемое | Уверенность (тревожность), моторные навыки, формирование речи (вторая сигнальная система), личностная идентификация, обучаемость, уровень притязаний. Неосознаваемое | |||
Ребенок, человек вообще — это, прежде всего, живое тело, чувствующее и мыслящее в движении, в развитии, во взаимодействии с окружающим миром. И все-таки уже к четырехлетнему возрасту дети зачастую оказываются «связанными» разного рода жесткими установками и отсутствием опыта свободного проявления себя. В этом случае можно говорить о послушности как о формирующейся черте личности. В практической работе мы сталкивались с ситуацией, когда ребенок не умеет проявлять себя спонтанно даже в рамках игровой ситуации, когда это позволительно и безопасно.
Играя с детьми, мы провоцировали шумное и подвижное поведение детей и, вместе с этим, помогали им учиться слышать себя и собственные переживания, а следовательно, снижать уровень эмоционального напряжения. Такая работа предполагала обязательное взаимопонимание с родителями, с близким и значимым окружением ребенка1.
Чтобы помочь ребенку преодолеть страх проявления себя, нами был разработан ряд манипулятивных игровых техник, где главной мишенью было обедненное проявление эмоций у детей, связанное с нарушениями развития и воспитания. Неуверенность не может не проявляться во всем поведении ребенка и, прежде всего, в его мышечных «зажимах». Это надо было все время иметь в виду, чтобы осторожно дать возможность ребенку осваивать игровое пространство и обретать уверенность.
К. Бютнер (1991) пишет; «Чем менее человек готов к конфронтации с фантазируемым насилием, тем с большей вероятностью это насилие прорвется в реальные взаимоотношения... До некоторого времени в одном детском саду религиозного типа в основном для карнавалов разрешались револьверы и другие игрушечные орудия убийства. Хотя это и не приводило воспитательниц в восторг, они якобы вынужденно терпели это мальчишеское увлечение оружием. Когда этот детский сад приняла новая руководительница, она ввела строгий запрет на оружие. Она получила поддержку со стороны родителей и, возможно, внутренне не всеми разделяемое согласие сотрудников. Но через некоторое время среди детей стали учащаться конфликты с применением насилия. Прежде миролюбивый психологический климат в детском саду уступил место агрессивной напряженности. Положение удалось улучшить вновь лишь после того, как в результате сеансов супервидения (наблюдение за происходящим и анализ процесса опытным профессиональным экспертом) воспитательницами и руководительницей была понята взаимосвязь между фантазируемым насилием и разрядкой напряженности в реальности. Сейчас в этом детском саду вновь разрешено игрушечное оружие. А сотрудники смогли настолько наладить отношения между детьми, что лишь изредка дело доходит до перестрелок».
Эти игры мы назвали манипулятивными потому, что в них были некие предложенные нами правила и потому, что они были нацелены на определенный результат.
Достаточно условно мы поделили манипулятивные игры на три группы:
I. Работа с мышцами как приобретение нового телесного опыта;
II. Игры в проявление эмоций как коррекция механизмов эмоционального реагирования;
III. Упражнения на развитие и укрепление определенных функций психики.
В целом манипулятивные игровые техники можно назвать дополнением к спонтанным играм. Здесь спонтанность определяется тем, как психотерапевт чувствует ситуацию в группе, настроение детей и свое собственное. Очень важно, что это всего лишь вспомогательный элемент в игровом взаимодействии с детьми, а не отдельная технология манипулирования детским развитием. Я настаиваю на том, что эти игры нельзя жестко структурировать и превращать в механизм обучения детей. Кроме того, в эти игры можно играть только когда «отработаны» все подготовительные фазы групповой динамики и когда уровень эмоционального напряжения в группе минимален. В ином случае это может стать дополнительным инструментом манипулирования и даже насилия над детской душой.
I. РАБОТА С МЫШЦАМИ КАК ПРИОБРЕТЕНИЕ НОВОГО ТЕЛЕСНОГО ОПЫТА
Я — маленький (как я к этому отношусь?). Я — большой. Я — тяжелый. Я — легкий. Я — толстый, худой ... и т. д.
Что происходит с моим телом? С лицом? С руками, ногами?..-Что приятно? Что неприятно?
«Коряги — тряпки»
Поиграем всем телом. «Превратимся» в корявую корягу. А теперь — в мокрую тряпку (в аккуратную майку на батарее, в наглую половую тряпку на стуле, в шумную от ветра простыню на веревке и т. д.). По сути, это напряжение и расслабление различных групп мышц, только на языке, который ребенку может быть понятен, без всякого рода «объяснений».
«Полетаем!»
Превратим руки в крылья, «полетим»! А теперь — наоборот, пусть руки болтаются, как веревки.
Учимся чувствовать свое тело, слышать его, переключать внимание и убирать мышечные зажимы. А опосредованно воздействуем на эмоциональную напряженность, то есть на группы мышц-антагонистов.
II. ИГРЫ В ПРОЯВЛЕНИЕ ЭМОЦИЙ КАК КОРРЕКЦИЯ МЕХАНИЗМОВ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РЕАГИРОВАНИЯ
Еще одним важным фактором в игровом взаимодействии являлось то, что у ребенка минимизировался волевой контроль. От эмоциональности отсекалось все, что могло еще более закрепить систему ригидных психологических защит.
Мы обращали внимание на привычные для каждого ребенка выражения лица (морщит лоб, хмурится, делает плаксивую гримасу, опускает уголки губ, «строит» улыбку и т. д.). Мы считали, что для ребенка это не «штамп», а не всегда продуктивная невротическая «защита» и, исходя из теории взаимовлияния эмоций и мускульных движений (Сеченов И. М., 1863), в целях развития у детей эмоциональности, старались провоцировать у них произвольную подвижность мышц лица и всего тела.
«Пошумим!»
Как можно громче вместе покричим, пошумим. Сколько можно. А теперь послушаем себя: шум -— это приятно? Это весело? Страшно?
Реакции на проявления шума у детей были самые разные: для одних это было разрешение на уже известный и запрещенный опыт проявления себя, у других ассоциировалось с «плохим поведением». В отдельных случаях мы имели дело с тем, что ребенок воспринимал шум как опасность, и шумное поведение товарищей заставляло его тело сжиматься. Исходя из открытий, сделанных французскими специалистами в области детского психоанализа еще в двадцатых годах (Долго Ф., 1992), для ребенка шум — это важный сигнал о том, что мир живой, что Я есть. Позволить ребенку в безопасной ситуации иметь возможность шуметь — значит помочь ему снизить уровень его тревоги.
«Покричим — помолчим!»
Из этого родилась игра «Покричим — помолчим». Сначала пошумим, как можно громче и свободней. А потом — помолчим. Не «послушаем тишину», как это бывает, когда мы, думая, что воспитываем в ребенке хорошие манеры, предлагаем вникнуть в «красоту» тишины. Именно помолчим без всяких дополнительных заданий, чтобы ребенок имел возможность услышать свое тело, собственные страхи или удовольствия и, что нам представлялось очень важным, соприкоснуться с реакциями других, продолжая процесс собственной идентификации[22].
«Приятное — неприятное»
Вспомним что-нибудь веселое и выразим это лицом, руками, всем телом. А как это делают другие? Вспомним что-нибудь печальное,... злое... и т. д. Постараемся все вспомнить как можно подробней. Для этого можно задать несколько наводящих вопросов. Иногда ребенок, вспоминая неприятность, начинал плакать2. Это было очень ценно. В такой ситуации мы имели дело с дореагированностью и с наибольшей эмпатией со стороны других детей.
1 К возрасту 6 лет (в подготовительной группе) среди здоровых детей эта игра, как исключение, могла носить соревновательный характер, поскольку этому возрасту в норме свойственны игры по правилам (Осорина М. В., 1999). В таком варианте эта игра превращаюсь в «Замри — рассмешу!» (см. ниже).
Поиграем в неприятные и в приятные воспоминания, только теперь ничего не будем стараться выражать. И почувствуем, что происходит с нашим лицом, с нашим телом. В подобных играх мы обращали внимание на то, чтобы ребенок ничего не «изображал», а только вспоминал, как переживал реальное событие он сам или кто-нибудь из его близких. Чтобы проявления переживаний в игре были связаны с реальными событиями, с реальными переживаниями. Таким образом, в ситуации «здесь и теперь» отыгрывались эмоциональные реакции, связанные с прошлым, часто негативным, опытом.
Мы сидим в кругу на обычных стульях, на детских стульчиках или на ковре как можно удобней. Прошу детей поставить руку на колено, положить щеку на кисть руки и глубоко вздохнуть. Лица оказываются грустными и всплывают грустные воспоминания. А теперь упереться руками в свои колени, растопырить ноги и попробовать громко сказать: «Ой, как интересно!». Или откинуться немного назад, сложить руки на груди, посмотреть на всех «свысока» (презрительно) и сказать по очереди: «Надоели вы мне все!». И так далее.
Можно поиграть в возможность отгадать, какое настроение выражает тело другого ребенка, в каком он настроении. Или, к примеру, прошу детей ни на что не реагировать, постараться быть неподвижными, расположившись удобно и свободно, стоя, сидя или лежа, а сам начинаю смешить или пугать. При такой работе мы старались быть особенно осторожными, поскольку исходили из того, что во всех случаях, безусловно, дети должны были быть уверены в собственной безопасности.
Трудным для детей оказывалось проявление так называемых «негативных» переживаний. Когда родители или близкие «не советуют», а то и просто запрещают проявления гнева, зависти, ревности, злости и т. д., давая понять, что это плохо, недостойно человека, у ребенка повышается уровень тревоги и внутреннего напряжения, а неудовольствие жизнью загоняется внутрь детской души. При наличии согласия с близкими ребенка (это очень важно!) отреагированная (или Дореагированная) в безопасной игровой ситуации эмоция перестает быть причиной внутреннего конфликта. В играх с детьми в эмоции особое внимание уделялось экспрессивному компоненту, то есть выразительному комплексу эмоций, переживание которых в игровой Форме превращалось в реальный телесный, мышечный опыт.
У любого из нас изменение эмоциональной реакции связано с различными изменениями функций организма, и у всех людей это происходит сходным образом[23]. Мы обратили внимание на то, что среди негативных переживаний есть явно направленные внутрь, на себя, такие, к примеру, как обида, стыд, страх; а есть переживания, направленные явно вовне: злость, ненависть, неприязнь и т. д.
Проблемы проявления переживаний — это одна из самых малоизученных сторон психической деятельности человека и они требуют дальнейших исследований. «Положительные» и «отрицательные» переживания часто понимаются как одобряемые и неодобряемые, «полезные» и «вредные», хорошие и плохие, то есть обусловлены всякого рода оценками. Исхожу из того, что переживание есть реакция, то есть непосредственный сигнал на положительные или отрицательные для данной личности факторы. Сама по себе эта реакция не может быть оценена ни как «положительная», ни как «отрицательная».
«Жарко — холодно, вкусно — невкусно, сладко — солено, тесно — просторно, высоко — низко»
В этих играх основной мишенью были не столько переживания, сколько разнообразные телесные ощущения, связанные с переживаниями (приятно — неприятно). Это нам представлялось особенно важным, поскольку речь шла о координации всей психической деятельности ребенка и прежде всего — о связи моторной сферы с формированием системы эмоционального реагирования, что соотносится с выводами «Страшные морды!»
Одной из важных игровых техник стала работа со страшными масками. Страшные пугающие маски Черта, Бабы-Яги, Волка, Кикиморы и т. д. Эта работа требовала тщательной подготовки и особенного внимания[24]. Мы взяли за исходное, что сказочные персонажи, такие как Баба-Яга, Черт, есть неосознаваемые проявления запрещенных негативных реакций, прежде всего, на мать и на отца[25]. Маска представляет собой страшную физиономию. Очень важно, что маска закрытая (слепая), то есть в ней не прорезаны глаза, ребенок не видит, как меняется отношение к нему, как пугаются его, когда он в маске. Он видит иной взгляд на себя только тогда, когда снимает маску. Кроме того, надетая маска — это уже завязанные глаза, уже преодоленный страх не только самой маски, но и темноты, поскольку ребенок в маске оказывается в полной темноте. Темнота, представление о темноте, это возможность соприкоснуться с переживаниями страха смерти. Далее могут быть разнообразные игры в масках и с масками, связанные с символическими выражениями страха и различными ощущениями тела в пространстве.
Катя П. очень застенчивая, тихая девочка. Маленького роста. Производит впечатление самой безобидной и беззащитной. Сережа М., наоборот, мальчик задиристый, агрессивный и, прежде всего, по отношению к девочкам. После больших колебаний Катя надевает маску. Сережа подбегает и хлопает ее по плечу со словами: «А ты, оказывается, страшная?!». Когда Катя снимает маску, она видит глаза, направленные на нее с совсем другим выражением и отношением.
Процесс дезактуализации страха происходит и в ситуации, когда маску уносят из группы. В этом случае ребенок как бы говорит: «Вот, оказывается, чего я боялся!».
Считаю необходимым заметить, что если исходить из глубинной связи мышечных движений и эмоциональных переживаний, то можно сделать вывод, что работа нашего вестибулярного аппарата связана с переживаниями уверенности и неуверенности. Как и вся наша жизнь, есть жизнь тела во времени и в пространстве.
III. УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕННЫХ ФУНКЦИЙ ПСИХИКИ
Речь идет об укреплении и развитии некоторых видов памяти, координации двигательной активности при взаимодействии ребенка с другими детьми, а следовательно, о повышении самооценки. Использование этих игр и упражнений в работе с детскими группами определялось:
• возрастом (не раньше шести лет);
• групповой динамикой (не раньше, чем структурируется группа), то есть в четвертой фазе групповой динамики;
• конкретной ситуацией в группе на момент игры (минимальным уровнем эмоционального напряжения).
Ритмические игры («Колокол», «На галере» и др.)
Встаем в круг, беремся за руки и представляем себе, что мы — огромный и тяжелый медный колокол очень низкого тона. Желающий может стоять в центре и быть «языком» этого колокола. А кто-то другой — «звонарем», тем, кто раскачивает колокол. Очень медленно и, по возможности, ритмично мы «раскачиваемся», а «язык» в какой-то момент начинает ударяться в стенки колокола. И в ритм «ударов» мы представляем низко гудящий колокол. Другой вариант. То же самое, но колокол — более «тонкого звучания», меньшей массы и большей частоты ударов. Играть можно и в танцующих дикарей, и в кукушек, кукующих на разные лады, хлопать в ладоши, производить другие действия или звуки. Важно получать удовольствие от ритма, от возможности слышать других. Можно рассказать детям о старинных, очень маневренных военных кораблях, которые назывались галерами, о каторжных и рабах, прикованных цепями к банкам (скамьям) этих кораблей и о тяжелых и скользких от воды и ладоней веслах.
Гребля. Заносим весло медленно, загребаем сильно и быстро. А ритм можно задать только вначале и пусть он держится безо всяких дополнительных «команд». Или можно «нарушителю» ритма даже какое-нибудь смешное наказание придумать.
«Замри— рассмешу!»
Вся группа шумит, бегает, а по команде психотерапевта (или ведущего) все замирают неподвижно и беззвучно. В этом случае задача психотерапевта — рассмешить детей. Тот, кто рассмеялся, «вылетает». Важным дополнительным фактором в этой игре является поведение взрослого, который «строит рожи», кривляется и «валяет дурака».
«Кораблекрушение»
Игра представляет собой вариант детской игры «Третий лишний», в которой по команде ведущего надо занять свободный стул. Кто не успел — вылетает. В нашем варианте никто не остается без места. Все участники по команде ведущего занимают свободные места, которых каждый раз — на одно меньше. Можно подсесть к кому-нибудь на стул или на колени. Опять все встают. И все повторяется до тех пор, пока все не оказываются разместившимися на оставшемся одном стуле. В ситуационной игре «Кораблекрушение» символически отыгрывается страх смерти (гибели при кораблекрушении), возможность спастись и/или быть «утопленным» самому, спасти или «утопить» другого. Ни в каком случае не делается оценка поведения детей. Здесь даже речи не может идти о «воспитании» нравственности или обучении нормам взаимодействия с окружающими. Ребенок сам выбирает тот или иной способ поведения, исходя из собственных стимулов, потребностей и развивающихся взаимоотношений. Игра, как и все ранее описанные, предполагает спонтанное поведение ребенка. Только в этом случае, на наш взгляд, можно говорить о психологической коррекции системы непродуктивных психологических защит, о формировании моделей копинг-поведения.
По договоренности с группой детей на полу обозначается некое ограниченное пространство (остров, плот, лодка, другой корабль) и по команде ведущего все с криком и шумом «спасаются» с корабля. Таким образом, провоцируется конфликтная ситуация «борьбы за место». При повторении отыгрываются все фазы групповой динамики и в результате каждый ребенок спонтанно находит наиболее приемлемый для себя способ «спасения» при взаимодействии с другими.
«Невыполнимые задания»
Сидя в кругу, дети по очереди дают друг другу задание, которое совершенно невозможно выполнить и которое, тем не менее, необходимо выполнить здесь и сейчас. Очень важно, что взрослый ведущий играет наравне с детьми и тоже выполняет «самое невыполнимое» задание ребенка. Если оказывается, что ребенок не может, не хочет выполнять это задание, он вправе этого не делать. Любой из детей или ведущий могут сделать это за него, и это будет означать, что задание этим ребенком выполнено (может оказаться, что все задания вынужден выполнить психотерапевт). Важно, чтобы решение было не только вербализовано, но проиграно, то есть пережито телом, заложено в телесный опыт на виду у всей группы. В этом случае при всей совокупности взаимоотношений и взаимодействий внутри группы ведущим групповым феноменом является групповая индукция. В результате игры оказывается, что невыполнимых заданий в принципе не бывает, что речь идет только о решении. Как в старой французской поговорке: нет проблем, есть решение. Эта игра повышает самооценку детей, готовит их к непредвиденным ситуациям и развивает креативность, то есть дает возможность научить себя искать самые нестандартные решения, что, собственно, и есть основа самостоятельности и творчества.
Мой более чем двадцатилетний опыт использования этих игр показывает, что в них можно играть с детьми от шести лет до пожилого возраста, что очень важно при работе с родителями, прародителями и окружением детей.
Пример 1. Катя, гладя вверх, просит Петю пройти вокруг люстры по потолку. Мальчик задумывается, потом встает, отодвигает два стула и отмеряет шагами круг на полу. Видя наши удивленные взгляды, объясняет, что внизу, на первом этаже, в этом месте тоже люстра висит.
Пример 2. Женя просит Машу встать на голову. После короткой паузы Маша кладет его голову на пол и ставит на нее свою ногу.
Пример 3. Прыгни в окно! - говорит Саша своему соседу Вадику. Тот залезает на подоконник и прыгает с него в комнату на пол.
Пример 4. В группе взрослых пожилая женщина просит свою восемнадцатилетнюю соседку ударить ее со всей силы по лицу. Та смущенно отказывается это сделать. Тогда ведущий берет .маленький клочок газеты, подходит к пожилой женщине и под всеобщее веселье «бьет» ее по лицу клочком бумаги.
Пример 5. Ваня, свернись «в трубочку»! Ваня берет лист бумаги и заявляет: «Это я». После этого сворачивает лист «в трубочку».
Что происходит с человеком, когда у него возникает опасение, что он «не сделает» того, что, как он считает, необходимо сделать в той или иной ситуации? (Например, товарищ провалился под лед на реке, где вместе играли). Так давайте поиграем в разные «катастрофы». В различные экстремальные ситуации. Переход по узенькому мостику или скользкому бревну через глубокий овраг, прогулка в одиночку по ночному лесу или по улице, а еще лучше по кладбищу или какому-нибудь другому очень страшному месту, попадание в клетку к спящему льву, поиски клада, застревание в лифте, катание на воображаемых качелях и каруселях, падение в пропасть... кораблекрушение, пожар, обвал, взрыв, авария... Что угодно. Важно, что производятся физические действия, которые связаны с опытом ребенка и возможностью «обыграть» свое отношение к реальностям жизни, приобрести иной опыт в безопасной игровой ситуации. Попробуем в игре действовать так, как мы бы хотели действовать в реальности, как нам представляется более «по душе». И обнаруживаем, что либо наши страхи по поводу своего «неправильного» поведения были излишними, либо учимся вести себя иначе, находим приемлемый для себя вариант поведения, действия, «примеряем» его на себя, то есть как бы проверяем, а действительно ли мы могли бы действовать в реальной обстановке именно так? И если нет, то почему. Что могло бы нам препятствовать? Страх? Допустим. Страх чего? Далее — процесс актуализации этого «страха». Его выявление. Осознание. Обыгрывание. «Общение» с ним. Нейтрализация. Разрешение. Кстати, что такое «неправильное поведение»? Поведение, которое воспринимается окружающими людьми как не соответствующее обстоятельствам? Стоит сказать, что это может быть следствием искаженного восприятия самими «окружающими» того, что происходит. Опыт человечества имеет примеры, как целые народы, да не на один год, «заболевали» неправильным поведением. Это Же относится и к разного рода социумам. И уж, конечно, это вполне возможно в любой семье. Мы же — живые люди. Не боги.
Одно из наиболее ярких проявлений психического развития - детский рисунок. Лист бумаги, на котором еще ничего не нарисовано, может быть экраном, на который проецируется нечто. При наибольшей внутренней свободе и минимуме разного рода запретов и ограничений, есть границы листа, поля, на котором воспроизводится изображение. Есть ограниченные возможности инструмента, благодаря которому и при помощи которого создается рисунок. И, наконец, есть время, которое безжалостно и жестоко по отношению к мимолетным и хрупким проявлениям творчества. Образы, видимые внутренним зрением, проецируются на реальный лист бумаги, и в движении появляется изображение, создается новая реальность. Качество изображения зависит от внятности внутреннего сигнала, от душевного и физического самочувствия, от согласованности функций мускулатуры и вегетативной нервной системы с работой центральной нервной системы и от всей структуры внутреннего образного видения.
Поначалу рисунок ребёнка представляет собой округлую, без углов, линию (круговое «чирикание»), у которой нет определённых очертаний. Такой «рисунок» свойственен ребёнку в возрасте полутора-двух лет и связан с началом анальной стадии развития по З.Фрейду (1905), с первыми впечатлениями малыша о важном процессе взаимоотношений с горшком. На следующем этапе развитие моторных навыков позволяет рисовать угловатые линии, хотя пока тоже без конкретных очертаний. Именно в этот период происходит активное формирование второй сигнальной системы и вместе с «угловатым» рисунком могут появляться «угловатые» слова. При благоприятных условиях такое «творчество» свойственно возрасту двух-двух с половиной лет. На следующем этапе развития рисунок уже может напоминать некие «объекты», которые могут называться при этом самым неожиданным образом. Это период активной символизации и переработки значимых впечатлений. Здесь уже могут появляться намёки на человеческие лица, на человеческие фигуры («головоноги»), которые поначалу рисуются как бы «летящими». И только к возрасту 4—5 лет, то есть в эдипальный период по 3. Фрейду, здоровый ребёнок может с определённой долей условности нарисовать вертикально стоящую человеческую фигуру.