Психологическая характеристика детей с разными типами темперамента.
Вопросы для дифференцированного зачета по психологии
(преподаватель: Дробинина Наталия Ивановна)
Понятие темперамента. Теории темперамента. Психологическая характеристика детей с разными типами темперамента.
Темперамент - свойство личности, придающее своеобразную окраску всей деятельности и поведению людей.
Темперамент - это индивидуальные особенности человека, которые определяют динамику его психической деятельности и поведения.
Термин «темперамент» в переводе с латинского означает «надлежащее соотношение частей».
Теории темперамента
Гуморальная теория.
Еще в Древней Греции врач Гиппократ предложил концепцию темперамента. Темперамент зависит от соотношения четырех жидкостей организма и того, какая из них преобладает: кровь (по-латински «сангве»), слизь (по-гречески «флегма»), красно-желтая желчь (по-гречески «холе»), черная желчь (по-гречески «мелайн холе»).
Смесь этих жидкостей, утверждал Гиппократ, и лежит в основе основных типов темпераментов: сангвинического, холерического, меланхолического и флегматического.
Дав, в общем, правильное описание основных темпераментов, Гиппократ не мог дать научного их обоснования.
Конституционная теория.
Возникла в XX веке (Кречмер, Шелдон). Главная идея - установление связи темперамента с телосложением человека.
Шелдон утверждал, что тип телосложения зависит от того, как протекало внутриутробное развитие человека.
Кречмер соотнёс с типами строения тела определённые типы личности.
Физиологическая теория.
И.П. Павлов, изучая работу больших полушарий головного мозга, установил, что все черты темперамента зависят от особенностей высшей нервной деятельности человека.
Он доказал, что у представителей различных темпераментов изменяются типологические различия силы, уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга.
Различные соотношения указанных свойств нервных процессов были положены в основу определения типа высшей нервной деятельности.
В зависимости от сочетания силы, подвижности и уравновешенности процессов возбуждения и торможения И.П. Павлов выделил четыре типа нервной системы, которые соответствуют четырем темпераментам:
1. Сангвиник - сильный, уравновешенный, подвижный.
2. Флегматик - сильный, уравновешенный, малоподвижный
3. Холерик - сильный, неуравновешенный.
4. Меланхолик - слабые процессы возбуждения и торможения.
Психологическая характеристика детей с разными типами темперамента.
Дети – сангвиникиобладают сильной, подвижной, уравновешенной нервной системой. Дл таких детей характерно преобладание хорошего настроения. Они жизнерадостны. На положительные стимулы реагируют громким смехом, на отрицательные – громким плачем. Все внутренние переживания у них проявляются внешне. Дети – сангвиники с удовольствием берутся за новое дело. Они стремятся к новизне. Но охотно принимаясь за новое дело, они нуждаются в постоянной внешней ситуации и контроле взрослого, поскольку устают от однообразия. Для таких детей характерна высокая работоспособность, но только если есть интерес. Они легко устанавливают контакты с другими детьми, быстро находят товарищей. Сангвиника легко дисциплинировать. Речь у таких детей громкая, энергичная, ее темп быстрый.
Дети – флегматикиимеют сильную, уравновешенную, но малоподвижную нервную систему. Они выражаются низкой эмоциональностью, невыразительной, бедной мимикой. Негромко смеются и тихо плачут. Для них характерны высокая работоспособность, умение делать все тщательно. Навыки и привычки у них очень устойчивы, формируются крайне медленно. Они предпочитают играть в одиночку и в спокойные игры. Легко дисциплинируются в привычной обстановке, болезненно переживают ее нарушение, а так же нарушение режима дня, стереотипов. Плохо сходятся с другими детьми, однако отличаются значительной избирательностью и устойчивостью во взаимоотношениях. Характерна медленная, негромкая, с длительными паузами речь.
Дети – холерики имеют сильную, подвижную, но неуравновешенную нервную систему с преобладанием процесса возбуждения над торможением. У них часто меняется настроение. Эмоции имеют крайние проявления: они не плачут, а рыдают, не улыбаются, а хохочут. Холерики очень бурно реагируют на внешние раздражители, они несдержанны, нетерпеливы, вспыльчивы, легко возбуждаются. У них выразительная мимика, порывистые жесты. Такие дети очень активны, предпочитают подвижные игры. Наблюдается повышенная склонность к общению, но поверхностному. Навыки формируются долго, с трудом перестраиваются. Этих детей трудно дисциплинировать, они часто нарушают правила. Чувствительны к нарушению режима дня. Речь – быстрая, сбивчивая, нередко непонятная.
Дети – меланхолики со слабой нервной системой очень ранимы, долго помнят и переживают обиды, нередко подвержены страхам. Такие дети способны сопереживать другому, чутко улавливать настроение, выраженное в произведениях искусства. Их интересы, привычки, привязанности устойчивы. Они очень медлительны. При нарушении режима дня быстро наступает переутомление. Ребенок нуждается в длительном отдыхе для восстановления сил. Предпочитает одинокие игры, к общению со сверстниками не стремится, его отличает большая избирательность в выборе партнера и устойчивость взаимоотношений. Речь ребенка очень тихая, невыразительная.