Развитие памяти в дошкольном возрасте.
В дошкольном возрасте главным видом памяти является образная. Ее развитие и перестройка связаны с изменениями, происходящими в разных сферах психической жизни ребенка, и прежде всего в познавательных процессах - восприятии и мышлении. Запоминание и воспроизведение проходят быстро, но бессистемно. Ребёнок «перескакивает» с одного признака предмета или компонента ситуации на другой. В памяти он часто удерживает второстепенное, а существенное забывает.
У дошкольника значительно изменяется содержание двигательной памяти. Движения становятся сложными, включают несколько компонентов. Движения осуществляются на основе сформированного в памяти зрительно-двигательного образа.
Словесная память дошкольника интенсивно развивается в процессе активного освоения речи при слушании и воспроизведении литературных произведений, рассказывании, в общении со взрослыми и сверстниками. Воспроизведение текста, изложение собственного опыта становится логичным, последовательным.
На протяжении всего дошкольного возраста преобладает непроизвольная память. У дошкольника сохраняется зависимость запоминания материала от таких его особенностей, как эмоциональная привлекательность, яркость, озвученность и пр.
Важнейшее изменение в памяти дошкольника происходит примерно в четырехлетнем возрасте. Память ребенка приобретает элементы произвольности.
В старшем дошкольном возрасте память постепенно превращается в особую деятельность, которая подчиняется специальной цели запомнить. Ребенок начинает принимать указания взрослого запомнить или припомнить, использовать простейшие приемы и средства запоминания, интересоваться правильностью воспроизведения и контролировать его ход.
Ребенок осознает и использует некоторые приемы запоминания, выделяя их из знакомых видов деятельности. При специальном обучении и контроле со стороны взрослого дошкольнику становятся доступными логические приемы запоминания, в качестве которых выступают мыслительные операции.
Память все больше становится подконтрольной самому ребенку.
Важным моментом в развитии памяти дошкольника выступает появление личных воспоминаний. В них отражаются существенные события из жизни ребенка, его успехи в деятельности, взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Особенности развития памяти в дошкольном возрасте:
· преобладает непроизвольная образная память;
· память, все больше объединяясь с речью и мышлением, приобретает интеллектуальный характер;
· словесно-смысловая память обеспечивает опосредованное познание и расширяет сферу познавательной деятельности ребенка;
· складываются элементы произвольной памяти как способности к регуляции данного процесса сначала со стороны взрослого, а потом и самого ребенка;
· формируются предпосылки для превращения процесса запоминания в особую умственную деятельность, для овладения логическими приемами запоминания;
· по мере накопления и обобщения опыта поведения, опыта общения ребенка со взрослыми и сверстниками развитие памяти включается в развитие личности.
Понятие о мышлении. Классификация видов мышления. Операции и формы мышления. Развитие мышления в дошкольном возрасте.
Мышление - опосредованное и обобщенное познание окружающего мира.
Мышление - отражение закономерных существенных связей.
Исключительно важная особенность мышления - его неразрывная связь с речью. Выделяя нечто общее в предметах и явлениях окружающего мира, человек обозначает его словами. Речь является не только формой, но и орудием мышления.
Виды мышления.
- в зависимости от того, в какой степени мыслительный процесс опирается на восприятие, представление или понятие, различают три основных вида мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и абстрактное (логическое);
- по характеру протекания процесса мышления можно говорить об умозаключительном мышлении, которое проходит ступеньку за ступенькой, и интуитивное мышление, где окончательный результат достигается без знания или продумывания промежуточных этапов;
- если за основу брать характер результатов мышления, то мы можем иметь репродуктивное мышление и творческое мышление;
- мышление разделяется по действенности контроля на критическое и некритическое;
- в зависимости от направленности на практику или на теорию можно говорить о теоретическом и практическом мышлении.
Основные формы мышления.
1.Понятие - это форма мышления, в которой отражаются общие и существенные свойства предметов и явлений. Понятия бывают житейские и научные.
2.Суждение - это высказывание чего-либо о чем-то, утверждение или отрицание каких-либо отношений между предметами или явлениями.
Различают суждения истинные, ложные (ошибочные) и предположительные, а также единичные, частные и общие.
3.Умозаключение - форма мышления, позволяющая человеку сделать новый вывод из ряда суждений.
Различают два основных вида умозаключений - индуктивные и дедуктивные, или индукцию и дедукцию. Индукция - это умозаключение от частных случаев к общему положению. Дедукция - такое умозаключение, в котором вывод заключается от общего суждения к суждению единичному.
Мыслительные операции.
Сравнение - это сопоставление предметов и явлений с целью нахождения сходства и различия между ними.
Анализ - это мысленное расчленение предмета или явления на образующие его части или мысленное выделение в нем отдельных свойств, черт, качеств.
Синтез - это мысленное соединение отдельных частей предметов или мысленное сочетание отдельных их свойств.
Абстракция - это мысленное выделение существенных свойств и признаков предметов или явлений при одновременном отвлечении от несущественных признаков и свойств.
Обобщение – это мысленное соединение предметов и явлений на основе их общих и существенных признаков.
Конкретизация - это мысленное представление чего-либо единичного, что соответствует тому или иному понятии или общему положению.