Не подтвердившиеся к 2001 году
Фреймовая модель представления знаний
Понятие фрейма, его структура, классификация фреймов
Термин фрейм (от английского frame, что означает "каркас" или "рамка") был предложен Марвином Минским [Минский, 1979], одним из пионеров ИИ, в 70-е годы для обозначения структуры знаний для восприятия пространственных сцен. Эта модель представляет собой систематизированную психологическую модель памяти человека и его сознания.
Фрейм — это некоторая структура для представления знаний, которая при ее заполнении соответствующими значениями превращается в описание конкретного факта, события или ситуации.
Написал книгу «Персептроны» (с Сеймуром Папертом), ставшую фундаментальной работой для последующих разработок в области искусственных нейронных сетей. Привёл ряд своих доказательств теоремы сходимости перцептрона. Содержащаяся в книге критика исследований в этой области и демонстрация необходимых для этого вычислительных ресурсов считается причиной утраты интереса к искусственным нейронным сетям в академических статьях 1970-х годов.
Минский был консультантом фильма Космическая одиссея 2001 года. КОАН.
Прогнозы фильма:
Подтвердившиеся
- Функционирующие поныне компании («Би-Би-Си», «IBM», «Аэрофлот», сеть отелей «Хилтон»).
- Профилирование и специализация телевизионных каналов («Би-Би-Си» в фильме имел по крайней мере 12 тематических каналов).
- Увеличение адресации телефонных номеров.
- К 2001 году компьютер смог победить человека в шахматы.
- Биометрическая идентификация человека (в фильме представлена идентификация по голосу).
- Плоские экраны мониторов на основе жидких кристаллов или плазменных панелей.
- Карманные персональные компьютеры.
- Магнитные кредитные карты, используемые в банкоматах.
- Использование микроволновых печей.
Не подтвердившиеся к 2001 году
- Достижения человека в космосе:
- По крайней мере две колонии людей на Луне.
- Исследование людьми дальнего космоса (за пределами орбиты Марса).
- Коммерческие рейсы в космосе (первые коммерческие полёты частных компаний выше стратосферы начались чуть позже).
- Исследование Юпитера многочисленными автоматическими станциями.
- Космические станции на орбите не достигли таких размеров и численности персонала, как это представлено в фильме.
- Термоядерные или ядерные двигатели для ракет не были созданы (вернее были, но в серию не пошли).
- Искусственная сила тяжести на космических кораблях, возникающая из-за вращения.
- Искусственный интеллект, способный осмысленно общаться с людьми на естественном языке.
- Существование сверхдержавы СССР.
- Не функционировавшие к 2001 году компании и организации: Bell Labs, PanAm.
- Технологии, позволяющие вводить человека в состояние анабиоза.
- Использование перфокарт для хранения информации.
http://www.kubrick2001.com/
Фрейм - это абстрактный образ для представления некоего стереотипа восприятия.
В психологии и философии известно понятие абстрактного образа.
Например, произнесение вслух слова "комната" порождает у слушающих образ комнаты: "жилое помещение с четырьмя стенами, полом, потолком, окнами и дверью, площадью 6-20 м2".
Из этого описания ничего нельзя убрать (например, убрав окна, мы получим уже чулан, а не комнату), но в нем есть "дырки" или "слоты" - это незаполненные значения некоторых атрибутов - например, количество окон, цвет стен, высота потолка, покрытие пола и др.
В теории фреймов такой образ комнаты называется фреймом комнаты.
Фреймовую модель можно считать более специализированной по отношению к сетевой. Она основана на принципе кластеризации (фрагментация) знаний.
Основной структурной единицей фрейма является слот.
Традиционно структура фрейма может быть представлена как список свойств:
(ИМЯ ФРЕЙМА:
(имя 1-го слота: значение 1-го слота),
(имя 2-го слота: значение 2-го слота),
. . .
(имя N-го слота: значение N-го слота)).
Ту же запись можно представить в виде таблицы, дополнив ее двумя столбцами.