Направления исследования аналогии
Одна из важнейших проблем инженерии знаний— приобретение знаний. Под приобретением здесь понимается получение знаний в виде, пригодном для их использования компьютерами, поэтому многие исследователи указывают, что ключом к знаниям является теория и методология машинного обучения. В общем случае машинное обучение включает приобретение новых декларативных знаний, систематизацию и хранение новых знаний, а также обнаружение новых фактов. Среди указанных форм обучения аналогия, о которой будет идти далее речь, связана, и частности, с проблемой машинного обнаружения новых фактов.
Под новыми фактами мы будем понимать факты, которые дедуктивно не выводятся из некоторых существующих знаний. Получение новых знаний также рассматривалось выше в отношении к индуктивному выводу . В общем случае при индуктивных выводах по заданным данным создается гипотеза, их объясняющая, а с помощью дедукции из этой гипотезы можно вывести новые факты. С другой стороны, при аналогии новые факты предсказываются путем использования некоторых преобразований уже известных знаний.
Индукция и аналогия крайне необходимы при обработке интеллектуальной информации, и поэтому желательно изложить основы их совместного применения. Шапиро ввел строгую формализацию индуктивных выводов в части вывода моделей с использованием логики предикатов первого порядка; в теории индуктивных выводов есть заметные успехи.
С целью обзора исследований аналогии, проведенных до настоящего времени, выделим два типа аналогии: для решения задач идля предсказаний. Аналогия первого типа применяется главным образом для повышения эффективности решения задач, которые, вообще говоря, можно решить и без аналогии. Например, благодаря использованию решений аналогичных задач в областях программирования и доказательства теорем можно прийти к выводам о программах или доказательствах. С другой стороны, используя аналогию для предсказаний, благодаря преобразованию знаний на основе подобия между объектами можно сделать заключение о том, что, возможно, справедливы новые факты. Например, если объектами аналогии является некая система аксиом, то знаниями могут быть теоремы, справедливые в этой системе. При этом, используя схожесть между системами аксиом, можно преобразовать теорему в одной из систем в логическую формулу для другой системы и сделать вывод о том, что эта формула есть теорема. Другими словами, аналогия используется и для решения некоторых строго сформулированных задач и для предсказаний, а также для приобретения не заданной ранее информации.
Примером использования метода приобретений знаний по аналогии может служить система доказательства теорем. При этом общая схема вывода выглядит следующим образом.
Рис. 3 Стратегия абстрагирования.