Соотношение осознаваемых и неосознаваемых механизмов в личностной организации времени 9 страница
Часто переживание ускорения внутреннего времени сопровождается ощущением необходимости последующей расплаты, причем платит человек за короткий промежуток ускоренного времени тоже временем, временем своей жизни (это стоило мне нескольких лет жизни и многих седых волос). Иногда расплата осуществляется негативными ощущениями психологического и физиологического плана (потом со мной была истерика).
(Н. Б., жен., фармацевт, 28 лет. «Я ехала с ребенком на машине, и тут произошло столкновение с грузовиком. За какие-то доли секунды было столько мыслей о ребенке, как его спасти, хотелось закрыть его своим телом, ужас... Все обошлось, мы отделались только испугом. Но все равно потом во всем теле ощущалось напряжение, внутренняя дрожь, сердце стучит, руки трясутся. И еще долгое время эта история вызывала те же ощущения».)
Высокая плотность. Переживание растянутости внутреннего времени сопровождается обилием мыслей и чувств, а также выраженной двигательной активностью, с помощью которой человек старается избежать гибельного воздействия и восстановить нормальные отношения с внешней средой.
7 Зак.3844
194 Активность личности как жизненная темпоральная система___
• (С. К., жен., концертмейстер, 20 лет. «Я шла через железнодорожный мостик по шпалам. Вдруг вижу впереди поезд. И слышу сзади гудок — навстречу тоже идет поезд. Отойти некуда, спрыгнуть невозможно — высоко. Я побежала вперед, чтобы успеть до конца мостика и там спуститься. Я боялась не успеть, поэтому показалось, что мостик очень длинный и что время вдруг побежало. Казалось, что бегу очень долго. Но я успела и добежать, и перевести дыхание».)
Очень много подобного рода примеров собрал Н. А. Носов [88]. Он объясняет их, исходя из собственной концепции, переходами человека из нашей реальности в реальность другого уровня, необыденную реальность, в которой действуют другие законы природы, точнее, выпадением человека на некоторое время «из константной реальности в виртуальную». И в его примерах, и в случаях, описанных нашими испытуемыми, переживание ускорения внутреннего времени часто сопровождалось ощущением замедленности времени внешнего (поезд словно замедлил ход) или более длительным переживанием короткого события (мне казалось, что я бегу очень медленно, просто перебираю ногами в воздухе). При высокой плотности переживания, вместе с ускорением внутреннего времени также возрастают энергетические траты организма, что может сопровождаться последующей отдачей и необходимостью отдыха.
Иногда испытуемые отмечают у себя развитие физических способностей в момент субъективно ускорившегося времени (силы, гибкости, меткости, выносливости).
(П. С., жен., фельдшер, 23 года. «Мы с подругой шли в гости, и к нам пристали незнакомые парни. Как только я их увидела, я очень испугалась и, себя не помня, забыв про подругу, перепрыгнула через забор. Когда пришла в себя, удивилась — он в полтора раза выше меня. О времени не думала, это произошло мгновенно:
я здесь — и вот я уже там, никто не успел отреагировать».)
В ряде случаев ускорение внутреннего времени происходит не инстинктивно, по причинам внешним (угроза жизни), а возникает в ответ на внутренние потребности человека выйти за пределы отмеренных ему возможностей. Здесь мы встречаемся с фактами личностной активности человека как субъекта жизни по преобразованию окружающей ситуации в соответствии с поставленными им целями. Такие случаи сопровождаются активацией способностей уже не только физического плана, но и когнитивных, творческих.
(А. К; жен., режиссер. 21 год. «Когда я сдавала госэкзамены, то не успела написать диплом. И вот в ночь перед защитой я села за работу. Написать эту работу за одну ночь было просто нереально. Время тянулось мучительно медленно, мысли путались. Но все же к утру я написала 150 стандартных листов без единой
___________ Глава четвертая .____________. 195
ошибки. В итоге моя дипломная работа была признана лучшей на курсе».)
Интересно, что после подобных случаев некоторые испытуемые отмечали не состояние упадка сил, а, наоборот, подъем, радость, гордость за себя, за выполненную работу.
ЭНЕРГЕТИКА ПЕРЕЖИВАНИЯ. Даже в относительно простых и хорошо известных науке феноменах психологического времени появляется очевидная связь внутреннего времени и энергии, точнее, энергетики организма.
И в нашем исследовании большинство описаний включало именно такие случаи. С одной стороны, тяжелые стрессовые ситуации, требующие больших энергетических затрат со стороны организма и психики (операция, болезнь), могут сопровождаться феноменом ускорения времени (чаще, впрочем, воспринимаемым как замедление самим испытуемым). С другой стороны, ускорение времени без всяких видимых причин (один-единственный случай в нашем исследовании) вызывает тяжелое состояние организма, словно человеку пришлось потратить массу сил и энергии на это неожиданное ускорение своих внутренних часов.
(А. Б., муж., милиционер, 25 лет. «Находился на дежурстве по маршруту патрулирования, объезжали Театр оперы и балета. Мне показалось, мы объезжаем его целый час, хотя на самом деле ехали секунд 10-15. В это время я почувствовал тяжесть, давление. Чтобы уменьшить эти чувства, наклонился в сторону поворота и спросил: „Почему мы ездим по кругу, и какой это по счету круг?" После моего вопроса все рассеялось и ко мне вернулось обычное состояние».)
При средней и высокой плотности переживаний связь внутреннего времени и энергетики организма выступает отчетливее. Ускорение времени ведет к повышению энергетических затрат организма (последствия, например, как после сильной физической нагрузки — усталость, напряжение, мышечная дрожь). Но в случае средней плотности энергетические траты связаны именно с изменением темпорального хода, а не с мышечной работой, поскольку растянувшийся промежуток времени не заполнен действиями и движениями. Интересно, что сами испытуемые мгновения ускоренного времени часто связывают с последующим укорочением времени жизни. Это любопытно, поскольку автор концепции внутреннего времени И. Пригожий понимал под внутренним временем человека возраст. И многие люди интуитивно это чувствуют, связывая время своей жизни и с внутренним ритмом биологических часов бесхитростными утверждениями («я заплатил за это несколькими годами жизни»), и с общей энергетикой организма — здоровьем («на этом я потерял остатки своего здоровья»). Интересно, в социальных представлениях славян ускорение и замедление времени однозначно
196 Активность личности как жизненная темпоральная система __
связывалось с магическими действиями, например, существовал прием концентрации времени, его магический эффект «определялся сжатием годового времени до одного момента, свертывание его в „клубок"» [НО]. В подобных представлениях народная мысль представляла время скорее в форме энергетической субстанции (которую можно сжать, растянуть и тем самым добиться магического воздействия на физический мир), нежели реляции.
СВОЙСТВО 2. ПОЛУЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ ИЗ ДРУГОГО ВРЕМЕНИ (будущего или прошлого).
Сюда мы отнесли четыре вида случаев: предчувствие опасности, получение нейтральной информации из будущего, феномен дежа вю «это уже было» и воспоминание информации о далеком прошлом. В общем и целом, все эти явления можно разделить на 2 большие группы: подтверждающие гипотезу о существовании обратного хода времени (из будущего в прошлое) и отвергающие ее (стрела времени). Разумеется, сами испытуемые не выражали свои мысли в таких категориях, они просто инстинктивно придерживались одной из концепций.
Стрела времени. Испытуемые этой группы, описывая случай, по собственной инициативе подчеркивали, что «время обратно течь не может». Давая определение времени (одно из заданий нашего опросника), отмечали такие его свойства, как необратимость, направленность в будущее. «Время — это то, что быстро летит и не возвращается назад. Стрела времени. — Ш. Т., учительница, 40 лет».
Однако, несмотря на такую категоричность, респонденты или описывают единичные случай предсказания грядущих событий, или даже полагают, что могут делать это постоянно. Часто их ощущение будущего развития событий появлялось в момент, предшествующий опасности. Такое предвидение обычно рассматривается как инициированное будущими негативными происшествиями (предчувствие опасности).
(В. Б., муж., журналист, 30 лет. «Я стоял самым первым в очереди на пригородный автобус. Подошел автобус. Неожиданно я вышел из очереди. Люди сели, автобус уехал. „Что это со мной?" — я покрутил пальцем у виска и поехал на следующем. Едва мы отъехали, как открылась картина тяжелой аварии первого автобуса. Если бы я на нем поехал, то мог быть ранен или хуже».)
Такие случаи описываются очень часто в научной и популярной литературе [83, 88]. Другие случаи более естественны. Человек просто глядит на какой-то предмет и видит, что с ним будет дальше. Никакой пользы или вреда для самого человека от этого знания нет, и использовать его на практике онне может.
_________________'Глава четвертая_____ ___ _197
(Н.П., жен; учитель, 29 лет. «Иногда я могу предсказать то, что впоследствии может произойти; для этого мне достаточно посмотреть на какой-то предмет. Недавно я смотрела на зеркало и подумала, что оно разобьется, и оно на следующий день разбилось».)
То же относится к получению информации из прошлого. Хотя по своей инициативе никто из наших респондентов таких случаев не описал, но после наводящих вопросов некоторые охотно рассказали и о таких явлениях, которые испытуемые этой группы объясняли прошлыми жизнями или памятью предков, в этих случаях стрела времени остается необратимой: («был кем-то я тогда, поэтому мне постоянно и снится Египет»),
Обратный ход времени. Представление о нем более распространено. В объяснениях способностей и в описаниях случаев у испытуемых явно прослеживалось представление о существовании обратного хода времени. Давая определение времени, они подчеркивали такие его свойства, как обратимость, возвращение назад, движение по кругу. «Время уходит далеко-далеко, за ним невозможно угнаться; потом оно возвращается к нам, но снова бежит вперед; (...) это время переживает кто-то другой, и начинается все снова и снова, как цепная реакция. — Ж. К., учительница, 20 лет». Предвидение будущего у таких испытуемых больше напоминало феномен «дежа вю», также свойственный представителям этой группы («со мной бывают такие моменты, когда я что-то думаю и мне приходит мысль, что это уже со мной было»: — М. Ш., жен., фельдшер, 25 лет).
(Е. П., жен., инспектор отдела кадров,25 лет. «Когда-то в детстве я увидела, как солнечный мягкий свет падает в комнату через окно; чувство уюта, чистоты, свежести и спокойствия охватило меня. Я даже не знаю, было ли это наяву, сначала я думала, что это вообще был сон. А однажды я переехала в новую квартиру и увидела эту картинку на самом деле, и то же ощущение повторилось. И тогда я вспомнила случай из детства».)
Впрочем, испытуемые этой группы описывают и другие варианты предвидения будущего: и в момент опасности, и как постоянное свойство («я могу предсказывать будущее»). При получении информации из прошлого они склонны объяснять это реальным путешествием в прошлое своего духа, души, астрального тела («наши шаманы умеют улетать в прошлое и там видеть, что с человеком было или с его предками»).
Но главное отличие между представителями этих групп (кроме того, что они разделились в соответствии с существующими физическими концепциями) заключается не в случаях (которые почти схожи) и не интерпретации последних (которую еще и мы проинтерпретировали), а в структуре их внутреннего времени, выявляе-
198 Активность личности как жизненная темпоральная система _
мой с помощью наших методов. У представителей второй группы (считающих, что время движется по кругу) их внутреннее время и на самом деле круг; образная трансспектива их времени (временная линия) образует окружность или полукруг. Располагая образы своего прошлого, настоящего и будущего по пространству воображения, они замыкают их последовательность в кольцо: например, картины отдаленного будущего заходят за спину и там постепенно приближаются к месту, где находится точка ноль, — их самый давний образ из прошлого (есть варианты полукруга, или замыкания в кольцо только линии будущего, или только линии прошлого). Рисуя время на бумаге (одно из заданий нашего опросника — методика Н. Ю. Григоровской), они также изображают его как круг или (реже) спираль.
У представителей первой группы (разделяющих гипотезу стрелы времени) внутреннее время — прямая. Их трансспектива — как стрела, образы следуют друг за другом, образуя прямую линию:
например, картины прошлого начинаются за спиной, приближаются, обхватывают человека настоящим и образами будущего уходят строго вперед. При рисовании времени на бумаге респонденты также предпочитали прямые линии (прямая, ломаная и др.).
Современная физика так и не ответила на вопрос: возможен ли обратный ход времени. Существование стрелы времени (почему время вообще движется) объясняют трояко. Первое объяснение связывает ход времени с расширением Вселенной (когда она начнет сжиматься, время изменит знак — и, возможно, мы еще раз проживем свои жизни, но уже вспять). Уравнения теории относительности и квантовой механики инвариантны относительно изменения хода времени [36], так что если время поменяет знак во всей Вселенной или в какой-то ее части — ничего не изменится, мир продолжит существовать, и все законы физики в нем будут действовать. Оставаясь в рамках теории относительности, время также может изменить свой знак при переходе светового барьера. Если скорость системы станет выше скорости света (с), то время в такой системе приобретет также отрицательное значение и потечет в обратную сторону. Впрочем, такой феномен возможен только гипотетически, а предсказанные сверхсветовые частицы — тахионы (которые теоретически и должны обладать предсказанным темпоральным свойством) — пока не обнаружены.
Такой феномен внутреннего времени личности (обращение хода времени через увеличение скорости системы до, возможно, сверхсветовой) был описан религиозным философом П. А. Флоренским. По его мнению, подобное наблюдается в сновидениях, в которых иногда мы встречаемся с «возможностью времени течь с бесконечной быстротою и даже, выворачиваясь через себя самого, по переходе через бесконечную скорость, получать обратный ход, смысл
_____________ Глава четвертая__________.19?
своего течения» [119, с. 38]. С подобными сновидениями сталкивались многие из нас. В литературе же обычно приводится классический сон с опережающим отражением будущего события, которое продуцировало сновидение до своего возникновения. Спящий пережил в сновидении целый год или более французской революции, присутствовал при самом ее зарождении, участвовал в ней, а затем, после долгих и сложных приключений, с преследованиями и погонями, был, наконец, схвачен и приговорен к смертной казни, возведен на эшафот, голова его была уложена на плац и холодное острие гильотины уже ударило его по шее. В этот момент он проснулся оттого, что спинка железной кровати, откинувшись, ударила его по обнаженной шее [119]. Было бы естественно, если бы удар по шее вызвал такой сон после, но в описанном случае сон ему предшествовал, как будто бы спящий «знал», что с ним произойдет в ближайшее время, и его сновидение, выполняя предсказанную 3. Фрейдом охранительную функцию, стремилось подготовить его к будущему удару. «Таким образом, в сновидении Время бежит, и ускоренно бежит, навстречу настоящему, против движения времени бодрственного сознания. Оно вывернуто через себя, и значит, вместе с ним вывернуты и все его конкретные образы. А это значит, что мы перешли в область мнимого пространства» [119, с. 44].
Другое направление физики объясняет ход времени вторым началом термодинамики, однонаправленностью роста энтропии в этом мире, это объяснение полностью отвергает даже теоретическую возможность обратного хода времени (концепция И. Пригожина). Однако предвидеть будущее можно, и оставаясь в физических рамках этих теорий. Вселенная, по И. Пригожину, — телеологична, у каждого движения есть цель, а у субъекта движения есть представление и о собственной цели, и о движениях соседних объектов;
даже маленькие частички в опыте «ведут себя так, как если бы каждый элемент объема следил за поведением своих соседей и учитывал его с тем, чтобы играть нужную роль в общем процессе» [87, с. 18]. Применительно к человеку существуют свои теории, которые блестяще ложатся в данное представление о физической реальности, теория опережающего отражения П. К. Анохина в физиологии [13], системная психофизиология В. Б. Швыркова и Ю. И. Александрова [11, 128].
Третья гипотеза в физике утверждает, что никакого хода времени нет (а значит, любой возможен); прошлое, настоящее и будущее существуют одновременно в каком-то пространстве, ощущение времени порождается нашим движением по этому пространству, и только наше неумение двигаться в противоположную сторону мешает нам отправиться в прошлое (статичный подход). На уровне человека такой физической картине мира, может быть, соответст-
200 Активность личности как жизненная темпоральная система___
вует прекрасно разработанная теория индивидуального времени Н. Н. Брагиной, Т. А. Доброхотовой, часть феноменов которой возможна «лишь при наличии двух времен. Одно из них течет медленнее или быстрее (или даже в обратную сторону) относительно другого времени» [50, с. 194]. Доказательством существования обратного времени служит явление левшества и ряд феноменов, присущих левшам: обратное письмо, речь, зеркальное письмо и, самое главное, конечно, — это предвидение будущего (по их мнению, присущее только людям с левополушарными асимметриями).
В наших исследованиях мы не определяли асимметрии испытуемых, кроме видимой (какой рукой пишет), поэтому о связи правшества-левшества с предвидением будущего говорить не можем. Но в одном из ранних исследований (данные не опубликованы) мы проверяли связь структуры внутреннего времени (формы временной линии) со способностями испытуемых к осуществлению феноменов, описанных у Т. А. Доброхотовой и Н. Н. Брагиной и связанных с обратным ходом времени. Многие из испытуемых с округлыми временными линиями (замкнутыми в кольцо, полукруглыми, спиралевидными) задолго до нашего опыта умели писать левой рукой зеркальным письмом, легко и быстро произносить слова наоборот и т. д. Они случайно обнаружили у себя эти качества. Другие испытуемые с круговыми трансспективами научались этому прямо в процессе нашего эксперимента. Все это косвенно может свидетельствовать в пользу существования обратного хода времени. Однако нас разочаровал тот факт, что при большем или меньшем усердии все без исключения испытуемые (правши, левши, с прямыми временными линиями, с округлыми) спокойно обучались и писать зеркальным письмом, и читать такие тексты. Так же как и то, что выраженные правши часто считают, что они могут предсказывать будущее.
Приходиться признать, что есть два ответа на вопрос об обратном ходе времени, две формы обыденных представлений на этот счет, два способа предсказывать будущее; и есть две группы людей на очень глубоком (неосознаваемом психологическом и даже психофизиологическом) уровне испытывающие тяготение к одному из вариантов. Остановимся на этом.
ПЛОТНОСТЬ ПЕРЕЖИВАНИЯ. Может быть, невозможность выбрать один ответ связана с тем, что известные людям случаи получения информации из прошлого или будущего относились к ситуациям с низкой плотностью переживания. Возможно, при низкой плотности переживания слишком сложно разглядеть тонкие механизмы физического мира. Все описанные у нас случаи получения информации о будущем или прошлом также имели низкую плотность переживания феномена.
__ _^__ __Глава четвертая _______201
i Маленькая плотность в данном случае обозначает, что человек переживает «перенос во времени» только в субъективном плане (отсутствует и информационный уровень, физиологический и уж тем более физический). Отсутствует реальный перенос информации:
феномен «дежа вю» и большая часть предвидений ощущаются лишь в момент реализации (повторного переживания), и только тогда человек понимает, что «он это знал заранее» или «это уже было». Даже в описанном выше случае предвидения катастрофы автобуса, когда непонятное ощущение заставило человека выйти из очереди, все равно осознать акт предвидения он смог лишь тогда, когда увидел катастрофу первого автобуса. Кстати, при специальных попытках «предсказать будущее» (даже людьми, считающими это своей профессией) достоверность результатов также не велика и часто в процессе работы опускается к случайным величинам [75].
В связи с низкой плотностью переживания не приходится также говорить о связи способности к получению информации с личностной активностью. Увы, большинство случаев предвидения происходит спонтанно, без всякого желания или нежелания самих респондентов.
Средняя плотность предполагает информационный перенос и иллюзию присутствия (осязательные, зрительные, слуховые галлюцинации). В примерах предвосхищения у левшей (приводимых Т. А. Доброхотовой и Н. Н. Брагиной) иногда события достигают нужного уровня по одному из параметров (эффект присутствия), но «отсутствует подтверждение того, что «предвиденное» потом осуществилось в действительности» [50, с. 95], поэтому говорить о средней плотности не приходится. Переживанием с таким уровнем плотности можно считать разве что перенос в прошлое под гипнозом (т.н. гипнорегрессия). Загипнотизированный человек ощущает (видит, слышит и осязает) моменты прошлого, вспоминает забытую информацию; при регрессии в дородовое состояние он может даже физически принять форму эмбриона [45].
Высокая плотность, вероятно, должна вести к физическому переносу в прошлое или будущее (или хотя бы к полной иллюзии такого переноса). События с высоким уровнем плотности пока не зафиксированы.
ЭНЕРГЕТИКА ПЕРЕЖИВАНИЯ. Очевидной связи между энергетикой человека и предчувствием будущего не отмечено. Похоже, что явление предвидения не требует особых затрат энергии, его переживание не сопровождается ощущениями траты энергии (усталостью, болезнью и др.) и не вызывает выброса энергии. Далее, нет никакой энергетической разницы между движением вдоль потока времени (в будущее) и против (в прошлое). Отсутствует она и в описаниях наших респондентов, не наблюдается и при сеансах гипноза. Ощущение энергетических затрат при гипнотическом се-
202 Активность личности как жизненная темпоральная система
ансе или в сеансе самогипноза одинаково как при погружении в прошлое, так и в будущее. Возможно, это следствие того, что во всех зафиксированных случаях плотность переживания была очень маленькой; также не исключено, что с ростом плотности могут увеличиваться энергетические затраты.
СВОЙСТВО 3. АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ВРЕМЕНА.
Описания одновременного существования человека в двух временах (или пространствах-временах) встречались довольно редко. Мы разделили все такие переживания на 2 группы: «одновременное существование в 2-х реальностях» и «появление гостя из другой реальности». Поскольку случаев довольно мало, то установить связь с плотностью переживания сложно.
Типичный случай первого рода. Человек находится в нашей объективной действительности, осознает себя, что-то делает; но при этом ощущает, что он находится одновременно и в другом месте, переживает и воспринимает реальность другого плана, видит картины, слышит речь. При этом человек может мыслить и чувствовать себя сразу в двух реальностях
(А. В., жен., секретарь, 25 лет. «Я шла по улице. Вдруг мне показалось, что я попала в какую-то иную жизненную ситуацию, т. е. мимо меня проезжали машины, шли люди, и я как бы их замечала, но параллельно я была не здесь, помню то ли дом, то ли комнату, какие-то люди, разговор. В последующем я ощущала такое еще 5 или 6 раз».)
В других случаях человек, существуя в объективной действительности, адекватно воспринимая ее и осознавая себя, встречает в ней живое существо или неодушевленный предмет, на его взгляд, не принадлежащий этой реальности. При этом сам человек, ощущая себя «здесь и сейчас», одновременно визуально и аудиально воспринимает и этот объект. Иногда после такой встречи остаются какие-то материальные следы (открытые двери, цветок), которые, впрочем, на наш взгляд, не существенны, поскольку могут быть случайным совпадением. Скорее всего, реальность другого времени — виртуальна (в терминах Н. А. Носова [88]), точки ее пересечения с нашим миром не велики, а возможность оставить явные материальные следы — мала. Другие люди или не замечают этот объект, или же не обращают на него внимания, хотя под влиянием переживающего могут воспринять следы его пребывания. Плотность переживания, скорее всего, близка к средней.
(М. К., жен., воспитательница, 22 года. «Я шла по улице и вдруг увидела необычную женщину лет 30-ти. Она была одета в старинное длинное, пышное черное платье, а на ее голове была черная шляпка-таблетка, лицо прикрыто вуалью. У женщины были черные волосы, собранные сзади в пучок, и такие же черные глаза. В общем, не заметить ее было трудно. Я остолбенела.
_ ________ ___ Глава четвертая____________ 203
Постепенно немного придя в себя, я увидела, что по тротуару туда-сюда снуют прохожие и как будто совершенно не замечают женщину. Я обошла вокруг нее, она внимательно за мной наблюдала. Я немного прошла вперед и оглянулась. Женщина приложила к губам указательный палец и сказала мне: "Никогда в жизни не оглядывайся". Я быстренько отвернулась, и тут подошла моя подруга и сказала, что никакой женщина она не видела».)
Свойство «существовать в двух временных реальностях» поддается тренировке и может быть связано с организацией личностью своего времени. В таких ситуациях человек и тренирует это свое свойство сознательно, и в последующем активно использует это в собственной деятельности, направленной на достижение каких-то внутренне поставленных целей. В наших исследованиях встречались единичные случаи такого рода.
(К. А., жен., научный работник, 58 лет. «Когда родились дети, мне стало совершенно не хватать времени на научную работу;
то одно, то другое отрывало меня от письменного стола. Тогда я стала развивать теоретическое мышление, способ существовать в двух временных режимах: в одном я все время отрываюсь, помешиваю кашу, успокаиваю детей, говорю по телефону, — а в другом, параллельно, продолжаю работать над статьей, потом сажусь и записываю».)
С физической точки зрения объяснить это свойство внутреннего времени можно двояко: оставаясь в рамках реляционного подхода — существованием скрытых времяподобных измерений, в которые человек может проникать из своего внутреннего пространства;
а исходя из субстанциального подхода — способностью личности самостоятельно вырабатывать эту гипотетическую субстанцию — время. Подробнее обо всем этом мы поговорим, обсуждая другое темпоральное свойство, до сих пор не встречавшееся нам в психологической литературе.
СВОЙСТВО 4. ПОЯВЛЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ВРЕМЕНИ.
В нашей работе такое явление встречалось в единичных случаях и только при достаточно значимой плотности переживания события. Возможно, феномен «дежа вю» («это уже было»), помещенный нами в раздел, касающийся обратного хода времени, мог бы иллюстрировать это свойство с очень низкой плотностью переживания, однако это только предположение.
В нашем случае респондент описывает ситуации, когда он, прожив определенный временной промежуток до какого-то этапа, неожиданно как бы оказывался в прошлом и проживал это время еще раз. Нами выделены две важные черты этого переживания. Первая — способность проявляется только при ситуациях, когда напряженность внутренней жизни человека очень велика и к какому-то моменту достигает огромного напряжения в ситуации дефи-
204 Активность личности как^^цзне^^ая^^е^ип^альная^сцстое.иа
цита внешнего времени («готовит диссертацию к защите», «дописывает роман»), а ритм внешней жизни не выражен, т. е. вовне с человеком практически ничего не происходит, или происходят одни и те же привычные в своей обыденности события (завтрак, обед, ужин), среди которых впоследствии невозможно выделить ни одно, которое могло бы служить точкой отсчета. Второе — это феномен личностного времени: от начала и до конца человек живет, мотивированный внутренними проблемами, которые перед ним никто не ставил, кроме него самого. Здесь хрупкое равновесие, установившееся между человеком и миром, разрушает не мир, а собственная активность человека, стремящегося к личностным целям, и достаточно было бы от них отказаться, как мгновенно был бы восстановлен гомеостаз. Но тогда человек перестал бы быть субъектом.
(К. В., жен., аспирант, 29 лет. «Я готовила проект на конкурс, тогда мне казалось что важнее этого ничего быть не может. У меня была неделя срока. В субботу утром проект должен был быть сдан. Я распределила работу по дням, но катастрофически не успевала. В пятницу к вечеру, когда я совершенно „зашилась", со мной произошло что-то типа истерики, коллеги меня стали успокаивать: „Завтра закончишь". Оказалось — сегодня четверг, хотя по моему графику шел уже пятый день. За лишний день я все успела — проект сдала. Потом много раз пыталась понять, появился день или я ошиблась в счете, но не за что было зацепиться, до сих пор не знаю».)