Может выглядеть привлекательным
Ведь и урод в кривом зеркале
Не будем углубляться в дебри психоанализа, привлекать теорию закона
кармы, а попробуем все свести к простому закону сохранения энергии.
Итак, если в нашем примере ни у кого не возникло привязанности,
сожаления о содеянном, тогда всё свелось к нулю - уравнение Жизни
решилось - Истина состоялась - равновесие, состояние нуля -
достигнуто. Но что делать, когда получивший подарок начинает
чувствовать угрызения совести и пытается как-то компенсировать, а для
этого нет возможностей? И вот тогда начинается взаимодействие в виде
игры "Нет, мне ничего не надо... Оставь это себе..." Здесь есть
элемент замаскированного эгоизма, когда важно оставить за собой право
последнего слова, а на самом деле имеется возможность манипулирования,
используя зависимость этого человека. Такую игру можно обозначить как
"насилие добротой".
В этих примерах нет равновесия, а есть зависимость и насилие. Есть
парадокс - делая добро, мы получаем зло. Так, где критерии - что и как надо
делать, чтобы не впадать в крайности альтруизма или эгоизма?.
Один из критериев - это получение обратной связи о том, насколько ваше
действие выглядит и воспринимается данным человеком эгоистичным, корыстным.
Для этого достаточно проговорить свою цель и корысть и тогда не будет
неопределенности во взаимоотношениях, а в какую сторону - быть чуточку
эгоистом или альтруистом, то есть перебрать от другого, или недополучить от
другого, это каждый выбирает сам.
В идеале - это когда ни у вас, ни у другого, после взаимодействий не
осталось никаких чувств и эмоций - Уравнение Жизни опять свелось к нулю.
Одна из эффективных форм обучения этому - это групповые
занятия-тренинги, на которых отрабатываются и приемы, и находятся
критерии рационального эгоизма.
Если любую, даже самую лучшую идею довести до предела, то она
обязательно станет абсурдом. На исторических примерах это ясно
видно. Например, все гуманные идеи великого альтруиста всех времен
Ленина - о всеобщем братстве и свободе, обернулось воплощенным
адом для многих. А на самом деле сработала эго-программа,
записанная на бессознательном уровне во время прохождения родовых
путей будущего великого вождя - это, так называемые – базовые перинатальные матрицы.
Или другой пример - Адольф Гитлер, который не скрывал своих
эгоистических мотивов за маской патриотизма, но по большому счету все
великие так и малые политики - образцы нерационального эгоизма. В этом
смысле - более естественны и поучительны животные в своем поведении. У них
в нужной дозе проявляются черты как эгоизма, так и альтруизма. Способность к
самопожертвованию у них бывает и проявляется не хуже чем у людей.
Как мы договорились, не будем усложнять, и углубляться в различного вида частные объяснения, претендующие на первопричину, например, те же перинатальные матрицы или идею клира в дианетике. Любая новейшая теория и ее практика, например, психоанализ Фрейда в свое время считался истиной в последней инстанции, - он объяснял все. Или та же модель перинатальных матриц С.Грофа - это все частное объяснение, фрагмент из бесконечного потока причин и следствий под названием Жизнь.
До сих пор не получилось клира, да и никто не может сказать, каким должен быть этот клир - супермен, человек-идеал. Даже если представить, что Иисус Христос опять родится в наше время с его миссией всеобщей Любви, то, как и в те времена, его вряд ли примет все человечество, обязательно кто-то будет завидовать ему, предавать, проклинать и желать его смерти. А если Иисуса представить идеалом мужа, то вряд ли какая женщина с ним долго выживет, - то нагорная проповедь, то молиться надо, то уходить в пустыню на 40 дней. Или же она будет привязана к Нему, так как Он есть любовь, и таким образом, ходить за Ним по пятам? То есть, как мы видим, идеала вовне в реальности, да и в идеале, не получается и быть не может. (Тут - Идеал, это плод человеческой фантазии)
Встает вопрос, - а как же жить и на что опираться в выборе своих поступков, системы ценностей, какие можно найти критерии, если не удается определить понятия Добра и Зла? В этом смысле наиболее приближается в настоящий момент современная практическая гуманистическая психология, в частности гештальт-психология, которая предлагает не искать первопричину, а проживать каждый момент времени в осознании и полноте. Но и в ее модели есть парадоксальные моменты, о которых приверженцы этого направления не любят говорить, например, если гештальт - это центральная фигура, которая должна быть завершена, изжита в полноте так, чтобы можно было двигаться дальше в своем личностном росте, то тот же психотерапевт-гештальтист пожизненно застревает в своей профессии, как в незавершенном гештальте и даже используя все свои знания и практику неспособен от этого наваждения избавиться, - не пускают классические формы защиты, та же конфлюэнция. Да и избавившись от всех видов защиты, без опоры на нечто, чего он не знает, и знать не желает, этот человек будет обречен на сумасшествие. То есть, необходим качественно иной подход к решению вопроса - "Как жить?".