Месторасположение, состав и здания оккультной школы
Сначала напомню, что многое из того, что могло бы прозвучать на эту тему, должно остаться несказанным из-за отсутствия способности к разумению. Я бы хотел сформулировать некоторые приблизительные правила и привести несколько фундаментальных положений, которые могли бы сыграть свою роль. Я не могу излагать правила, которые должны исполняться. Это противоречит оккультному закону. Появление оккультных школ двух видов: подготовительных и продвинутых, останется незамеченным, и работа в различных центрах, связанных с четырьмя филиалами единой фундаментальной Школы Оккультизма, пойдет, не привлекая внимания; ученикам и продвинутым эго, которым предстоит положить необходимое начало, придется самим найти методику, место и способ действия. Все должно пройти через горнило устремленности и эксперимента, и цена будет велика, но только то, что получится в итоге, и будет той сутью или ядром, что может составить фундамент для дальнейшей работы. Ошибки не имеют значения; страдает только преходящая личность. Что имеет значение, так это отсутствие устремленности, неспособность прилагать усилия и неумение усваивать урок, которому учит неудача. Если же неудача рассматривается как ценный урок, если ошибка воспринимается как сигнал предупреждения, могущий предотвратить беду, и если ученик никогда не теряет времени в пустом отчаянии и бесполезном самоосуждении, тогда наблюдающим Наставникам расы ясно, что работа, которую пытается делать Эго при каждом выражении на низшем плане, идет, как надо, и что конечный успех неизбежен. Сейчас все перечисленные в заголовке факторы рассмотрим по отдельности.
Месторасположение. Оно имеет действительно большое значение, хотя и разное в зависимости от того, идет ли речь о подготовительной или о продвинутой школе. Вообще говоря (поскольку национальные требования сильно варьируются), школы для подготовительной работы будут ненамного удалены от больших центров или городов, тогда как школы для продвинутых степеней будут более изолированы и не столь доступны.
Перейдем к существу дела. Одна из главных задач послушника состоит в том, чтобы найти свой внутренний центр, не зависящий от окружающих обстоятельств, и найти его предпочтительно несмотря на окружающие обстоятельства. Этот центр должен быть более или менее найден, прежде чем послушник сможет перейти к более продвинутому курсу и работать во второй школе. Подготовительная школа занимается главным образом развитием троичного низшего человека и обучает его служить. Продвинутая школа конкретно готовит к Посвящению, дает оккультные сведения, знакомит с космическими истинами и занимается абстрактным развитием ученика и работой на каузальных уровнях. Одной целесообразно функционировать в мире людей и в контакте с миром; для другой требуется относительно уединенное место, чтобы не было постороннего вмешательства. Можно выразиться так: на подготовительных ступенях познается Бог внутри, тогда как в продвинутой школе курс расширяется и охватывает царство Божье снаружи. Поэтому первая школа будет располагаться в месте проживания сынов человеческих, чтобы, оценивая свои реакции на них и свое взаимодействие с ними, в служении и борьбе ученик учился познавать себя. Другая же будет предназначаться для тех, кто в какой-то мере освоил первый этап и готов узнать больше о других эволюциях и о космосе. Пока человек не станет господином над самим собой, ему опасно работать, например, с дэва или ангельской эволюцией. В подготовительной школе он это господство нарабатывает; в более продвинутой школе ему уже можно позволить соприкасаться не только с людьми. В обеих школах основной предмет - медитация во всех ее видах. Почему? Потому что в оккультных школах никогда не даются голая информация, четкие инструкции или набор фактов, не употребляются экзотерические методы обучения с помощью учебников. Задача их только в том, чтобы заставить учащегося самому найти нужное знание. Как? Путем развития интуиции благодаря медитации и путем достижения той меры ментального контроля, которая делает возможным нисхождение мудрости Триады в физический мозг через каузальное тело. Стало быть, в подготовительной школе упор будет делаться на медитативной работе над умом, для чего будет привлекаться изложенное в данной книге учение. А для этого требуется такая обстановка, которая позволяла бы завязывать разнообразные человеческие контакты и легко получать любые сведения, относящиеся к миру людей (то есть наличие музыкальных залов, библиотек и лекций), поскольку одним из главных условий истинного оккультного обучения является достаточная астральная и ментальная оснащенность учащегося. Когда последняя налицо и когда ясновидящий глава школы видит, что низшее аурическое яйцо обретает желаемую круглую форму, тогда ученик переходит в более продвинутую школу и учится из своего устойчивого центра устанавливать контакт с космическим центром и из точки внутри себя расширять свое сознание, пока оно не войдет в периферию макрокосмической системы и не объемлет все живое - живое в оккультном смысле. А это требует относительной уединенности в период обучения, и продвинутая школа ее обеспечивает. Поэтому подготовительная школа будет располагаться вблизи большого города, предпочтительно у моря или у какого-нибудь большого водохранилища, но никогда - в самом городе; она будет на равном удалении от городских центров образования и вполне доступна. Продвинутая же школа будет далеко от густонаселенных мест земли, предпочтительно в горном районе, так как горы оказывают прямое воздействие на оккультиста, наделяя его качеством силы и стойкости; последнее - их доминирующее качество, которое должно стать таковым и у оккультиста. Море или водоем поблизости от подготовительной школы будут постоянно напоминать ему об очищении как о его главнейшей задаче, тогда как горы будут насыщать продвинутого учащегося космической силой и упорно навевать ему мысль о Горе Посвящения, которую он намеревается покорять.
Завтра мы дадим важную информацию о составе школы и учебных зданиях.
7 октября 1920
Мы обсудим сегодня ту часть нашего третьего пункта письма о "Будущих школах медитации", где описывается Состав школы.
Данный термин включает как тех, кто осуществляет обучение, так и тех, кто обучается, поэтому наша тема достаточно длинная. Как уже говорилось, школы будут двух видов:
а. Подготовительная школа для начальных степеней оккультного обучения, расположенная предпочтительно у какого-нибудь большого водоема рядом с центральным городом.
б. Продвинутая школа для следующих степеней, в которой ученики будут готовиться к посвящению и получать оккультные сведения.
Поэтому, как вы далее увидите, в школах будут разный состав и разная учебная программа. Мы рассмотрим каждую школу отдельно и опишем некоторые характеристики, присущие инструкторам и инструктируемым.
Подготовительная оккультная школа. Она - на внешний взгляд - может показаться не слишком отличной от обычного колледжа. Различия между ними будут поначалу неуловимы для мирского человека, хотя они будут; для учеников же они будут явно демонстрироваться как в школьной работе, так и на внутренних планах. Характеристики инструкторов следующие:
Главой школы будет принятый ученик; важно, чтобы Учитель, стоящий за деятельностью любой школы, мог в любой момент включиться в сознание школы, фокусированное в этом ученике. Глава школы будет служить средством связи между учащимися и Учителем и фокусом Его силы, протекающей через него к ним. Он должен уметь сознательно функционировать по ночам на астральном плане и доносить знание до физического мозга, так как в его обязанности входит пребывание вместе с учащимися на астральном плане, чтобы через определенные промежутки времени приводить их в ашрам Учителя для специальной работы. Ему придется обучать их такому же сознательному функционированию.
Под его руководством будут работать шесть инструкторов, из которых по меньшей мере один должен быть сознательным ясновидящим, способным давать Главе информацию о состоянии ауры учащихся; он должен уметь воспринимать цвета и объемы их проводников и помогать Главе расширять и утончать эти проводники. Инструкторы должны стоять на Пути Испытания и быть преданными делу помощи эволюции и служения какому-либо Учителю. Они должны и будут тщательно подбираться, с тем чтобы дополнять друг друга; в школе они представляют иерархию в миниатюре - крошечную реплику на физическом плане оккультного прототипа. Поскольку они работают главным образом над тем, чтобы развивать низший ум ученика, связуя его с высшим сознанием, и поскольку фокус их устремления - это быстрое строительство каузального тела, они будут обладать эрудицией и знанием, почерпнутым во Дворце Учения, и смогут преподавать не хуже опытных преподавателей мировых университетов.
Во всех колледжах этим семи опытным специалистам будут помогать три женщины, избираемые за свое преподавательское мастерство, интуитивную развитость и те духовный настрой и готовность к отдаче, которые они будут воспитывать в учащихся. Этим десяти наставникам будет доверено знакомить учащихся с важнейшими основами, наблюдать за усвоением ими начатков оккультной информации и науки и за их высшим психическим развитием. Они должны быть глубокими знатоками медитации, способными курировать учеников и обучать их начаткам оккультной медитации, изложенным, например, в данной книге. Они будут сообщать ученикам оккультные факты и базовые законы, которые - в продвинутой школе - будут уже конкретно практиковаться потенциальными посвященными. Упражнения в телепатии, каузальное общение, стимулирование воспоминания о работе, проделанной в часы сна, и восстановление памяти о прошлых жизнях посредством некоторых ментальных процессов, - вот за что они будут отвечать, будучи сами искусными в этих навыках.
Как видите, все эти наставники будут заниматься конкретным обучением и внутренним развитием троичного человека.
Под их началом будут работать и другие наставники, отвечающие за иные сферы жизни учеников. Экзотерические науки будут преподаваться опытными преподавателями; низший ум будет максимально развиваться и при необходимости обуздываться десятью другими наставниками, чья функция в том, чтобы обеспечить всестороннее раскрытие учащихся и научить их правильной медитации.
Кроме того, каждый ученик обязан будет жить жизнью мирового служения. Его жизнь служения будет тщательно отслеживаться и фиксироваться. Здесь надлежит отметить тот факт, что никакого принуждения не будет. Ученику известно, что от него ожидается и что он должен делать, если он хочет перейти в более продвинутые школы; все школьные записи (отмечающие состояние его проводников, его прогресс и способность служить) также будут ему доступны, но только ему одному. Он будет точно знать, где он находится, что он должен выполнить и что еще остается сделать, и от него одного будет зависеть, примет ли он горячее участие в этой работе. Определенную осмотрительность придется проявлять при приеме учеников в школу, - она позволит избежать их последующего исключения в случае их неспособности или отсутствия у них интереса; мы обсудим это позднее в разделе о степенях и предметах.
Итак, будут десять ведущих наставников: семь мужчин и три женщины; в их числе будет и Глава, принятый ученик. У них под началом будет ряд инструкторов, работающих с низшим умом и эмоциональной, физической и ментальной оснащенностью учеников и обеспечивающих их переход в продвинутую школу, если они способны там учиться. Подчеркиваю, что я обрисовал идеал и показал школу, какой, как я надеюсь, она в конце концов будет. Однако, как и в любом оккультном предприятии, начало будет негромким и по-видимому малозначащим. Завтра мы обсудим правила приема учащихся и состав более продвинутой школы.
16 октября 1920
... Нашей сегодняшний темой являются: