Отражение, дающее образ среды, где действуют живые существа; 44 страница
По величине период латентный может существенно меняться в зависимости от модальности и интенсивности раздражителя, от уровня сложности и автоматизированности реакции, от функциональной готовности системы нервной.
2. Один из периодов сексуальности инфантильной — примерно от пяти — шести лет до начала периода пубертатного, характерный преимущественно скрытым протеканием психосексуальных процессов (=> сексуальность латентная).
ПЕРИОД ПУБЕРТАТНЫЙ — период полового созревания.
ПЕРИОД СЕНСИТИВНЫЙ (сенситивные периоды развития) — возрастные периоды индивидуального развития, при прохождении коих внутренние структуры организма особенно чувствительны к специфическим влияниям внешнего мира, — периоды повышенной чувствительности к тем или иным воздействиям, к освоению некоего вида деятельности, проходимые ребенком в своем развитии. Играют очень важную роль в развитии функций психических. Учет периодов сенситивных нужен прежде всего для правильной организации учебных мероприятий.
Так, в два-три года дети наиболее готовы к овладению речью, в пять-семь лет — чтением; в пятилетнем возрасте они особенно чувствительны к восприятию фонематических конструкций. Важно отметить, что эти периоды особой готовности проходят, и впоследствии развитие соответственной функции может быть значительно затруднено.
ПЕРИОД СЕНСОМОТОРНЫЙ -> операция интеллектуальная.
ПЕРСЕВЕРАЦИЯ — непроизвольное, назойливо повторяющееся циклическое повторение или настойчивое воспроизведение некоего действия, движения, представления, идеи мысли или переживания, — часто вопреки сознательному намерению. Тенденция воспроизводимых представлений к возвращению.
Выделяются персеверации моторные, эмоциональные, сенсорные и интеллектуальные — в сферах двигательной, эмоциональной, сенсорно-перцептивной и интеллектуальной соответственно.
Склонность к персеверациям часто наблюдается в клинике локальных поражений мозга головного, при речевых, двигательных и эмоциональных расстройствах; персеверации возможны также при отвлечении внимания или в состояниях острого переутомления (-> утомление).
Предполагается, что в основе персеверации лежат процессы циклического возбуждения нейронных структур, связанные с запаздыванием сигнала о прекращении действия.
ПЕРСЕВЕРАЦИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ — навязчивое воспроизведение одних и тех же — часто неадекватных — операций интеллектуальных, возникающее при поражении коры долей лобных мозга головного (чаще — полушария левого), когда нарушается контроль за интеллектуальной деятельностью. Обычно появляется в виде серийных интеллектуальных действий: арифметического счета, аналогизования, классификации и пр.
ПЕРСЕВЕРАЦИЯ МОТОРНАЯ — навязчивое воспроизведение одних и тех же движений или их элементов (например, написание букв или рисование). Различаются:
1) персеверация моторная элементарная — проявляемая в многократном повторении отдельных элементов движения и возникающая при поражении премоторных отделов коры мозга (-> мозг головной: кора) и нижележащих подкорковых структур;
2) персеверация моторная системная — проявляемая в многократном повторении целых программ движений и возникающая при поражении префронтальных отделов коры мозга;
3) персеверация моторная речевая — проявляемая в многократном повторении одного и того же слога или слова (в речи устной и при письме), возникающая как одно из проявлений эфферентной моторной афазии при поражении нижних отделов премоторной области коры полушария левого (у правшей).
ПЕРСЕВЕРАЦИЯ СЕНСОРНАЯ — навязчивое воспроизведение одних и тех же звуковых, тактильных или зрительных образов, возникающее при поражении корковых отделов анализаторных систем мозга головного.
ПЕРСОНА — особа, личность.
ПЕРСОНАЛИЗАЦИЯ — процесс, в результате коего субъект получает идеальную представленность в жизнедеятельности других людей и может выступить в общественной жизни как личность. Сущность персонализации — в действенных преобразованиях сферы интеллектуальной и аффективно-потребностной другого человека, происходящих в результате деятельности индивида. Понятие в этом значении введено В. А. Петровским.
Поскольку единство понятий «индивид» и «личность» не означает их тождественности, возникают различные парадоксы персонализации:
1) теоретически возможно существование индивида, не реализовавшего себя как личность (например, человек, который в силу каких-то обстоятельств оказался исключенным из социального взаимодействия); с другой стороны, возможно существование «личности» (в этом случае квазиличности) вне (без) индивида (например, некие мифические или литературные персонажи), причем преобразующее влияние исторической квазиличности может оказаться не менее действенным, чем влияние иного реально жившего человека;
2) возможна как деперсонализация творца (архитектора, изобретателя и пр.) в результате отчуждения продукта труда от его создателя, так и персонализация посредством присвоения плодов чужого труда; персонализация возможна не только как следствие приписывания себе чужих заслуг, но и как «трансляция» своих недостатков и ошибок кому-то другому;
3) третий парадокс связан с проблемой бессмертия личного (с позиций материализма): если личность не сводится к ее представленности в конкретном индивиде и продолжается в других людях, то со смертью индивида она не исчезает полностью.
С помощью феномена персонализации можно объяснить многие переживания людей, вызванные трагичностью разрыва между сохраняющейся у них персонализацией индивида и его материальным несуществованием. В подобной ситуации целостная структура личности оказывается разрушенной, сохраняется лишь одно звено — отраженная субъектность индивида как результат его персонализации.
Человека характеризует разная степень выраженности потребности и способности к персонализации. Потребность в персонализации — потребность быть личностью — это не всегда осознаваемая глубинная основа многих форм общения между людьми (альтруизма, аффилиации, стремления к самоопределению и признанию, и пр.). Единственный эффективный путь удовлетворения потребности в персонализации — деятельность, ибо именно посредством деятельности человек продолжает себя, «транслирует» другим свою индивидуальность.
Способность к персонализации — это совокупность индивидуально-психологических особенностей человека, кои позволяют ему выполнять социально значимые деяния, преобразующие других людей. Она обеспечивается богатством индивидуальности субъекта, разнообразием средств, посредством коих он может в общении и деятельности выполнять персонализирующее воздействие. Во многих экспериментах выявлено, что персонализация субъекта происходит при условии его значимости для другого, референтности и эмоциональной привлекательности. В иных условиях персонализация отсутствует.
Экспериментально показано (-> принцип субъектности отраженной), что полноценное и социально-позитивное проявление способности к персонализации обнаруживается в общностях такого типа, как коллектив; в группах низкого уровня развития персонализация одного человека (лидера) может стать причиной деперсонализации остальных.
ПЕРСОНАЛИЗМ — в психологии — направление, считающее предметом психологии личность как особую первичную реальность. Развитие личности персонализм относит на счет изначально присущего ей стремления к самоактуализации и внутреннему самоусовершенствованию, и все процессы психические рассматривает с точки зрения достижения этой цели.
Для персонализма характерно идеалистическое и телеологическое объяснение целостности и активности личности.
ПЕРСОНИФИКАЦИЯ — наделение животных и растений, отвлеченных понятий, неодушевленных предметов и явлений природы человеческими свойствами, представление их в лицах. Синоним-олицетворение.
ПЕРЦЕПТИВНЫЙ — относящийся к перцепции, восприятию.
ПЕРЦЕПЦИЯ — восприятие, непосредственное отражение действительности органами чувств.
ПЕРЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ — восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов: других людей, самих себя, групп, социальных общностей, и пр.
Этот термин ввел американский психолог Дж. Брунер для обозначения факта социальной обусловленности восприятия, его зависимости не только от характеристик стимула (объекта), но и от прошлого опыта субъекта, его целей, намерений, от значимости ситуации и пр.
Позднее под перцепцией социальной стали понимать целостное восприятие субъектом не только предметов материального мира, но и объектов социальных (других людей, групп, классов, народностей и пр.), ситуаций социальных и пр. Было установлено, что восприятие объектов социальных имеет ряд специфических черт, качественно отличающих его от восприятия неодушевленных предметов:
1) объект социальный не пассивен и не безразличен по отношению к воспринимающему субъекту; воздействуя на субъекта восприятия, воспринимаемый человек стремится трансформировать представления о себе в благоприятную для своих целей сторону;
2) внимание субъекта перцепции социальной сосредоточено прежде всего не на моментах порождения образа как результата отражения воспринимаемой реальности, а на смысловых и оценочных интерпретациях воспринимаемого объекта, в том числе причинных (-> атрибуция каузальная);
3) восприятие объектов социальных характерно большей слитностью познавательных компонент с эмоциональными (аффективными), большей зависимостью от мотивационно-смысловой структуры деятельности воспринимающего субъекта.
В этой связи данный термин имеет в психологии социальной расширительное толкование, что отличает его от толкования в психологии общей. В структуре любого перцептивного акта выделяются субъект и объект восприятия, его процесс и результат. И если в психологии общей основной акцент ставится на исследование процессов и механизмов порождения сенсорных образов, то в психологии социальной изучение перцепции социальной связано с уточнением ее роли в регуляции поведения и деятельности индивида и групп социальных (-> теория соответствия когнитивного) и с уточнением характеристик субъекта и объекта восприятия.
Первоначально выделялись три класса социальных объектов: другой человек, группа и общность социальная; в качестве субъекта восприятия выступал отдельный индивид. Позже появились исследования, где субъектом восприятия выступал не только индивид, но и группа. В зависимости от соотношения субъекта и объекта восприятия выделялись три относительно самостоятельных класса процессов перцепции социальной: восприятие межличностное, самовосприятие и восприятие межгрупповое.
В отечественной психологии принцип деятельности позволил представить группу социальную как субъект деятельности и поэтому — как субъект восприятия. Было выделено восемь вариантов перцепции социальной: восприятие членами группы друг друга и членов другой группы; восприятие человеком себя, своей группы и «чужой» группы; восприятие группой своего члена и члена другой группы; восприятие группой другой группы или групп. Тем самым в исследования вводится «групповой контекст» (принадлежность к своей или «чужой» группе), а также учитывается принцип зависимости отношений межличностных от деятельности группы. Это помогло развернуть исследования специфики перцептивных процессов в условиях деятельности совместной в группах разного уровня развития. К этим исследованиям относятся:
1) формирование нормативов и эталонов перцепции социальной;
2) структурная типология восприятия межличностного и межгруппового;
3) восприятие статуса индивида в группе;
4) точность и адекватность взаимного восприятия людьми;
5) закономерности и эффекты восприятия межгруппового, и пр. (-> эффект первичности; эффект недавности; эффект ореола).
ПИБЛОКТО — этноспецифический термин, означающий синдром, характерный внезапными развитием истерических реакций с криком, плачем, бессмысленным бегом с места на место. В таком состоянии больные (особенно женщины) весьма подвержены суггестивным воздействиям (-> внушение); вместе с тем ярко выражается сексуальная окрашенность поведения. Особенно обстоятельно этот синдром был описан у эскимосов. Одной из причин его появления считается депривация сенсорная.
ПИГМАЛИОНОФИЛИЯ — вид перверсии половой, при коей половое влечение мужчины проецируется на изображение женщины (скульптурное, живописное), и сексуальное возбуждение и разрядка наступают при рассматривании изображения и прикасании к нему. Назван по имени Пигмалиона — мифического греческого скульптора, влюбившегося в изваянную им статую женщины.
ПИКТОГРАММА — рисуночное письмо, используемое в психологии как методическое средство при изучении опосредованного запоминания. Была предложена советским психологом А.Р. Луриёй в 30-х-гг. и нашла широкое применение в психиатрии и психологии медицинской как диагностический прием. Общий вид пиктограммы — совокупность графических образов, которые испытуемый придумывает сам с целью эффективного запоминания и последующего воспроизведения некоих слов и выражений.
Как диагностический прием пиктограмма относится к разряду тестов проективных, ибо часто отражает скрытые мотивы, личные проблемы и опасения испытуемых. Предполагается, что процесс выбора и построения графических образов позволяет обнаружить не только расстройства памяти, но и нарушения понятийного мышления (-> мышление словесно-логическое).
ПИСЬМО АВТОМАТИЧЕСКОЕ — парапсихологический и клинический термин, означающий способность индивида, пребывающего в состоянии гипноза, медиумического или медитативного транса, писать осмысленные тексты без сознательного контроля над этим процессом. При этом индивид может заниматься совсем другой деятельностью и не отдавать себе отчета в том, что он вообще что-то пишет.
Обратить внимание на подобные феномены, в частности на письмо автоматическое, психиатров и психологов (Ф. Майер, У. Джемс, П. Жане) заставило увлечение спиритизмом в конце XIX в. Спиритизм рассматривал письмо автоматическое как писание под диктовку духов, отвечающих на задаваемые им во время спиритического сеанса вопросы. В результате научных исследований было сделано заключение, будто письмо автоматическое манифестирует возникший в особых состояниях сознания доступ к бессознательному.
ПЛАЦЕБО-ЭФФЕКТ -> эффект плацебо.
ПЛЕТИЗМОГРАФИЯ — методика регистрации сосудистых реакций организма посредством специального прибора плетизмографа, имеющего манометр и записывающее устройство.
ПЛЮРАЛИЗМ — В социально-психологическом аспекте — проявление в деятельности и общении широкого спектра мнений, ориентации, многовариантности оценок, высказываемых индивидами относительно значимых для них ситуаций.
В плюрализме проявляется социальная активность личности, ее потребность в отстаивании собственных позиций, способность к рефлексии, терпимость к мнениям других. Чаще всего плюрализм можно наблюдать при принятии решений групповых и в дискуссии групповой, особенно при творческой деятельности совместной. Плюрализм — важная характеристика конструктивности общения, эффективного взаимодействия межличностного. Он является важным феноменом психологии политической, несовместим с догматизмом, тоталитарным мышлением и авторитарным руководством.
ПЛЮРАЛИЗМ СЕКСУАЛЬНЫЙ — перверсия половая, проявляемая в том, что достижение полового удовлетворения достигается при участии в сексуальной игре не менее трех партнеров. При этом совместные сексуальные действия приводят к стимуляции большого числа зон эрогенных, что еще более усиливается за счет ощущений слуховых, зрительных и тактильных.
ПНЕВМОГРАФ — прибор для измерения амплитуды и частоты дыхания. Состоит из надувной камеры, оборачиваемой вокруг груди и соединенной с манометром и записывающим устройством.
ПОБУДИТЕЛЬ — некто или нечто, побуждающее, склоняющее к некоему действию, активности.
ПОБУДИТЕЛЬ НЕОСОЗНАВАЕМЫЙ (неосознаваемые побудители деятельности) — неосознаваемые мотивы и смысловые установки, обусловливаемые имеющим смысл личностный желаемым будущим. Данная тема прежде всего связана с именем З. Фрейда, с его теорией бессознательного и вообще с фрейдизмом.
Этот класс явлений был обнаружен при исследовании поведения субъекта после выхода его из гипнотического состояния, в коем ему внушалась определенная программа действий. Выполняя заданную программу, человек не мог объяснить причины своего поведения. Пытаясь объяснить природу этих явлений с позиций психоанализа, Фрейд ввел термин «динамическое вытеснение бессознательного». Под бессознательным он понимал нереализованные влечения, которые из-за конфликта с требованиями норм социальных не допускались в сознание, отчуждались механизмом вытеснения и обнаруживали себя в обмолвках, оговорках, сновидениях, и пр.
Особенность подобных проявлений бессознательного — в том, что осознание причинной связи нереализованных влечений с психотравмирующими событиями не приводит к исчезновению переживаний, обусловленных этими влечениями (например, к исчезновению страхов), ибо осознанное воспринимается субъектом как нечто безличное, чуждое, происходящее не с ним. Эффекты бессознательного в поведении устраняются тогда, когда вызвавшие их события изживаются личностью совместно с другими людьми (например, в психоаналитическом сеансе или при психотерапии групповой).
В психоанализе понимание проявлений бессознательного представляется несколько ограниченным, что обусловлено недооценкой общественно-исторической обусловленности бессознательного и неоправданным вычленением бессознательного из реального процесса взаимодействия человека с миром. Эти ограничения отчасти преодолеваются в теории установки и подходе деятельностном к изучению явлений психических.
ПОБУЖДЕНИЕ — желание, намерение действовать.
ПОВЕДЕНИЕ — присущее живым существам взаимодействие со средой, опосредованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью; целеориентированная активность живого организма, служащая для осуществления контакта с внешним миром. Термин применим как к отдельным особям, индивидам, так и к их совокупностям (поведение биологического вида, группы социальной). В основе поведения лежат потребности организма, над коими надстраиваются исполнительные действия, служащие их удовлетворению. Генезис форм поведения обусловлен усложнением условий среды обитания, в частности переходом из среды гомогенной в предметную, а затем социальную. К фактам поведения относятся:
1) все внешние проявления процессов физиологических, связанных с состоянием, деятельностью и общением людей — поза, мимика, интонации и пр.;
2) отдельные движения и жесты;
3) действия как более крупные акты поведения, имеющие определенный смысл;
4) поступки — еще более крупные акты, как правило, имеющие общественное, социальное значение и связанные с нормами поведения, отношениями, самооценкой и пр.
Чем выше подниматься по эволюционной лестнице, тем более стереотипное поведение замещается приобретенным. Для понимания биологической предистории специфически человеческих форм поведения чрезвычайно; важны сведения об инстинктах животных, а также о языке и общении животных и об использовании ими орудий.
Согласно С. Л. Рубинштейну, поведение — это особая форма деятельности: она становится именно поведением тогда, когда мотивация действий из предметного плана переходит в план личностно-общественных отношений (оба эти плана неразрывны: личностно-общественные отношения реализуются при посредстве предметных). Поведение человека имеет природные предпосылки, но в основе его — социально обусловленная, опосредованная языком и другими знаково-смысловыми системами деятельность, типичная форма коей — труд, а атрибут — общение.
Своеобразие поведения индивида зависит от характера его взаимоотношений с группами, членом коих он является; от норм групповых, ценностных ориентации, ролевых предписаний. Неадекватность поведения отрицательно сказывается на межличностных отношениях; она выражается, в частности, в переоценке личностью своих возможностей, расщеплении вербального и реального планов, ослаблении критичности при контроле за реализацией программ поведения Главное в поведении — отношение к моральным нормам. Единица анализа поведения — поступок.
ПОВЕДЕНИЕ: РЕГУЛЯЦИЯ НОРМАТИВНАЯ — регулирование поведения субъекта со стороны норм социальных, принятых в обществе или группе или же усвоенных им в ходе жизни.
ПОВЕДЕНИЕ: УРОВЕНЬ — принято различать пять уровней поведения — от таких врожденных стереотипных форм адаптации, как таксисы и рефлексы (и, в некоих отношениях, поведение инстинктивное) до приобретенных, модифицируемых форм, связанных с мышлением.
Относительная роль каждого из этих уровней у животных разной степени развития такова:
1) таксисы — их проявление максимально у простейших, средней степени — у червей и насекомых и сходит на нет уже у примитивных млекопитающих;
2) рефлексы — их проявление неясно у простейших, максимально у кишечнополостных, среднее у червей и насекомых и понемногу сходит на нет у животных более высокой степени развития, однако даже у человека не исчезает полностью;
3) поведение инстинктивное — его проявление едва намечается у кишечнополостных, достигает максимума у насекомых, средней степени — у птиц и низших млекопитающих и близко к нулю у человека;
4) научение — его проявление намечается у червей, средней степени — у рыб, амфибий, рептилий и достигает максимума у приматов и человека;
5) деятельность рассудочная — ее проявление намечается у примитивных млекопитающих, далее возрастает, резко — на ступени высших приматов и достигает максимума у человека.
По мере повышения организации животных врожденные стереотипные реакции все более вытесняются приобретенными формами поведения.
ПОВЕДЕНИЕ: ФИКСАЦИЯ — один из механизмов защитных личности — тенденция к сохранению апробированных эффективных стереотипов поведения.
ПОВЕДЕНИЕ АГРЕССИВНОЕ — специфическая форма действий человека, характерная демонстрацией превосходства в силе или применением силы по отношению к другому лицу или группе лиц, коим субъект стремится причинить ущерб. Может варьироваться по степени интенсивности и форме проявления: от демонстрации неприязни и недоброжелательства — до словесных оскорблений (агрессия вербальная) — и до применения грубой силы (агрессия физическая). В социально-психологическом плане значима суммация поведения агрессивного отдельных личностей, превращение агрессии межличностной в межгрупповую в рамках так называемых явлений массовидных.
В зарубежной психологии существует множество объяснений поведения агрессивного. Так, психоанализ видит в нем проявление комплекса Эдипа, результат подавления инстинктивных либидинозных стремлений в раннем детстве. Необихевиоризм считает поведение агрессивное следствием фрустраций, претерпеваемых личностью в процессе научения социального. Интеракционизм — следствием объективного конфликта интересов, несовместимости целей отдельных личностей и групп социальных. Когнитивизм — результатом диссонансов и несоответствий в сфере познавательной субъекта (-> теория соответствия когнитивного). Есть и биологизаторские попытки объяснить поведение агрессивное как чисто инстинктивное.
Многие из этих объяснений неудовлетворительны в связи с тенденцией к стиранию различий между общественной сущностью человека и биологической обусловленностью поведения животных, а зачастую — излишне идеалистической трактовкой мотивации поведения.
Для понимания происхождения конкретных проявлений поведения агрессивного нужно установить его место в общей структуре индивидуальной и коллективной деятельности, — например, показать, есть ли агрессивный акт неадекватная реакция защитная, следствие «аффекта», или же поведение агрессивное обретает самостоятельную цель и смысл, становясь особой индивидуальной или коллективной деятельностью (в случаях поведения девиантного), и пр.
ПОВЕДЕНИЕ АДАПТИВНОЕ (поведение перцептивное адаптивное) — максимально детерминировано качествами стимуляции; оно конвенциально, то есть возможно сходство перцепций перцепций одних и тех же объектов разными людьми.
ПОВЕДЕНИЕ ДЕВИАНТНОЕ (поведение отклоняющееся) — система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам. Основные виды поведения девиантного — преступность и уголовно не наказуемое (непротивоправное) аморальное поведение (систематическое пьянство, наркомания, стяжательство, сексуальная распущенность, и пр.; иногда включается поведение суицидное). Связь между этими видами поведения состоит в том, что совершению правонарушений нередко предшествует ставшее привычным аморальное поведение.
Согласно Э. Дюркгейму, вероятность девиаций поведения существенно возрастает при происходящем на уровне социума ослаблении нормативного контроля. Соответственно теории аномии Р. Мертона, поведение девиантное возникает прежде всего тогда, когда общественно принимаемые и задаваемые ценности не могут достигаться определенной частью этого общества.
В контексте теории социализации — к поведению девиантному склонны люди, социализация коих проходила в условиях поощрения или игнорирования отдельных элементов такого поведения (насилие, аморальность). В теории стигматизации считается, что появление поведения девиантного становится возможным уже при одном лишь определении индивида как социально отклоняющегося и применении по отношении к нему репрессивных или исправительных мер.
В исследованиях поведения девиантного значительное место отводится изучению его мотивов, причин и условий, способствующих его развитию, возможностей его предупреждения и преодоления. В происхождении поведения девиантного, особенно большую роль играют дефекты правового и нравственного сознания, содержание потребностей личности, особенности характера, сферы эмоционально-волевой (-> воля).
Преступность как вид поведения девиантного изучается преимущественно криминологией, использующей результаты исследований психологических. Отечественная криминология склонна объяснять преступное поведение индивида сочетанием результатов неправильного развития личности и неблагоприятной ситуации, в коей индивид оказался.
Непротивоправное поведение девиантное также в большой мере определяется недостатками воспитания, приводящими к формированию относительно устойчивых психологических свойств, способствующих совершению аморальных поступков. Первые проявления поведения девиантного иногда наблюдаются в возрасте детском и подростковом и объясняются относительно низким уровнем развития интеллектуального, незавершенностью формирования личности, отрицательным влиянием семьи и ближайшего окружения, зависимостью от требований группы и принятых в ней ориентации ценностных. У детей и подростков такое поведение нередко служит средством самоутверждения, выражает протест против действительной или кажущейся несправедливости взрослых.
Поведение девиантное может сочетаться с достаточно хорошим знанием нравственных норм; это указывает на необходимость формирования нравственных привычек в относительно раннем возрасте.
ПОВЕДЕНИЕ ИНВЕРТИРОВАННОЕ (поведение инвертированных людей) — согласно З. Фрейду, по степени инвертации выделяются три основных типа поведения:
1) инвертированное абсолютно — когда объект сексуальный может быть только того же пола;
2) инвертированное амфигенно (гермафродитизм психосексуальный) — когда объект может относиться и к своему, и к противоположному полу;
3) инвертированное случайно — когда при недоступности объекта противоположного пола, или при подражании, в качестве объекта выбирается лицо собственного пола. Во временном плане выделяются тоже три вариации: инверсия постоянная, инверсия периодическая и инверсия эпизодическая.
ПОВЕДЕНИЕ ИНСТИНКТИВНОЕ — те формы поведения, что обеспечивают животному наибольшую приспособленность в обычной для него среде и в обычных обстоятельствах; в его структуру входят хорошо скоординированные движения, выразительные позы, психофизиологические реакции, воспроизводимые в строгой последовательности. В меньшей степени это относятся к рефлексам и таксисам. Имеются и соответственные механизмы пусковые врожденные. Но формировать новые поведенческие акты в новых ситуациях и в непривычной обстановке могут, в сущности, лишь особи тех видов, у коих преобладает способность к научению и выработке навыков.
В поведении инстинктивном выделяется:
1) фаза подготовительная, или поисковая — достаточно вариативная;
2) фаза завершающая — более постоянная.
Поведение инстинктивное нужно отличать от собственно инстинкта. Его проявление едва намечается у кишечнополостных, достигает максимума у насекомых, средней степени — у птиц и низших млекопитающих, и близко к нулю — у человека.
ПОВЕДЕНИЕ ОПОСРЕДОВАННОЕ — действия, направляемые не непосредственными импульсами, а правилами, требованиями и нормами.
Просто опосредованное поведение может иметь в основе и стихийно сложившуюся иерархию мотивов, и даже «стихийную нравственность»: субъект может не отдавать себе отчета в том, что именно заставляет его поступать определенным образом, однако действовать вполне нравственно.