Теория организации движений и действий Н.А. Берштейна.
Кольцо Бернштейна – рефлекторное.
Изучал физиологический уровень.
Изучал управление движениями и рассматривал организм как систему, задача которой приспособиться к окружающей среде.
Выделил 2 принципа:
· Иерархический уровень управления
· Принцип сенсорной коррекции
Для выполнения любого движения мозг не только посылает мышцам команды, но и получает из окр среды, от органов чувств, сигналы о результатах и дает корректирующие команды.
Команды даются на разных уровнях.
Каждое новое движение не повторяет предыдущее, потому что новое движение происходит в новых условиях, а мозг для достижения одного и тогоже результата должен отдавать откорректированные команды.
«это повторение без повторения»
Рефлекторная дуга
Рефлекторная дуга состоит из:
· Рецептор
· Проводящие пути(афферентный, эфферентный)
· Головной мозг(ЦНС)
· Мышца(эффектор)
Бернштейн учитывал трудности управления сложными движениями:
1. Подвижность двигательного аппарата. Исходя из этого, наши мышцы имеют огромное количество степеней свободы. Каждое движение это степень свободы.
2. Высокая степень свободы. Управления движениями возможно за счет координации – это и есть преодоление избыточных степеней свободы.
Контролируемые мышцы движения: после болезни (начал ходить); при учении
Бернштейн выделил принцип управления движениями. Осуществляется при помощи чувствительной, афферентной сигнализации , которая постоянно, непрерывно поступает в ГМ и на её основе вносятся поправки движения.
В соответствии с объектом и теми действиями, которые должны произойти, информация передается на рецептор, от рецептора на прибор сличения(что в действительности есть). В прибор сличения поступает информация из т2-задающего прибора, то что должно быть в идеале. Результат этого соотношения передается в т5-перешифровка. Здесь вносятся изменения в программу, это программа поступает в т6-регулятор(моторный центр мозга-теменная доля). Затем все поступает в эффектор – мышцу.
Согласно Бернштейну, при формировании двигательных навыков выделяют несколько фаз или этапов:
Первичным явл двигательные уменя-это степень владения действиями при ведущей, управляющей роли сознания. Умение---первично, Навык----вторично.
Двигательное умение характеризуется:
· Отсутствием стабильности
· Невысокая скорость
· Отсутствие возможности переключить внимание на другие объекты.
Двигательный навык – это степень владения техникой действия, когда возможно его автоматическое выполнение.
Стадии формирования навыков:
· Невысокая скорость, напряженность, неточность движений.
· Исчезновение напряжения, мышечная координация, повышение скорости и точности
· Частичный «уход» сознания, использование реактивных сил для движения.