Самостоятельное исследование.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Факультет практической психологии

Кафедра общей, возрастной и дифференциальной психологии

Самостоятельная работа

По дисциплине «Общая психология – часть 1»

Выполнила студентка 1 курса

заочной формы обучения

(группа ПБЗ-Н-П-2016-1)

КОКИНА Софья Игоревна

Проверил к.пс.н. доцент

ЯковлеваИрина Васильевна

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2016г.

Содержание.

1.Задание из тематического раздела №1 ««Общая характеристика психологической науки».…………………………………………………………………………..………3

1.1 Конспект «Наблюдение, самонаблюдение, объективное наблюдение»…..…..3

1.2 Комментарий………………………………………………………..……..……...4

2. Задание из тематического раздела №3 «Психика и мозг - изучение психики в развитии, деятельности и «поведении». …………………………………..…………5

2.1 Самостоятельное исследование «Почему я часто не делаю то, что хочу?»………………………………………………………………..………………….5

3. Список использованной литературы…………………………………………….....7

1. Задание из тематического раздела №1 ««Общая характеристика психологической науки».

Законспектируйте и прокомментируйте раздел любого источника из выше рекомендованного списка литературы, посвященный конкретному исследованию или проблеме, объяснив Ваш выбор. Можно представить скан рукописного конспекта. Обязательна точная библиографическая ссылка на законспектированный отрывок.

Конспект.

Наблюдение. (1. стр. 42)

Наблюдение в психологии выступает в двух основных формах – как самонаблюдение, или интроспекция, и как внешнее, или так называемое объективное наблюдение.

На основе единства психического и физического, внутреннего и внешнего, к которому приходит наше решение психофизической проблемы, раскрывается единство самонаблюдения (интроспекции) и внешнего, «объективного», наблюдения.

Самонаблюдение (1. стр. 43) – это наблюдение за собственными внутренними психическими процессами, неотрывно от наблюдения за их внешними проявлениями.

Некоторые данные сознания фактически всегда используются в физических науках в каждом исследовании внешнего мира. Показания чувств о звуке, цвете, теплоте или тяжести предметов служат отправным пунктом для исследования физических свойств вещей. Эти же данные могут послужить и исходной точкой для заключений о психическом процессе восприятия. Без этого отправного пункта чувственного опыта никакое знание и никакая наука не были бы возможны.

Самонаблюдение может быть лишь фазой, моментом, стороной исследования, которое при попытке проверить его данные само неизбежно переходит в объективное наблюдение.

Объективное наблюдение (1. стр. 46). Наблюдая внешнее протекание действий человека, мы изучаем не внешнее поведение само по себе, как если бы оно было дано в отрыве от внутреннего психического содержания деятельности, а именно это внутреннее психическое содержание, которое должно раскрыть наблюдение. Таким образом, во внешнем наблюдении внешние стороны деятельности является лишь исходным материалом наблюдения, а подлинным его предметом служит ее внутренне психическое содержание.

Научное наблюдение непосредственно соприкасается с обыкновенным житейским наблюдением и восприятием.

Имеет свои требования: наличие целевой установки, избирательность, фотографичность.

Объективное наблюдение в психологии направлено не на реакции, не на внешние действия сами по себе, а на их психологическое содержание

Описание явлений на основе наблюдения правильно, если заключенное в нем психологическое понимание внутренней психологической стороны внешнего акта дает закономерное объяснение его внешнего протекания в различных условиях.

Комментарий.

Я выбрала именно этот раздел, так как мне интересно как вообще происходит изучение психологии человека, с чего начинают собираться данные о психическом состоянии индивида.

Из текста я поняла отличие самонаблюдения и объективного наблюдения. Самонаблюдение – это взгляд внутрь себя. Изучение своих чувств, мыслей, ощущений, восприятий. Но оно не может дать полноты картины, так как весьма субъективно и собственные определения чего-либо могут быть ошибочны. Хотя без умения определять свои ощущения не возможно дальнейшее изучение психологии. Именно самонаблюдение за своими переживаниями является отправной точкой для объективного наблюдения.

Объективное наблюдение – это взгляд со стороны. С помощью всевозможных методов можно определить психологическое состояние человека. Как бы его «внутренний мир».

Изучив методики объективного метода можно избавиться от субъективности самонаблюдения и более точно понимать то, что ты чувствуешь.

Это основа основ психологии. База на чем строиться все теории и гипотезы, поэтому понимание этой базы очень важно.

2. Задание из тематического раздела №3 «Психика и мозг - изучение психики в развитии, деятельности и «поведении».

Проведите и опишите самостоятельное исследование по теме: «Почему я часто не делаю то, что хочу?». Назовите выбранный метод (наблюдение, самонаблюдение и др.), процедуру исследования и изучаемые переменные (мысли, чувства, действия и др.).

Самостоятельное исследование.

Метод: самонаблюдение (интроспекция), рефлексия

Процедура: анализирование, моноспекция

Переменные: мысли, чувства.

«Почему я часто не делаю то, что хочу?»

Весьма интересный для меня вопрос. Потому что я считаю, что я всегда делаю то, что хочу. Хотя это скорее самоубеждение для менее болезненного принятия того, что делать не хочется. Потому что по факту я всегда делаю то, что надо и очень редко, то, что хочу. Надо вставать утром, надо ходить на работу, надо заниматься ребенком. И так до бесконечности. И встает вопрос, а что я вообще хочу? Каковы мои истинные желания?

Единственное, четко сформулированное, «хочу» относиться к психофизическим функциям: «я хочу спать», «я хочу кушать», «я хочу встать». Хотя и это не представляется возможным, так как нет времени, нет возможности.

Зачастую я занимаюсь самообманом. Я хочу чего-то достигнуть через какое-то время, поэтому мне надо сделать такие-то вещи. Это «надо» я перевожу в «я хочу сделать такие то вещи, чтобы добиться цели». Из-за этого мое «хочу» здесь и сейчас имеет свойство теряться. Иногда я напоминаю себе робота, который выполняет какие-то функции. Условия жизни в своевременном мире не дают делать то, что хочется. А также какие-либо моральные ценности, устои, принятые в обществе, окружение. Да и что я собственно хочу? Что именно мое «Я» хочет? Скорее нужно ответить для себя на этот вопрос, чтобы рассуждать «почему я не делаю то, что я хочу». Потому что я не знаю, чего Я хочу. Потому что я настолько привыкла заниматься самообманом, что вычленить среди всех ложных «хочу» истинное довольно таки сложно.

Но если бы не было ложных «хочу» смогла бы я делать то, что «надо»? Скорей всего нет. Потому что хотение чего-либо – это мотивация. Поэтому я буду продолжать себя обманывать тем, что я делаю то, что хочу. В конце концов, где-то, среди самообмана, скрыто истинное зерно моего хотения. То, к чему двигает меня моя жизнь.

Список использованной литературы.

1. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Электронный ресурс]: учебное пособие / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2010. – 720 с. – Режим доступа: http://ibooks.ru/product.php?productid=21947&cat=1044&page=2 (стр. 42-49)

2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: курс лекций / Ю. Б. Гиппенрейтер. – М.: АСТ, 2015. (стр. 49, 120)

3. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник. / А.Г.Маклаков. – СПб.: Питер, 2012. (стр. 26-35)

Наши рекомендации