ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ. ГОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет»

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

______________М.С. Марамыгин

«___»__________________2012 г.

РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ

Программа учебной дисциплины

Наименование специальности

Все специальности

Наименование специализации

Все специальности

Екатеринбург

ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Целью изучения дисциплины «Религиоведение» является формирование в атмосфере толерантности у студентов научных знаний об основных теориях религии и типах веры, функциях религии, определение специфики исторических и конфессиональных форм религии, рассмотрение основных аспектов проблемы деструктивных религиозных культов («сект»), анализ феномена секуляризации и исторических форм свободомыслия.

Изучение дисциплины обеспечивает реализацию требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования в области религиоведения по вопросам:

- этимология понятия «религия»;

- научные философские, феноменологические, социологические, психологические концепции религии;

- основные парадигмы понимания и этапы развития веры;

- структура и функции религии;

- особенности вероучения и жизнедеятельности ранних, национальных и мировых религий;

- соблюдение принципов толерантности, научности и светскости, недопущение пропаганды конкретных видов конфессиональной религиозности;

- методологические и теоретические принципы анализа функционирования (религиозных и нерелигиозных) культов (новых религиозных движений);

- секуляризация и свободомыслие в общечеловеческой культуре:

- формирование у студентов современного научного мировоззрения.

В результате изучения дисциплины студенты должны:

а) знать:

- этимологические истоки и основные значения понятия «религия»;

- основные понятия религиоведения;

- теистические и научные концепции религии;

- социальные и ментальные факторы формирования религиозного мировоззрения;

- особенности взаимодействия религии, философии и науки;

- специфику основных типов веры;

- элементы, структуру, функции религии, место религии в социальной системе;

- мировоззренческие принципы ранних, национальных и мировых религий;

- специфику и причины вовлечения в деструктивные религиозные культы, формы религиозной манипуляции, техники вовлечения и удержания в культовых группах;

- основные этапы и особенности процесса секуляризации и формы свободомыслия;

- место и роль религии в социальной и политической жизни.

б) уметь:

- применять категориальный аппарат религиоведения в профессиональной деятельности;

- использовать знания о месте и роли религии в социальной системе для анализа и решения социальных проблем и профессиональных задач;

- выявлять культовую направленность, признаки культа в деятельности религиозных и нерелигиозных групп;

- определять предрасположенность индивида к вовлечению в культовые группы;

- распознавать формы культовой вербовки, религиозной манипуляции и контроля сознания;

- использовать техники противостоянию формированию извне состояний социально-психологической зависимости;

- самостоятельно анализировать религиозные установки отдельных людей и политических организаций.

Религия может выполнять как конструктивные, так и деструктивные функции. Она способствует как самоактуализации личности, обретению смысла жизни, ориентации на высшие ценности, так и формированию авторитарно-пассивных установок, выступая формой идеологии, манипуляции и агрессии. Реальностью современной эпохи являются вспышки религиозного фанатизма и экстремизма, разжигание межконфессиональной и межнациональной розни, использование авторитета религиозных организаций и групп в политических целях. Для такой многонациональной и многоконфессиональной страны, как Россия, это недопустимо. Знание основ религиоведения необходимо для овладения специальностями, связанными с социальной коммуникацией. Изучение религиоведения поможет студентам избежать влияния религиозных суеверий и фанатизма, культовых групп с одной стороны, и ценностного нигилизма – с другой. Важным средством противостояния дестабилизирующим факторам, связанным с религией, является программа религиозного просвещения. Это обусловило включение в учебные программы студентов, обучающихся по профилю "Реклама и связи с общественностью в политике", курса "Религиоведение".

2. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Учебная дисциплина «Религиоведение» является дисциплиной по выбору учебного плана подготовки бакалавров по специальности 031600 «Реклама и связи с общественностью».

Данной дисциплине должно предшествовать изучение дисциплин «История», «Философия», «Культурология», «Психология».

Знания, умения, навыки, полученные в процессе изучения дисциплины «Религиоведение» используются при прохождении производственной практики, написании дипломных работ, дальнейшей работе выпускников.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Наши рекомендации