Д) «Генетические аспекты».
177. Согласно Л.С. Выготскому, человек овладел собственной психикой и поведением благодаря
а) изготовлению орудий труда;
б) видоизменению природы;
в) специальным психологическим орудиям – знакам, искусственным средствам;
г) возникновению человеческого сообщества;
д) совместной коллективной деятельности.
178. К специальным психологическим орудиям – знакам, искусственным средствам относятся
а) материальные орудия труда;
б) слова-приказы;
в) подсобные операции в процессе изготовления орудий труда;
г) узелок на память, зарубка на дереве и т.п.
179. Структурные компоненты сознания (по А.В. Петровскому)
а) совокупность знаний об окружающем мире;
б) целеполагающая деятельность;
в) определённое отношение к окружающему и самому себе;
г) мотив и цель;
Д) выделение «Я» из окружающего мира, различение объекта и субъекта.
180. Структурные компоненты сознания (по А.Г. Леонтьеву)
а) чувственная ткань;
б) слова и словосочетания;
в) значения;
г) деятельность и действия;
Д) личностный смысл.
181. Чувственная ткань сознания
а) обеспечивает пристрастность значений для субъекта;
б) представляет свернутую в материи языка идеальную форму существования реального мира;
в) образует чувственный состав конкретных образов реальности;
г) обеспечивает целенаправленность поведения и деятельности;
д) способствует самопознанию и рефлексии.
181. Чувственная ткань сознания
а) обеспечивает пристрастность значений для субъекта;
б) представляет свернутую в материи языка идеальную форму существования реального мира;
в) образует чувственный состав конкретных образов реальности;
г) обеспечивает целенаправленность поведения и деятельности;
д) способствует самопознанию и рефлексии.
182. Значения в структуре сознания
а) обеспечивают пристрастность значений для субъекта;
б) представляют свернутую в материи языка идеальную форму существования реального мира;
в) образуют чувственный состав конкретных образов реальности;
г) обеспечивают целенаправленность поведения и деятельности;
д) способствуют самопознанию и рефлексии.
183. Личностный смысл в структуре сознания
а) обеспечивает пристрастность значений для субъекта;
б) представляет свернутую в материи языка идеальную форму существования реального мира;
в) образует чувственный состав конкретных образов реальности;
г) обеспечивает целенаправленность поведения и деятельности;
д) способствует самопознанию и рефлексии.
184. Непсихическую форму существования в структуре сознания имеют
а) чувственная ткань;
б) значения;
в) личностный смысл;
г) целенаправленная деятельность;
д) рефлексия.
185. Язык как общественный продукт, как система идеальных общественных явлений, существующий независимо от индивида по своим собственным законам, отражается в способе жизни значения
а) объективно-историческом;
б) индивидуально-психологическом;
в) объективно-психологическом;
г) индивидуально-историческом.
186. Функционирование в деятельности и сознании конкретного индивида, «возвращение» объективного, общественного к предметности мира – способ существования значений
а) объективно-исторический;
б) индивидуально-психологический;
в) объективно-психологический;
г) индивидуально-исторический.
187. Совокупность психических образований, процессов и механизмов, в функционировании и влиянии которых субъект не отдает себе отчета
а) сознание;
б) душа;
в) бессознательное;
г) рефлекс;
д) инстинкт.
188. Мотивы и смысловые установки, которые не осознаются из-за их социальной неприемлемости или рассогласования с другими мотивами, потребностями, установками
а) неосознаваемые побудители деятельности;
б) неосознаваемые механизмы;
в) механизмы и процессы подпорогового восприятия объектов;
г) надсознательные явления;
д) структуры общественного бессознательного.
189. Действия или акты целостного поведения, совершающиеся без участия сознания и обеспечивающие беспрепятственное выполнение привычных поведенческих автоматизмов и стереотипов
а) неосознаваемые побудители деятельности;
б) неосознаваемые механизмы;
в) механизмы и процессы подпорогового восприятия объектов;
г) надсознательные явления;
д) структуры общественного бессознательного.
190. Неосознаваемое психическое действие, проявляющееся в непроизвольном движении, тоническом напряжении частей тела, мимике, пантомимике и т.п.
а) неосознаваемая установка;
б) неосознаваемые автоматизмы;
в) неосознаваемое сопровождение сознательных действий;
г) неосознаваемые побудители сознательных действий;
д) надсознательный процесс.
191. Объекты, которые не даны субъекту в виде образа и не осознаются им, однако оказывают регулирующее влияние на протекание его деятельности
а) неосознаваемые побудители деятельности;
б) неосознаваемые механизмы;
в) механизмы и процессы подпорогового восприятия объектов;
г) надсознательные явления;
д) структуры общественного бессознательного.
192. Неосознаваемый психический процесс образования некого интегрального продукта в результате большой сознательной (как правило, интеллектуальной) работы
а) неосознаваемые побудители деятельности;
б) неосознаваемые механизмы;
в) механизмы и процессы подпорогового восприятия объектов;
г) надсознательные явления;
д) структуры общественного бессознательного.
193. Неосознаваемые языковые, культурные, идеологические и иные схематизмы, мифы и социальные нормы, определяющие мировосприятие людей, принадлежащих к данной культуре
а) неосознаваемые побудители деятельности;
б) неосознаваемые механизмы;
в) механизмы и процессы подпорогового восприятия объектов;
г) надсознательные явления;
д) структуры общественного бессознательного.
194. Нейропсихологические исследования связывают неосознаваемые психические явления с деятельностью
а) левого полушария;
б) правого полушария;
в) гиппокампа;
г) активирующей ретикулярной формации;
д) спинного мозга.
195. Понятие «бессознательное» выводится З. Фрейдом из понятия
а) о вытеснении;
б) об отрицании;
в) о сопротивлении;
г) об ассоциации;
д) о сублимации.
196. Структурная организация психики человека (по З. Фрейду)
а) сознательное;
б) предсознательное;
в) бессознательное;
г) все ответы верны.
197. Именем «либидо» в теории З. Фрейда окрашен
а) инстинкт самосохранения;
б) принцип удовольствия;
в) сексуальный инстинкт;
г) сопротивление;
д) вытеснение.
198. Наиболее примитивная инстанция, охватывающая все прирожденное, генетические первичное, подчиненная принципу удовольствия и ничего не знающая о реальности и обществе
а) Я;
б) Супер-Я;
в) вытеснение;
г) Оно(Ид);
д) сопротивление.
199. Олицетворение разума и рассудительности, продукт индивидуального опыта человека, из которого исходит вытеснение и власть над побуждениями
а) Я;
б) Супер-Я;
в) вытеснение;
г) Оно(Ид);
д) сопротивление.
200. Продукт влияний, исходящих от других людей, олицетворение моральной цензуры, контролирующий и наказующий агент
а) Я;
б) Супер-Я;
в) вытеснение;
г) Оно(Ид);
д) сопротивление.
201. Специфическое состояние, возникающее у субъекта под воздействием объективной ситуации удовлетворения потребности (по Д.Н. Узнадзе)
а) установка;
б) фиксированная установка;
в) переживание;
г) отношение;
д) знание.
201. Специфическое состояние, возникающее у субъекта под воздействием объективной ситуации удовлетворения потребности (по Д.Н. Узнадзе)
а) установка;
б) фиксированная установка;
в) переживание;
г) отношение;
д) знание.
202. Отношение между средой и организмом, по Д.Н. Узнадзе, следует представлять следующим образом
а) субъект(установка) – среда - поведение;
б) среда – поведение – субъект(установка);
в) среда-субъект(установка);
г) субъект(установка) – поведение;