Кондрашенко и др. Общая психотерапия 28 страница
Дети распределяют между собой названия цветов (например. Роза, Фиалка, Ландыш, Незабудка, Колокольчик и даже... Кактус).
Ведущий: Я садовником родился, не на шутку рассердился. Все цветы мне надоели, кроме... Фиалки!..
Фиалка: Ой!
Ведущий: Что с тобой?
Фиалка: Влюблена...
Ведущий: В кого?
Фиалка: В Ландыш.
Ландыш: Ой!..
" И так далее по кругу (пауза между вопросом и ответом на него задается самими участниками, но не превышает десяти секунд). Игра направлена на развитие активного внимания;
при ошибочном ответе (называние отсутствующего в игре, выбывшего или своего собственного цветка), а также при затягивании паузы участник выбывает из игры. '':.
4. а) «Фотограф». Ведущий запоминает расположение группы и выходит за дверь. Группа проводит 3 изменения в своей композиции. Ведущий должен восстановить композицию.
б) «Скульптура». Ребенок «лепит» из одного или более человек скульптуру. После этого скульптура «оживает».
5. Упражнение на внимание.
а) Применяют таблицу Шульте - методику, используемую для исследования объема внимания. Она состоит из таблицы, на которой в беспорядке расположены цифры от 1 до 25. Дети отыскивают числа по порядку. Занятие проводят дважды в прямом и обратном направлении.
б) Группа становится в полукруг, ведущий - спиной к группе. Члены группы, меняясь местами, изменяя тональность голоса, задают вопросы. Ведущий должен ответить, обращаясь по имени.
6. Упражнение на общение.
а) В кассе нет билетов. Нужно попытаться купить билет у администратора.
б) Нужно отговориться от контролера в автобусе и т. д.
7. Разыгрывание некоторых рассказов из домашнего задания.
8. Мышечная релаксация по Джекобсону-Эверли, в ходе которой можно представить себя в образе океана, неба, гор. В конце психотерапевтом дается общее позитивное внушение: «Вы изменились, вы стали свободнее...»
Домашнее задание:
описать 15 своих личностных качеств, отвечая на вопрос: «Кто я?», и составить самоотчет.
ЗАНЯТИЕ 7
Цель занятия: анализ личностных проблем каждого члена группы.
1. Разминка - проводится в одной из техник по желанию участников группы.
2. Пантомима: «Я люблю», «Я не люблю». Члены группы показывают, остальные угадывают.
3. Тайным голосованием выбираются один или два лидера группы. Лидер становится зеркалом. К нему по очереди подходят участники группы и говорят: «Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи». Зеркало отвечает: «Ты прекрасен, спору нет, но тебе не хватает... (я желаю тебе..., мне хотелось бы, чтобы ты...)». В конце упражнения всем членам группы дается положительная обратная связь.
4. Анализ 15 качеств личности. Проводится самостоятельно. Предлагается выбрать 5 самых характерных качеств, составляющих ядро личности.
5. Составляется рассказ в группе, который потом проигрывается.
6. Участник группы как можно серьезнее рассказывает стихотворение. Группа удивляется после каждой строфы: «Вот это да!», «Ничего себе!», и т. д. - это
прекрасная функциональная тренировка для преодоления «школьных» фобий (страхов).
Домашнее задание:
составить самоотчет;
дома самостоятельно один раз в день проводить мышечную релаксацию по Джекобсону-Эверли с целевым внушением в конце;
принести фломастеры и бумагу.
ЗАНЯТИЕ 8
Цель занятия: анализ личностных проблем каждого участника группы.
Введение: «У каждого из вас есть проблемы, сложности, трудности. Многие из них вы решили в группе, некоторые еще не решены. Сегодня хотелось бы узнать трудные случаи из вашей жизни или из жизни ваших друзей. И мы вместе подумаем, как найти выход из этих ситуаций»
1. Разминка. Двигательная техника по выбору группы.
2. Невербальная коммуникация «Испорченный телефон», «Разговор через стекло», «Передача предмета».
3. Вербальная дискуссия по любой проблеме, выбранной группой.
4. Ролевые игры: «Позднее возвращение», «Неприятный разговор с родителями», «Сборы на дискотеку».
5. Совместное рисование без слов. Сначала рисуют одним фломастером парами, затем всей группой по 1- 2 штриха на общем рисунке. Проводится анализ и интерпретация рисунка.
6. Медитация со свечой на фоне глубокой релаксации. Надо подумать о своей проблеме, при этом попытаться взглянуть на нее по-иному.
Домашнее задание:
самоотчет (как я изменился за это время, каким я вижу себя теперь);
написать своему другу письмо о себе через 5 лет (анонимно). В конце указать, можно ли зачитать его на группе;
к 9-му занятию пригласить родителей.
ЗАНЯТИЕ 9
Цель занятия: демонстрация родителям структуры неконструктивных взаимоотношений с детьми; достижение более высоких степеней эмоционального контакта и самосознания. Первая часть занятия проводится вместе с детьми.
1. Зачитываются анонимно отдельные самоотчеты детей, письма. Родителям предлагается обменяться мнениями. Проводится небольшая обучающая дискуссия, в которую включается психотерапевт.
2. Вместе с родителями проводится психотехника «Передача предмета - узнавание». Комментируется вовлеченность взрослых в занятие.
3. Построение «скульптур» из членов группы, их узнавание. Анализ спонтанного поведения взрослых и комментарии.
4. Ролевые игры («Приготовление уроков», «Опять двойка» и т. д.). Дискуссия о взаимных коммуникациях взрослых и детей.
5. Разбор результатов анализа семейных взаимоотношений (по Э. Г. Эйдемиллеру и В. В. Юстицкому, 1990) и рисунков семьи. Проводится беседа о типах воспитания, даются рекомендации по оптимизации взаимоотношений с детьми. Ответы на вопросы родителей.
Домашнее задание:
принести чашки, печенье, свечи.
ЗАНЯТИЕ 10
Цель занятия: подведение итогов работы группы. Ориентация группы на преодоление жизненных трудностей в настоящем и будущем.
1. Последнее занятие проводится в затемненной комнате при свечах, что стимулирует откровенность и укрепляет чувство безопасности каждого члена группы. Накрывается «сладкий» стол, зачитываются самоотчеты (задание 8) и письма к друзьям (можно анонимно). Затем проводится свободная беседа о прошедших занятиях, рассказываются интересные истории, фантазии на тему «Летние каникулы». На высоте доверия и взаимопонимания предлагается устроиться для медитации. n2. "Медитация. После достижения релаксации проводится позитивная суггестия: «Вы ждали от наших занятий чего-то необычного, чуда, и оно случилось... Психотерапевт помог раскрыть в вас то, чего вы не замечали в себе. Подобно Волшебнику Изумрудного города, он помог открыть то хорошее, что есть в каждом из вас. И сейчас вы понимаете, что, взглянув на мир другими глазами, вы сами изменились и будете дальше познавать себя... Вы смелее среднего человека вашего возраста. Вспомните, как свободно вы вели себя в группе, со взрослыми... Вы умнее - это видно по вашим самоотчетам... Вы благороднее, потому что, придя в группу, вы страдали, а страдания облагораживают... Вы добрее, так как работали в группе не только на себя, но и в интересах других... У вас сильная воля, это видно по вашей активности. Вы стремились достичь цели... А сейчас мысленно проследите с первого дня все наши встречи, затем представьте себя в ближайшем будущем. Какими вы себя представляете, что изменилось? А затем снова медленно возвращайтесь сюда и открывайте глаза».
3. Прощание.
ОСОБЕННОСТИ ГИПНОСУГГЕСТИИ У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Общие положения
Гипноз и гипносуггестивная психотерапия - два различных понятия.
Гипноз - это «особое состояние сознания, предполагающее определенное изменение психофизиологической реактивности организма» (L. Сhегtok, 1982).
Гипноз может дать определенный лечебный эффект, такой как снятие внутреннего напряжения, но не ограничивается только этой задачей.
Гйпносуггестивная психотерапия - это лечебный метод, с помощью которого ставятся определенные лечебные цели и используются специальные технические приемы во время пребывания пациента в состоянии гипноза.
Гипнотерапевтическая практика в детском возрасте должна осуществляться специалистами, имеющими специальную подготовку для работы с детьми, - детскими психиатрами и психотерапевтами, а также, при необходимости, стоматологами, хирургами и другими специалистами.
Цель гипнотерапии - дать пациенту «установку надежды» на разрешение его проблемы, привлечь его к активному участию в процессе лечения, отыскать и использовать его «внутренние ресурсы».
Существуют следующие гипнотерапевтические методы:
1) поддерживающие (усиливающие функционирование Я), главная цель которых - помочь пациенту почувствовать себя более здоровым, уверенным в разрешении проблем и в собственном благополучии в будущем, усилить его чувство самоконтроля;.
2) методы, ориентированные на устранение, изменение, облегчение специфических симптомов болезни (психогенного или органического генеза);
3) динамические, ориентированные на достижение инсайта («озарения»), - направлены на помощь пациенту в осознании им истоков своих проблем, в проработке его внутренних конфликтов, в достижении более высокой ступени личностной зрелости (в когнитивной, аффективной и социальной сферах) (К. Olness, 1981).
Для многих пациентов детского и подросткового возраста гипнотерапия включает в себя комбинацию всех трех вышеуказанных методов.
Показания и противопоказания к применении гипнотерапии у детей и подростков
Ребенок является подходящим «кандидатом для гипнотерапии, если:
он адекватно реагирует на методы индукции гипнотического состояния;
его проблема может быть разрешена путем применения гипносуггестии;
между ним и психотерапевтом устанавливаются позитивные взаимоотношения;
он имеет хотя бы минимальную мотивацию к разрешению своей проблемы;
родители или другие лица, несущие ответственность за него, согласны на применение данного метода лечения.
К ситуациям, в которых гипнотерапия считается противопоказанной, относятся следующие:
угроза аггравации (в данном случае - преувеличения эмоциональных проблем (если, например, девушка подросток, пережившая разрыв отношений с любимым настаивает на том, чтобы психотерапевт «стер из ее памяти» психотравмирующие переживания, в таких случаях происходит лишь частичное «вытеснение» проблемы в область бессознательного, чреватое угрозой развития дезадаптивных реакций, таких как генерализованное тревожное расстройство или депрессия, что, безусловно, приводит лишь к углублению проблемы);
стремление ребенка или подростка просто «позабавиться»;
случаи, когда проблема успешнее поддается лечения Другими методами («тренинг навыков общения» при коммуникативных затруднениях и т. п.);
недостаточно полное обследование ребенка и вследствие этого неверная постановка диагноза, когда «функциональные» расстройства оказываются в действительности проявлением органической патологии, требующей иных методов лечения.
Относительным противопоказанием к проведении гипнотерапии являются также ситуации, в которых пациент стремится извлечь «вторичную выгоду» (сочувствие и внимание окружающих, «поблажки» в учебе и т. п.) в результате повышенного внимания к его проблемам.
Общие принципы гипнотизации детей и подростков
Введению ребенка в гипнотическое состояние обязательно предшествует беседа с ним. В зависимости от потребностей ребенка она может быть короткой или, наоборот, очень обстоятельной.
Беседа обычно включает объяснение целесообразности использования гипноза для решения имеющихся проблем, а также разговор с ребенком с целью коррекции его представлений о гипнозе, устранения ошибочных опасений и обстоятельные ответы на вопросы. Если у психотерапевта еще не сложились детальные представления о симпатиях и антипатиях ребенка, его существенных переживаниях, страхах, надеждах, условиях, в которых он чувствует себя комфортно, все эти проблемы должны быть обсуждены в ходе предварительной беседы.
У детей применяется большое количество методов индукции гипнотического состояния и каждый - с бесчисленным количеством вариаций. Выбор подходящего метода зависит от нужд и предпочтений ребенка, а также от опыта и творческих возможностей терапевта. Любой специалист, который использует методы гипнотерапии у детей, должен иметь необходимые знания в области возрастной психологии и опыт практической работы с детьми. Необходимо также располагать сведениями о социальном и культурном окружении ребенка, о том, что ему нравится и что не нравится, и об интересующих его темах (любимые книги, телевизионные программы, фильмы).
Часто неожиданное сопротивление применению одного метода сменяется быстрой податливостью и восприимчивостью по отношению к другому.
В сравнении со взрослыми дети более склонны вертеться на месте и двигаться, открывать глаза или отказываться их закрывать, делать спонтанные замечания в процессе введения в гипнотическое состояние. Такое поведение не обязательно означает сопротивление методу лечения. Чаще дети просто адаптируют вводный метод к своему стилю поведения. Опытный гипнотерапевт всегда учитывает особенности ребенка в процессе выбора вводного метода. Многие дети негативно относятся к необходимости «погрузиться в сон», так как отождествляют понятия «уснуть» и «умереть» (примечательно, что в греческой мифологии бог сна Гипнос и бог смерти Танатос - родные братья). Поэтому следует избегать употребления во вводных инструкциях таких слов, как «сонный», «дремотный» и «усталый».
Точно так же (поскольку некоторые дети, особенно 4-5-летние, сопротивляются закрыванию своих глаз и могут быть даже напуганы этим) не нужно настаивать на обязательном закрывании глаз, хотя в процессе вводной беседы следует подчеркнуть, что лучше всего можно сосредоточиться, если закрыть глаза. В любом случае право выбора остается за ребенком.
Речь гипнотерапевта должна соответствовать уровню развития ребенка.
Описываемые далее вводные методы недирективны по своей природе, они способствуют активному участию детей в процессе обучения погружению в гипноз и использованию гипнотического состояния.
При введении ребенка в гипнотическое состояние желательно избегать авторитарных методов, широко распространенных в прошлом, включающих такие фразы, как «Ты должен...» или «Я хочу, чтобы ты сделал это сейчас». (Подобные методы, при которых гипнотерапевт использует командный стиль поведения, могут быть успешными лишь у некоторых детей и в меньшей мере, чем в прежние времена или в культурах, где дети привычны к строгому и авторитарному стилю поведения взрослых.)
Более того, если введение в гипнотическое состояние используется в контексте психотерапии, мы полагаем, что авторитарные методы противопоказаны, особенно использование «ситуаций, лишенных выбора» (например: «Ты не сможешь открыть свои глаза, как бы ты ни пытался»).
Цель психотерапии всегда состоит в том, чтобы усилить самоконтроль ребенка над своими чувствами и поведением, и любое внушение, снижающее ощущение самоконтроля, может только помешать терапевтическому процессу.
Детский психотерапевт всегда должен помнить, что быть авторитетным и быть авторитарным - разные вещи.
Далее описано несколько специфических методов гипнотизации детей и подростков.
Клиническая классификация методов гипнотизации, используемых у детей и подростков
Методы, использующие «направленное воображение»
1. «Любимое место». «Подумай о любимом месте, где ты бывал или хотел бы быть. Возможно, представить его будет легче, если ты закроешь глаза, но ты можешь держать их открытыми, если тебе хочется, или пока ты их не закроешь».
Детей, которые не могут представить реальное любимое место, можно попросить представить воображаемое место. Терапевт может подкрепить воображение ребенка путем добавления отдельных деталей. Часто при этом мы получаем важную информацию о ребенке, подобно информации, получаемой с помощью проективных психологических тестов, которые раскрепощают фантазию. Если ребенок предлагает более чем одно любимое место и. предпочтений выявить не удается, психотерапевт может усилить акцент внушением представлений о месте, более знакомом для ребенка.
Можно также внушать ребенку более активное вовлечение в ситуацию, особенно если цель лечения предполагает усиление компетентности и активное преодоление проблемы.
Представляемый образ не должен полностью относиться к проблеме. «Увидь себя, почувствуй себя в любимом месте, которое ты выбрал. Взгляни вокруг и посмотри на формы и цвета, прислушайся к звукам. Позволь себе действительно оказаться там. Каждому хорошо иногда перенестись в любимое место, туда, где тебе нравится быть, где ты хорошо себя чувствовал. Ты можешь испытать эти приятные чувства вновь. Задержись немного, чтобы почувствовать их. Когда ты почувствуешь, что ты действительно там. дай мне знать об этом поднятием одного пальца - это означает «да».»
Если ребенок выглядит расстроенным, психотерапевту следует разобраться в причине его переживаний, Можно сказать, что не все любят ходить в это место, и предложить иной метод. Иногда ребенок, который ранее успешно представлял любимое место, может неожиданно обнаружить негативную реакцию, например, из-за того, что бабушка или дедушка, которым также нравилось это место, умерли.
В зависимости от целей лечения психотерапевт может перейти к другому методу введения в гипнотическое состояние или помочь ребенку выразить эмоциональную реакцию. Непосредственно перед началом гипнотизации следует сказать ему, что он может разговаривать в со стоянии гипноза, в особенности если «гипнотического интервью» является частью лечебного плана.
2. «Счет воображаемых животных». «Ты любишь животных? (Ответ.) Хорошо. Какое из них нравится тебе больше всего? (Ответ.) Замечательно. Сейчас пред ставь себе, что ты можешь видеть себя сидящим в очень приятном месте с котенком (или другим животным, которое назвал ребенок). Будет хорошо, если ты закроешь глаза. Почувствуй мягкий мех котенка, посмотри, какого он цвета. А сейчас, просто для забавы, представь, что котенок стал другого цвета, или полосатым, или пятнистым. В любом случае тебе это приятно и твоему котенку тоже. Ты можешь изменить цвет в любое время, по своему выбору... И ты можешь представить второго котенка, очень похожего на первого, того же цвета, с таким же мягким мехом. У тебя два котенка, и ты можешь видеть себя играющим с ними. А сейчас ты можешь увидеть трех котят и изменить их цвет на прежний, первый цвет или на другой. Ты можешь рассказывать мне об этих котятах, если хочешь».
3. «Цветник». «Ты говоришь, что любишь цветы. Представь себя в красивом, большом цветнике, в котором растут все твои любимые цветы. Ты можешь взять с собой любимую игрушку или домашнее животное. Посмотри на яркие цвета. Вдохни ароматы цветов. Если ты хочешь, можешь потрогать лепестки и почувствовать, какие они мягкие. Вообрази, что ты можешь взять с собой из этого большого цветника столько цветов, сколько хочешь. Ты можешь нарвать их для себя или для кого-нибудь. Почувствуй, что твои руки расходятся все шире и шире вокруг все большего и большего букета, пока ты не возьмешь все, что захочешь. Если ты собрал этот букет для кого-то, ты видишь, каким счастливым выглядит этот человек, когда ты даришь ему цветы. Ты тоже чувствуешь себя счастливым.»
4. «Любимое занятие». «Расскажи мне, что ты любишь делать. (Ответ.) Хорошо... А сейчас представь, что ты видишь себя делающим это. Позволь себе действительно наслаждаться этим...»
Этот метод подчеркивает необходимость активного участия ребенка (см. метод «Любимое место»). Некоторые .дети вовлекаются в физическую активность, соответствующую содержанию фантазии, например бренчание пальцами, как при игре на пианино.
5. «Пристальный взгляд на облака». «Какие цвета тебе нравятся? (Ответ.) Хорошо... Представь себе несколько красивых облаков в небе и наблюдай, как они окрашиваются в один из твоих любимых цветов. Хорошо... Теперь измени их цвет на другой. Или, возможно, на несколько красивых цветов. Облака также могут изменять форму по мере того, как ты продолжаешь наблюдать за ними. Будет интересно смотреть на то, во что они превращаются. Если хочешь, ты можешь стать частью этих облаков. Почувствуй себя очень уютно, очень хорошо».
Этот метод не подходит для детей, которым внушали, что смерть означает «вознесение на небо, чтобы жить там с Богом». Соблюдайте особую осторожность, если ребенок недавно пережил смерть члена семьи, друга, любимого домашнего животного или если он страдает болезнью, которая может привести к смертельному исходу.
6. «Наблюдение за буквами». «Ты сказал мне, что любишь писать. Представь, что ты смотришь на доску, или лист бумаги с буквой «А» на нем. Сейчас проследи как «А» превращается в «Б». Теперь пусть «Б» превратятся в «В». Ты увидишь столько букв, сколько тебе захочется. Когда ты почувствуешь себя очень удобно очень хорошо, дай мне знать об этом, подняв один палец...»
Этот метод можно применять с использованием цифр. Если ребенок выглядит расстроенным, следует рассмотреть возможность того, что буквы и цифры могут иметь символическое значение (обозначение оценок, число прожитых лет). При использовании цифрового метод может происходить спонтанная возрастная регрессия; или прогрессия, и это может быть желанным или нет, зависимости от терапевтической задачи.
7. «Телевизионная фантазия». «Ты сказал мне, что любишь смотреть телевизор и что твоя любимая программа - ....» (Если ребенок называет любимыми программы со сценами насилия, можно использовать другой метод или осторожно расспросить его о других интересующих его вещах, а не предлагать «ненасильственные» темы телепередач, поскольку последнее ребенок может интерпретировать как скрытое осуждение). «Теперь представь себе, что ты готовишься смотреть свою любимую телепрограмму. Где находится телевизор который ты собираешься смотреть? (Ребенок указывает), Хорошо. Сейчас устройся поудобнее и, когда ты будешь готов, включи телевизор. Прислушайся к щелчку, который раздастся, как только ты включишь выбранный канал. Теперь ты можешь смотреть свою любимую телепередачу. Если ты отчетливо слышишь звук и видишь изображение, дай мне об этом знать, подняв один палец. Хорошо. Теперь продолжай смотреть и слушать, чувствуя себя очень удобно, очень хорошо». Если ребенок подвергается медицинской процедуре, психотерапевт может использовать повторное внушение для продолжения «просмотра».
Если психотерапевт намеревается провести гипнотическое или постгипнотическое внушение, оно может быть вставлено в контекст программы. Например, если ребенок отказывается глотать таблетки, психотерапевт может внушить, что герой или героиня телевизионной передачи с удовольствием принимают лекарство, которое излечивает болезни. Ребенка можно спросить также о любимой еде, затем внушить, что любимый ребенком персонаж телепередачи ест именно эту пищу и хочет разделить ее с ребенком. Затем лекарство представляется в гипноидном состоянии как любимая еда.
Большинство детей без всякого труда «вливаются» в любимую телепередачу. Нами наблюдались тяжело больные дети, принимавшие лечение только в контексте этих внушений.
В процессе психотерапии этот метод можно использовать для доступа к «истокам психологических конфликтов» и помощи детям в разрешении последних. В этом и практически во всех других методиках гипносуггестии нет резкого различия между этапами погружения в гипноз и лечебного внушения.
8. «Любимая песня». «Ты говорил, что любишь петь. Где ты любишь делать это больше всего? (Ответ.) Хорошо... Представь себя сейчас в этом месте поющим свою любимую песню. Пропой эту песню про себя. Ты исполняешь ее очень хорошо, выпеваешь каждый звук очень чисто. Когда песня закончится, дай мне знать об этом, подняв один палец. Или ты можешь пропеть ее снова, если тебе хочется...» Ребенок может также отбивать такт одним или несколькими пальцами. Когда отбивание ритма кончается, психотерапевт знает, что пациент закончил песню.
9. «Игра на музыкальном инструменте». Если пациент любит играть на музыкальном инструменте, психотерапевт может видоизменить метод «Любимая песня» соответствующим образом.
10. «Слушание музыки». «Ты говорил мне, что любишь музыку. Какую музыку ты любишь слушать? Какое музыкальное произведение ты хотел бы услышать сейчас? (Ответ.) Хорошо... Теперь вообрази, что ты очень внимательно слушаешь эту музыку, выбирая по своему желанию громкость звучания. Ты можешь также представить, что видишь музыкантов. Дашь мне знать, когда музыка закончится.»
Для некоторых детей предпочтительнее реальное прослушивание магнитофонной записи. Можно попросить ребенка (подростка) приносить на сеансы записи любимой музыки.
11. «Ковер-самолет». Этот метод следует использовать с осторожностью у детей, испытывающих страх полета или высоты.
«Представь себе, что ты собрался на пикник и пришел с теми людьми, которых очень любишь, в свое с мое любимое место. Ты принес с собой свои любимые кушанья и напитки. Ты можешь понюхать, как вкусно они пахнут, и попробовать их. Представь, что ты игр ешь со своими лучшими друзьями (подругами). Теперь, когда ты закончил еду, питье и игру со своими друзьями, ты видишь ковер, расстеленный на земле. Он окрашен в твой любимый цвет, он мягкий и удобный. Ты можешь сесть или лечь на него. Представь, что это волшебный ковер-самолет, а ты - его пилот. Ты управляешь его движением. Ты можешь летать очень низко' чуть выше травы, или высоко - выше деревьев, если тебе так хочется. Ты - пилот, и можешь лететь туда, куда захочешь, с любой скоростью. Ты можешь приземляться там, где живут твои друзья, и навещать их, ил в зоопарке, или в любом другом месте, где тебе хочется побывать. Ты можешь лететь над деревьями и видеть птиц, сидящих в гнездах. Ты можешь ускорять и замедлять полет. Это так приятно - двигаться туда, куда ты хочешь. Во время полета ты чувствуешь себя очень хорошо. Ты можешь найти удобное место для посадки приземлиться туда на своем ковре-самолете. Когда ты приземлишься, дай мне знать об этом, подняв один палец».
12. «Езда». «Ты любишь кататься на велосипеде ил на лошади? (Ответ.) Хорошо. Что тебе нравится больше (Ответ.) Хорошо... Представь себя в своем любимом месте. Сегодня прекрасный солнечный день. Представь, что ты едешь туда, куда хочешь, с той скоростью, с како хочешь. Ты можешь изменять скорость и направлении движения, и это помогает тебе чувствовать себя удобнее. Когда ты почувствуешь себя очень удобно, ты может постепенно уменьшить скорость. Найди удобное мест для остановки и отдохни... Тебе очень удобно...»
Для детей, которых пугает пассивность, лучше будет не использовать внушения, касающиеся замедления движения и остановки. Лечебные внушения могут даваться на фоне воображаемого движения.
13. «Занятия спортом». «Ты сказал мне, что любишь играть в футбол. Представь себя в том возрасте, в котором ты находишься сейчас, или старше, играющим в составе своей любимой футбольной команды, одетым в красивую спортивную униформу, играющим в той позиции, которая тебе нравится (защитник, нападающий, вратарь). Твоя команда выигрывает, и ты чувствуешь себя очень приятно. Ты помогаешь своей команде выиграть. Ты ощущаешь слаженные движения своих мышц в то время, когда бежишь или ударяешь по мячу. Ты продолжаешь играть в составе побеждающей команды, и это продолжается до тех пор, пока в игре не будет достигнут окончательный выигрыш. Дай мне знать поднятием пальца, когда игра закончится».
Этот метод особенно подходит детям, для которых терапевтической задачей является усиление самоконтроля движений при условии, что у них нет резко выраженного негативного отношения к данному виду спортивной деятельности.
14. «Прыгающий мяч». «Иногда бывает хорошо представить себе, что ты можешь двигаться, куда бы ни захотел. Представь, что ты прыгающий мяч, большой мяч, и ты можешь быть того цвета, какого захочешь, даже полосатым или пятнистым. Это легче представить, если ты прикроешь глаза. Стань этим прыгающим мячом и скачи туда, куда пожелаешь. Прыг, прыг, прыг... Ты можешь скакать куда угодно. Ты можешь вспрыгнуть на дерево и покататься по веткам. Ты можешь перепрыгнуть через свой дом или больницу. Ты можешь прыгать по дорожкам в лесу. Если ты любишь плавать, ты можешь прыгать на волнах и плыть, прыгать и плыть. Продолжай прыгать, пока не найдешь удобное место, где ты смог бы остановиться, и, когда остановишься, дай мне об этом знать».
Суггестивная сказкотерапия
У маленьких детей, к которым малоприменимы описанные выше методы погружения в гипнотическое состояние из-за их чрезмерной боязливости, психотерапевт может использовать сказки, отражающие потребности и интересы детей.
Этот метод особенно полезен в работе с маленький детьми, которые подвергаются болезненным или вызывающим чувство страха медицинским процедурам. Сказка может быть полностью построена на фантазии или быть вариацией какой-то темы близкой по содержанию ребенку, например любимой телепрограммы.
Психотерапевт может сочинить сказку от начала до конца или расспросить ребенка об основных «сюжетных линиях», которые лягут в ее основу. Метод основан на возможности вовлечь ребенка в мир веселой, шутливо фантазии - прекрасного антипода состояний страха тревоги. Например, психотерапевт может начать рассказывать ребенку знакомую сказку, а затем заменить персонажей врачами, медсестрами и членами семьи ребенка.
Большинству маленьких детей нравятся такие приемы, хотя отдельные дети могут настаивать на том, чтобы сказку рассказывали «правильно». Некоторые специалисты рассматривают сказкотерапию лишь как способ отвлечения, а не как метод гипнотизации; между тем при использовании этой методики можно наблюдать сужение фокуса внимания и измененную чувствительность, которые типичны для гипнотического состояния. Психотерапевт может также «вплести» в сказку внушение комфортного состояния, анальгезии и покоя.