Принятая структура компетенций. Перинатальная психология и
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Перинатальная психология и
Психология раннего возраста
Направление подготовки:
030300.62 «Психология»
Профиль подготовки:«Психология»
Квалификация (степень) выпускника:«Бакалавр психологии»
Пермь
ПГПУ
Рецензент:
(уч. степень, звание, должность, место работы, Ф.И.О)
Автор-составитель: доктор психол. наук, профессор кафедры теоретической и прикладной психологии Т.М. Хрусталева.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Перинатальная психология и психология раннего возраста» составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 030300.62 «Психология»
Дисциплина входит в профессиональный цикл,
относится к вариативной части,
является дисциплиной по выбору
Учебно-методический комплекс предназначен для преподавателей, студентов, слушателей курсов и т.д.
Согласовано с деканом обучающего факультета:
Декан:____________________________________(Н.А. Кирилова)
Согласовано: Учебно-методическое управление: «___» __________________2013 г. ______________________________ | Рекомендовано кафедрой: Протокол № _______ «___» ________________2013 г. Зав. кафедрой _______________ |
Содержание
1. Цель изучения дисциплины:................................................................................. 4
2. Место дисциплины в структуре ООП:............................................................ 4
3. Требования к результатам освоения дисциплины:........................... 5
3.1. Принятая структура компетенций............................................................................... 6
4. Объем дисциплины...................................................................................................... 6
4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы............................................................... 7
4.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы....................................... 8
5. Содержание дисциплины....................................................................................... 8
5.1. Программа дисциплины................................................................................................. 8
5.2. Содержание семинарских и практических занятий.............................................. 11
6. Формы и методы обучения.................................................................................. 18
7. Структура и содержание самостоятельной работы студентов 19
7.1. Методические рекомендации...................................................................................... 19
7.2. Структура и трудоемкость самостоятельной работы студентов...................... 20
7.3. План-график самостоятельной работы студентов............................................... 20
7.4. Тематика рефератов, контрольных работ, эссе и методические рекомендации по их выполнению........................................................................................................................... 21
8. Учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение дисциплины....................................................................................... 24
8.1. Основная литература.................................................................................................... 24
8.2. Дополнительная литература....................................................................................... 25
8.3. Учебно-методические материалы.............................................................................. 26
8.4. Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы (Интернет-ресурсы) 26
8.5. Материально-техническое обеспечение:................................................................. 27
9. Содержание и порядок проведения входного и текущего контроля, промежуточной аттестации................................................................................. 28
9.1. Содержание и формы проведения входного контроля.......................................... 28
9.2. Содержание и формы текущего контроля знаний.................................................. 29
9.3. Содержание и формы промежуточной аттестации................................................. 35
1. Цель изучения дисциплины:
Целью освоения дисциплины является формирование у студентов системы теоретических и практических знаний по перинатальной психологии и психологии раннего возраста, умения применять полученные знания в практической деятельности. Фундаментальные знания на основе изучения современного состояния психологии развития и возрастной психологии способствуют развитию психолого-педагогического мышления, формируют готовность к инновационной деятельности. Изучение курса предполагает расширение общей психологической эрудиции, углубление профессиональной и практической подготовленности будущих специалистов.
Основными задачами курса «Перинатальная психология и психология раннего возраста» являются:
· Формирование у студентов системы знаний о наиболее общих характеристиках психического развития в онтогенезе;
· Создание четкой современной картины развития психики с учетом механизмов и движущих сил развития, выявлением узловых моментов развития;
· Ознакомление студентов с основными подходами в исследовании проблем психического развития человека на ранних этапах его развития;
· Формирование особого способа мышления будущего психолога с позиций теории развития и ведущих принципов отечественной психологии;
· Ознакомление студентов с методами исследования психики в онтогенезе с позиций психологии развития.
2. Место дисциплины в структуре ООП:
Дисциплина относится к вариативной части профессионального цикла (Б3.В).
Для освоения дисциплины «Перинатальная психология и психология раннего возраста» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные при изучении следующих дисциплин:
1. Общая психология
2. Экспериментальная психология
3. Психология развития и возрастная психология
Освоение дисциплины «Перинатальная психология и психология раннего возраста» является необходимой основой для последующего изучения следующих дисциплин:
1. Консультативная психология
2. Специальная психология
3. Семейное консультирование
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Принятая структура компетенций
Дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС по направлению подготовки ВПО 030300.62 «Психология», профиль подготовки: «Психология»:
ПК-5: выявление специфики психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам
ПК-9: способность и готовность к применению знаний по психологии как науки о психологических феноменах, категориях и методах изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики
В результате изучения дисциплины студент должен
знать:
· возрастные особенности строения психики, основные характеристики ее развития в перенатальном периоде и периоде раннего возраста;
· психологические феномены, категории, методы описания возрастного развития психики с позиций существующих в науке подходов;
· специфику психического функционирования человека с учетом его возрастного развития;
· методы выявления специфики возрастного развития человека,
уметь:
· прогнозировать изменения и динамику развития и функционирования различных составляющих психики в норме в процессе возрастного развития индивида;
· применять в образовательном процессе знания основных линий психического развития детей раннего возраста;
· применять в образовательном процессе знания закономерностей развития;
· диагностировать проявления особенностей психического функционирования человека,
владеть:
· методами исследований в области психологии раннего возраста;
· навыками анализа результатов исследования проблем развития;
· навыками решения психологических задач в области перинатальной психологии и психологии раннего возраста;
· основными приемами диагностики психологических свойств и состояний, характеристик психических процессов, различных видов деятельности ребенка.