Психическое развитие детей от года до 3 лет
Воспитывая ребенка от года до 3 лет, надо иметь знания по следующим направлениям:
¦ прямохождение и его роль в развитии ребенка;
¦ мышечное чувство как результат совместной функции зрения, кинестезии и осязания;
¦ ориентация в пространстве;
¦ орудийные действия, сензитивность развития речи;
¦ внешние и внутренние ориентировочные действия;
¦ наглядно–действенное мышление;
¦ знаковая функция сознания;
¦ слово – регулятор поведения;
¦ совместная деятельность ребенка и взрослого – главное условие для развития малыша;
¦ кризис 3 лет;
¦ самосознание и его проявление в раннем возрасте.
Для ребенка в этом возрасте характерны следующие особенности: связь физического и психического развития, индивидуальные темпы развития, большая ранимость, восприимчивость к обучению.
Физическое и психическое развитие взаимосвязаны и взаимообусловлены. Любое отклонение в физическом развитии приводит к нарушениям психического развития. Чем младше ребенок, тем выше темпы его развития, а следовательно, и его ранимость. Это предъявляет к воспитанию малыша особые требования. Органы и системы организма ребенка развиваются с разной скоростью, но взаимосвязанно. Это обусловлено внутренними и внешними факторами развития ребенка.
Нервная система малыша очень пластична, поэтому условные связи легко образуются, мозг активно развивается, что делает ребенка восприимчивым к обучению.
Ребенок слышит речь, но практически не понимает ее, поскольку не различает звуки, и в общем–то пропускает все мимо ушей. Это связано с ослаблением внимания. Чтобы развить внимание детей, можно выбрать игры с использованием звуков, шумов, например «показать» голосом, как лает собака, кричит петух, мяукает кошка и т. п. Это должно заинтересовать малыша и постепенно заставить его слушать более внимательно.
Иногда сбивчивая, с паузами и перерывами, речь малыша, особенно если он взволнован или возбужден, может напоминать заикание. Это так называемое «ложное заикание», свойственное многим маленьким детям. Взрослый в данной ситуации должен стремиться снять напряжение, слушать терпеливо и заинтересованно, не проявляя недовольства. Чтобы справиться с паузами, нужно использовать эффект наводящего вопроса, с помощью которого можно подсказать те слова, которые ребенок пытается подобрать. Не стоит торопить ребенка, подгоняя его фразами типа: «Ну, ну, говори!», «И что же было дальше?» и т. п. Чтобы развить память малыша на слова, следует использовать метод поручений. Например, можно сказать: «А сейчас пойди к бабушке и скажи: «Я хочу пить»», а можно и так: «Подойди к бабушке и скажи, что ты хочешь пить». В последнем случае малыш должен будет перестроить сказанную ему фразу.
Говоря о факторах, вызывающих нарушение слоговой структуры слова ряд авторов отмечают, что процесс усвоения слогового состава слова тесно связан с речевым развитием в целом, в частности, с состоянием фонематических (сенсорных) или моторных (артикуляционных) возможностей ребенка.
В случае преобладания в недоразвитии речи нарушений в сфере слухового восприятия у детей преобладают перестановки слогов, добавления числа слогов. Уподобление слогов и сокращение стечений согласных встречаются редко и имеют изменчивый характер (т.е. сокращенный вариант чередуется с несокращенным).
В случае преобладания в недоразвитии речи нарушений в артикуляционной сфере преобладают ошибки следующих видов: сокращение числа слогов, причем в четкой статичной форме, уподобление слогов друг другу и сокращение стечений согласных.
Таким образом, искажения слова зависит не только от уровня речевого недоразвития, но и от его характера. В одних случаях недоразвитие влияет на недостатки овладения слоговым составом слова через отклонения в сенсорной сфере и возникающие вследствие этого трудности в различении слоговых контуров. В других же случаях ввиду несформированности артикуляционной сферы возникают затруднения в воспроизведении слоговых контуров, в слиянии разных слогов в ряду.
За 2,5 года раннего возраста речь развивается от примитивных называний до осознанного выражения мысли, беглой речи, состоящей из грамматически правильных предложений.
В 1,5 года ребенок использует двусловные комбинации («мой папа»); 2,5 года – употребляет более длинные и сложные предложения («Куда пошел папа?»).
Без специального обучения к 4-5 годам ребенок овладевает правилами грамматики родного языка. В своей речи он верно пользуется большинством морфологических и синтаксических правил, включая словоизменение, образование времен, составление предложений. Осваивая синтаксис, дети одновременно постигают значения слов и предложений – семантику.
Овладение значением слова – очень важный аспект развития речи. Любое слово – обобщение: слово относится к группе, классу вещей. Считается, что в основе ранних обобщений лежит выделение легко замечаемых признаков предметов (например, мягкие пушистые предметы, животные – это «киса» (кошка)). В дальнейшем дети усваивают названия средней степени обобщенности, поэтому, например дога назовут просто собакой. К 2-м годам дети осваивают вопрос «Что это?».
Накопление названий предметов происходит в следующем порядке: сначала усваиваются названия непосредственно окружающих ребенка вещей, затем имена взрослых, названия игрушек, изображения предметов одежды и, наконец, частей тела и лица. К 2-2,5 годам ребенок понимает почти все обращенные к нему слова. Словарный запас достигает 1200-1500 слов к концу 3 года жизни, в нем встречаются все части речи; среди предложений встречаются основные их типы, включая сложные бессоюзные и союзные предложения.
На 3-м году жизни понимание речи возрастает по объему и изменяется качественно. Ребенок любит слушать речь взрослых, любит радио, детские пластинки, чтение сказок, стихов, осваивает понимание речи-рассказа. Но это понимание лучше осуществляется в пределах наглядной ситуации.
Долго в детской речи сохраняется признак многозначности: одно и то же слово может относиться к предмету и к действию с ним. Строя гипотезу о значении слова, ребенок пользуется своими общими представлениями о мире и сведениями, почерпнутыми из поведения взрослых. Поначалу дети могут приписывать словам совершенно иные значения, чем взрослые, или, например, расширяют значения слова на основе сходства формы, размера, звучания, фактуры, движения предмета или сходство функций («босые ноги» и «босый лук», например).
Сроки начала интенсивного роста активного словаря, появления 2-3 словных предложений и первых вопросов зависят в 1-ю очередь от характера общения ребенка и взрослых. Если взрослые мало разговаривают с ребенком, не побуждают к активному использованию слов, предугадывают любое желание ребенка, не стимулируя обращение к активной речи, развитие речи может замедляться.
На 3-м году жизни возрастает речевая активность ребенка, он разговаривает во время игр, прислушивается к речи взрослых, не обращенной к нему; легко запоминает и воспроизводит небольшие сказки и стихи. После 2-х лет речь принимает форму диалога, т.е. форму прямых ответов ребенка на вопросы взрослых и вопросов к ним. Диалог является частью совместной деятельности ребенка со взрослым.
2-х летние дети понимают как общие вопросы, требующие ответов «да» - «нет», так и специальные, начинающиеся со слов «где», «кто», «что», и обычно отвечают на них правильно. На вопросы, начинающиеся со слов «когда», «как», «почему», «зачем», дети отвечают так, как будто их спросили «что» и «где», но к 3-м годам понимание таких вопросов уточняется.
Собственные вопросы ребенка развиваются так же, т.е., вначале общие «что»), а потом специальные («когда»). Слова «этот», «тот», «там» дети употребляют правильно уже в 2 года, но понимание их значения приходит к 4-5 годам. (Сапогова Е.Е., 2001)
Обухова выделяет следующие, известные к настоящему времени, основные тенденции в развитии речи ребенка раннего возраста:
1. Пассивная речь в развитии опережает активную. Запас пассивной речи влияет на обогащение активного словаря. Сначала ребенок понимает слова-указания (до 1,5 лет), затем он начинает понимать слова-названия (до 2,5 лет), позднее наступает понимание инструкций и поручений (после 2,5 лет до 3 лет) и, наконец, понимание рассказов, т.е. контекстной речи.
2. Первое языковое «открытие», описанное В. Штерном. Ребенок открывает, что каждый предмет имеет свое название. С этого момента (2 года) ребенок обнаруживает ярко выраженную инициативу в развитии словаря. Появляются вопросы: «Что это?», «Кто это?». Это результат практического освоения языка в совместной деятельности со взрослыми.
3. Развитие фазической и семической стороны языка. В начале раннего возраста в речи ребенка наблюдается феномен однословного предложения. «Фазически – это слово, семически – предложение», - писал Л.С. Выготский.
4. Второе языковое «открытие» - это «открытие» флективной природы языка, описанное К. Бюлером. По мнению Бюлера, на границе 2 и 3 лет ребенок сам «открывает», что слова в предложении связаны между собой. Гвоздев А.Н. писал о 3-х стадиях постижения ребенком грамматической структуры языка: сначала слова употребляются в женском роде, затем в мужском и, наконец, появляется дифференциация, т.е. правильное словоупотребление.
5. В раннем возрасте развиваются значения детских слов. Происходит переход от многозначных детских слов к первым функциональным обобщениям. Основание для этого (обобщения) служат различные признаки предметов. Вначале ребенок группирует предметы по внешним, наиболее ярким и бросающимся в глаза признакам – 1-я ступень. На 2-ой ступени обобщение происходит по функциональным признакам, т.е. какую роль выполняют предметы. 3-я ступень – умеет вычленять общие и устойчивые признаки предметов, отражающие их природу, независимо от ситуационного, функционального использования данных предметов.
6. Фонематический слух опережает развитие артикуляции. Ребенок сначала научается правильно слушать речь, а затем правильно говорить. (Фонема – это не просто звук, а «звук плюс смысл» (Выготский, Т. 4, С. 354)).
7. В основе овладения синтаксическим строем языка лежит ориентация в его фонематической и флексивной системах. Т.е. ребенок вначале овладевает отдельными звуками, которые являются исходным материалом для построения слова, а затем отдельные слова в предложения (т.к. они могут быть связаны – 2-е открытие).
8. В раннем возрасте развиваются функции речи, происходит переход от указательной (индикативной) к обозначающей (номинативной) функции речи. По словам Д.Б. Эльконина, называние одним и тем же словом разных предметов и есть та операция, которая создает возможность обозначения.
Д.Б. Эльконин также считает, что речь и ее развитие – есть не функция, а как особый предмет (речь), которым ребенок овладевает так же, как и другими орудиями. (Обухова, С. 218-220)
Как же усваивается язык и формируется речь ребенка с точки зрения психологических механизмов? Предполагается, что это происходит 3-мя путями усвоения языка и индивидуального развития – это: 1) подражание; 2) образование условнорефлекторных ассоциаций; 3) постановка и опытная проверка эмпирических гипотез.
Подражание влияет на формирование всех аспектов речи, особенно фонетики и грамматики. Этот механизм появляется у ребенка уже в младенчестве («первые слова»). Но подражание – это начальный этап речевого развития. Без следующих 2-х он не в состоянии привести к полноценному усвоению языка.
Функция условнорефлекторного обусловливания в порождении речи заключается в том, что использование взрослыми поощрений ускоряет процесс развития речи. Однако, если поощрения и не будет, то все равно развитие речи будет происходить. (Немов, С. 72)
Формулировка и проверка гипотезы как механизм усвоения речи происходит таким образом. Некоторые дети, видя, как открывается и закрывается дверь, произносят слово «дверь». Далее, например, отец говорит: «Погладь собаку» и сам это выполняет, ребенок же эту невербальную подсказку понимает как значение слова «гладить» и строит гипотезу, что означает это слово. Однако, представим другой случай: мать катит малыша в коляске по солнечной улице и, часто поглядывая вверх, замечает: «Какой чудесный день». И ребенок после этого некоторое время может считать, что «день» - это телевизионная антенна на крыше, которую он видел в тот момент. Немов Р.С. считает, что этот механизм слишком интеллектуализирует процесс развития речи у детей раннего возраста. (Развитие личности ребенка, 87 г., С. 78)
Сочетание же и взаимодействие этих 3-х механизмов и объясняет речевое развитие. (Немов, С. 72)
Ранний возраст также характеризуется развитием эгоцентрической речи.
Некоторые ситуации.