Методические рекомендации по изучению курса
Тема 2. Мораль: сущность, происхождение, формы, исторические типы, категории(для специальности 030505.65 – правоохранительная деятельность и 030501.65 – юриспруденция)
Семинарское занятие – 2 часа.
Самостоятельная работа – 4 часа.
Цель занятия:
– сформировать представление о морали как обязательном условии существовании человеческого общества, об основных категориях этики как понятиях, отражающих процесс нравственного освоения человеком окружающего мира;
– усвоить структуру и функции морали, определения основных терминов и понятий и выписать их в словарь.
– проанализировать изменение представлений о сущности морали в конкретные исторические эпохи и основные этические теории о происхождении морали.
План занятия
1. Структура морали.
2. Основные этические учения о происхождении и сущности морали.
3. Категории этики как теоретическая основа жизненных установок человека
4. Содержание основных этических категорий (добро и зло, благо, совесть и долг, честь и достоинство, справедливость и нравственность, нравственная справедливость).
Темы докладов
1. Совесть как внутренний регулятор поведения людей
2. «Золотое правило» нравственности.
Методические рекомендации
В процессе подготовки к обсуждению первого вопроса семинара курсантам необходимо иметь в виду два обстоятельства: первое, что возникновение морали было связано с общественными потребностями в регулировании отношений между людьми; второе, что в основу классификации исторических типов морали положен формационный принцип. Курсантам необходимо различать: формы классовой морали и универсальные формы, в которых выступает мораль в любом человеческом обществе.
Важной и наиболее сложной задачей данного занятия является усвоение структуры и функций морали. Курсантам следует усвоить взаимосвязь цели, средств и результата деятельности, значение каждого из этих элементов деятельности в приобретении ею нравственного и безнравственного характера. Особое внимание должно быть уделено структуре морального сознания.
При подготовке второго вопроса необходимо сформировать представление об основных этических теориях о происхождении и сущности морали. Курсанты должны иметь в виду, что в истории развития этики как науки можно выделить несколько этапов, для каждого из которых характерно свое представление о сущности морали: предэтика (Гомер, Гесиод, Семь мудрецов); античная этика (Аристотель, Эпикур); средневековая этика (Августин Блаженный, Фома Аквинский); этика Нового времени (Т. Гоббс, Б. Спиноза, И. Кант). Задача курсантов состоит в том, чтобы проследить изменение представлений о сущности морали на каждом этапе этической науки.
Подготовку третьего вопроса необходимо начинать с усвоения философского определения категорий как универсальных понятий человеческого мышления. Курсантам следует представлять, что каждая наука имеет свои категории. Необходимо обратить особое внимание на своеобразие этических категорий, процесс их формирования и значение для мировоззрения человека. Основные категории этики: добро и зло, благо, честь и достоинство, совесть и долг, справедливость и нравственность, смысл жизни и нравственный идеал, счастье. Курсантам следует усвоить содержание и сущность этих категорий.
Четвертый вопрос посвящен анализу основных этических категорий. Курсантам следует уделить особое внимание структуре совести, соотношению понятий честь и достоинство, отличию категорий справедливость и нравственная справедливость.
Литература
Гусейнов А.А. Введение в этику. – М., 1985. – С. 32–43, 50–71, 76–114
Гусейнов А.А. Золотое правило нравственности. – М.,1988. (Там же материалы к докладу).
Гусейнов А.А. Краткая история этики / А.А. Гусейнов, Г. Иррлитц. – М.,1987. – С. 5–12, 22–47 и др.
Джафарли Т. Из истории домарксистской этической мысли. – Тбилиси, 1970. – С. 8–23, 34–57 и др.
Ибрагимов М.М. Профессиональная этика и эстетическая культура сотрудников органов внутренних дел / М.М. Ибрагимов, В.В. Куличенко, Б.Г. Сьедин. – Киев,1990. – С. 8–21.
Психология. Педагогика. Этика: Учебник / Под ред. Ю.В. Наумкина. – М., 2002. – С. 479–483. (Там же материалы к докладу).
Шишкин А.Ф. Из истории этических учений. – М., 1980. – С. 2–47.
Дополнительная литература
Кропоткин П. А. Этика. – М.,1991. – С. 67–170.
Миронов В.К. Пир мудрецов. – М,1994. С. 248–288.
Римские стоики Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. – М.,1995. – С. 5–14, 364–386.
Словарь по этике / Под ред. А.А. Гусейнова и Н.С. Кона – М., 1989
Задание на самоподготовку
1. Изучить конспект лекции по темам 1, 2 и рекомендуемую для подготовки к семинару литературу.
2. Усвоить определения основных терминов и понятий и выписать их в словарь.
3. Проверить уровень и полноту усвоения материала темы путем ответа на вопросы для самоконтроля.
4. Подготовить ответы на вопросы семинара. План ответа запишите в рабочую тетрадь.
Содержание самостоятельной работы
Изучить следующие учебные издания:
Ибрагимов М.М. Профессиональная этика и эстетическая культура сотрудников органов внутренних дел / М.М. Ибрагимов, В.В. Куличенко, Б.Г. Съедин. – Киев, 1990. – С. 30–31, 39–48, 58–84. (Там же материалы к докладу).
Киселев В.П. Этика: Материалы к курсу лекций. – Н. Новгород, 1994. – С. 17–55.
Кропоткин П.А. Этика. – М.,1991. – С. 260–280.
Кукушин В.М. Твоя профессиональная этика. – М., 1994. – С. 4–12, 46–59. (Там же материалы к докладу)
Контрольные вопросы
1. Какими общественными потребностями было обусловлено возникновение морали?
2. Каковы особенности массовой морали?
3. Какое значение имеют цель, средства и результат в оценке степени нравственности деятельности человека?
4. В чем особенности нравственных отношений?
5. Какова структура морального сознания?
6. В чем различие моральных принципов и моральных норм?
7. Каковы характерные особенности периода Предэтики?
8. Каковы характерные особенности Античной этики?
9. Каковы характерные особенности Средневековой этики?
10. Каковы характерные особенности этики Нового времени?
11. Что такое категория?
12. В чем сущность категорий этики?
13. Что такое мировоззрение?
14. Раскройте содержание основных этических категорий: добро и зло, совесть и долг, честь и достоинство, смысл жизни и нравственный идеал, справедливость и нравственность.
15. Определите отличия понятий справедливость и нравственная справедливость.