Методические рекомендации по изучению курса

Тема 2. Мораль: сущность, происхождение, формы, исторические типы, категории(для специальности 030505.65 – правоохранительная деятельность и 030501.65 – юриспруденция)

Семинарское занятие – 2 часа.

Самостоятельная работа – 4 часа.

Цель занятия:

– сформировать представление о морали как обязательном условии су­ществовании человеческого общества, об основных категориях этики как поня­тиях, отражающих процесс нравственного освоения человеком окружаю­щего мира;

– усвоить структуру и функции морали, определения основных терминов и понятий и выписать их в словарь.

– проанализировать изменение представлений о сущности морали в конкретные исторические эпохи и основные этические теории о проис­хождении морали.

План занятия

1. Структура морали.

2. Основные этические учения о происхождении и сущности морали.

3. Категории этики как теоретическая основа жизненных установок человека

4. Содержание основных этических категорий (добро и зло, благо, совесть и долг, честь и достоинство, справедли­вость и нравственность, нравственная справедливость).

Темы докладов

1. Совесть как внутренний регулятор поведения людей

2. «Золотое правило» нравственности.

Методические рекомендации

В процессе подготовки к обсуждению первого вопроса семинара кур­сантам необходимо иметь в виду два обстоятельства: первое, что возникно­вение морали было связано с общественными потребностями в регулирова­нии отношений между людьми; второе, что в основу классификации исто­рических типов морали положен формационный принцип. Курсантам необ­ходимо различать: формы классовой морали и универсальные формы, в ко­торых выступает мораль в любом человеческом обществе.

Важной и наиболее сложной задачей данного занятия является усвое­ние структуры и функций морали. Курсантам следует усвоить взаимосвязь цели, средств и результата деятельности, значение каждого из этих элемен­тов деятельности в приобретении ею нравственного и безнравственного ха­рактера. Особое внимание должно быть уделено структуре морального со­знания.

При подготовке второго вопроса необходимо сформировать представ­ление об основных этических теориях о происхождении и сущности морали. Курсанты должны иметь в виду, что в истории развития этики как науки можно выделить несколько этапов, для каждого из которых характерно свое представление о сущности морали: предэтика (Гомер, Гесиод, Семь мудре­цов); античная этика (Аристотель, Эпикур); средневековая этика (Августин Блаженный, Фома Аквинский); этика Нового времени (Т. Гоббс, Б. Спиноза, И. Кант). Задача курсантов состоит в том, чтобы проследить изменение представлений о сущности морали на каждом этапе этической науки.

Подготовку третьего вопроса необходимо начинать с усвоения фило­софского определения категорий как универсальных понятий человеческого мышления. Курсантам следует представлять, что каждая наука имеет свои категории. Необходимо обратить особое внимание на своеобразие этических категорий, процесс их формирования и значение для мировоззрения челове­ка. Основные категории этики: добро и зло, благо, честь и достоинство, со­весть и долг, справедливость и нравственность, смысл жизни и нравствен­ный идеал, счастье. Курсантам следует усвоить содержание и сущность этих категорий.

Четвертый вопрос посвящен анализу основных этических категорий. Кур­сантам следует уделить особое внимание структуре совести, соотноше­нию понятий честь и достоинство, отличию категорий справедливость и нравственная справедливость.

Литература

Гусейнов А.А. Введение в этику. – М., 1985. – С. 32–43, 50–71, 76–114

Гусейнов А.А. Золотое правило нравственности. – М.,1988. (Там же материалы к докладу).

Гусейнов А.А. Краткая история этики / А.А. Гусейнов, Г. Иррлитц. – М.,1987. – С. 5–12, 22–47 и др.

Джафарли Т. Из истории домарксистской этической мысли. – Тбилиси, 1970. – С. 8–23, 34–57 и др.

Ибрагимов М.М. Профессиональная этика и эс­тетическая культура сотрудников органов внутренних дел / М.М. Ибрагимов, В.В. Куличенко, Б.Г. Сьедин. – Киев,1990. – С. 8–21.

Психология. Педагогика. Этика: Учебник / Под ред. Ю.В. Наумкина. – М., 2002. – С. 479–483. (Там же материалы к докладу).

Шишкин А.Ф. Из истории этических учений. – М., 1980. – С. 2–47.

Дополнительная литература

Кропоткин П. А. Этика. – М.,1991. – С. 67–170.

Миронов В.К. Пир мудрецов. – М,1994. С. 248–288.

Римские стоики Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. – М.,1995. – С. 5–14, 364–386.

Словарь по этике / Под ред. А.А. Гусейнова и Н.С. Кона – М., 1989

Задание на самоподготовку

1. Изучить конспект лекции по темам 1, 2 и рекомендуемую для подготовки к семинару литературу.

2. Усвоить определения основных терминов и понятий и выписать их в словарь.

3. Проверить уровень и полноту усвоения материала темы путем ответа на вопросы для самоконтроля.

4. Подготовить ответы на вопросы семинара. План ответа запишите в рабочую тетрадь.

Содержание самостоятельной работы

Изучить следующие учебные издания:

Ибрагимов М.М. Профессиональная этика и эс­тетическая культура сотрудников органов внутренних дел / М.М. Ибрагимов, В.В. Куличенко, Б.Г. Съедин. – Киев, 1990. – С. 30–31, 39–48, 58–84. (Там же материалы к докладу).

Киселев В.П. Этика: Материалы к курсу лекций. – Н. Новгород, 1994. – С. 17–55.

Кропоткин П.А. Этика. – М.,1991. – С. 260–280.

Кукушин В.М. Твоя профессиональная этика. – М., 1994. – С. 4–12, 46–59. (Там же материалы к докладу)

Контрольные вопросы

1. Какими общественными потребностями было обусловлено возникновение морали?

2. Каковы особенности массовой морали?

3. Какое значение имеют цель, средства и результат в оценке степени нрав­ственности деятельности человека?

4. В чем особенности нравственных отношений?

5. Какова структура морального сознания?

6. В чем различие моральных принципов и моральных норм?

7. Каковы характерные особенности периода Предэтики?

8. Каковы характерные особенности Античной этики?

9. Каковы характерные особенности Средневековой этики?

10. Каковы характерные особенности этики Нового времени?

11. Что такое категория?

12. В чем сущность категорий этики?

13. Что такое мировоззрение?

14. Раскройте содержание основных этических категорий: добро и зло, со­весть и долг, честь и достоинство, смысл жизни и нравственный идеал, справед­ливость и нравственность.

15. Определите отличия понятий справедливость и нравственная справедли­вость.

Наши рекомендации