Темы семинарских занятий и коллоквиумов
Тема 1. Развитие психологической науки в рамках философии в эпоху античности и средневековья. 2ч.
Вопросы:
1. Развитие психологии в рамках учения о душе: идеи Аристотеля и Платона (акцент на сходствах и различиях взглядов Аристотеля и Платона).
2. Учение о темпераменте Гиппократа. Почему идеи Гиппократа считаются философскими, а не психологическими?
3. В каких современных учениях откликается идея Гераклита «о вечном огне»?
4. Развитие психологии в рамках развития учения о познании: сенсуалисты (Демокрит, Аристотель) и рационалисты (Платон, Пифагор)
5. Психологические идеи в «Исповеди» А.Августина
6. Развитие психологических идей в рамках томизма (Ф.Аквинский)
Тема 2. Развитие психологической науки в рамках философии в эпоху Возрождения и Новое время. 2ч.
Вопросы:
1. Учение Р. Декарта: учение о душе и познании. В какой области психологической науки откликаются идеи Декарта?
2. Ф. Бэкон и его представления о познании.
3. Дж. Локк как представитель сенсуализма. В какой области психологической науки откликаются идеи Локка?
4. Монадология Лейбница и современные психологические представления о психике.
Литература к темам 1 и 2:
− Аллахвердов В.М.Сознание как парадокс. СПб.: Изд-во «ДНК», 2000.
− Ждан А.Н. История психологии. От античности к современности: Учебник для вузов. 4-е изд. М.; Екатеринбург, 2008. С.169-230.
− Марцинковская Т.Д. История психология. М., 2010.
− Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История психологии. М., 2009.
− Рассел Б. История западной философии. Новосибирск: НГУ, 1999. 814 с.
− Ярошевский М.Г. История психологии. Гл. 2. М., 1976.
Тема 3. Психология в лоне философии: эмпиристы-ассоцианисты. 3ч.
Вопросы:
1. Материалистическая линия в ассоцианизме: Девид Гартли
2. Ассоцианизм и ментальная физика Дж.Милля
3. Ассоцианизм и ментальная химия Дж.Стюарта Милля
4. Идеалистическая линия в ассоцианизме: Томас Браун
5. Ассоцианизм – наука или философия?
Литература.
− Ананьев Б.Г. Очерки истории русской психологии XVIII и XIX веков. М., 1947.
− Ждан А.Н. История психологии. От античности к современности: Учебник для вузов. 4-е изд. М.; Екатеринбург, 2008. С.169-230.
− Марцинковская Т.Д. История психология. Гл. 1. М., 2009.
− Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История психологии. М.2009.
Тема 4. Развитие психологических идей в рамках естественнонаучных дисциплин. 2ч.
Вопросы:
1. Развитие нервно-мышечной физиологии и рефлекторной теории
- Понятие «нервной возбудимости» Я. Сваммердама и рефлекторный атомизм;
- Идея Г. Бургава о переходе произвольных движений в непроизвольные;
- Единый неврологический принцип Р. Витта;
- Рефлекторный акт как орудие приспособления организма к среде (И. Прохазка)
- Открытие двигательных и чувствительных нервов Ч. Белла и Ф. Мажанди
- Понятие «рефлекса» у И.Сеченова
2. Достижения анатомии и физиологии головного мозга
- Френологическая система Ф. Галля
- Идеи об эквипотенциальности мозга
- Идеи о жесткой локализации функций в определенных зонах коры головного мозга
- Учение И. Павлова о динамической локализации центров мозга
3. Значение эволюционной теории Ч. Дарвина для развития психологических идей
4. Роль психиатрии в естественнонаучном преобразовании психиатрии (дополнительно)
- Средневековое мистическое представление о причинах психических заболеваний
- Гуманизация психиатрии
- Соматический подход к душевным расстройствам Ж. Шарко
- Развитие психологических идей в рамках психиатрии в России (И. М. Балинский, И. П. Мержеевский, В. М. Бехтерев; С.С. Корсаков и другие)
Литература:
− Лучинин А.С. История психологии. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 416 с.
− Сироткина И.Е. Психология в клинике: работы отечественных психиатров конца прошлого века //Вопросы психологии. 1995. № 6. стр. 79.
− Ананьев Б.Г. Очерки истории русской психологии XVIII и XIX веков. М., 1947.
− Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История психологии. М.2009.
− Ноздрачев А.Д., В.А. Пастухов. Гениальный взмах физиологической мысли http://vivovoco.astronet.ru/VV/JOURNAL/NATURE/11_99/SECHENOV.HTM
Тема 5. Развитие структурализма и функционализма в психологии. 4ч.
Вопросы:
- Истоки структурализма. Основные принципы структурной психологии
- Психология Эдуарда Б. Титченера.
- Основные принципы функционализма.
- Европейский (Франц Брентано) и американский (Уильям Джеймс, Стенли Холл) функционализм
- Наследие структурной и функциональной психологии
Литература:
− Ананьев Б.Г. Очерки истории русской психологии XVIII и XIX веков. М., 1947.
− Ждан А.Н. История психологии. От античности к современности: Учебник для вузов. 4-е изд. М.; Екатеринбург, 2002. С.169-230.
− Лучинин А.С. История психологии. Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 416 с.
− Марцинковская Т.Д. История психология. Гл. 1. М., 2001.
− Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История психологии. М.1994.
− Ярошевский М.Г. История психологии. Гл. 2. М., 1976.
Тема 6. Новая научная психология = экспериментальная психология. Анализ работы Вундта «Законы душевной жизни». 3ч
Вопросы.
1. Закон творческих производных и его эмпирическая репрезентация.
2. Принцип гетерогонии целей и его взаимодействие с законом творческих производных.
3. Принцип связующих отношений и его эмпирическая репрезентация.
4. Принцип усиливающих контрастов и его взаимодействие с законом связующих отношений.
5. В чем суть принципа актуальности души?
6. Психический закон – самостоятельный феномен или рефлекс физических связей?
7. Возможно ли существование законов душевной жизни? – анализ различных точек зрения
8. Насколько широка сфера влияния закона в естественных науках? Ограничения сферы влияния закона.
9. Существуют ли в психологии столь общезначимые законы, как и в естественных науках?
10. Содержание понятия «психофизический индивидуум» и закон психологического (психофизического) параллелизма.
Литература:
Вундт В. Введение в психологию (глава «Законы душевной жизни»). – Спб.: Питер, 2002. С. 101–125.
Тема 7. Новая научная психология = экспериментальная психология. Анализ работы В. Дильтея «Описательная психология» - 3ч.
Вопросы:
1. Дать определение объяснительной психологии
2. Дать определение описательной психологии
3. Откуда взялась идея о двух типах психологии?
4. В чем принципиальное отличие описательной и объяснительной психологии?
5. Гипотеза и ее место в описательной и объяснительной психологии. Доказать, что в рамках описательной психологии гипотеза не имеет веса.
6. Подобрать синонимы понятий «объяснительная психология» и «описательная психология»
7. Специфика аналитического подхода в описательной психологии
8. Законы душевной жизни и описательная психология
9. Три направления исследований в рамках описательной психологии
10. Основной метод описательной психологии
11. Какова взаимосвязь между описательной и объяснительной психологии?
12. Как В. Дильтей понимает структуру душевной жизни?
Литература:
Дильтей В. «Описательная психология» http://psylib.org.ua/books/dilte01/index.htm
Тема 8. Культурно-исторический подход в психологии. Французская социологическая школа: анализ работы Э. Дюркгейма «Социология и теория познания» . 3ч.
Вопросы
1. Назвать категории разума и источники происхождения этих категорий.
2. Религия, общество и категория времени: примеры и доказательства Э. Дюркгейма.
3. Религия, общество и категория пространства: примеры и доказательства Э. Дюркгейма.
4. Проблема познания: эмпирический и априорный пути.
5. Гипотеза Э.Дюркгейма о социальном происхождении категорий разума: разрешение дилеммы априорного и эмпирического. Уникальность социального в противовес индивидуальному.
6. Логическое единомыслие и последствия его отклонения.
7. Как Э. Дюркгейм отвечает на вопросы:
- могут ли категории прилагаться не только к социальной, но и к естественной природе?
- являются ли эти категории условными, искусственными?
- насколько социальная природа естественна по своим свойствам?
8. Как Э.Дюркгейм доказывает то, что общество является источником логической мысли? Какие общественные новообразования являются репрезентациями логической мысли?
9. Как соотносится индивидуальное и социальное?
10. Каковы признаки истины по Э.Дюркгейму?
Литература:
− Дюркгейм Э. Социология и теория познания. Хрестоматия по истории психологии. МГУ. 1980
Тема 9. Культурно-исторический подход в психологии. Французская социологическая школа: анализ работы Л. Леви-Брюля «Первобытное мышление». 3ч.
Вопросы
1. Гипотеза анимизма в английской антропологической школе и «детская философия».
2. Согласно Л. Леви-Брюлю, в чем слабость гипотезы анимизма?
3. Особенности психических процессов у первобытного человека: перцепция и память (с примерами).
4. Признаки первобытного (пралогического) мышления (с примерами).
5. Можно ли найти признаки первобытного мышления у современного человека? Приведите доказательства.
Литература:
− Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. Хрестоматия по истории психологии. МГУ. 1980
Тема 10. Бихевиоризм: pro et contra – 3ч.
Вопросы:
1. Каковы философские и психологические корни бихевиоризма?
2. В чем принципиальное отличие бихевиоризма и необихевиоризма?
3. Где в современной психологии бихевиоризм нашел свое применение?
Литература:
− История психологии. ХХ век./Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. Екатеринбург, 2002. (Хрестоматия)
− Ждан А.Н. История психологии: от античности к современности. – М.: Педагогическое общ. России, 2001.
− История зарубежной психологии (30 – 60е г.г.) - Изд МГУ, 1986.
− Личность: теории, эксперименты, упражнения. – М., Олма-Пресс, 2001.
Тема 11 Основные понятия и принципы гештальтпсихологии. История гештальтпсихологии – 3ч.
Вопросы:
1. Используя в качестве первоисточников статьи Макса Вертгеймера, Вольфганга Келера и Курта Коффки, попробуйте обозначить основные принципы зарождающейся гештальтпсихологии.
2. Какие положения гештальтистов можно найти в других психологических школах и направлениях?
3. Какие философские корни просматриваются в гештальттеории?
Литература:
− История психологии. ХХ век./Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. Екатеринбург, 2002. (Хрестоматия)
− Ждан А.Н. История психологии: от античности к современности. – М.: Педагогическое общ. России, 2001.
− История зарубежной психологии (30 – 60е г.г.) - Изд МГУ, 1986.
− Личность: теории, эксперименты, упражнения. – М., Олма-Пресс, 2001.
− Техники консультирования и психоотерапии/ Под ред. Сахакиан У.С.. – М.: Апрель Пресс, 2000
Тема 12. Гештальтпсихология. Теория поля Курта Левина – 3ч.
Вопросы:
1. Биография и научный путь К. Левина
2. (Например, по источнику «Личность: теории, эксперименты, упражнения» Р. Фрейджер, Д. Фейдимен)
3. Философские, естественнонаучные и психологические корни концепции Курта Левина.
4. Общее представление о теории поля К. Левина. Европейский и американский период его работы (можно по лекциям или учебнику, например, Ждан А.Н. История психологии: от античности к современности. – М.: Педагогическое общ. России, 2001).
5. Доклад по статье Д.А. Леонтьева, Е.Ю. Патяевой «К.Левин: в поисках нового психологического мышления». Источник: «Психологический журнал. 2001. № 22. С. 5 - 16» (есть в сети Internet)
6. Доклад по статье К. Левина «Топология и теория поля» (История психологии. ХХ век./Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. Екатеринбург, 2002. Хрестоматия)