Эволюция управленческой мысли. (Тема)
Современные проблемы управления.
6)
Управление является основной формой проявления производственных отношений, определяющих формы собственности, взаимоотношение производителей и потребителей, поэтому изменения этих отношений в корне меняет и управление в частности его такие основополагающие элементы как:
1) Цели 2) законы и закономерности 3) принципы 4) методы
Руководителям приходится решать много общих управленческих задач.
Это и проблемы распределения власти в организациях и решения по управлению персоналом и разработка эффективных процедур принятия и реализации решений.
Эти проблемы составляют теоретическую основу управления.
Главная особенность процесса управления в современных рыночных условиях заключается в том, что его осуществление происходит под воздействием таких факторов, как Труд и Собственность.
Система человеческих отношений и экономическое поведение становятся одним из предметов труда руководителя.
На содержание управленческих взаимоотношений оказывают влияния отношения собственности, которые обусловливают формирование новых интересов и мотивов поведения людей, новых потребностей.
Эволюция управленческой мысли. (Тема)
1. Условия и предпосылки возникновения управления.
2. 1-я школа научного управления.
3. Административная школа управления.
4. Школа бюрократического управления.
5. Школа человеческих отношений.
6. Математическая школа.
7. Эмпирическая школа.
8. Развитие управления в России.
1.
Управление как искусство и наука зародилось там, где люди жили и работали группами и как правило в 3-х сферах человеческой деятельности: Экономической (необходимость в изыскании, производстве и распределении ресурсов), Политической (необходимость установления и поддержания порядка в группах), Оборонительная (защита от врагов и диких зверей).
Об эффективности управления в древности можно судить представляя, как строились уникальные сооружения (Пирамиды в Египте).
Управленческие отношения существовали и всегда будут существовать, выражая отношения между людьми. Бизнес и управление всегда будут существовать. Ситуация порожденная промышленной революцией конца 18 начала 19 веков привела к тому, что стали внедряться прикладные разработки и эксперименты, результаты которых помогали определять нормы выработки и вознаграждения, оптимальные скорости работы оборудования, объемы выпуска продукции
Англичанину Ричерду Аркрайту на основе разделения труда, планирования размещения оборудования, координации работы машин и персонала, обеспечение дисциплины, удалось добиться непрерывности осуществления технологических процессов.
Аркрайт заложил основы того, что позже стало называться индустриальным управлением, организацией производства.
Эксперимент в области управления провел в 1800 – 1828 английский ученый Роберт Оуэн, бывший в то время управляющим рядом текстильных фабрик.
Суть эксперимента состояла в предоставлении рабочим благоустроенного жилья, улучшение условий труда, быта и отдыха, создание сети магазинов, торговавших товарами первой необходимости по доступным ценам, при этом руководила не идея благотворительности, а экономический расчет, имевший целью повышения производительности труда.
Важный шаг в развитии теории и практике управления был сделан изобретателем первой ЭВМ Чарльз Беббидж. В 1833 году он разработал проект аналитической машины, прообраз современной цифровой вычислительной техники, с помощью которой уже тогда управленческие решения принимались более оперативно. Он разработал методику изучения затрат рабочего времени, при осуществлении различных операций. Сравнительного анализа работы однопрофильных предприятий, выявление путей повышения эффективности труда на основе изучения данных статистики.
2.
Основоположником научного управления считается Фридерик Тейлор (1856-1915). Американский инженер-практик и управленец, менеджер.
Впервые заинтересовался не эффективностью отдельно человека, а эффективностью деятельности организации. Он исследовал процессы и принципы разделения труда на труд Исполнительский и труд Распорядительский. Внимание этой школы было сконцентрировано на технических приемах и методах максимизации производительности труда работников. Исследование рабочего места, рабочего времени и движению работников.
3.
В развитии административной школы существенный вклад внес французский ученый менеджер-практик, горный инженер Анри Файоль (1841-1925) проработал около 60 лет в 1-й крупной французской кампании, 30 из них он возглавлял ее. Представители этой школы рассматривали управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций.
Они сформулировали основные принципы управления, которые реально используются теоретиками и практиками управления и в настоящее время.
Принципы Анри Файоля.
1. Разделение труда (цель, выполнение работы большей по объему и лучшей по качеству).
2. Власть и ответственность (власть, есть право отдавать приказы и распоряжения, ответственность соответствующая противоположность. Всюду, где действует власть, возникает и ответственность).
3. Дисциплина (предполагает уважение, дос игнутым соглашением, между фирмой и ее работниками, а так же справедливо применяемые санкции).
4. Единство распорядительства (работник должен получать приказы только от одного непосредственного начальника или руководителя).
5. Единство руководства (каждая группа действующая для достижения одной цели должна быть объединена одним планом и иметь одного руководителя).
6. Подчинение личных интересов общим (Интересы одного работника или группы работников не должны ставиться выше интересов компании или организации большего масштаба).
7. Вознаграждения персонала (для того что бы обеспечить верность и поддержку работников, они должны получать справедливую заработную плату за свою службу).
8. Централизация (степень централизации изменяется в зависимости от конкретных условий, должна быть правильная пропорция между централизацией и децентрализацией, которая обеспечит лучшие результаты).
9. Скалярная цепь или иерархия (это ряд руководящих лиц, начиная от лица занимающего самое высокое положение, до руководителей низшего звена).
10. Порядок (существует формула материального порядка т.е определенное место для каждой вещи и всякая вещь на своем месте. Социальный порядок т.е определенное место для каждого должностного лица и каждое лицо на своем месте).
11. Справедливость (преданность персонала обусловливается справедливым отношением к нему администрации. Справедливость есть результат сочетания правосудия и благожелательности).
12. Стабильность рабочего места для персонала (при высокой текучести кадров снижается эффективность организации).
13. Инициатива (называется возможность создания и осуществления плана действий. Свобода предложений и осуществления этих предложений относится к категории инициативы).
14. Корпоративный дух (единение персонала - это сила, являющаяся результатом гармонии персонала).
Лекция № 4 17.09.2010
4)
Формирование и развитие социальных, организационных, психологических основ построения и применения инструментария современного управления, внес представитель европейской классической научной школы Макс Вебер (1864 - 1920). Немецкий социолог, юрист, экономист, историк.
В основе исследования школы бюрократического управления лежит стремление повысить эффективность коллективной деятельности с использованием принципа рационализации концепции рациональной бюрократии.
Основная работа «Теория общества и экономическая организация» - 1920 г. Посвящена проблеме лидерства в бюрократической структуре власти. Концепция «рациональной бюрократии» включала четкое определение должностных обязанностей и ответственности работников. Введение формальной отчетности, разделение функции ответственности и управления.
Вебер сформулировал условие реализации предложенной им концепции.
Условия:
1) Должности организуются в иерархическую структуру в соответствии с формальными полномочиями. Каждая должность находится в подчинении у вышестоящей. Объем власти и объем полномочий менеджеров по мере продвижения вверх по уровню иерархии возрастает.
2) Отбор и продвижение сотрудников по службе осуществляется в соответствии с их квалификацией, уровень которой определяется в соответствии с опытом и обучением или на экзамене.
3) Менеджер не является собственником организации. Он наемный сотрудник и работает в интересах самой организации, а не в интересах отдельных групп в соответствии с четкими правилами и процедурами, что должно гарантировать надежность и предсказуемость их поведения. Формальные установки способствуют обеспечению трудовой дисциплины и контролю за достижением поставленных целей.
4) Важной характеристикой бюрократического управления является рациональность, которая требует использования эффективных средств выполнения задач организации. Менеджеры должны управлять, следуя логике и науке.
5)
Со второй половины 20-х годов прошлого столетия начал складываться подход в управлении, ориентированный на человека. Непосредственным толчком к этому послужили знаменитые Хотторнские эксперименты 1924 г.
Проводились в Американской компании «Вестерн Электрик» под руководством известного профессора Элтона Мейо (1880 - 1949).
Первоначально цель исследования состояла в выяснении того, как влияют освещенность рабочего места, деятельность перерывов и иные подобного рода моменты на производительность труда рабочих. Открытие так же заключалось в том, что социальные и психологические факторы оказывают на рост производительности гораздо большее влияние, чем физические и материальные. Эти факторы нужно учитывать при организации управления на ряду с экономическими, поскольку даже высокая заработная плата далеко не всегда ведет к росту производительности и достижению желаемых целей. Люди очень отзывчивы на благоприятный, морально-психологический климат, заботу со стороны руководства и будут стремиться к производительности даже при неизменной заработной плате.
На ряду с Мейо, у истоков школы человеческих отношений, стояла Мэри Паркер-Фоллет (1868 - 1933). Первая в истории женщина доктор социологии. Отстаивала идеи о сплоченном рабочем коллективе.
6)
Математическая школа управления стала формироваться с 1930 года, когда в городе Кливленде появилась ассоциация «Международные общества для развития экономической теории в связи со статистикой и математикой».
Бурное развитие приходится на начало 40-х годов, когда появляются первые работы по кибернетике. Предметом исследования математической школы стали процессы принятия решений на основе математических методов и с помощью ЭВМ.
Математическая школа предполагает широкое использование достижений экономико-математических методов линейного программирования, компьютерной техники являющейся необходимым средством для применения подобного рода методов.
7)
Эмпирическая школа базируется на мысли о том, что управленческая деятельность это особая профессия, предполагающая, прежде всего, работу с людьми. Представители школы обосновывают приоритет искусства управления людьми, идущий от практики.
Главная идея заключается в том, что необходимо создавать из себя руководителя самостоятельно используя при этом свой и чужой опыт.
В рамках это школы сформулированы общие задачи, которые должны решать менеджеры, независимо от сферы деятельности и уровню управления. В числе этих задач следующие:
1) Целевое планирование.
2) Организация труда.
3) Анализ деятельности.
4) Стимулирование труда.
5) Обеспечение профессионального роста работников.
Период первоначального развития эмпирической школы, условно обозначается как предпринимательский период и приходится на 1980 – 1990 годы.
Наиболее видные представители – выдающиеся менеджеры Ли Якока, Питер Друкер, Питерс.
Ситуационный подход к менеджменту зародился в рамках этой школы.
8)
В области управления первые шаги в России были сделаны еще до Ф.Тейлора.
1860 – 1870 года сотрудники Московского технического училища впервые разработали собственную методику рационализации трудовой деятельности. Это методика в 1873 году в Вене получила медаль всемирной торговой выставки и эту методику сразу же стали внедрять английские промышленники.
В Санкт-Петербурге в политехническом институте Иваном.С был прочитан курс «Организация заводского хозяйства». Исследования в области управления были возобновлены в начале 1920 годов. Наиболее плодотворные в развитии отечественной управленческой мысли были 20-е годы, когда в период НЕПа допускалась определенная свобода не только в области предпринимательства, но и в научной мысли, не связанный непосредственно с наукой и идеологией.
В этот период обозначается 2 концепции управления: Организационно-техническая и социальная.
Наиболее отличившиеся А.А.Богданов (1873 - 1928). Выдающийся экономист, естествоиспытатель, философ. Его взгляды содержали ценные идеи для развития современной кибернетики и сетевых методов планирования. В частности положение о структурной устойчивости систем, их уровнях и организации механизмов формирования.
Ерманский.О.А. (1866 - 1941). В своих работах сформулировал предпосылки науки об организации труда и управления, связав ее необходимость с появлением крупного машинного производства.
Гастев.А.К. (1882 – 1941). Считал, что всю работу в области научно организационного труда и управления надо начинать с отдельного человека, руководителя или исполнителя.
Керженцев.П.М. Сформулировал теорию организационной деятельности, под которой он понимал определение наиболее рациональных приемов и методов выполнения управленческих действий. Он подчеркивал роль профессиональных руководителей, считая ее определяющей, так как в их руках сосредоточены рычаги воздействия на трудовой коллектив.
Начиная с 1960 года начал возрождаться интерес к первичному хозяйственному звену – предприятию. В этот период наблюдается внедрение автоматизированных систем управления предприятием, развертывание знаменитых Косыгинских реформ, когда предприятием была предоставлена определенная самостоятельность. Основанная на внедрении экономических методов управления и хозяйственного расчета.
Лекция № 5 22.09.2010