Формы психологического сопровождения студентов с ОВЗ.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«АСТРАХАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Психология
факультет
Прикладная психология
кафедра
Работа на тему:
Формы психологического сопровождения студентов с ОВЗ.
Выполнила работу:
студентка 3 курса
группы ПС-31
Беликова Н.В.
Проверила:
Сязина Н.Ю.
Анализ психолого-педагогической литературы позволяет определить сопровождение как системную интегративную технологию оказания комплексной помощи, для которой характерно объединение специалистов различного профиля в решении задач помощи и определение нормативных, методологических, содержательных и иных основ помощи. Ключевым моментом понятия «сопровождение» является обеспечение развития студента-инвалида и студента с ОВЗ через предоставление дозированного психолого - медико - педагогического воздействия.
Получение профессионального образования, качественных профессиональных навыков и умений людьми с ОВЗ обеспечивает им успешность социализации и возможность интеграции в общество, позволяет обрести независимость и экономическую самостоятельность.
Особую актуальность приобретает задача создания эффективной системы обучения и воспитания студентов с ограниченными возможностями здоровья, направленной на достижение каждым из них максимально возможного уровня личностного развития, образования, профессиональной самореализации. Решение этой задачи требует разработки специальных мероприятий. Все чаще специалисты обращаются к технологиям, связанным с психолого-педагогическим сопровождением учебно-воспитательного процесса. Психолого-педагогическое сопровождение - это целостная, системно организованная деятельность, в результате которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого студента. Эффективно организованное сопровождение помогает преодолеть проблемы в обучении, открывает перспективы личностного роста, предполагает поиск скрытых ресурсов развития, опору на собственные возможности и создание на этой основе условий для восстановления социальных связей.
Социализация личности осуществляется в трех сферах: деятельность, общение, самосознание. В каждой из этих сфер происходит расширение социальных связей индивида: освоение новых видов деятельности, умножение контактов с другими людьми, развитие самосознания, становление образа «Я». Период обучения в профессиональном образовательном учреждении является одним из значимых жизненных этапов взрослеющего человека в плане усвоения социального опыта, вхождения в социальную среду.
Сопровождение представляет собой целостную, системно-организованную деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого обучающегося.
Одной из приоритетных задач сопровождения студентов-инвалидов и студентов с ОВЗ является организация конструктивного сотрудничества, которое открывает перспективы его личностного роста, автоматически запускает процессы социальной адаптации и последующей успешной социализации.
Идея сопровождения обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования, как воплощение гуманистического и личностно-ориентированного подходов, последовательно и детально разрабатывается в работах С.В.Алехиной, М.Р.Битяновой, Э.М.Александровской, Е.И.Казаковой и др. в трех основных плоскостях: ценностно-смысловые основания метода сопровождения; организационные модели сопровождающей деятельности; содержание и технологии психолого-педагогического сопровождения.
Суть психолого-психологического сопровождения студентов с ограниченными возможностями здоровья состоит в создании условий, способствующих их психологическому здоровью, успешности в овладении знаниями и умениями, гармонизации эмоционального состояния, развитию навыков общения, расширению позитивного личного и социального опыта.
Выделяют три взаимосвязанных компонента психолого-педагогического сопровождения обучающихся:
- изучение личности студентов;
- создание благоприятных социально-педагогических условий для развития личности, успешности обучения;
- непосредственную психолого-педагогическую помощь студенту.
Важное место в образовательном процессе занимает индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды.
Обязательными направлениями для организации сопровождения студентов-инвалидов и студентов с ОВЗ являются:
1. Диагностическая работа.
Обеспечивает своевременное выявление особенностей развития студентов-инвалидов и студентов с ОВЗ. Это позволяет получить реальную картину состояния и развития указанной категории студентов, спланировать комплекс коррекционных мероприятий.