Список сокращений и список символических обозначений 5 страница
АМБИВАЛЕНТНОСТЬ (от лат. ambo – оба + valentia – сила).
1. В объективном смысле А. – свойство ситуации, в которой человек или животное подвергается одновременно действующим противоречивым, против. воздействиям. Напр., амбивалентная оптокинетическая стимуляция (совмещенные на одном участке поля зрения стимулы, движущиеся в противоп. направлениях) и ситуация буриданова осла (см. определение 2) и др.
2. В субъективном смысле А. – особенность состояний сознания (и вообще психических состояний), которые характеризуются сосуществованием противоречивых, против. мыслей, мотивов, эмоций.
Мотивационную А. (амбитендентность) описывал в «Этике» Спиноза: желания (побуждения, влечения) человека бывают «нередко до того противоположны друг другу, что человек влечется в разные стороны и не знает, куда обратиться». Теоретической моделью мотивационной А. служит конфликтное состояние буриданова осла, стоящего между 2 идентичными и равно привлекательными стогами сена (это, разумеется, «умственный эксперимент»). Об эмоциональной А. см. Амбивалентность чувств . (Б. М.)
АМБИВАЛЕНТНОСТЬ ЧУВСТВ (от лат. ambo – оба + valentia – сила) – внутренне противоречивое эмоциональное состояние или переживание, связанное с двойственным отношением к человеку, предмету, явлению и характеризующееся его одновременным принятием и отвержением, напр. переживание ревности, в котором могут сочетаться чувства любви и ненависти. Син. эмоциональная амбивалентность.
Термин «А. ч.» был предложен швейцарским психологом и психиатром Э. Блейлером для обозначения свойственных шизофреникам противоречивых отношений и реакций , которые быстро сменяют друг друга. Этот термин вскоре получил более широкое употребление и в психологии. Амбивалентными стали называть сложные противоречивые чувства (или эмоции ), появляющиеся у человека в связи с многообразием его потребностей и многогранностью самих явлений окружающей действительности, которые одновременно привлекают к себе и вместе с тем отпугивают, вообще вызывают положительные и отрицат. чувства.
АМБИВЕРТ(англ. ambivert ) – личность , имеющая средние показатели по шкале экстраверсии . Поскольку частотное распределение в нормальной популяции центрировано на среднем участке этой шкалы, то можно считать, что большинство людей являются А.
АМБИДЕКСТРИЯ (от лат. ambo – оба + dextri – правый) – одинаковое развитие функций обеих рук. А. м. б. врожденной или возникнуть в результате тренировки. Амбидекстр– человек, одинаково хорошо владеющий правой и левой руками (отсутствие правшества или левшества, леворукости ).
АМБИТЕНДЕНТНОСТЬ– см. Амбивалентность .
АМБИЦИЯ (от фр. ambition ) – высокое самомнение, высокий уровень притязаний ; спесь.
АМБЛИОПИЯ (от греч. amblys – тупой + oрs – глаз) – оптически не корригируемое снижение остроты зрения , возникающее из-за врожденной или ранней катаракты , врожденной аномалии рефракции, косоглазия. Развивается вследствие ранней сенсорной депривации. Успешность реабилитации снижается с возрастом. См. Зрения нарушения . (Н. В. Дубровинская, Д. А. Фарбер)
АМЕНЦИЯ – см. Сознания патология .
АМЕРИКАНСКИЙ ЯЗЫК ЖЕСТОВ (англ. American Sign Language , сокр. AMS или Ameslan – Амслен) – система жестов , применяющаяся глухими в Северной Америке (США и отчасти Канады). А. я. ж. более близок к языку глухих Франции, чем Англии. С успехом использовался в экспериментах по «речевому» обучению человекообразных обезьян. См. Жест, Мимико-жестовая речь, Язык жестов . (Б. М.)
АМИГДАЛА (то же, что и миндалина; более строгое название: миндалевидное тело, corpus amygdaloideum ) – анатомический термин, обозначающий субкортикальное базальное ядро (см. Ганглий ), которое располагается в толще височной доли (по 1 в каждом полушарии), в области polus temporalis (полюса височной доли), впереди от верхушки нижнего рога. А. включают в состав лимбической системы , она имеет тесные связи с др. частями этой системы. А. также получает сигналы от всех сенсорных систем . С функционированием А. связаны: эмоциональное поведение (напр., страх, оборонительное и агрессивное поведение ), мотивация и сохранение части прошлого опыта. Согласно Леду (LeDoux, 1992, 1993, 1996), А. является «эмоциональным компьютером», который производит анализ поступающей информации, напр., о человеческих лицах, и оценку ситуации с т. зр. ее значимости. (Б. М.)
АМИКОШОНСТВО (от фр. ami – друг + cochon – свинья) – чрезмерная фамильярность, бесцеремонность в обращении. Считается устаревшим словом.
АМИМИЯ (ГИПОМИМИЯ) (от греч. а – отрицат. частица + mimikos – подражательный) – отсутствие или ослабление выразительности лицевой мускулатуры. А. возникает при различных заболеваниях н. с., локальных поражениях мозга, при некоторых психических заболеваниях как следствие парезов, параличей или расстройств координации движений лицевой мускулатуры. При поражении экстрапирамидной системы (напр., при паркинсонизме) А. представляет собой одно из проявлений нарушения моторных компонентов эмоциональных реакций и входит в синдром общей акинезии. При поражении лобных долей мозга А. бывает связана с нарушениями эмоциональной сферы и составляет один из характерных симптомов «лобного синдрома». См. Синдромы нейропсихологические . (Е. Д. Хомская)
АМНЕЗИЯ– см. Памяти расстройства, Памяти физиологические механизмы .
АМНЕЗИЯ ИНФАНТИЛЬНАЯ (англ. infantile amnesia ) – практически полное отсутствие воспоминаний о досознательном периоде своей жизни, т. е. до 2–3 лет. Иногда это явление называют амнезией детства . Существует мнение, что амнезию детства впервые описал З. Фрейд (1905). Однако Фрейд имел в виду репрессивное забывание переживаний, характерных для т. н. фаллической стадии психосексуального развития (период 3–6 лет). В отличие от амнезии детства существование А. и. не вызывает сомнений. (Б. М.)
АМУЗИЯ (от греч. а – отрицат. частица + musikos – музыкальный) – нарушение способности понимать и исполнять вокальную и инструментальную музыку, писать и читать ноты. А. возникает при поражении височных отделов коры правого полушария (у правшей). В основе А. лежит нарушение музыкального слуха . Проявляется в нарушении узнавания хорошо известных до болезни музыкальных произведений; одновременно у больных наблюдаются затруднения в восприятии и воспроизведении ритмических сочетаний звуков (аритмия). Нередко А. сочетается со слуховой агнозией , когда больной перестает различать бытовые звуки, шумы (напр., звон стекла, шуршание бумаги, голоса животных и т. п.). Помимо вышеописанных сенсорно-мнемических нарушений некоторые авторы выделяют в особую форму моторную А., заключающуюся в том, что больной не может воспроизвести мелодии песен (авокалия ) или играть на музыкальных инструментах. А. следует отличать от нарушений психической деятельности в целом и от элементарных нарушений слуха. (Е. Д. Хомская)
АНАГРАММА (от греч. ana – пере+ gramma – буква) – слово, словосочетание, бессмысленная комбинация букв, образованные перестановкой букв, составляющих др. слово, напр. хрестоматийное «ляхопигисо». Задачи по разгадыванию А. используются в экспериментальных исследованиях мышления, мотивации , речевых способностей и в психодиагностических тестах. См. Прайминг . (Б. М.)
АНАКЛИТИЧЕСКАЯ ДЕПРЕССИЯ (англ. anaclitic depression ) – термин, предложенный амер. психологом Рене Спицем (Spitz, 1887–1974) для обозначения острых и хронических депрессивных последствий отрыва ребенка от матери (родителей). См. Госпитализм, Дефицит общения, Привязанность .
АНАЛИЗ (от греч. analysis – разложение, расчленение) – рассмотрение, изучение ч.-л., основанное на расчленении (мысленном, а также часто и реальном) предмета, явления на составные части , определении входящих в целое элементов , разборе свойств к.-л. предмета или явления. Процедура, обратная А., – синтез , с которым А. часто сочетается в практической или познавательной деятельности. Познавательный синтез заключается в том, что на основе изучения элементов и отдельных свойств предмета делается попытка выяснить и объяснить структуру и свойства целого.
Аналитические методы настолько распространены в науке, что термин «А.» стал употребляться как син. исследования вообще. Процедуры А. входят во всякое научное исследование и обычно образуют первую (нередко и последнюю) его стадию. Но и на др. ступенях познания А. сохраняет свое значение. Методы А. – одни из главных не только в научном мышлении, но и во всякой деятельности, поскольку она связана с решением познавательных задач.
В психологии А. рассматривается как познавательный процесс, который осуществляется на различных уровнях отражения действительности в мозге человека и животных. А. присутствует уже на чувственной ступени познания и, в частности, включается в процессы ощущения и восприятия : в своих более простых формах он присущ животным, причем аналитико-синтетическая деятельность даже высших животных непосредственно включена в их внешние действия. Анализ сенсорной информации осуществляют анализаторы .
У человека к чувственно-наглядным формам А. присоединяется высшая форма – мыслительный , или абстрактно-логический, А . Эта форма А. возникла вместе с развитием навыков материально-практического расчленения предметов в процессе труда: по мере усложнения труда человек овладевал способностью осуществлять процессы А. и синтеза, не производя реального расчленения и соединения, заменяя последнее абстракциями и умозаключениями, опирающимися на прошлый опыт и знания. В отличие от чувственно-наглядного мыслительный А. совершается с помощью понятий и суждений, выражаемых в естественных или искусственных языках.
АНАЛИЗ СРЕДСТВ И ЦЕЛЕЙ (англ. meansends analysis ) – одна из стратегий решения проблем , которая заключается в сравнении текущего состояния проблемной ситуации с целевым (искомым) и выполнении действий, направленных на уменьшение и устранение этого различия (в качестве главной подцели). Англ. термин переводится также как «анализ средств и результатов». См. также Универсальный решатель задач .
АНАЛИЗАТОР (от греч. analysis – разложение, расчленение) – термин, введенный И. П. Павловым , для обозначения целостного нервного механизма, осуществляющего прием и анализ сенсорной информации определенной модальности. Син. сенсорная система. Выделяют зрительный (см. Зрение ), слуховой, обонятельный, вкусовой , кожный А., анализаторы внутренних органов и двигательный (кинестетический) А., осуществляющий анализ и интеграцию проприоцептивной, вестибулярной и др. информации о движениях тела и его частей.
А. состоит из 3 отделов: 1) рецепторного , преобразующего энергию раздражения в процесс нервного возбуждения; 2) проводникового (афферентные нервы, проводящие пути), по которому сигналы, возникшие в рецепторах, передаются к вышележащим отделам ц. н. с.; 3) центрального , представленного подкорковыми ядрами и проекционными отделами коры больших полушарий (см. Кора головного мозга ).
Анализ сенсорной информации осуществляется всеми отделами А., начиная с рецепторов и заканчивая корой больших полушарий. Помимо афферентных волокон и клеток, передающих восходящие импульсы, в составе проводникового отдела имеются и нисходящие волокна – эфференты. По ним проходят импульсы, регулирующие активность нижележащих уровней А. со стороны его высших отделов, а также др. мозговых структур.
Все А. связаны друг с другом двусторонними связями, а также с моторными и др. областями мозга. Согласно концепции А. Р. Лурия , система А. (или, что точнее, система центральных отделов А.) образует 2-й из 3 блоков мозга . Иногда в обобщенную структуру А. (Е. Н. Соколов) включается активирующая система мозга (ретикулярная формация ), которую Лурия рассматривает в виде отдельного (первого) блока мозга. (Д. А. Фарбер)
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ(англ. analytic psychology ) – одно из направлений неофрейдизма , основанное швейцарским психологом и культурологом К. Г. Юнгом . В центре А. п. находится учение о бессознательном , которому Юнг отводит ведущее место при объяснении причин возникновения особенностей психики и поведения человека. Убедившись, что идеи З. Фрейда , разработанные на материале больных истерией, неприменимы к шизофреникам, Юнг выдвинул иную, чем Фрейд, концепцию бессознательного. Кроме индивидуального бессознательного Юнг выделяет еще коллективное бессознательное . Интерпретируя с психологической т. зр. данные физической и культурной антропологии (этнографии), истории культуры и религии, Юнг толкует коллективное бессознательное как «осадок» в психике человека опыта, полученного в ходе биологической эволюции и культурно-исторического развития.
В качестве единицы анализа коллективного бессознательного Юнг выдвигает понятие архетипа– врожденной установки к избирательному восприятию, переживанию и, возможно, некоторой форме поведения по отношению к определенным стимулам. Архетип определяется как «чистая потенция формы», не имеющая собственного содержания, но позволяющая структурировать различное содержание психики. Постулируя существование разных архетипов, Юнг выделяет в психике человека пласты животного, общечеловеческого, родового, семейного и индивидуального происхождения. В структурирующем влиянии архетипа на поведение Юнг усматривает проявление либидо , которое понимается им как динамически-энергетический аспект психики. Не в созидательной соц. деятельности человека, а в глубинах индивидуальной психики видит Юнг движущие силы развития субъекта. Либидо путем спонтанного формирования общих установок направляет развитие индивида по пути индивидуации , т. е. полного выявления неповторимой индивидуальности человека, его полного самоосуществления.
Кроме общих установок (неосознаваемой направленности на определенную цель , готовности к некоторому действию и восприятию), Юнг вводит понятия экстравертированной (направленной на внешний мир) и интровертированной (направленной на внутренний, субъективный мир) установок сознания (эго) . Эти установки характеризуют 2 против. психологических типа личности – экстравертов и интровертов . Выдвинутая Юнгом типология получает дальнейшее развитие в факторной теории личности, разработанной англ. психологом Г. Айзенком. Определяемые с помощью опросников Айзенка показатели по шкале экстраверсия – интроверсия значимо коррелируют с некоторыми свойствами темперамента и чертами личности.
Добавление ред.: В числе плодотворных идей, выдвинутых Юнгом и получивших развитие в психоанализе , была идея психических комплексов , составляющих содержание личного бессознательного.
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЯЗЫК (англ. analytic language ) – любой язык , для которого характерно выражать грамматические отношения с помощью дополнительных слов, а не окончаний. В таких языках, особенно англ., порядок слов регулируется специальными синтаксическими правилами. Против. синтетический язык.
АНАЛОГИЯ (от греч. analogia – соответствие, сходство).
1. Частичное сходство объектов (явлений, понятий). Ср. аналогичные органы: функционально и морфологически сходные органы отдаленных, неродственных видов животных и растений.
2. Форма умозаключения (и метод познания), когда на основании сходства двух объектов (явлений, понятий) по одним признакам делается вывод об их сходстве по др. признакам. Умозаключения по А. не дают достоверного знания, выводы носят гипотетический характер. А., как способ выдвижения гипотез, играет большую роль в научном познании. На А. основан метод моделирования . На А. базируется и метод интроспективной психологии .
3. Тестовая задача, в которой искомый (неизвестный) объект должен находиться к данному объекту в том же отношении, в котором находятся между собой 2 др. указанных объекта; схематически: А относится к Б, как В относится к Н (найти Н); поскольку объекты (явления, понятия) м. б. представлены не только в вербальной, но и в графической форме, постольку говорят о вербальныхи графическихА. Согласно Ж. Пиаже, способность решать вербальные А. – один из критериев достижения стадии формальных операций . (Б. М.)
АНАЛЬНАЯ СТАДИЯ (англ. anal stage ) – в психоаналитической теории З. Фрейда 2-я стадияпсихосексуального развития (в возрасте ок. 2–3 лет), которая характеризуется, с одной стороны, стремлением ребенка получать удовольствие от раздражений в области ануса, с другой – приучением ребенка к контролю за дефекацией и мочеиспусканием.
Нарушения и конфликты на А. с., вызванные, в частности, характером воспитательных требований (их отсутствием или, напротив, чрезмерностью), могут привести к появлению во взрослом состоянии 2 различных типов личности: анально-изгоняющего (неопрятный, расточительный и экстравагантный тип) и анально-удерживающего (характерологическая триада: аккуратность, скупость, упрямство). Именно «теория анального характера» вызвала критическое замечание Л. С. Выготского : «Для Фрейда человек, как каторжник к тачке, прикован к своему прошлому. Вся жизнь определяется в раннем детстве из элементарных комбинаций и вся без остатка сводится к изживанию детских конфликтов». См. Теория психосексуального развития . (Б. М.)
АНАМНЕЗ (от греч. anamnesis – воспоминание) – совокупность сведений об обследуемом (больном), получаемых при мед. обследовании путем опроса самого обследуемого (т. н. субъективный А. ) и/или лиц, знающих его (т. н. объективный А. ). А. включается в содержание истории болезни. В последнюю также вписываются сведения о состоянии и поведении больного после установления диагноза, проведения лечения и выписки из стационара (т. е. катамнез). В случае душевнобольных история болезни, по словам Б. В. Зейгарник , «представляет собой материал, характеризующий жизненный путь человека, как бы “продольный” срез его жизни». (Б. М.)
АНАМНЕСИС (от греч. anamnesis – воспоминание) – термин Платона для обозначения воспоминаний, относящихся к пребыванию человеческой души в потустороннем мире. С помощью А. душа имеет знание о сверхчувственных идеях.
АНАНЬЕВ БОРИС ГЕРАСИМОВИЧ (1907–1972) – сов. психолог, пытавшийся преодолеть раздробленность наук о человеке и создать системную модель человекознания , в которой были бы обобщены исследования различных наук о человеке как индивиде, личности и индивидуальности . Известен также своими трудами в области восприятия , исследованиями по психологии общения , проблемам восстановления работоспособности раненых во время Великой Отечественной войны и др. (Е. Е. Соколова)
Добавление ред.: Окончив Горский пединститут (1928), А. начал свою научную деятельность в рядах ленинградских рефлексологов и прошел большой творческий путь: от полного отрицания психологии как науки до утверждения ее в качестве центральной науки в рамках человекознания (см. Психологизм ). Нужно также добавить, что А. был деканом факультета психологии ЛГУ (1967–1972), воспитавшим многочисленную армию ученых; еще при жизни А. удостоился от благодарных учеников званий «создателя замечательной ленинградской школы психологов» и «выдающегося советского психолога». По словам своих учеников, в частности Б. Ф. Ломова (1968), А. обладал ценным умением видеть таланты. В золотой фонд сов. науки вошли след. его монографии: «Психология педагогической оценки» (1935), «Очерки психологии» (1945), «Психология чувственного познания» (1960), «Теория ощущений» (1961), «Очерки истории русской психологии XVIII–XIX веков» (1967), «Человек как предмет познания» (1969). См. также Психологизм .
АНАРТРИЯ (от греч. anarthros – нечленораздельный, невнятный) – нарушение артикуляции , приводящее к тяжелому расстройству членораздельной речи . Обычно возникает вследствие поражения мышц или нервов, участвующих в произношении (см. Дизартрия, Речи расстройства ).
АНАФОРА , АНАФОРИЧЕСКОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ (англ. anaphora ; от греч. ana – подобно + phoros – несущий) – употребление местоимения (анафорического слова) вместо ранее употреблявшегося выражения.
АНГЕДОНИЯ (англ. anhedonia ) – психическое состояние , которое характеризуется общим отсутствием интереса к жизни, утратой способности наслаждаться, радоваться. Рассматривается как четкий признак депрессии. А. м. б. следствием соматических заболеваний. Син. агедония.
АНГЛИЙСКАЯ АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА– школа в этнографии (культурной антропологии ), развивавшая идеи эволюции применительно к человеческому сознанию (Э. Б. Тайлор, Дж. Дж. Фрэзер и др.). При интерпретации явлений «первобытной культуры» (обычаев, верований, искусства, нравственности и пр. т. н. примитивных народов, т. е. народов, стоящих на низкой ступени культурного развития) А. а. ш. пришла к выводу о принципиальном тождестве психических процессов (в частности, «операций ума») у первобытных людей и у современного человека. Наличие в первобытном сознании не свойственных развитому современному сознанию анимистических представлений А. а. ш. объясняла «неправильным применением» имеющихся и у современного человека мыслительных приемов (ассоциации идей, принципа причинности, аналогии и др.) в условиях ограниченного опыта первобытных людей.
Последующие исследования (в т. ч. постоянного оппонента А. а. ш. – фр. социологической школы , а также рос. психологов и этнографов) показали, что в А. а. ш. «переоценили» умственные способности первобытных людей и что процессы мышления подчиняются в первобытном сознании иным законам (во фр. социологической школе, напр., говорили о «законе партиципации»). Вместе с тем А. а. ш. справедливо защищала идеи единства человечества, возможности сравнения культур независимо от географических, расовых и др. различий и внесла свой вклад в практику этнографических и культурно-исторических сравнительных исследований. См. Анимизм . (Е. Е. Соколова)
АНДРОГИНИЯ– см. Пол .
АНДРОФИЛИЯ– см. Гомосексуализм .
АН-ИДЕИЗМ (от греч. an – отрицание + idea – идея, образ) – неспособность произвольно представлять и воображать к.-л. объекты, отсутствие воображения . Высказывалось предположение, что А.-и. «страдал» основатель бихевиоризма Джон Уотсон и что этот дефект мог служить одним из факторов его негативного отношения к психологическим теориям, придававшим большое значение воображению. Син. Ан-икония.
АНИЗЭЙКОНИЯ– Cм. Оптическая система глаза .
АН-ИКОНИЯ (англ. aniconia ) – см. Ан-идеизм .
АНИМАТИЗМ(от лат. animatus – одушевленный) – комплекс первобытных представлений о безличной, неперсонифицируемой, сверхъестественной силе, действующей в природе и влияющей на саму жизнь, ее условия (напр., климат), успешность деятельности человека (напр., успех в охоте, войне). А. представляет собой одну из первых попыток осмысления мира. А., как и анимизм , «замешан» на антропоморфизме : первобытный человек верил, что все окружающие его явления природы (напр., метеорологические) живут такой же жизнью, как и он сам, – они такие же желающие, чувствующие, понимающие, коварные и т. д.; с ними возможно общение – к ним можно обращаться с просьбами или с жалобами. С А. м. б. связаны магические действия. Концепцию первобытного А. предложил Роберт Маретт, считавший, что А. предшествует анимизму. В некоторых отношениях А. имеет общие черты с гилозоизмом . Однако гилозоизм (от греч. hyle – вещество и zoe – жизнь) – это античное философское учение об одушевленности всей материи (т. е. ее способности к ощущениям и мышлению). (Б. М.)
АНИМИЗМ (от лат. anima – душа) – картина мира, в которой не только живые, но и неживые (с т. зр. современной науки) объекты рассматриваются как живые и одушевленные. Специфическим для А., в отличие от аниматизма , компонентом является представление о существовании отделимых от тела духов (душ ), которые представлялись антропоморфно или зооморфно. Выдвинувший концепцию А. англ. антрополог Э. Б. Тайлор (см. Английская антропологическая школа ) полагал, что А. – это простейшая и первичная форма религиозного сознания, появившаяся в первобытную эпоху; одним из доказательств простоты и первичности А. служит, по мнению Тайлора, тот факт, что А. характерен и для детей (см. Анимизм детский ). (Б. М.)
АНИМИЗМ ДЕТСКИЙ (англ. child animism ) – склонность детей оценивать неживые объекты (напр., кукол ) как живые (по-видимому, правильнее говорить об аниматизме , а не об анимизме ). Идею и термин «А. д.» выдвинул Э. Б. Тайлор. Многие известные психологи (напр., С. Холл ) полагали, что А. д. – неизбежная природная особенность детского ума, согласующаяся с биогенетической концепцией (см. Биогенетический закон ). С т. зр. Ж. Пиаже, антропоморфический А. д. вписывается в общую картину детского эгоцентризма. Л. С. Выготский (1926), категорически отрицая биогенетическую концепцию (ее объяснительный принцип, а не факты, на которые она опирается), считал, что А. д. усваивается ребенком из соц. среды: «ребенок, предоставленный самому себе, никогда не оказывается ни анимистом, ни антропоморфистом». Современные психологи продолжают изучать эту любопытную особенность детского мышления. Напр., амер. психолог М. Берзонски (1988), исследуя ответы детей 5–7-летнего возраста на вопросы о неживых объектах, изображенных на картинках, пришел к след. результатам: 1) анимистическое отношение к предмету усиливается, если предмет изображен движущимся, а не неподвижным (напр., летящий в небе шар чаще воспринимается живым, чем тот же шар, но лежащий на земле); 2) больше всего анимистических суждений дали 5-летние дети, тогда как у 7-летних их вообще не было; 3) половые различия в А. д. не обнаружены. Приобретение способности различать живые и неживые объекты – одна из вех на линии когнитивного развития. (Б. М.)
АНКЕТА (от фр. enquкte – расследование, дознание, анкета; англ. questionnare ) – разрабатываемый исследователем инструментарий анкетного опроса , включающий: а) указание организации , проводящей опрос, и его цели ; б) инструкцию по заполнению анкеты; в) формулировки вопросов и (часто, но необязательно) возможные варианты ответов, из которых респондент (см. Анкетный опрос ) должен выбрать наиболее подходящий. Содержание вопросов, их число, способ ответа (свободные ответы, ограниченный или неограниченный выбор из предлагаемого списка) зависят от цели опроса и его адресата . Объем А. варьирует от 2–3 до нескольких десятков и даже сотен вопросов. А. малого объема чаще линейны по структуре: респондент последовательно переходит от одного вопроса к другому. Большие А. нередко имеют разветвленную структуру: специальные вопросы-фильтры позволяют респонденту пропускать те группы вопросов, которые к нему не относятся, что экономит время и повышает качество получаемой информации. Син. вопросник, опросник, опросный лист. См. Анкетер . (И. А. Мещерякова)
АНКЕТЕР– лицо, непосредственно проводящее анкетный опрос .
АНКЕТНЫЙ ОПРОС (англ. survey, survey research ) – 1 из 2 основных видов опросных методов (2-й – интервью ), применяемый для получения эмпирической информации, касающейся объективных или субъективных фактов (знаний , мнений, оценок, поведения ). А. о. широко используется в социологии, психологии , педагогике, др. областях науки и практики (напр., в профилактической медицине для широкомасштабного выявления лиц с риском заболевания ишемической болезнью сердца).
Существенная особенность А. о. – опосредованный характер взаимодействия между исследователем и исследуемым (респондентом , т. е. «отвечающим», от лат. responsare – отвечать), которые общаются при помощи анкеты , причем респондент (по возможности) сам читает предлагаемые ему вопросы и сам фиксирует свои ответы.