Последипломного образования ....386
Предисловие
Раздел I. Введение в психологию профессионального
образования ........................ 6
Глава 1. Психология профессионального
образования — новая отрасль прикладной
психологии .................. 6
Психологически обусловленные проблемы
профессионального образования ....... 6
Место психологии профобразования
в системе психологических наук ....... 13
Базовые модули психологии
профессионального образования
Психология профессионального
образования как наука и учебная
дисциплина ................... 18
Глава 2. Методы исследования психологии
Профессионального образования. ..... 23
Классификации методов исследования ... 23
Неэкспериментальные методы........ 29
Психометрические методы .......... 34
Экспериментальные методы ......... 42
Генетические методы ............. 46
Методы математической обработки ..... 48
Раздел П. Феноменология становления личности . . 56
Глава 1. Психологические основы периодизации
Становления личности. ..... . •'» .... 56
Возрастные классификации жизни человека 57
Периодизация развития личности:
психологические подходы. .......... 60
Периодизация взрослости. .......... 66
Глава 2 Становление личности в онтогенезе .... 75
Основные концептуальные положения ... 75
Факторы и движущие силы становления
личности..................... 81
Стадии профессионального становления. . 92
О взаимодействии индивидного, личностного
и профессионального развития человека. . 98
Глава 3. Возрастные особенности становления
личности. .................. 100
........ 100
Дошкольное детство........ 100
Школьный возраст........ 106
Взрослость........ 156
Раздел III. Психолого-педагогические основы
профессионального образования ......182
Глава 1. Проблемное поле психологии
Профессионального образования ..182
Образование как социокультурный
феномен ................182
Образование как система, процесс
и результат ..............185.
Ведущие парадигмы образования. …189
Основные психологические концепции
обучения .................... 203
Современные концепции обучения .... 207
Глава 2. Профессионально обусловленные структуры
деятельности и личности. ......... 216
Профессионально обусловленная структура
деятельности.................. 216
Профессионально обусловленная структура
личности .................... 219
Глава 3. Психологические основы
профессиографии ............. 227
Основные понятия .............. 227
Психологические классификации
профессий ................... 232
Образовательно ориентированное
и проспектированное
профессиографирование. .......... 247
Глава 4. Ключевые квалификации и компетенции в личностно ориентированном профессиональном образовании ..... 255
Ключевые квалификации .......... 255
Ключевые компетенции ........... 264
Раздел IV. Личностно ориентированное профессиональное образование.....
Глава 1. Становление и сущность личностно
ориентированного профессионального
образования ................. 270
Становление личностно ориентированного
образования .................. 270
Личностно ориентированное
профессиональное образование
Глава 2. Личностно ориентированное содержание
и технологии профессионального
образования................. 283
Личностно ориентированное содержание
образования .................. 283
Личностно ориентированные технологии
образования .................. 291
Глава 3. Проектирование личностно
ориентированных технологий
профессионального развития
специалиста. ................ 303
Проектирование личностно
ориентированных технологий. ....... 303
Личностно ориентированная диагностика
как фактор стимулирования
профессионального развития специалиста . 310
Личностно ориентированные тренинги
профессионального развития ........ 319
Организация учебно-пространственной
среды ...................... 332
Раздел V. Психология профессионального обучения,
воспитания и развития. ................ 337
Глава 1.Психология профессионального обучения. 337
Основные понятия .............. 337
Формирование знаний в процессе
профессионального обучения. ....... 340
Формирование трудовых навыков ..... 343
Развитие сенсомоторных ключевых
квалификаций .............354
Формирование умений …358
Глава 2. Социально-профессиональное
воспитание ..........368
Психологические проблемы воспитания …368
Личностно ориентированное социально-
профессиональное воспитание ......378
Глава 3. Психологические особенности
последипломного образования ....386
Формы последипломного образования…386
Технологии последипломного образования. 391