ГРИБ — ВЕДРО ЧАЙНИК — СКАМЕЙКА ВЕЛОСИПЕД — ЛАМПА МЯЧ — ЯБЛОКО
ВЕДРО ГРИБ ЧАЙНИК СКАМЕЙКА КОМПЬЮТЕР РЕМЕНЬ
ЯБЛОКО МЯЧ ДЕРЕВО НОЖНИЦЫ ЛАМПА ОЧКИ ВЕЛОСИПЕД ГВОЗДЬ Называние низкочастотных слов (Листы 2-3 Альбома): НОСИК (ЧАЙНИКА) НОЖКИ (СКАМЕЙКИ) ШЛЯПКА (ГРИБА) Показ пар картинок по слову-наименованию (листы 2-3 Альбома)
ГРИБ — ВЕДРО ЧАЙНИК — СКАМЕЙКА ВЕЛОСИПЕД — ЛАМПА МЯЧ — ЯБЛОКО
Узнавание перечеркнутых изображений (лист 4 Альбома)__________
Узнавание наложенных изображений (лист 4 Альбома)___________
Пространственный гнозис (соедини одинаковые фигуры)
Порядковый счет от 1 до 10_____________________
Оральный праксис (имитация): надуть щеки, надуть одну щеку, поцокать,
упереть язык в щеку.
Оценка ритмических структур П 1Л П
Зрительная память (листы 18 и 20 Альбома) выбор из 16 картинок.
ГРАДУСНИК, ГУСЬ, БАНАН Слухоречевая память
Кот | Лес | Брат | Дождь | Рука | Друг | Снег |
Четвертый лишний (листы 5-8 Альбома): 1)__ 2)___ 3)___ 4)___
Составление рассказа по картинке («Разбитая чашка» — лист 21 Альбома)
По серии предварительно разложенных картинок («Щенок» — лист 23 Альбома)
Пересказ текста с опорой на вопросы («Сережа» — лист 25 Альбома)
Понимание логико-грамматических отношений (лист 15 Альбома)
Мальчик спасает девочку_____________________
Мальчик поймал девочку_____________________
Грузовик обрызгал машину_____________________
Примечания____________________________________________
Приложение 3
Протокол обследования ребенка 5-6 лет
Дата обследования________
И. Ф. (О.)____________________________
Как тебя зовут?___________
Сколько тебе лет?__________________
Где ты живешь?______________________________________________
Какое сейчас время года?__________
Ходишь ли ты в детский сад?__
В какую группу?________
Как зовут твою маму?_______________________________________
Латерализация функций (D/S) ест______ причесывается_____ чистит
зубы____ рисует___ ударяет по мячу____ перекрест пальцев_____ перекрест предплечий ведущий глаз (посмотри в трубочку)________________ ведущее ухо
(послушай часы)___ ведущая нога (попрыгай на одной ножке)______
Корректурная проба (лист 1 Альбома):
количество за минуту_____
количество ошибок_____
Реципрокная координация_____________________
Динамический праксис1:
Правая рука (ладонь—кулак—ребро)_____
Правая рука (кулак—ладонь—ребро)____
Левая рука (1?)____
Левая рука (2?)______
Праксис позы пальцев:
Правая рука: 2 2-3 5 3 на 2 1 о 5 Левая рука: 5 2-5 2 1 о 2 2-3
Реакция выбора (палец—кулак): палец кулак палец кулак палец кулак кулак кулак палец Называние реальных изображений (листы 2-3 Альбома):
ВЕДРО ГРИБ МЯЧ ЧАЙНИК СКАМЕЙКА КОМПЬЮТЕР РЕМЕНЬ ЯБЛОКО ДЕРЕВО НОЖНИЦЫ ЛАМПА ОЧКИ ВЕЛОСИПЕД ГВОЗДЬ Называние низкочастотных слов (листы 2-3 Альбома): НОСИК (ЧАЙНИКА) НОЖКИ (СКАМЕЙКИ) ШЛЯПКА (ГРИБА) Показ пар картинок по наименованиям (листы 2-3 Альбома):
ГРИБ — ВЕДРО ЧАЙНИК — СКАМЕЙКА ВЕЛОСИПЕД — ЛАМПА МЯЧ — ЯБЛОКО
Узнавание перечеркнутых изображений (лист 4 Альбома)________
Узнавание наложенных изображений (лист 5 Альбома)________
Оценка ритмических структур П 1Л П
Воспроизведение ритмических структур по инструкции П 1Л Д Графическая проба на динамический праксис
Пространственный гнозис |
Оральный праксис (имитация): надуть щеки, надуть одну щеку, поцокать, упереть язык в щеку.
Идентификация эмоций (лист 26 Альбома): веселый (1) 1 4 7 9 злой (2) 3 8 10 испуганный (5) 2 5 6
Порядковый счет 1...10__________________ 10...1_________________
Зрительная память (листы 18-20 Альбома): выбор из 16 картинок.
1) ГРАДУСНИК, ГУСЬ, БАНАН
2) САПОГ, КОЗА, КУСТ
Аналогии (Листы 27 и 28 Альбома) 1)___ 2)_____ 3)______ 4)______
Слухоречевая память
Кот | Лес | Брат | Дождь | Рука | Друг | Снег |
Четвертый лишний (листы 8-13 Альбома): 4)____ 5)__ 6)__ 7)__ 8)__ 9)
Составление рассказа по картинке («Разбитая чашка» — лист 21 Альбома)
По серии предварительно разложенных картинок («Щенок» — лист 23
Альбома)_____________________________________________________
Пересказ текста с опорой на вопросы («Сережа» — лист 25 Альбома)
Понимание логико-грамматических отношений (листы 15-17 Альбома)
Мальчик спасает девочку______________________
Мальчик поймал девочку______________________
Грузовик обрызгал машину______________________
Книга прикрыта газетой_______________________
Дочка везет маму______________________
Мама везет дочку______________________
Примечания__________________________________________________
Приложение 4 Опросник для родителя
Ф. И. ребенка____________________
Ф. И. О. родителя________________
Число, месяц, год рождения ребенка_
Ходит ли ребенок в детский сад____
Число, месяц, год рождения родителя
Образование родителя____________
Профессия______________________
Место работы___________________
Контактный телефон _____________
Причины обращения к психологу__
Семейное левшество __________________________________________
Состав семьи: ________________________________________________
Течение беременности:
Возраст матери_____ , отца_____ в начале данной беременности.
Первая половина беременности (нужное подчеркнуть) — токсикоз (слабый, выраженный), анемия, ОРЗ, грипп, медицинское лечение (амбулаторное, стационар), угроза выкидыша (срок)
Вторая половина беременности — токсикоз, анемия, отеки, повышенное А. Д.
Психотравмирующие ситуации (да) (нет)
Роды: в срок, раньше, позже срока, самостоятельные, оперативные (плановые, вынужденные).
Родовспоможение: стимуляция, капельница, механическое выдавливание плода, щипцы, вакуум.
Ребенок родился в головном, ягодичном, ножном прилежании. Вес___ ,
рост_____ .
Имели место: обвитие пуповины вокруг шеи (тугое, нет),
Другая патология при родах___________________________________
Стационарное лечение ребенка после родов: (да) (нет)
Причина госпитализации______________________________________
Заключение после стационара__________________________________
Развитие ребенка после родов (нужное подчеркнуть): двигательное беспокойство, частые срыгивания, нарушения сна и бодрствования, др.
Моторные функции: голову держит с___ мес., сидит с____ мес., ползает
с____ мес., ходит самостоятельно с____ мес.
Отмечались: гипер/гипотонус, вздрагивания, тремор, тики, энурез
До года переболел___________________________________________
лечение____________________________________________________
Речевое развитие: лепет с____ мес., слова с____ мес., фразы с_____ лет.
Наблюдался невропатологом________ , др. специалистами___________
лечение______________________________________________________
Подпись |
Что еще вы считаете необходимым сообщить о своем ребенке
Дата заполнения
Contents
Part I
Theoretical and methodological foundations of neuropsychological assessment of prescool children
Chapter 1. Tasks of child neuropsychological assessment........................ 5
Chapter 2. Specific features of preschool child neuropsychological
assessment............................................................................. 10
Chapter 3. Data of approbation of the method of neuropsychological
assessment at preschool age................................................... 16
Chapter 4. Outlines of preschool child neuropsychological assessment
and the procedures of scoring................................................ 25
4.1. General foundations....................................................... 25
4.2. Outlines and scoring of data of child neuropsychological assessment 27
Chapter 5. Example of a preschool child neuropsychological assessment 44
5.1. General data on the social state, peri- and prenatal development of the child 44
5.2. Neuropsychological syndrome in the dynamics
of remediating lessons ......................................................... 44
Conclusion............................................................................................... 56
References............................................................................................... 59
Affixtures................................................................................................ 65
Part II
Album for neuropsychological assessment of prescool children
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР ДЕТСКОЙ НЕЙРОПСИХОЛОГИИ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР «НОРМА+»
Решение проблем обучения и поведения детей:
школьной рассеянности, нарушений письма, чтения, счета, детско-родительских и семейных отношений
Семинары (под научным руководством доктора психологических наук Глозман Ж. М.) «Нейропсихологические методы в практике педагога и психолога»
Научно-исследовательский Центр детской нейропсихологии
www.children-psy.ru
Телефоны: (495) 506-08-47 (ст. м. Ленинский проспект); (495) 173-31-25 (ст. м. Текстильщики); (495) 150-69-12 (ст. м. Войковская); (495) 506-39-40 (единая справочная).
Психолого-педагогический центр «Норма+» www.pneuro.narod.ru
Телефоны: (495) 210-19-54; (495) 139-19-54
Глозман Ж. М., Потанина А. Ю., Соболева А. Е.
Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте
Т. Калинина Е. Паникаровская Н. Кулагина В. Пахальян К. Радзевич С. Беляева Л. Егорова |
2-е издание
Заведующая редакцией (Москва)
Руководитель проекта
Ведущий редактор
Литературный редактор
Художник
Корректор
Верстка
Подписано в печать 23.05.08. Формат 70x100/16. Усл. п. л. 6,45. Тираж 3000. Заказ 0000.
ООО «Питер Пресс», 198206, Санкт-Петербург, Петергофское шоссе, 73, лит. А29.
Налоговая льгота — общероссийский классификатор продукции ОК 005-93, том 2; 95 3005 — литература учебная.
Отпечатано по технологии CtP в ОАО «Печатный двор» им. А. М. Горького. 197110, Санкт-Петербург, Чкаловский пр., 15.
СПЕЦИАЛИСТАМ КНИЖНОГО БИЗНЕСА!
ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА ИЗДАТЕЛЬСКОГО ДОМА «ПИТЕР»
предлагают эксклюзивный ассортимент компьютерной, медицинской, психологической, экономической и популярной литературы
РОССИЯ
Москва м. «Электрозаводская», Семеновская наб., д. 2/1, корп. 1, 6-й этаж; тел./факс: (495) 234-3815, 974-3450; e-mail: [email protected]
Санкт-Петербург м. «Выборгская», Б. Сампсониевский пр., д. 29а; тел./факс (812) 703-73-73, 703-73-72; e-mail: [email protected]
Воронеж Ленинский пр., д. 169; тел./факс (4732) 39-43-62, 39-61-70; e-mail: [email protected]
Екатеринбург ул. Бебеля, д. 11а; тел./факс (343) 378-98-41, 378-98-42; е-mail: [email protected]
Нижний Новгород ул. Совхозная, д. 13; тел. (8312) 41-27-31; e-mail: [email protected]
Новосибирск ул. Станционная, д. 36; тел./факс (383) 350-92-85; e-mail: [email protected]
Ростов-на-Дону ул. Ульяновская, д. 26; тел. (8632) 69-91-22, 69-91-30; е-mail: [email protected]
Самара ул. Молодогвардейская, д. 33, литер А2, офис 225; тел. (846) 277-89-79;
e-mail: [email protected]
УКРАИНА
Харьков ул. Суздальские ряды, д. 12, офис 10-11; тел./факс (1038067) 545-55-64, (1038057) 751-10-02; е-mail: [email protected]
Киев пр. Московский, д. 6, кор. 1, офис 33; тел./факс (1038044) 490-35-68, 490-35-69;
е-mail: [email protected]
БЕЛАРУСЬ
Минск ул. Притыцкого, д. 34, офис 2; тел./факс (1037517) 201-48-79, 201-48-81; е-mail: [email protected]
Ищем зарубежных партнеров или посредников, имеющих выход на зарубежный рынок. Телефон для связи: (812) 703-73-73. E-mail: [email protected]
Заказ книг для вузов и библиотек: (812) 703-73-73. Специальное предложение - е-mail: [email protected] |
Издательский дом «Питер» приглашает к сотрудничеству авторов. Обращайтесь по телефонам: Санкт-Петербург — (812) 703-73-72, Москва — (495) 974-34-50.
ПЗПЛТЕПЬСКПЙ пом |
УВАЖАЕМЫЕ ГОСПОДА! КНИГИ ИЗДАТЕЛЬСКОГО ДОМА «ПИТЕР» ВЫ МОЖЕТЕ ПРИОБРЕСТИ ОПТОМ И В РОЗНИЦУ У НАШИХ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПАРТНЕРОВ.
Дальний Восток
Владивосток, «Приморский торговый дом книги», тел./факс (4232) 23-82-12. E-mail: [email protected]
Хабаровск, «Деловая книга», ул. Путевая, д. 1а, тел. (4212) 36-06-65, 33-95-31 E-mail: [email protected]
Хабаровск, «Книжный мир», тел. (4212) 32-85-51, факс 32-82-50. E-mail: [email protected]
Хабаровск, «Мире», тел. (4212) 39-49-60. E-mail: [email protected]
Европейские регионы России
Архангельск, «Дом книги», пл. Ленина, д. 3 тел. (8182) 65-41-34, 65-38-79. E-mail: [email protected]
Воронеж, «Амиталь», пл. Ленина, д. 4, тел. (4732) 26-77-77. http://www.amital.ru
Калининград, «Вестер», сеть магазинов «Книги и книжечки», тел./факс (4012) 21-56-28, 65-65-68. E-mail: [email protected] http://www.vester.ru
Самара, «Чакона», ТЦ «Фрегат», Московское шоссе, д. 15, тел. (846) 331-22-33. E-mail: [email protected]
Саратов, «Читающий Саратов», пр. Революции, д. 58, тел. (4732) 51-28-93,47-00-81. E-mail: [email protected]
Северный Кавказ
Ессентуки, «Россы», ул. Октябрьская, 424, тел./факс (87934) 6-93-09. E-mail: [email protected]
Сибирь
Иркутск, «ПродаЛ итЪ», тел. (3952) 20-09-17, 24-17-77. E-mail: [email protected] http://www.prodalit.irk.ru
Иркутск, «Светлана», тел./факс (3952) 25-25-90. E-mail: [email protected] http://yvww.kkcbooks.ru
Красноярск, «Книжный мир», пр. Мира, д. 86, тел./факс (3912) 27-39-71. E-mail: [email protected]
Новосибирск, «Топ-книга», тел. (383) 336-10-26, факс 336-10-27. E-mail: [email protected] http://www.top-kniga.ru
Татарстан
Казань, «Таис», сеть магазинов «Дом книги», тел. (843) 272-34-55. E-mail: [email protected]
Урал
Екатеринбург, ООО «Дом книги», ул. Антона Валека, д. 12, тел./факс (343) 358-18-98,358-14-84. E-mail: [email protected]
Челябинск, ТД «Эврика», ул.Барбюса, д. 61, тел./факс (351 >256-93-60. E-mail: [email protected] http://www.bookmagazin.ru
Челябинск, ООО «ИнтерСервис ЛТД», ул. Артиллерийская, д. 124 тел. (351 >247-74-03,247-74-09,247-74-16. E-mail: [email protected] http://Vwvw.fkniga.ru,www.intser.ru
[1] Апробация методики нейропсихологической диагностики дошкольников проводилась в трех группах детского сада № 1569 Северного округа г. Москвы, а также на детях 3-6 лет, родители которых обратились в наш Научно-исследовательский Центр психологической защиты семьи и детства с жалобами на трудности контакта с ребенком, и при этом нейропсихологическое обследование в центре не выявило признаков когнитивной слабости или отчетливых проблем регуляции поведения. Всего в апробации приняли участие 147 детей без отклонений в психическом развитии и явных признаков левшества (84 мальчика и 63 девочки): 40 детей младшей группы в возрасте от 3 до 4 лет, 45 детей 4-5 лет (средняя группа) и 62 ребенка 5-6 лет, посещающих старшую группу детского сада.