Применение различных теорий и методик.

Современный творческий психотерапевт-профес­сионал не склонен догматически останавливаться на одной какой-то теории или методике. Он стремится интегрировать в терапевтический процесс методики, выработанные в рамках разных теоретических под­ходов. Это можно назвать прагматическим эклекти­цизмом, синтетическим, интегративным или процес­суально ориентированным подходом. Суть, однако, в том, что каждая грань проблемы пациента может получить разрешение в таких формах и приемах, которые подходят именно для нее, хотя и созданы разными психотерапевтами с разными теоретичес­кими убеждениями.

Конструктивный диалог с пациентом может вклю­чать, к примеру, элементы классического психоана­лиза, трансактный анализ по Э. Берну, моменты рационально-эмотивной психотерапии или нейролингвистического программирования (НЛП). И если классический психоанализ призван выявить корни проблемы в детстве (если таковые имеются), то трансактный анализ укажет на сегодняшние зат­руднения, а НЛП поможет при помощи работы па­циента с собственным подсознанием избавиться от навязчивых состояний и мешающих жить фобий.

Эми Минделл пишет о множественных принци­пах и подходах, на которые опирается процессу­альная психотерапия: «Процессуальная работа основана на принципах даосизма, дзенской философии алхимии, работах К.Г. Юнга, шаманизме традици­ях коренного населения Америки и современной фи­зике». И далее она подчеркивает, сколь широко при­меним оказывается такой синтетический подход: «Процессуальная работа распространена во всем мире и применима к людям различного культурного и эт­нического происхождения. Центры процессуальной работы ныне созданы во многих странах, включая Австралию. Россию, Польшу, Японию, Англию» (Минделл Э. Психотерапия как духовная практика. М., 1997. С. 44.).

Психотерапия сегодняшнего дня включает в себя как индивидуальную, так и групповую работу с па­циентами. С 30-х годов XX века в западных стра­нах существует множество психотерапевтических групп: группы тренинга, группы встреч, гештальт-группы, группы психодрамы, группы телесной те­рапии, группы танцевальной терапии, группы те­рапии искусством, группы тренинга умений (См. об этом: Рудестам К. Групповая психотерапия. М., 1993.) и др.

Особый интерес представляют методы и приемы, практикуемые в группах телесной терапии и свя­занные с прикосновениями. Психотерапия порой не может решить проблемы пациента исключительно словесной беседой, диалогом, так как изменения психологии, характера вышли на психосоматичес­кий уровень. Например, пациент испытывает тя­желые эмоциональные переживания, которые свя­заны с зажимами определенных групп мышц, но мышцы эти он не контролирует. Они зажаты так давно, что человек не осознает ненормальности cитуации, а лишь чувствует постоянный эмоциональ­ный дискомфорт. В телесной терапии это называет­ся «мышечная броня». Для снятия «мышечной бро­ни» телесным психотерапевтом А. Лоуэном был использован целый ряд методов и упражнений.

Другой психосоматической проблемой оказыва­ется «отсутствие почвы под ногами», когда паци­ент не уверен в себе в силу того, что у него «потеря­на связь с землей». Восстановление «связи с зем­лей» означает обретение уверенности и опору на принцип реальности, а для этого необходимо при­бегнуть к целому ряду упражнений, имеющих не только физический, но и биоэнергетический харак­тер.

Процессуальная психотерапия Арнольда Минделла опирается уже не только на представление о «теле», но на целый комплекс эзотерических идей и концепцию «тонких тел». Информационно-энергети­ческие структуры, опосредующие духовную монаду и грубо-материальную плоть, А. Минделл называет «телом сновидений» и считает, что работа с этим телом — источником жизненности и движения, — может протекать по самым разным методикам, глав­ное, чтобы в результате был оздоровительный, гар­монизирующий эффект. Д. МакНили пишет об этом: «Психологи, обладающие достаточными навыками и гибкостью, чтобы следовать индивидуальным про­цессам тела сновидений, обнаружат, что такие тер­мины, как анализ, психотерапия и работа с телом, должны быть расширены до такой степени, чтобы позволить человеку соприкоснуться с любой извест­ной теорией и практикой. Тело сновидений может начать «говорить» в стиле гештальта, психодрамы или активного воображения, или оно может попро­сить, чтобы его «отрольфили» (Специальный массаж, созданный терапевтом Идой Рольф.) с помощью глубоко­го массажа. В другой раз или при других обстоя­тельствах тело может спонтанно принимать незна­комые позы, например, асаны Хатха-йоги или войти в глубокие состояния медитации, характерные для дзена... Западный психотерапевт, работающий со всем телесным спектром, должен понимать и при­нимать формы психики и психического поведения, совершенно нормального для йога, шамана или спе­циалиста по акупунктуре» (Мак-НилиД. Прикосновение. М., 1999. С. 65—66.).

Очень важно отметить, что для разных пациен­тов необходимы разные методы, приемы и виды пси­хотерапии. Люди, уверенные в себе, молодые и ам­бициозные требуют иного к себе подхода и иных лечебных методик, чем старые, больные и подав­ленные. Интроверты и экстраверты, мужчины и женщины, подростки и взрослые — все эти суще­ственно различные индивиды требуют от врача под­стройки под них, поиска особых подходов и средств воздействия. В то же время, если психотерапевт встречается со случаем явного психоза, погранич­ным состоянием или симптомами органических на­рушений, он должен не браться за лечение, а обя­зан передать своего пациента соответствующему специалисту, который имеет право ставить в этой ситуации диагноз и прописывать лекарства.

Последний момент, который необходимо отме­тить, говоря об условиях, при которых психотера­пия оказывается благом, а не злом, это заключе­ние, как на Западе, психотерапевтического кон­тракта. В контракте оговариваются характер и примерные сроки лечения, оплата и организацион­ные моменты: перенос времени сеансов, неявка в связи с болезнью и т.д. Контракт — документ, ко­торый фактически утверждает права и обязанности обеих сторон, что гарантирует участников от про­извола как со стороны психотерапевта, так и со сто­роны пациента.

Конечно, может показаться странным, что с «ан­гелом-хранителем» заключается юридический до­кумент, но это вполне нормально.

4. САМ СЕБЕ ПСИХОТЕРАПЕВТ!(оглавление)

Люди с неуравновешенным внутренним миром были всегда.

Во все времена существовали заики и истерич­ки, те, кто страдал фобиями и депрессиями, испы­тывал постоянную тревожность, неуверенность, чрезмерно страстно привязывался к другому чело­веку или ощущал необузданную жажду господства.

Они существовали так же, как были сумасшед­шие и калеки, прокаженные и сифилитики, уроды и больные. Причем этих последних было так много и они столь явственно заполняли города, села и до­роги, что на тех, первых, никто попросту не обра­щал внимания. Фобии и депрессии переживались тихо, ибо пойти с ними было не к кому, ну разве что к приходскому священнику, который мог по-увещевать при помощи слова Божьего. Изгонять бесов брался при этом далеко не каждый святой отец. Кого тоска слишком заедала, бросался в омут головой. А сильная жажда власти и вовсе не рас­сматривалась как дефект.

Явленные миру физические и психические па­тологии заслоняли проблемы души — феномена тон­кого и эфемерного. Эти проблемы вышли на пер­вый план в XIX—XX веках, когда человечество до некоторой степени справилось с массовыми физи­ческими и тяжелыми психическими недугами и ус­тановило медицинский надзор. Зато теперь пришла очередь обратить внимание на миропереживание «среднего человека», и это миропереживание ока­залось также не очень здоровым и не очень прият­ным. Невротическая личность нашего времени — массовое явление: еще не больной, уже не здоро­вый, но в любом случае страдающий и неадекват­ный человек.

К тому же наша эпоха, окончательно сломавшая старые традиции, разрушившая ценности, которые складывались веками, поставила людей перед по­стоянным непрекращающимся выбором и вменила каждому полноту ответственности за всякий сде­ланный шаг. А это само по себе — большая психо­логическая нагрузка и серьезное испытание.

Итак, практически каждый из нас, где бы он ни жил, сталкивается, по крайней мере, с тремя трав­мирующими факторами:

Наши рекомендации