Глава 4. подходы к разрешению типовых консультативных проблем 8 страница
Взаимодействие, или трансакция, выступает ключевым поняти ем в теории трансактного анализа. Особенностью данного направле ния является то, что это одновременно и теория личности, и теория социального взаимодействия, и метод консультирования, и метод групповой психотерапии.
Часто в качестве основных положений трансактного анализа на зываются эго-состояния «Взрослый» (В), «Родитель» (Р), «Ребенок» (Д) и диалог между ними. Понятие сценария, о'кей-ного состояния
и других важных положений не берутся во внимание. Это является практически значимой проблемой, так как все части теории транс актного анализа взаимосвязаны, и невозможно раскрыть взаимодей ствие с точки зрения трансактного анализа, исключая описание эго-состояний, сценариев и т. д. Поэтому здесь дается краткая справка по этим разделам теории.
– 194 –
Игры, описанные Э. Берном, не исчерпывают весь арсенал воз можных взаимодействий людей, трансактный анализ способен по полняться и развиваться.
В настоящее время это одно из активно используемых и прогрес сивных направлений в психологии и психотерапии. Оно активно модифицируется, развивается и дополняется (например, Р. Маклюр Голдинг и М. Маклюр Голдинг, Дюсэй и др.).
Основные положения трансактного анализа:
1. О'кей-позиция. Берн1 имел позитивный взгляд на человече скую природу, что отражено в его позиции «Я — о'кей; ты — о'кей». Переживание опыта в раннем детстве часто приводит к изменению жизненной позиции. Основная рабочая задача — оказание помощи природе посредством удаления преград для эмоционального и пси хического развития клиентов, при этом клиенты становятся способ ными расти в правильном направлении.
2. Эго-состояния. Эго-состояние — «последовательная система чувств, связанных с данным объектом операционно — как набор по следовательных моделей поведения и прагматически — как система чувств, которая мотивирует набор связанных между собой моделей поведения».
Каждый человек характеризуется наличием трех видов эго-со-стояний: Родитель (Экстеропсихе), Ребенок (Археопсихе) и Взрос лый (Неопсихе). Это не роли, исполняемые людьми, а феноменоло гические реальности, поведенческие стереотипы, провоцируемые реальной ситуацией.
Родитель (Р) —мысли,чувства,поступки людей—родителей(нормы, правила поведения, требования их соблюдения;
Взрослый (В) —мысли,чувства,поступки,которые осуществляются по принципу «здесь и теперь»;
Дитя/ребенок (Д) —мысли,чувства,поступки человека в егодетстве. Человеку, находящемуся в этом состоянии, свойственен вы
1 Здесь и далее см.: Берн Э. Люди, которые играют в игры. Игры, в ко торые играют люди. М., 1991.
– 195 –
сокий эмоциональный накал, порой неадекватный ситуации, сильные желания, стремление к удовлетворению актуальных потребностей.
Родитель может быть заботливым, контролирующим и воспиты вающим.
Критикующий родитель (КР) —состояние,в котором важноприсутствие нормы, соблюдение правил. В этом состоянии челове ку свойственно требовать соблюдения норм и правил и принуждать или наказывать (например, давать негативные оценки) других, себя за несоблюдение.
Воспитывающий родитель (ВР) —состояние,в котором большее значение имеет личность человека и, конечно же, нормы и пра вила. Конструктивность действий ВР заключается в воздействии, адекватном ситуации. Попустительство, «сюсюкание» — негатив ная сторона ВР.
Дитя (ребенок) может проявлять себя как Адаптивное дитя (АД) или как Свободное дитя (СД).
В состоянии АД человек вынужден приспосабливаться к меняю щимся требованиям близких ему людей для того, чтобы получить поглаживание в виде признания, любви. Чувства, сопутствующие человеку в этом состоянии — вина, стыд, обида, жалость, растерян ность и пр.
В состоянии СД человек действует, руководствуясь собственны ми желаниями и потребностями.
Ребенок может проявлять себя как Естественный Ребенок, Ма ленький Профессор, Адаптированный Ребенок.
В любой момент времени у человека доминирует одно из этих состояний. Эго-состояние, которое на данный момент является наи более катектическим (энергичным), оказывает наибольшее влияние.
В большинстве случаев границы их полупроницаемы.
3. Мотивы. Психобиологическая основа социальной психиатрии:способность людей сохранять эго-состояния зависит от изменяюще гося потока сенсорных стимулов. Имеются три основные формы побуждения, мотива: жажда стимула,жажда признания(поглаживанием Берн называл любой акт, посредством которого признается
– 196 –
присутствие другого), структурный голод (времени, проведенного в обществе других людей).
Основной принцип теории игр —любое общение(по сравнению сего отсутствием) полезно и выгодно для людей. Воздействия, поглажи вания имеют определенное значение для выживания. Контакты совер шенно необходимы для психического и даже физического здоровья ин дивида. Причиной того, что люди взаимодействуют между собой, является снятие напряжения, заполнение смыслом времени своей жиз ни. Случай, когда дети специально вызывают на себя гнев родителей, чтобы получить от них контакт как признание их существования — пример того, что лучше негативные контакты, чем их отсутствие.
Отличия между людьми в стремлении получить признание дела ют социальное взаимодействие столь разнообразным.
В процессе взаимодействия человек выбирает тип поведения, реагирует в соответствии с тем состоянием, которое является для него актуальным (в силу ряда причин) в данный момент времени. Внимательное отношение к клиенту позволяет консультанту опреде лять актуальное (или фиксированное) состояние по вербальным и невербальным признакам. В меньшей степени проявятся признаки редуцированного эго-состояния. Поведенческие признаки актуаль ных состояний представлены в табл. 3.
Таблица 3 | |||||||
Поведенческая диагностика эго-состояний | |||||||
КР | ВР | В | АД | СД | |||
Вербальные реакции (штампы) | |||||||
Глаголы дол- | Глаголы дол- | Точные вопро- | Глаголы ухода | Широкий набор | |||
сы для сбора | от деятельно- | литературных | |||||
женствования | женствования | информации, | слов; сленг, | ||||
сти | |||||||
уточнения | жаргон | ||||||
должен, обя | должен, обя | что...? как...? | не знаю, не | Клево! | |||
зан, следует, | зан, следует, | зачем? когда? в | умею, не могу, | Конкретный! | |||
нужно, нельзя | нужно | каком объеме? | не получится; | Стопудово! | |||
сколько? в чем | Железно! | ||||||
смысл? что | По приколу! | ||||||
важного в том, | Жесть и пр. | ||||||
что? с кем? где? |
– 197 –
Продолжение табл. 3 | |||||
Фразы осужде- | + помощь | Попытки пере- | |||
ния, предупре- | ложить от- | ||||
и поддержка | |||||
ждения и угрозы | ветственность | ||||
«Как он по | помогу, у тебя | «почему я? | |||
смел!», «Как | получится; вот- | А может дру | |||
она могла!», | вот, ну-ну, так- | гие?» | |||
«Смотри у ме | так, давай- | ||||
ня!», «Ты меня | давай; | ||||
допек!» | |||||
Негативныге | Позитивныге | Рефлексия | |||
ярлыки | ярлыки | чувств | |||
идиот, тормоз, | умница, моло | «Мне стыдно», | |||
плохой, дурно | дец, хороший | «Я виноват», | |||
воспитанный, | мальчик, краса | «Я на тебя оби | |||
хулиган и пр. | вица девочка | делась», | |||
«Мне больно» | |||||
Вопрос | Сюсюкание | Раскаяние | |||
осуждения | |||||
«Ты почему так | утилютипу | «Простите | |||
себя ведешь?!» | сеньки мои, | меня», | |||
солнышко, | «Извините, | ||||
птенчик, ла | пожалуйста» | ||||
пушка, золотко, | |||||
заинька и пр.; | |||||
Вопросы- | |||||
одобрения | |||||
Мимика (напряжение мышц лица человека в состоянии покоя) | |||||
Гримаса | «Мягкое | Минимум | Гримаса плача, | «Живое» | |
гримаса | |||||
гнева | лицо» | эмоций | лицо | ||
«Пьеро» | |||||
лицо напряже | брови слегка | брови и глаза | нет строго и | ||
но, брови сдви | приподняты, | «домиком», | четко фиксиро | ||
нуты к перено | глаза открыты, | надутые, оби- | ванных мышц | ||
сице, глаза | взгляд теплый, | лица, легко | |||
прищурены, | доброжелатель | «читать» пере | |||
взгляд холод- | ный, с возрас- | живание раз- | |||
– 198 –
Продолжение табл. 3
ный, колючий, | том на лице | женные губы, | личных чувств | ||
рот — тонкая | появляются | подбородок | и их смену | ||
линия, плотно | «бульдожьи | чуть вздернут | |||
сжатые губы, | щечки», губы | кверху, обижен | |||
уголки рта при | «дудочкой», | ное лицо; не | |||
спущены книзу | либо зафикси | выдерживают | |||
рована легкая | прямого визу | ||||
улыбка | ального контак | ||||
та, «бегающие» | |||||
глаза | |||||
Поза (положение тела) | |||||
«Вертикаль», | «Вертикаль», | Поза | Нет строго и | ||
«перпендику- | «перпендику- | четко фиксиро- | |||
«черепашки» | |||||
ляр» | ляр» | ванной позы | |||
лишь легкий | Глубокий на | голова слегка | голова втянута | человек в по | |
наклон в адрес | клон, сокра | приподнята | в плечи, плечи | стоянном дви | |
собеседника | щающий дис | кверху. | приподняты; | жении, выра | |
танцию, | В процессе | опущенная го | женная | ||
выравниваю | раздумий — | лова | гиперактив | ||
щий позиции. | ность | ||||
«поза мыслите | |||||
Во взаимодей | |||||
ля» | |||||
ствии с ребен | |||||
ком готовы | |||||
присесть. | |||||
Жесты | |||||
Перст»: указа | «Открытая ла | Минимум же | «прикрываю | Широкий | |
ния, предупре | донь (ладони)»: | стов, жесты | щая ладонь» | спектр жестов, | |
ждения, угро | ладони – при | зашумляют | ладонь(и): при | минимум слов, | |
зы, обвинения, | глашение; | коммуникацию, | крывающая | много междо | |
наказания; | ладонь(и) – | достаточно | часть лица, | метий, сопро | |
вместо указа | адресное доне | слов | грудь, живот; | вождаемых | |
тельного паль | сение инфор | «теребящие | жестами | ||
ца используют | мации; | пальцы»: ну | |||
указку, авто | ладонь погла | жен предмет, | |||
ручку, пр.; | живающая, | который можно | |||
жест «писто | успокаиваю | покрутить, | |||
лет»: пальцы | щая; |
– 199 –
Окончание табл. 3 | ||||
«кроме указа | ладонь мерно | потеребить; | ||
тельных и | постукивающая | могут грызть | ||
больших пере | по плечу, спи | ствие предме | ||
плетены между | не, успокаи | та, накручивать | ||
собой; жест | вающая; от | ногти в отсут | ||
«пагода»: ки | крытая | на палец прядь | ||
сти рук сопри | ладонь(и) под | волос, подол | ||
касаются толь | держивающая | платья | ||
ко падушечками | ||||
пальцев | ||||
Интонации как способ отношения к себе и к миру | ||||
Интонации | Интонации | Интонации | Интонации из | Речь эмоцио |
давящие, на | мягкие, добро | ровные, речь | винительные, | нально насы |
пряженные; | желательные; | монотонная; | просящие; | щенная, ярко |
позиция «над» | позиция «над» | позиция равен | позиция «под», | интонирован |
собеседником; | собеседником; | ства с собесед | цель — прось | ная; |
цель — обви | цель — покро | ником; | ба о пощаде, | позиция равен |
нение, наказа | вительство, | максимум ра | снисхождении, | ства с собесед |
ние; | опека, забота, | ционального, | помиловании; | ником; |
Я — плохой, | помощь (ино | минимум эмо | Я — плохой, | максимум эмо |
ты — плохой | гда без запроса | ционального в | ты — хороший | ционального, |
помощи); | отношениях; | минимум ра | ||
Я — хороший, | Я — хороший, | ционального в | ||
ты — плохой | ты — хороший | отношениях; | ||
Я — хороший, | ||||
ты — хороший | ||||
Операциональный аспект процесса структурирования времени — планирование. Оно имеет три стороны:материальную,социальную
и индивидуальную. Выбор действия зависит от двух потребностей: базальной потребности в безопасности и социальной потребности в признании со стороны значимых людей. В связи с этим выделяются шесть способов структурирования времени:
1. Уход —люди открыто не контактируют друг с другом,углубляются в собственные мысли. В данном случае обеспечиваются максимальная безопасность, но минимум признания.
– 200 –
2. Ритуалы —стилизованные знаки взаимного признания,воснове которых лежат социальные обычаи и традиции, правила по ведения и этикет. Взаимодействие участников осуществляется по заранее известной схеме. Например, ритуал приветствия: «Привет, как дела?». Обычно в ответ звучит: «Привет, все в порядке». В таком случае ритуал приветствия считается завершенным, т. к. заранее за данная схема соблюдена. Обеспечивается минимум признания. Если же ожидания не оправдываются, безопасность снижается. От коли чества ритуалов зависит долгота жизни (хорошо, если принятые к соблюдению ритуалы одного человека соблюдаются другими людь ми).
В первом и во втором случае результат отсутствует: его нет ни
в человеке, ни в среде. В лучшем случае лишь констатируется факт жизни человека.
3. Времяпрепровождение — «полуритуал»,предполагающийвзаимодействие по общепринятой программе, по заранее известной теме. Тематические беседы длятся дольше, чем ритуалы, но, как и ритуалы, они социально запрограммированы. К известным можно отнести следующие темы: «Семья», «Дети», «Женщины / мужчи ны», «Погода» и пр. Человек, сохраняющий и поддерживающий тему, получает еще больше признания, но при этом падает уровень безопасности. Результат — в теле человека.
По точному замечанию Э. Берна, «процедуры бывают успешны ми, ритуалы — эффективными, времяпрепровождение — выгодным, но все они не содержат «задней мысли».
4. Деятельность —позволяет структурировать различныевиды признания и удовлетворенности. Деятельность осуществляют люди в состоянии Взрослый-Взрослый. Субъект, осуществляющий деятельность, получает результат, который находится вне субъекта. Человек получает свою долю признания в виде оценки, премии, бла годарности. Но, поскольку оценки бывают не всегда приятные (авто ра «ребеночка», которого он породил, могут критиковать в его отсут ствие), то падает уровень безопасности. Поэтому работу от начала и до конца следует выполнять самостоятельно. Не следует вести ее
– 201 –
параллельно с кем-то или завершать то, что начато другими людьми.
К тому же важно помнить, что незавершенная работа оценке не под лежит.