Раздел четвертый. Трансформация Физического. 3 страница
* * *
Что касается того, что произошло в вашей садхане: вы позволили себе упасть в рутину физического ума и внешней витальной природы и закрепились в устойчивом или постоянно повторяющемся воспроизведении идей и чувств, которые они представляют вам: чувства установившегося разочарования и упадка духа, пессимизма относительно себя и своего духовного будущего, идеи – или, если позволите мне так назвать их - мнения, которые приходят, чтобы поддержать эти чувства и защитить их. Результатом этого стало то, что вы стали закрыты от контакта, духовного влияния и помощи, которую вы раньше чувствовали, или начинали чувствовать, от нас. Это также закрыло вас от вашего собственного более глубокого я и сделало бесполезными ваши собственные усилия. Случай подобного рода достаточно распространен на пути духовного усилия и первое, что нужно сделать, чтобы избавиться от этих эффектов, - это решительно отбросить устойчивые идеи и чувства, которые держат вас в рутине. Я не знаю сможете ли вы вернуться к прежнему состоянию, ибо редко бывает так, что могут вернуться к определенной точке в прошлом; но вы всегда можете идти вперед, вновь открывая силу для продвижения вперед от того, что достигнуто ранее и что, конечно, все еще находится у вас внутри, ассимилируясь вашим внутренним существом. Если вы хотите возобновить какую-то часть йоги активными усилиями и стремлением, то нет причин, почему вы не сможете вернуть назад эту способность; но первое усилие, которое надо сделать, - это упорное, полное и настойчивое отвержение (не два или три дня, но всегда до тех пор, пока они упорствуют или возвращаются), эти деморализирующие мысли и чувства, которые подрезают в вас всю надежду и веру, вы должны не принимать их, не оправдывать их, не давать им право своим согласием продолжать играть на одной и той же ноте всегда о разочаровании, неспособности и неудаче. А идеи, которыми вы оправдываете их, я повторяю, являются мнениями только физического ума, а не истинными вещами, например, мнение, что вы не можете понять данную мысль (интеллектуальное принятие или не принятие - это другое дело); ибо совершенно ясно, что ваш думающий рассудок достаточно натренирован, чтобы понять все, что сформулировано ему. И только физический ум ограничен, даже у самых рассудительных и открывается припадками глупости или, по меньшей мере, в большей или меньшей степени пустому непониманию перед лицом непривычных идей или новой линии возможного переживания или перед чем-либо еще, что либо чуждо привычкам ума или нежелательно чему-то в витальных частях. Я полагаю, что у нас у всех есть переживание этого неспособного элемента в нашей природе и, если фиксируют себя в нем, то он может сделать так, что даже вещи, которые бы были обычно легкими для нас, покажутся трудными, а трудные вещи покажутся невозможными. Но почему ум, обученный думать, позволяет этой более жалкой части себя доминировать? Также и с другими мнениями. Нет ничего, что кто-либо мог делать на пути йоги, и чего вы бы не смогли, если у вас есть твердая воля сделать это; некоторые вещи могут занимать долгое время из-за прошлого воспитания, привычек, ментальных ассоциаций, но нет ничего невозможного, слишком трудного, нет действительно непреодолимого препятствия.
* * *
Слепа именно инстинктивная (не ментальная) воля во внешнем существе - внутренний ум знает и понимает, и, когда он выходит, он просветляет остальное, чтобы все было ясно. Но внешнее существо вновь допускает тьму и путаницу через неправильное движение витала или через инертное принятие темноты невежественного физического сознания, и знание затемняется. Но оно находится там и должно только выйти снова. Физическое сознание в своей основе невежественно - его можно заставить понять, но оно продолжает забывать и чувствует себя так, как будто оно никогда не знало - до тех пор, пока Сила и Свет, в конце концов, не овладеют им, тогда оно больше не будет забывать.
IV
С вами происходит то, что вы проникаете все больше в физическое сознание, куда нужно принести покой и свет высшего сознания. Это часто поначалу приносит некоторое ослабление интенсивности переживания, угнетенность или повторение старых движений, которые выталкивались с других уровней, но из-за этого не стоит падать духом. Лекарство от этого заключается в том, чтобы более настойчиво нести вниз в эту область высшие силы (покой и т.д.)
* * *
Импульс к экстернализации [выбрасывание себя во внешнее сознание] всегда должен отвергаться - это является способом физического сознания выскальзывать из состояния сконцентрированной садханы. Необходимо держаться во внутреннем сознании и из него воздействовать на внешнее существо до тех пор, пока оно тоже не станет готовым, это очень необходимо, когда работа по изменению специально направляется на физическое сознание.
* * *
Залитый лунным светом майдан (maidan - открытое пространство) - это духовное сознание, перед дверями которого вы стоите, как это было, и чувствуете его мир и покой. Преграда, или стена оков, которую вы чувствовали - это просто привычки обычного физического сознания. Это так со всеми - обычная витальная природа со своим эго, желанием, страстями, волнениями и обычная физическая природа со своими сильными привычками и внешним существованием - это главные препятствия в природе, которые должны быть преодолены. Когда они стихают, тогда легче войти в истинное сознание и соединиться с Матерью. Но они не приучены к спокойствию и как только их касаются, они хотят выйти из него и возобновить свои старые движения. Но это проходит, когда внутреннее сознание достаточно захватило внешнее, чтобы преобладать в нем. Внутренние вещи будут расти и выходить вовне все больше и больше; [это происходит], когда вы чувствуете внутреннее действие, растущее до тех пор, пока они не станут достаточно сильными, чтобы управлять внешним поведением. Препятствия, которые вы чувствовали, поднятие старых вещей и повторение беспокойства и т.п. обязаны этой силе привычки физической природы - она живет, повторяя всегда одни и те же вещи и одни и те же движения, к которым оно было приучено в прошлом. Внутреннее влияние, когда оно выходит, будет все больше и больше создавать для него новые привычки мысли, чувства и действия, и тогда оно будет устойчиво жить в них, а не в движениях старой природы.
* * *
Узость и т.д., на которые вы жалуетесь - это нормальное состояние для физической природы. То та же самая вещь, действующая другим способом, делает Х., когда ей показывают ее ошибки, враждебной к совету и наполненной иррациональными и дурными манерами. Физическая природа, когда имеет дело с другими, такая почти у каждого: нетерпимая, легко раздражимая, страдающая нехваткой терпения. Но эта физическая природа может быть заменена и изменена психической природой, и у вас было переживание того, чем является психическая природа и как она действует. Следовательно, вы знаете какое изменение должно к вам прийти, и вы также знаете, что эта новая природа уже там, в вас, готовиться, чтобы выйти. Поэтому, имейте веру в то, что это непременно наступит, а когда приходит физическое и накрывает старыми движениями, пытайтесь помнить это и напоминайте физическому уму, что только в результате этого изменения в вас самих и во всех могут быть изменены вещи. Сейчас нужно, чтобы все сделали психическое изменение своей главной целью. Если кто-то разовьет это, то это будет распространяться более быстро среди других. Только так это нынешнее состояние физического сознания полное эго и борьбы сможет стать тем, чем ему следует быть.
* * *
А произошло следующее: психическое в вас, которое раньше было постоянно активно в уме и витале, было на время затуманено, или закрыто, невежеством физического сознания. Именно психическое связывает вас с Матерью и обращает все движения вашего существа к ней или тянет их от нее, или делает их едиными и зависимыми от нее. Так делалось со всем вашим ментальным и витальным существом и их движениями, и это защищало вас от всех неправильных ментальных и витальных движений и атак, показывая вам что было истинно, а что было ложно. Сейчас именно это психическое существо также проявилось снова в вашем физическом сознании. Вам нужно только жить в этом и все ваше существо будет обращено к Матери, оставайтесь в единении с ней и будете защищены от сомнений, ошибки и ложных внушений, и вы сможете снова развиваться, как вы делали это раньше, к полной реализации садханы.
* * *
Все это очень хорошо: нарастет именно психическое состояние. Покой и спонтанное знание находится в психическом существе, и оттуда они распространяются на ум, витал и физическое. Именно во внешнем физическом сознании все еще пытаются упорствовать трудности и иногда приносить беспокойство в физический ум, иногда в нервы, иногда в тело в форме телесного беспокойства. Но все эти вещи могут, и должны, уйти. Даже болезни могут полностью уйти с ростом покоя и силы в нервах и физических клетках - боли в животе, слабость глаз и все такое.
* * *
Привычка повторения этих чувств принадлежит физическому сознанию, а в своем физическом сознании человеческое существо всегда слабо и неспособно избавиться или сопротивляться его привычным движениям. Есть три вещи, которые помогают ему сделать это (не считая его ментальной воли, которая не всегда достаточна сильна, чтобы сделать это). Во-первых, есть психическое существо; в течении нескольких дней ваше психическое существо было крайне активно и выталкивало эти движения прочь, когда бы они ни пытались приходить, или быстро выбрасывало их, когда они входили. Эта активность психического будет возвращаться и со временем спустится вниз в само физическое сознание, тогда там будет очень мало трудностей. Второе - это всегда пробужденное внутреннее сознание. Сейчас это трудно, поскольку способность все время сохранить пробужденным внутреннее сознание может прийти только в результате углубления себя [by a deepening of yourself] так, что вуаль между внешним и внутренним, которая поднимается только в концентрации, смогла бы перестать существовать даже когда находятся в обычном несконцентрированном состоянии. Именно для этого углубления пришла к вам та сильная тенденция идти внутрь. И наконец, там всегда есть сила Матери, и [она] также сразу получает ответ от физического сознания. Эти три вещи вместе могут сделать все, что угодно. Потребуется время, чтобы сделать все эти три вещи одновременно постоянно активными, но это обязательно придет, и с ними исчезнут все эти внутренние трудности.
* * *
В ходе садханы неизбежно нужно пройти через все виды состояний, через которые вас ведут к полноте истинного сознания. Сейчас вы, как и большинство, находитесь в физическом сознании, а его главная трудность - это экстернализация [выбрасывание наружу] и это скрывает активное переживание так, что не знают того, что происходит внутри или чувствуют, как будто ничего не происходит. Когда такое происходит, это означает, что что-то поднялось, некоторая часть, или уровень, физического, который нужно проработать, и, когда это сделано - это может занимать большее или меньшее времени - возвращается сознательный внутренний опыт. Молчание ума – это, само по себе, неплохая вещь, это благоприятное условие для работы. Также то, что вы описываете как нечто, занимающее место в голове - это, должно быть, работающая там Сила - это иногда создает впечатление головной боли. Там должно быть происходит работа в физическом уме для того, чтобы избавиться от какой-то трудности или же лучше подготовить его к принятию того, что приходит сверху.
Нужно иметь великое терпение, чтобы пройти через эти состояния не пугаясь и не беспокоясь и иметь веру в то, что все эти трудности будут преодолены.
* * *
Не то, чтобы что-то всегда «неправильно» внутри вас, но в подсознательном физическом существе еще есть часть, которая приучена очень сильно откликаться на вибрации этих мыслей и чувств и еще может давать ответ. Обычно вы бы не позволили им подниматься в форме мысли или чувства - это проявлялось бы только как депрессия в теле или усталость - или, если бы и приходили, то вы бы сразу овладевали этим и вибрации бы стихали и исчезали. Но в атмосфере, перегруженной этим вторжением обычного сознания, уменьшается эластичность в физическом сознании, и тогда они способны подниматься. Это чрезвычайно распространенный опыт. Нужно отделить себя от этих еще слабых частей и смотреть на них как на деталь в машине, которую нужно правильно установить. В вашем случае также ваше нервное (витально-физическое) существо очень сознательно и чувствительно и что-либо неправильное в атмосфере воздействует на него больше, чем на большинство других.
* * *
То, что вы чувствовали в груди, было попыткой старого Невежества внести назад витальное беспокойство, депрессию, смятение через физическую атаку - ибо именно на затененность физического они сейчас полагаются для того, чтобы помешать приходу Света и Силы, чтобы затемнить их работу и создать беспокойство, разрушая спокойствие. Когда бы они ни пытались приходить, - отвергайте их, как вы это делали раньше.
* * *
Очень хорошо, если бы все ушло подобным образом и истинное сознание установило свой контроль в физическом. Эти вещи, на самом деле, являются атаками, чье намеренье помешать устанавливающемуся контролю в физическом существе также, как это было во внутренних частях. Когда бы физическое сознание ни открывалось, Сила может вымести все, что могло бы беспокоить. Иногда для преодоления сопротивления требуется немного времени, но, в конце концов, все исчезает перед ней.
* * *
На самом деле, именно телесное сознание еще создает трудности, но когда беспокойство и смятение проходят, вы можете сразу же предлагать его вверх и призывать к открытию ту часть, которая сопротивляется. Таким способом, можно установить состояние, в котором, как только возникает трудность, сразу также приходит противодействующая Сила. Тогда продолжительные трудности будут невозможны.
* * *
Для вашей садханы необходимо прежде всего установить полную открытость физического существа и стабилизировать нисхождение в него тишины, силы, чистоты и радости с чувством присутствия и работы Силы Матери в вас. Только на этом устойчивом базисе можно стать полностью эффективным инструментом для работы. Когда это сделано, то еще остается достичь динамической трансформации инструментального существа, а это зависит от нисхождения все более и более высокой силы сознания в ум, витал и тело - под «более высоким» имеется в виду все более и более близкое к супраментальному Свету и Силе. Но это можно сделать только на том базисе, о котором я говорил, и с психическим существом, постоянно находящимся на переднем плане и действующим как посредник между инструментальным умом, виталом и телом и этими высшими планами бытия. Поэтому сначала должна быть завершена эта базовая стабилизация.
* * *
Да, это время, когда вы должны упорствовать до тех пор, пока вы полностью не закрепитесь во внутреннем сознании, а настойчивость безмолвия и покоя - это знак того, что это возможно. Когда чувствуют такую тишину, покой и широту, то можно быть уверенным, что это [приходит] от истинного существа, истинного я, проникающего в ум, витал и, вероятно, также в физическое сознание (если это проникновение полное). Беспокойство физического происходит, вероятно, из-за покоя и безмолвия, коснувшихся физического, но еще не проникших в материальное, или телесное, сознание. Старое беспокойство в теле борется, чтобы остаться, хотя оно не может захватить целиком ни ум, ни витал, ни даже преимущественно физическое сознание в целом. Если покой спустится туда, то беспокойство исчезнет.
Сексуальное чувство приходит из пробужденного подсознательного. Когда оно не может проявиться в пробужденном сознании, оно приходит из подсознательного во сне. Ум не должен позволять беспокоить себя - это уйдет вместе с остальным.
* * *
Волнение от дискомфорта в нервной системе - это форма, которую легко принимает сопротивление в физическом. Когда оно в ногах, это означает, что оно находится в самой материальной части сознания, которое является троном беспокойства. Поскольку оно поднялось вверх, то по-хорошему, его бы следовало отбросить. Возможно, эта часть стала достаточно сознательной, чтобы почувствовать сильное давление, когда Мать спускается вниз, но не в достаточной степени способна получать и ассимилировать ее, поэтому [возникает] беспокойство и сопротивление. Если так, то это должно пройти само по себе как только там будет чуть большая открытость.
* * *
То, что вы описываете - тупость, беспокойство, слабость, чувство старости, изнуренности или болезни - все это реакции, которые приходят, когда инерция физической Природы сопротивляется Свету; другие, такие как чувство гордости, самоуважения (эго) - это реакции витала. Обоим нужно отказать в принятия. Должна преследоваться только одна цель: рост Покоя, Силы, Света и нового сознания в существе. С этим новым сознанием придут истинное знание, понимание, сила, восприятие, создавая гармонию вместо бунта и борьбы и единство с Божественным сознанием и волей.
* * *
Определенная инерция, тенденция ко сну, леность, нежелание или неспособность быть сильным в работе или к долгому духовному усилию - все это есть в природе человеческого физического сознания. Когда идут вниз в физическое для его изменения (это было главным состоянием здесь с давнего времени), то это имеет тенденцию нарастать. Даже иногда, когда давление садханы в физическом нарастает, или когда должны сильно уйти внутрь, то эти явления временно усиливаются - телу нужно либо больше отдыха, либо изменить движение вовнутрь, в тенденцию ко сну или покою. Однако, вам не нужно тревожиться об этом. Со временем это исправится само; физическое сознание получит истинный покой и тишину в клетках и почувствует отдых даже в работе или в самом сконцентрированном состоянии, и эта тенденция инерции уйдет из природы.
* * *
Ночью вероятность инерции всегда больше, поскольку во сне большая часть охвачена подсознанием, но вне сна там должно быть противодействие (внутреннее) возникающей инерции. Спокойствие в клетках тела, даже чувство неподвижности, (так, что кажется, что скорее двигают телом, чем оно движется) - это другая вещь и легко отличимая от инерции. Нисходящий поток покоя обычно приносит много статичного Брахмана в сознание, вплоть до физического уровня, так что чувствуют, как описано в Упанишадах, как «не двигаясь, оно движется».
* * *
Я не знаю никакого эффективного внешнего средства избавления от этого [инерции]. Некоторые, в часы, когда они не могут делать садхану, проводят время, занимаясь другими делами - чтение, письмо или работа - и вовсе не пытаются концентрироваться. Но я думаю, что вам просто необходимо больше силы в теле.
* * *
Это совершенно правильно, что физические упражнения очень необходимы для того, чтобы не допустить тамаса. Я рад, что вы начали делать их, и я уверен, что вы будете продолжать их.
Физический тамас в своих корнях может быть заменен только в результате нисхождения и трансформации, но физические упражнения и регулярная активность тела всегда могут не допустить, чтобы тамасичное состояние превалировало в теле.
* * *
Сильный ум и тело, и жизненные силы нужны в садхане. Особенно нужно предпринимать шаги для того, чтобы сбросить тамас и принести крепость и силу в структуру природы.
Путь йоги должны быть живой вещью, а не ментальным принципом или установленным методом, которого нужно придерживаться вопреки любой необходимости изменений.
* * *
Слабость тела должна быть излечена, а не проигнорирована. Она может быть изменена только принесением силы сверху, а не простым укреплением тела.
* * *
Перенапряжение только усиливает инерцию - ментальная и витальная воля смогут усилить тело, но тело чувствует все большее и большее напряжение и, в конце концов, заявляет о себе. Только если само тело чувствует волю и силу, чтобы сделать это, тогда это можно сделать .
* * *
Первое правило - сон и отдых должны быть в достаточном количестве - не в избытке, но и не в недостатке.
Тело должно быть приучено работать, но не напрягаясь за пределами своих возможностей.
Внешние средства без внутренних неэффективны. До определенного уровня постепенной тренировкой тело можно сделать более работоспособным. Но важно принести вниз в тело силу для работы и Расу (rasa - вкус) работы. Тогда тело будет делать то, что просят от него, без недовольства или усталости.
Даже тогда, когда есть сила и Раса, нужно сохранять чувство меры.
Работа - это средство самопосвящения Божественному, но она должна делаться с необходимым внутренним сознанием, которое должно разделять внешний витал и физическое.
Ленивое тело - это, конечно, неподходящий инструмент для йоги - нужно запретить ему быть ленивым. Но усталое и безвольное тело - также не может получать должным образом или быть хорошим инструментом. Наилучшим будет избегать обеих крайностей.
* * *
Если ваше тело болит после работы, то это может быть из-за того, что вы делаете слишком много для вашей физической силы и напрягаете тело. Когда вы работаете, Сила спускается в вас и принимает форму витальной энергии, и поддерживает ваше тело, чтобы оно в это время не чувствовало напряжения; но когда вы прекращаете, тело уходит назад к своему обычному состоянию и чувствует результаты - оно еще не было достаточно открыто, чтобы сохранять Силу. Вы должны понять, продолжается ли этот эффект (боли): если он прошел, то все хорошо; в противном случае нужно позаботиться и не перенапрягать себя, делая слишком многое.
* * *
Это из-за хорошего психического состояния, в котором вы находитесь, эта легкость и сила работы входит в вас; ибо тогда вы открыты Силе Матери и это именно она работает в вас, чтобы не было усталости. Раньше вы чувствовали усталость после работы потому, что ваш витал был открыт и витальная энергия была инструментом работы, но телесное сознание было открыто не полностью и имело некоторое напряжение. Сейчас физическое, кажется, тоже открылось.
* * *
Боль, жжение, беспокойство, рыдание и неспособность к работе, которые вы чувствовали, приходят, когда есть некая трудность или сопротивление в какой-то части природы. Когда это приходит, призывайте Мать и отвергайте эти вещи; обратитесь к ней, чтобы возвратить в ваш ум мир и спокойствие и установить их в сердце, чтобы там не было места для этих других вещей.
V
Именно эта привязанность к пище, жадность и страстное желание ее, делающие ее чрезмерно важной вещью в вашей жизни, противоположны духу йоги. Осознавать, что что-то приятно на вкус не является неправильным; но не должно быть ни желания, ни стремления к ней, никакого возбуждения при её получении, никакого недовольства или огорчения, не получая ее. Нужно быть тихим и спокойным, не расстраиваться и не разочаровываться, когда пища не вкусна или не в изобилии - есть [нужно]определенное количество, не больше и не меньше. Здесь не должно быть ни сильного желания, ни отвращения.
Всегда думать о пище и беспокоить ум - это совершенно неправильный способ избавления от желания пищи. Поставьте пищу на правильное место в жизни, в маленький угол и концентрируйтесь не на ней, а на других вещах.
* * *
Это, конечно, не очень йогично, так беспокоится из-за назойливости вкуса. Я отмечал, что эти ничтожные желания, - которые даже многие люди, не занимающиеся йогой и даже не претендующие на нее, знают как поставить на должное место, - кажется, принимают чрезмерную важность в сознании садхаков здесь - не всех, конечно, но многих. В этом, как и во многих других делах, они, кажется, не понимают, что, если вы хотите делать йогу, то вы должны все больше и больше занимать йогическую позицию во всех делах, маленьких и больших. В нашем пути эта позиция заключается не в силовом подавлении, но в отделении и ровности по отношению к объектам желания. Силовое подавление[12] стоит на том же уровне, что и свободное потакание; в обоих случаях желание остается; в одном случае его кормят удовлетворением, в другом - оно лежит скрыто и раздражено подавлением. Только когда встают позади, отделяют себя от нижнего витала, отказываясь рассматривать его желания и требования как свои собственные, и культивируют полную ровность и невозмутимость в сознании в отношении к ним, тогда сам нижний витал постепенно становиться очищенным и сам по себе - тихим и ровным. Каждая волна желания, когда она приходит, должна рассматриваться также спокойно, с таким же неподвижным отделением, как будто вы рассматриваете нечто, происходящее вне вас и разрешая этому пройти, выбрасывая из сознания и твердо ставя на его место истинное движение и истинное сознание.
Что было бы, если бы люди помнили, что они находятся здесь для йоги, и это стало бы солью и сутью их существования и помогло бы приобрести самату (samata -ровность) вкуса?! Мой опыт заключается в том, что, если бы они делали это, то все беспокойства бы исчезли, и даже исчезли бы кухонные проблемы и недостатки в приготовлении пищи.
* * *
Не беспокойте свой ум мыслями о пище. Принимайте ее в правильном количестве (не слишком много и не слишком мало), без жадности и отвращения как средство, данное вам Матерью, для поддержания тела и в правильном духе, предлагая ее Божественному в вас; тогда это не будет создавать тамас.
* * *
Необходимо принимать достаточно пищи и больше не думать о ней, принимая ее только как средство поддержки физического инструмента. Но так же как не следует переедать, также и не следует чрезмерно уменьшать - это создает реакцию, которая аннулирует цель - ибо целью является не допустить ни жадности к пище, ни тяжелый тамас физического, который является результатом переедания, что мешает концентрации на духовном существовании и развитии. Если тело кормить недостаточно, то оно будет думать о пище больше, чем прежде.
* * *
Эти вещи еще возникают в вас потому, что они такое долгое время были в вас серьезными трудностями, и первое связано потому, что вы одно время слишком долго оправдывали умом это. Но если бы в вас подобным же образом росло внутреннее сознание, то они бы обязательно ушли. Как только они возникают, не давайте им прибежища. Вероятно, в отношении жадности к пище ваша позиция была неправильной. Жадность к пище должна быть преодолена, но об этом не нужно слишком много думать. Правильное отношение к пище - это определенная ровность. Пища существует для поддержки тела, и нужно есть достаточно для этого - столько, сколько нужно телу; если пищи дают меньше, то тело чувствует нужду и сильно желает; если вы даете больше, то это потакает виталу. Что касается особенной пищи, которая нравиться вкусу, то здесь должна быть такая позиция ума и витала: «Если я получаю, то я беру; если я не получаю, то я не думаю об этом». Не следует слишком много думать о еде, ни о потворстве, ни о чрезмерном подавлении - это наилучшее.
* * *
Слишком обильная еда делает тело материальным и тяжелым, слишком маленькая еда - маленьким и нервным; нужно найти истинную гармонию и баланс между потребностями тела и принимаемой пищей.
* * *
Это зависит от того, что вы можете переварить. Если вы можете переварить, то нет вреда в том, что вы принимаете больше, поскольку вы чувствуете голод. Все эти вещи зависят от того что есть истинная потребность тела, а это может быть различно в различных случаях в соответствии с конституцией тела, количества сделанной работы или выполненных упражнений. Возможно, что вы слишком сильно уменьшили питание, поэтому вы можете попробовать есть побольше.
* * *
Но это совершенно естественно. Всегда предполагается, что упражнения усиливают аппетит, так как телу необходима пища для того, чтобы восстановить дополнительный расход энергии. Обычно, чем больше физической работы нужно выполнить телу, тем больше ему нужно пищи. С другой стороны, ментальная работа не требует увеличения пищи - это установлено научно через эксперименты. Голод может нарастать и по другим причинам, но когда он совпадает с физическими упражнениями или играми активного характера, то этого достаточно, чтобы объяснить его.
* * *
Да, это верно, что когда достигают преклонного возраста, тогда может быть желательна уменьшенная диета.
* * *
Ни пренебрежение этим поворотом природы, (желание пищи) ни придание этому слишком большого значения; с этим нужно иметь дело, очистить и овладеть этим, но, не придавая этому слишком большой важности. Есть два способа подчинить это: первый - это отделение: научиться рассматривать пищу только как физическую необходимость, а витальное удовлетворение вкуса и желудка - как вещи, не имеющие значения; другой, - научиться принимать любую подаваемую пищу без требования и поиска, и находить в ней, (не важно – плохо ли, хорошо ли о ней отзываются другие) одинаковую расу (rasa -вкус, наслаждение), не от пищи как таковой, но от универсальной Ананды.
* * *
В любом случае, эти обобщения не имеют большого значения. Не нужно развивать ненависть к пище для того, чтобы избавиться от жадности к пище. С другой стороны, развитие неприязни к определенным вещам может помочь отбросить их, но это тоже не средство, ибо они могут возвращаться, несмотря на неприязнь.
* * *
Это ошибка пренебрегать телом и позволять ему разрушаться; тело - это средство садханы и должно содержаться в порядке. Не должно быть привязанности к нему, но также и никакого презрения или пренебрежения к материальной части природы.