Функция мотивации. Содержательные и процессуальные теории

ТЕМА 5 ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ

1 Понятие, классификация и значение функций управления

2 Функция планирования. Понятие о процессе стратегического планирования

3 Функция организации: значение и сущность

4 Делегирование полномочий

5 Функция мотивации. Содержательные и процессуальные теории

мотивации

6 Функция контроля. Виды, этапы и основные свойства контроля

Понятие, классификация и значение функций управления

Когда мы говорим о том, что организация (предприятие) функционирует, то имеем в виду, что в ее рамках люди осуще­ствляют определенные действия.

Большинство людей планирует свою деятельность на день (месяц год и т.д.), затем организует ресурсы, которые потре­буются для выполнения их плана. По мере движения вперед мы сравниваем то, что сделали, с целями и задачами, которые поставили ранее. Такая повседневная работа затрагивает це­лый ряд управленческих функций. Т.е. управление необходимо рассматривать как циклический процесс, состоящий из конк­ретных видов управленческих работ, называемых функциями управления.

Функции управления - это конкретный вид управ­ленческой деятельности, который осуществляется спе­циальными приемами и способами, а также соответству­ющая организация работы и контроль деятельности.

Функции управления имеют специфический характер, осо­бое содержание и могут осуществляться самостоятельно, быть как несвязанными между собой, так и неразрывно связанными, более того, они как бы взаимопроникают друг в друга. Иными словами, в системе управления все управленческие функции объединены в единый целостный процесс.

Несмотря на отсутствие единого подхода к класси­фикации функций, большинство авторов выделяют общие, специальные и конкретные функции управления.

При рассмотрении процесса управления можно выделить его основные этапы, которые в той или иной степени присутствуют в деятельности каждого руко­водителя независимо от его места в управленческой иерархии и свойств объекта управления. Этими эта­пами являются: планирование, организация, мотивация и контроль. Все эти этапы называются общими основными функциями управления.

Каждая из четырех функций управления является для организации жизненно важной. Вместе с тем планирование как функция управления обеспечивает основу для других функций и считается главнейшей из них, функции же организации, моти­вации и контроля ориентированы на выполнение тактических и стратегических планов организации.

Поскольку в своей деятельности любая организация использует различные ресурсы, то возникает необходимость в управлении этими ресурсами. По виду деятельности работников аппарата управления связанной с использованием ресурсов предприятия, могутвыделяться конкретные функции управления: управление финансами; управление материальными ресурсами; управ­ление персоналом и т. д.

Поскольку в работе предприятия можно выделить различные области или сферы деятельности (напри­мер, такие, как основное и вспомогательное производ­ство, материально-техническое снабжение, сбыт продук­ции, охрана окружающей среды, конструкторская и тех­ническая подготовка производства), то имеет смысл говорить об управлении каждой сферой деятельности. Функции управления, выделенные по этому крите­рию, называются специальными функциями управления.

Функция планирования. Понятие о процессе стратегического планирования

Функция планирования является первой в цепочке управленческого процесса в организации (предприятие, фирме). Это работа менеджерского корпуса фирмы, связанная с определением целей фирмы и выявлением путей и средств их достижения.

Выполнение функции планирования позволяет получить ответ на три вопроса:

1 Где мы находимся в настоящее время? Анализируются сильные и слабые стороны организации в таких важных областях, как финансы, производство, маркетинг и пр. Этот анализ нужен для определения реальных возможностей фирмы.

2 Куда мы хотим двигаться? Дополнительно изучаются другие факторы внутренней среды: экономические условия, уровень технологии, социальные и культурные изменения в организации. Оцениваются возможности положительного или отрицательного влияния внешней среды: условия конкуренции, законы, политическое положение и др. В результате руководство определяет, какие следует поставить цели и что может помешать их достижению.

3 Как мы собираемся это сделать? Менеджмент решает в общих и конкретных чертах, что должны делать работники для выполнения поставленных задач.

Функция планирования в этом случае рассматривается более широко – как способ, с помощью которого руководство обеспечивает единое направление усилий всех членов организации к достижению ее общих целей.

Процесс планирования включает несколько стадий:

1) определение цели организации, т.е. того ради чего фирма (предприятие, корпорация) существует. Такая цель обычно связана со спецификой организации. Например, цель корпорации ИБМ – дать покупателю качественную электронно-вычислительную аппаратуру, цель банка – кредитование фирм и т.д.;

2) определение задач деятельности организации. Этот процесс одновременно осуществляется на всех уровнях управления при обязательном их согласовании. На верхнем уровне обычно определяют качество и значимость товаров, услуг, а на низших определяются конкретные задачи (например, выпустить какую-то партию деталей за какой-то период на каком-то предприятии);

3) составление планов выполнения работ по решению поставленных задач. Сюда же входит разработка стандартов, по которым можно определить эффективность решения задачи;

4) разработка общих направлений выполнения планов на каждом управленческом уровне;

5) разработка конкретных процедур и правил выполнения планов. Под процедурой понимается серия последовательных действий по решению поставленной задачи. Правила служат в качестве специфических и детальных указаний на то, как надо или, наоборот, нельзя делать ту или иную работу.

Планирование в организации делится на два вида: перспективное (долгосрочное) и текущее. Процесс текущего планирования начинается после того, как администрация или собрание акционеров одобрит вариант перспективного плана. На его основе происходит распределение заданий отдельным производственным подразделениям. Дирекция производства рассчитывает квартальные и месячные планы, спецификацию номенклатуры продукции на квартал и на первый месяц квартала, график запуска-выпуска продукции и др. Расчеты производятся с применением ЭВМ, математических методов и моделирования. Производственные подразделения получают планы-задания из информационно-вычислительного центра фирмы. Эта же электронно-вычислительная система подготавливает графики запуска-выпуска продукта.

Перспективное планирование в настоящее время приобрело черты стратегического планирования или более того – стратегического управления. Первым шагом в разработке стратегического плана является определение миссии организации. Миссия — это та единственная в своем роде цель, которая показывает различие между данной организацией и ей подобными. Миссия организации формулируется обладателями ключевых ресурсов в соответствии с их системой ценностей.

Основополагающей частью стратегического планирования является постановка целей. Каждая организация — многоцелевая система. Так, например, целями деятельности производственной организации является производство продукции определенного количества и качества и в определенные сроки. При этом важно, чтобы организация расходовала возможно меньше ресурсов всех видов. Названные цели преследует любое предприятие. При выборе целей важно не путать средство с целью. Задача менеджера состоит в том, чтобы установить систему приоритетов по целям, т. е. выделить наиболее важные и относительно менее важные цели. Миссия и цели организации, с одной стороны, отражают ту роль, которую она играет в обществе, с другой - ориентируют поведение персонала в желаемом направлении. Цели зависят от факторов внешней среды, а также от реальных возможностей организации.

Анализ внешней среды заключается в определении направлений, в которых изменения в экономической, технологической, социально-культурной и политической сферах могут косвенно влиять на деятельность организации. Необходимо составить перечень действительно решающих факторов и последствий их влияния. В процессе анализа внешней среды важно фиксировать все происходящие в ней изменения в тот момент, когда они еще едва заметны.

Анализ сильных и слабых сторон организации необходим для определения конкурентных преимуществ и недостатков фирмы. Важно сопоставить сильные и слабые стороны организации и организаций-конкурентов для выявления тех ресурсов и способностей организации, которые могут принести успех на рынке. Оценка имеющихся возможностей может быть осуществлена с учетом пожеланий клиентов. Принятию стратегического решения предшествуют определение и оценка стратегических альтернатив. Оценка может производиться в соответствии со следующими критериями:

- стратегия должна соответствовать целям и не противоречить законам;

- ресурсы и усилия должны концентрироваться на наиболее важных проблемах;

- необходимо учитывать значение подпроблем, от которых зависит решение глобальных проблем;

- стратегия должна обеспечить ожидаемые результаты.

Среди возможных стратегических альтернатив менеджер должен выбрать наиболее подходящую и соответствующую возможностям организации.

После того, как стратегия сформулирована и определена, она должна быть реализована. Для этого стратегический план должен быть выражен в тактических планах, программах, и бюджетах. Стратегический план должен задействовать все подразделения организации, каждого работника.

План организации доводится до каждого работника посредством управления по целям (УПЦ). Многочисленные исследования, проведенные в последние 15-20 лет, подтверждают тот факт, что в УПЦ заложены большие возможности повышения производительности индивидуального труда. Обусловлено это прежде всего тем, что цели позволяют сосредоточить внимание и усилия работника на определенных направлениях. Цели выступают в качестве норм для контроля и обоснования затрат ресурсов. В тех случаях, когда работники участвуют в разработке целей, последние служат важным мотивирующим фактором их деятельности за счет того, что действия работников становятся осознанными, возникает чувство личной заинтересованности в результатах.

УПЦ предъявляет определенные требования к формированию целей:

1) Цели должны быть конкретными по срокам и исполнителям.

2) Цели должны быть ясными и измеримыми.

3) Цели должны быть достижимыми.

4) Цели должны быть значимыми и контролируемыми.

5) Цели должны быть понятны персоналу и пользоваться его поддержкой.

Цели могут задаваться качественно (повысить рентабельность производства) и количественно (увеличить рентабельность на 3%). Для того, чтобы можно было установить, достигнута цель или нет, необходимо, чтобы она была задана в форме, поддающейся измерению. Самый простой способ обеспечить выполнение данного условия — это представить цель в количественном выражении. Когда это не удается сделать, необходимо четко указать основные требования программы, связанные с достижением целей, или другие желательные результаты и дату их завершения.

На каждой стадии выполнения плана необходимо контролировать и анализировать, есть ли движение организации к своим целям.

В процессе контроля стратегического плана важно, установить:

- осуществляется ли выполнение стратегии согласно плану?

- позволяет ли выбранная стратегия достичь необходимых результатов?

Главное преимущество стратегического планирования состоит в том, что оно является полным и компетентным руководством к действию. Стратегический план помогает менеджерам принимать верные решения, ставить целью своим подчиненным и осуществлять контроль за их осуществлением.

Основной недостаток стратегического планирования заключается в том, что оно требует значительных затрат времени, средств и человеческого труда.

3 Функция организации: значение и сущность

Эта функция является базисной функцией управления. В широком смысле – это вид деятельности управленческого персонала, направленный на обеспечение нормального функционирования предприятия (фирмы, корпорации).

Функция организации может быть определена как процесс создания такой структуры предприятия, которая даст возможность людям эффективно работать вместе для достижения общих целей. Эта структура включает определенное сочетание людских, материальных и финансовых ресурсов, необходимых для выполнения намеченных планов.

Таким образом, функция организации самым тесным образом связана с планированием: она является первым шагом в реализации стратегических и текущих планов. А задачи, определенные в планах, становятся ориентирами организационного процесса в фирме. Этот процесс включает следующие стадии работы:

1) определение целей и задач предприятия;

2) определение видов работ, которые следует выполнить, чтобы решить поставленные задачи;

3) оценку имеющихся человеческих ресурсов, рабочей силы;

4) группировку функций (видов работ) и человеческих ресурсов в организационные структуры (функционализация и департаментация);

5) выявление и оценку степени ответственности и характера полномочий управленческого персонала различных уровней;

6) выявление специфических видов деятельности на предприятии;

7) оформление и утверждение должностных инструкций, схем, нормативов.

Как можно видеть из приведенного перечня стадий, организационная деятельность управления включает два существенных аспекта:

- разделение работ, функций, подразделений по выполняемым целям (стадии 2, 3, 4);

- разделение работ по степени их интеллектуальной значимости (стадия 5).

Первое разделение наиболее очевидно. Это функциональное разделение по видам выполняемых работ (специализация). Так, на малом предприятии главные функции выполняет один человек (сам предприниматель). По мере роста объема работ предприниматель вынужден нанимать еще людей для их выполнения. Привлечение дополнительных работников — начало функционализации этого предприятия.

Такое функциональное разделение происходит сначала по вертикали и предполагает наличие не менее двух уровней управления: руководителей и исполнителей (подчиненных).

Как правило, фирмы и корпорации имеют многоуровневый менеджмент, представляющий собой иерархическую систему управления. На вершине такой иерархии стоит, например, главный управляющий, а на более низких ступенях (третьей, четвертой и т. д.) – конкретные исполнители конкретных трудовых процессов.

Однако разделение труда по вертикали (подчиненности) не может продолжаться бесконечно. Если организация продолжает расти, то возникает новый вид разделения функций — по горизонтали. Это процесс внутреннего разделения труда на части, выполнение которых более узкими специалистами дает лучшие результаты. Горизонтальное разделение возникает также, когда требуется увеличить персонал отдела из-за увеличения объема работ. Горизонтальное разделение не требует такой высокой степени подчиненности, как вертикальное.

С разделением менеджерского труда связано создание различных служб и отделов в фирме корпорации. Этот процесс в западном менеджменте определяется одним словом - департаментация (department - отдел).

Департаментация — это группировка родственных функций или главных видов работы в управляемые организации (отделы). Они создаются в целях более эффективной координации всех ресурсов предприятия.

Важным аспектом организационной деятельности менеджера является делегирование полномочий.

Делегирование полномочий

Важное место в воспитании и развитии предприимчивости менеджера занимает делегирование полномочий, т.е. наделение менеджером подчиненных особой свободой действий путем передачи части своих полномочий в решении тех или иных задач. Этот подход пока развит плохо, что лишает работников свободы действий, снижает заинтересованность в труде. При делегировании полномочий люди, получившие их, проникаются значимостью порученного дела и действуют, как правило, более инициативно и предприимчиво.

Делегирование полномочий нельзя смешивать с распределением функций, которое связано с централизацией и децентрализацией управления. Делегирование полномочий заключается в передаче подчиненным части полномочий и ответственности, уже закрепленных за менеджером. Основным аспектом делегирования является децентрализация. В той мере, в какой полномочия не делегированы, они централизованы. Чем меньше число людей, с которыми нужно согласовывать принимаемые решения, и чем более низкое положение занимают эти люди в управленческой иерархии, тем выше степень децентрализации полномочий.

Потребность в делегировании полномочий связана с необходимостью соблюдения нормы управляемости, т.е. предельного числа работников, за которых руководитель (менеджер) может принимать решение. Эта норма приближается к оптимуму того, что может сделать один человек. По мере роста коллектива контакты между руководителями и подчиненными слабеют, и контроль за их деятельностью затрудняется, что снижает инициативу и приводит к уменьшению результативности труда.

Необходимость в делегировании полномочий существовала всегда, однако она становится особенно необходимой с переходом к рыночной экономике, становление которой невозможно без самостоятельных и предприимчивых работников. Делегирование полномочий благоприятно сказывается на формировании в коллективе атмосферы творческого труда.

Мобилизующим фактором для работника, которому делегированы полномочия, является то, что он получает самостоятельный участок работы. Это повышает его собственную значимость и значимость среди окружающих. Самостоятельные действия способствуют проявлению инициативы, а оказанное доверие повышает его социальный статус, повышает творческий потенциал.

Делегирование полномочий является своеобразной школой выявления способных руководителей. Когда работнику поручается самостоятельный участок деятельности, он получает право принимать решения под свою ответственность, стремится в полной мере проявить профессионализм и организаторские способности, приобретать навыки управления. Делегирование полномочий следует осуществлять на всех уровнях управления: доверять подчиненным решение организационных вопросов, выступать с докладами и сообщениями в вышестоящих инстанциях, на совещаниях и конференциях, представлять свою организацию на встречах и т.д.

В то же время менеджер, делегируя свои полномочия, освобождает себя от множества текущих обязанностей, что в свою очередь высвобождает время для профессионального роста, сосредоточения на вопросах, которые должны решаться им самим. Нельзя стать хорошим руководителем, пытаясь все делать самостоятельно. В таких случаях внимание распыляется на множество вопросов. Руководитель, делегирующий свои полномочия, создает в коллективе доверие, непринужденность, заставляет подчиненных относиться к своим обязанностям с большой ответственностью. Одним из принципов управления является: никогда не делай сам того, что могут сделать твои подчиненные, за исключением тех случаев, когда это связано с опасностью для жизни.

Делегирование полномочий является формой разделения управленческого труда, повышающей его потенциал. Зная своих подчиненных, менеджер передает полномочия компетентным работникам. В этих случаях управление приобретает большую гибкость, динамизм, оперативно реагирует на изменение рыночных отношений, конкуренцию, новые предложения.

Умение делегировать полномочия является одним из важнейших положительных качеств менеджера любого ранга и оценивается как способность эффективно использовать потенциальные возможности подчиненных. Таким образом, работа руководителя (менеджера) должна оцениваться по работе его подчиненных.

Потребность в делегировании полномочий имеется на всех уровнях управления. В современных структурах управления нижестоящий руководитель и его исполнители в своей сфере деятельности разбираются лучше вышестоящего руководителя. Получив полномочия самостоятельно принимать решения, они уже выходят за рамки простого исполнительства. Доверие положительно сказывается на результатах работы и способствует повышению квалификации работников.

Разумеется, делегирование полномочий подчиненным эффективно в определенных условиях: когда подчиненный выполняет данную работу лучше руководителя; когда есть необходимость высвободить время руководителя для решения более важных задач; когда руководитель чрезмерно занят. Необходимо учитывать также уровень технической оснащенности управленческого труда, информационного обеспечения, опыт и квалификацию подчиненных и руководителей, социальный климат.

Делегируя полномочия, не следует полностью устраняться от переданной работы. При необходимости следует подсказать способ достижения цели, пояснить, как работать. Поручать задания необходимо, считаясь с личными качествами подчиненного, оставляя за ним право выбора при многовариантности решений. Больше инициативы и самостоятельности предоставляют опытному подчиненному. А в общем следует избегать лишней регламентации. Свобода действий способствует повышению качества выполняемой работы. Однако предоставление самостоятельности – это одновременно предоставление права и на совершение ошибок. Предприимчивые и инициативные действия всегда сопряжены с определенной долей риска, и хотя риск взвешен и рассчитан, от ошибок никто не гарантирован. Деятельность подчиненного следует оценивать с учетом общих результатов, а не отдельных ошибок. Иначе появятся рутинеры (т.е.консерваторы), перестраховщики, безынициативные работники.

Требования к подчиненному должны ставиться в пределах возможного исполнения, т.е. следует учитывать, насколько задания выполнимы. На различных этапах профессионального роста исполнителя делегирование полномочий должно быть разным.

Цели и задачи, которые ставятся подчиненным, должны быть ясными и понятными. Права и обязанности должны делегироваться в конкретной форме. Четкость в делегировании полномочий определяет содержание работы, понимание исполнителями своей роли в достижении конечных результатов системы в целом. С этой целью следует определить систему показателей, отражающих результаты деятельности каждого работника. Чем четче очерчена подчиненным цель и чем точнее она измерима, тем выше производительность управленческого труда.

Важную роль в выполнении делегированных полномочий играет информация, которой руководитель и подчиненные должны обмениваться свободно. Полученная информация о состоянии дел и результатах собственной деятельности наполняет работу смыслом, что способствует расширению взаимопонимания и сотрудничеству, стиранию противоречий, устранению конфликтных ситуаций.

Для повышения реальной ответственности подчиненных за делегированные полномочия необходим строгий контроль. Чем больше полномочий делегирует руководитель, тем выше потребность в контроле за их исполнением. Однако контроль не должен быть мелочным, не следует входить в каждую деталь работы подчиненного. Общий контроль, не касающийся детальной работы, даст большие результаты. Мелочей не может быть, когда необходимо организовать управленческий аппарат, повысить внимание к нуждам работников. Но мелочный контроль за деятельностью сотрудников приносит только вред, тогда как общий контроль повышает их ответственность. ’’Полномочия, - писал А. Файоль, - не должны рассматриваться отдельно от ответственности, т.е. в отрыве от вознаграждений или наказаний. Сопровождающих осуществление власти’’.

При делегировании полномочий не должны снижаться требовательность и ответственность менеджера. Уровень управления определяется не количеством принимаемых руководителем решений, а умелым определением целей всей системы и организацией эффективного контроля за работой подчиненных.

Необходимо помнить также, что среди подчиненных есть люди, которые со временем сами станут руководителями. Следует считаться с тем, что в большом коллективе могут быть люди, которые умнее и образованнее руководителя. В наш век узкой специализации и непрерывного нарастания информационных потоков руководитель не может по всем параметрам превосходить подчиненных, поэтому делегирование полномочий не снижает, а скорее увеличивает и укрепляет реальную власть руководителя, являясь одновременно школой воспитания управленческих кадров.

Функция мотивации. Содержательные и процессуальные теории

Мотивации

Мотивация - это основания, средства, источники и стимулы развития людей. Она является камнем преткновения для многих менеджеров. Необходимость мотивации обусловлена тем, что менеджерам приходится работать с людьми и среди людей и им важно знать причины тех или иных поступков своих подчиненных, чтобы иметь возможность направлять их действия в русло, желательное для организации (фирмы).

Известный менеджер американского бизнеса Ли Якокка отмечает: "Менеджер добился многого, если оказался способным побудить к энергичной деятельности хотя бы одного человека. Когда речь идет о том, чтобы предприятие двигалось вперед, вся суть — в мотивации людей. Вам следует побудить к деятельности своего подчиненного и заставить его в свою очередь, побуждать к деятельности своих подчиненных".

Люди в течение веков пытались объяснить свои поступки, добраться до причин жизненных событий, узнать, какого рода ценности и потребности заставляют людей совершать определенные действия, что выступает в роли основной побудительной силы человека.

В настоящее время известны различные подходы к объяснениям человеческой мотивации. В табл. 3 представлены различные подходы к объяснению поведения человека.

Таблица 3 - Характеристика подходов к объяснению поведения человека

Подход Краткое содержание
Социологический   Поведение человека находится под воздействием поступков других людей и событий в нашем социальном окружении. Ценности и обычаи отдельного общества определяют действия других людей в этом обществе
Биологический   Действия человека зависят от его физических и биологических потребностей и побуждений
Психологический   Мотивы поведения человека в основном не осознаются и не лежат на поверхности. Ключ к истинным причинам поступков - в подсознании, наши осознанные рассуждения большей частью путаница и обман
Бихевиоральный (поведенческий) Поведение людей — это в сущности результат ввода (поведенческий) данных через глаза, уши, нос и т.д.
Гуманистический Охватывает все аспекты природы человека. Доверяет биологическим побудителям, уважает социологические причины. Не отрицает того, что люди реагируют на бихевиоральные стимулы и что эти стимулы могут находиться в психоаналитическом подсознании.

Наличие разнообразных подходов подтверждает тот факт, что мотивация - сложное, многоаспектное явление.

До появления крупного машинного производства преобладало упрощенное представление о человеке как об одно из видов производственных ресурсов. Первоначальные концепции мотивации, связанные с именем Фредерика Тейлора и его научной школой управления, полагали, что рабочие в большинстве своем ленивы и гораздо менее компетентны в своей работе, чем менеджер. Все внимание менеджеров сосредоточивалось на самой работе. Они должны были определить способы проведения работ, применять прогрессивную систему оплаты труда, осуществлять жесткий контроль. Основной лозунг был: "Чем больше работаешь - тем больше получаешь". Считалось, что рабочие могут быть мотивированы только денежным вознаграждением и лишь немного - результатами своего труда.

По мере роста уровня жизни людей управляющие начинали понимать, что материальное поощрение не всемогуще.

Мотивация полна загадок, так как мотивы не могут быть прямо подвержены наблюдению или изменены. Они должны стекать непосредственно из действий людей. Вследствие этого существует множество теорий мотивации о ее природе и причинах. Их различие состоит в том, что конкретно предлагается менеджеру в качестве способов обеспечения эффективного развития.

Это побудило специалистов в области управления искать новые проблемы мотивации. Большую популярность приобрело психологическое направление. В 1940-х годах возникли и продолжают развиваться в настоящее время психологические теории мотивации, которые подразделяются на содержательные и процессуальные.

Содержательные теории мотивации основываются на потребностях, которые побуждают работников действовать в определенном направление.

Процессуальные теории мотивации основываются на поведении людей с учетом их восприятия и познания.

Содержательные теории мотивации концентрируют внимание на факторах “внутри” личности и пытаются ответить на такие вопросы как: Что необходимо людям для удовлетворения? Что побуждает их к действию? С этих позиций люди имеют внутренние потребности. Они могут действовать так, как необходимо для удовлетворения их потребностей.

Мотивация на основе потребностей сложена по следующим причинам:

1 Потребности сильно различаются у отдельных людей и постоянно изменяются.

2 Способы, которыми потребности могут быть удовлетворены, также чрезвычайно дифференцируются у различных людей.

Поэтому для мотивации нет какого-либо одного лучшего способа.

Среди содержательных теорий мотивации наибольшее значение имеют работы: Абрахама Маслоу, Фредерика Герцберга и Дэвида Мак Клелланда (табл. 4).

Таблица 4 - Содержательные теории мотивации

Иерархия потребностей Маслоу Теория Мак Клелланда Теория Герцберга
5.Потребность в самовыражении (самореализации, самоутверждении) 4. Потребность в уважении 3. Потребность в принадлежности к определенной социальной группе 2.Потребность в безопасности, защищенности и уверенности в будущем 1. Физиологические потребности Потребности: Власти (желание влиять на других людей) Успеха (стремление к достижению необходимых результатов) Причастности (стремление к взаимодействию с другими людьми, налаживании дружеских взаимоотношений, оказании помощи коллегам по работе) Мотивирующие (Личный успех. Продвижение по службе. Признание и одобрение. Собственно работу. Возможность роста. Высокую степень ответственности.) Гигиенические (поддерживающие) факторы (Политику фирмы и стиль руководства.Техническое руководство. Межличностные отношения с начальниками, коллегами и подчиненными. Заработную плату.Гарантию занятости. Частную жизнь. Условия труда Статус.)

Иерархия потребностей Маслоу. Выдвинутая Маслоу классификация человеческих потребностей включает:

1 Физиологические потребности: потребности в воздухе, пище, воде, жилище и т. д.

2 Потребности в безопасности и защищенности: безопасность на рабочем месте, страхование от болезней, пенсионная система, права, обеспечиваемые стажем работы; защита, обеспечиваемая членством в профсоюзе, система бонусов в виде акций фирмы и т. д.

3 Потребность в принадлежности к определенной социальной группе: любовь и дружеские отношения, со стороны окружающих, чувство собственной необходимости окружающим и человеческих контактов.

4 Потребность в уважении: потребность в чувстве собственной ценности, уважение и признание со стороны окружающих, обращение членов коллектива за советом и др.

5 Потребность в самовыражении: стремление быть самим собой, возможность реализовать себя в своем деле, овладение новыми знаниями, ощущение достижений, возможность гордиться своей работой и т. д.

Согласно Маслоу, эти пять видов потребностей присущи каждому человеку. Люди склонны удовлетворять в первую очередь физиологические потребности. Именно они определяют поведение человека до того момента, пока он их не удовлетворит. Следующими по силе воздействия на поведение работников являются потребности в безопасности, принадлежности к социальной группе, уважении, самовыражении. Однако все эти потребности могут проявляться одновременно. Концепция "иерархии потребностей", выдвинутая Маслоу, дает рекомендации по управлению людьми в организациях. Стремление человека к работе предопределяется широким спектром его потребностей. Управляя людьми, менеджер должен дать возможность удовлетворить их важнейшие потребности. Для этого менеджеру необходимо тщательно изучать своих подчиненных, выявлять активные движущие потребности, их изменения по мере развития организации.

Теория Мак Клелланда связывает поведение и развитие людей с тремя основными потребностями: власти, успеха и причастности.

Потребность в власти предполагает желание влиять на других людей, ощущение способности изменить естественный ход событий. Люди с высокой потребностью власти обычно искренние и решительные, не боящиеся конфронтации, умеющие отстаивать свои позиции, требующие повышенного внимания со стороны окружающих.

Потребность успеха проявляется как внутреннее стремление к достижению необходимых результатов. Люди с развитой потребностью к успеху любят брать на себя ответственность за решение проблем, предпочитают ставить перед собой трудные задачи, рискуют умеренно, придают большое значение отношению окружающих к своим результатам.

Потребность причастности выражается в стремлении взаимодействию с другими людьми, налаживании дружеских взаимоотношений, оказании помощи коллегам по работе.

Двухфакторая теория Ф. Герцберга выделяет гигиенические (поддерживающие) факторы и мотивации.

Гигиенические факторы, формирующие окружающую среду, в которой осуществляется работа, включают:

1 Политику фирмы и стиль руководства.

2 Техническое руководство.

3 Межличностные отношения с начальниками, коллегами и подчиненными.

4 Заработную плату.

5 Гарантию занятости.

6 Частную жизнь.

7 Условия труда

8 Статус.

Мотивации, связанные с характером и сущностью работы, включают:

1 Личный успех.

2 Продвижение по службе.

3 Признание и одобрение.

4 Собственно работу.

5 Возможность роста.

6 Высокую степень ответственности.

Согласно теории Герцберга, наличие одних гигиенических факторов не мотивирует работников, а только предупреждает чувство неудовлетворенности работой. Для мотивации работников необходимы как гигиенические, так и мотивирующие факторы.

Процессуальные теории мотивации, в отличие от содержательных, поясняют "как" и "чем" мотивируются люди.

Среди процессуальных теорий выделяют:

- теорию ожиданий;

- теорию справедливости;

- теорию Портера-Лоулера.

Теория ожиданий исходит из того, что поведение людей определяется не только потребностями, а также зависит от ожиданий человека (последствий выбранного им типа поведения). Теория ожиданий подчеркивает важность трех составляющих:

- Затраты труда — результаты (3-Р);

- Результаты — вознаграждения (Р-В);

- Валентность (удовлетворенность вознаграждением).

Соотношение этих факторов можно выразить следующей формулой: Мотивация = (3-Р) х (Р-В) х валентность.

Если человек не будет ощущать прямой связи между затраченными усилиями и достигнутыми результатами, а также между результатами и желаемым вознаграждением, мотивация будет ослабевать. Если валентность (ценность получаемого вознаграждения для человека) не слишком велика, то и в этом случае мотивация будет ослабевать.

Эффективность в мотивации достигается в том случае, когда человек верит, что затраченные усилия приведут к достижению цели и получению ценного для него вознаграждения.

Теория справедливости акцентирует внимание на том, что люди субъективно оценивают отношение полученного вознаграждения к затраченным усилиям в сравнении с затратами и вознаграждением работников, выполняющих аналогичную работу. Если в результате сравнения обнаружится несправедливость, то у работника возникает психологическое напряжение и стремление уменьшить интенсивность труда.

Теория Л. Портера и Э. Лоулера включает основные положения теории ожиданий и теории справедливости. В соответствии с моделью Портера-Лоулера результаты, достигнутые работником, зависят от затраченных усилий, его способностей и особенностей характера, а также понимания им своей роли. Уровень затраченных усилий определяется ценностью вознаграждения, а также уверенностью в существовании четкой связи между уровнем усилий и вознаграждением. Согласно модели Портера-Лоулера, достижение требуемых результатов в работе может обусловить внутренние вознаграждения (удовлетворенность работой, чувство компетентности и самоуважения) и внешние вознаграждения (похвала руководителя, премия, повышение по службе). Наиболее важный вывод из теории Портера-Лоулера заключается в том, что результативный труд ведет к удовлетворению, а не наоборот. Теория Портера-Лоулера показала, что мотивация сложное явление, в котором важно объединять во взаимосвязанную систему такие понятия, как усилия, способности, результаты, вознаграждения, удовлетворение и восприятие.

Таким образом, мотивация зависит от потребностей, ожиданий и восприятия работниками справедливого вознаграждения за выполненную работу.

Функция контроля

Функция контроля как одна из функций управления представляет собой процесс проверки и сопоставления того, что есть, с тем, что должно быть достигнуто. Необходимость контроля определяется тем, что процесс достижения целей находится под воздействием множества факторов, которые могут воспрепятствовать достижению целей. Контроль позволяет выявить заранее неблагоприятное развитие событий и скорректировать работу подчиненных с тем, чтобы обеспечить достижение целей. Отсутствие контроля или недостаточное внимание к нему приводят к дезорганизации и нарушению взаимодействия людей по достижению общих целей. По времени осуществления различают предварительный, текущий и заключительный контроль.

Предварительный контроль осуществляется до начала работ по достижению целей. Он используется по отношению к человеческим ресурсам (анализ деловых и профессиональных знаний и навыков работников, которые необходимы им для выполнения тех или иных должностных обязанностей), материальным ресурсам (контроль качества сырья и материалов) и финансовым ресурсам (составление бюджета, который гарантирует наличие средств, необходимых для достижения намеченных целей).

Текущий контроль осуществляется в процессе реализации планов по достижению поставленных целей. Такой контроль позволяет своевременно выявлять возможные проблемы и предпринимать корректирующие действия.

Заключительный контроль проводится после того, как работа завершена. На этом этапе обычно фактические результаты сопоставляются с запланированными.

Подведение итогов в процессе заключительного контроля обеспечивает менеджеров информацией, необходимой им для дальнейшего планирования и мотивации труда работников.

Таким образом, контроль позволяет не только выявлять и предупреждать возникновение проблем, но и помогает управляющим вносить коррективы в деятельность организации.

Наши рекомендации