Общие сведения о цветовом тестировании персонала
Цветовое тестирование является наиболее простым и доступным для менеджера способом оценки персонала для более эффективного использования в управлении мотивов удовлетворения. В целостном виде оно впервые стало применяться швейцарским психологом М.Люшером в 1969 г. в Базельском университете.
Его принцип действия основан на связи цветов с отдельными явлениями (день, ночь, кровь и т.п.), причем в зависимости от свойств личности одни явления могут вызывать положительные эмоции, другие - отрицательные.
Порядок тестирования следующий. Перед испытуемым на индифферентном фоне раскладываются одинаковые по форме и размеру 8 предметов разного цвета. Расстояния между предметами должны быть одинаковыми, а освещение естественным.
Каждый цвет имеет свой стандартный номер: темно-синий (1), сине-зеленый (2), оранжево-красный (3), желтый (4), фиолетовый (5), коричневый (6), черный (7) и серый (0).
Предлагается выбрать один цвет наиболее приятный на вид без соотнесения с другими явлениями (мода, привычка, религиозные символы и т.п.).
Выбранный эталон закрывается и процедура повторяется 7 раз с записью числового кода выбора.
Через 5-7 минут все делается заново, причем испытуемому сообщается, что это не проверка памяти ,а все надо делать только по желанию.
Для диагностики профпригодности анализу подвергается только второй выбор. Выбранные цвета распределяются на 4 группы.
Первые два цвета составляют группу явного предпочтения. Они информируют о положении, к которому стремится испытуемый и обозначаются знаком +.
Третий и четвертый цвета составляют группу простого предпочтения и обозначаются знаком х. Они отражают текущее положение вещей, ситуацию и образ действия, соответствующие текущей ситуации.
Пятый и шестой цвета - это группа безразличия, которая обозначается знаком =. Она указывает на невостребованные резервы, индифферентную зону или бездействующие особенности личности.'
Шестой и седьмой цвет составляют группу неприятия и обозначаются знаком -. Их смысловое значение - подавленные или отвергаемые потребности.
Следует знать, что в каждой группе первый цвет характеризует способ деятельности, а второй, по очередности выбора цвет - цель деятельности.
Как условный пример можно привести следующую запись итогов тестирования:
Основные значения цветов в очень краткой форме приведены в табл.3.2. Здесь же указаны основные нежелательные сочетания, которые менеджер должен серьезно анализировать и проверять при найме персонала.
Расшифровка теста очень несложна. Разберем ее на примере 1 цвета: с учетом данных табл.3 (по признаку основной потребности):
на второй позиции - человек стремится к деятельности, которая ему очень нравится и к которой он привык;
на четвертой позиции - эту деятельность он уже имеет возможность осуществлять;
на шестой позиции - подобная деятельность ему безразлична; на восьмой позиции - данная деятельность вызывает отвращение; на первой позиции - человек хочет достигать успеха на основе любви к объекту деятельности; на третьей позиции - эта ситуация уже имеет место; на пятой позиции - подобный способ достижения цели ему безразличен; на седьмой позиции - этот способ воспринимается как неприемлемый.
Таблица 3.2
Значение отдельных цветов по МЛюшеру
5 Примечание, если у номера нет вверху знака +, х, = или -, то это сочетание может находиться в любом месте цветоряда.