Общие сведения о цветовом тестировании персонала

Цветовое тестирование является наиболее простым и доступным для менеджера способом оценки персонала для более эффективного ис­пользования в управлении мотивов удовлетворения. В целостном виде оно впервые стало применяться швейцарским психологом М.Люшером в 1969 г. в Базельском университете.

Его принцип действия основан на связи цветов с отдельными явле­ниями (день, ночь, кровь и т.п.), причем в зависимости от свойств личнос­ти одни явления могут вызывать положительные эмоции, другие - отрица­тельные.

Порядок тестирования следующий. Перед испытуемым на индиф­ферентном фоне раскладываются одинаковые по форме и размеру 8 пред­метов разного цвета. Расстояния между предметами должны быть одина­ковыми, а освещение естественным.

Каждый цвет имеет свой стандартный номер: темно-синий (1), сине-зеленый (2), оранжево-красный (3), желтый (4), фиолетовый (5), коричне­вый (6), черный (7) и серый (0).

Предлагается выбрать один цвет наиболее приятный на вид без соот­несения с другими явлениями (мода, привычка, религиозные символы и т.п.).

Выбранный эталон закрывается и процедура повторяется 7 раз с записью числового кода выбора.

Через 5-7 минут все делается заново, причем испытуемому сооб­щается, что это не проверка памяти ,а все надо делать только по желанию.

Для диагностики профпригодности анализу подвергается только второй выбор. Выбранные цвета распределяются на 4 группы.

Первые два цвета составляют группу явного предпочтения. Они ин­формируют о положении, к которому стремится испытуемый и обознача­ются знаком +.

Третий и четвертый цвета составляют группу простого предпочтения и обозначаются знаком х. Они отражают текущее положение вещей, ситу­ацию и образ действия, соответствующие текущей ситуации.

Пятый и шестой цвета - это группа безразличия, которая обозначает­ся знаком =. Она указывает на невостребованные резервы, индифферен­тную зону или бездействующие особенности личности.'

Шестой и седьмой цвет составляют группу неприятия и обозначают­ся знаком -. Их смысловое значение - подавленные или отвергаемые потребности.

Следует знать, что в каждой группе первый цвет характеризует спо­соб деятельности, а второй, по очередности выбора цвет - цель деятель­ности.

Как условный пример можно привести следующую запись итогов тестирования:

Общие сведения о цветовом тестировании персонала - student2.ru

Основные значения цветов в очень краткой форме приведены в табл.3.2. Здесь же указаны основные нежелательные сочетания, которые менеджер должен серьезно анализировать и проверять при найме персо­нала.

Расшифровка теста очень несложна. Разберем ее на примере 1 цвета: с учетом данных табл.3 (по признаку основной потребности):

на второй позиции - человек стремится к деятельности, которая ему очень нравится и к которой он привык;

на четвертой позиции - эту деятельность он уже имеет возможность осуществлять;

на шестой позиции - подобная деятельность ему безразлична; на восьмой позиции - данная деятельность вызывает отвращение; на первой позиции - человек хочет достигать успеха на основе люб­ви к объекту деятельности; на третьей позиции - эта ситуация уже имеет место; на пятой позиции - подобный способ достижения цели ему безразли­чен; на седьмой позиции - этот способ воспринимается как неприемле­мый.

Таблица 3.2

Значение отдельных цветов по МЛюшеру

Общие сведения о цветовом тестировании персонала - student2.ru

 
  Общие сведения о цветовом тестировании персонала - student2.ru

5 Примечание, если у номера нет вверху знака +, х, = или -, то это сочетание может находиться в любом месте цветоряда.

Общие сведения о цветовом тестировании персонала - student2.ru

Наши рекомендации