Процесс формирования репрезентативной группы , называемой выборочной совокупностью. 20 страница

ИНСТРУМЕНТАЛИЗМ (англ. instrumentalism – учение амер. философа Джона Дьюи (Dewey, 1859–1952), согласно которому образы, понятия и теории трактуются как орудия, инструменты, средства для достижения практического результата, приспособления к среде. На эти идеи Дьюи опирался Л. С. Выготский при разработке своей концепции знаков как психологических орудий. Однако между т. зр. Выготского и Дьюи есть большие различия по вопросу о грани между человеком и животными. Дьюи слишком принизил способности как животных, так и первых людей. По его словам, «дикарей» от животных отличает способность понимания (или истолкования) т. н. «языка природы» (примет, сигналов, следов, признаков). Позиция довольно спорная. Даже физиолог И. П. Павлов считал, что у животных есть то, что у человека он назвал 1-й сигнальной системой . Др. принципиальное различие касается способности создания и употребления искусственных знаков (сигнификация). Выготский считал ее общим свойством людей. Дьюи же полагал, что она отличает культурного человека от «дикаря». См. Функциональная психология . (Б. М.)

ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ОБУСЛОВЛИВАНИЕ (англ. instrumental conditioning ) – см. Оперантное (или инструментальное) обусловливание . Син. инструментальное научение.

ИНСУЛЬТ (от лат. insulto – скачу, впрыгиваю), т. н. «мозговой удар» – острое нарушение мозгового кровообращения (в частности, кровоизлияние). Проявляется головной болью, рвотой, расстройством сознания, параличами и др. Известны примеры высокой творческой активности после перенесенного И. См. Апоплексия .

ИНТЕЛЛЕКТ (англ. intelligence ; от лат. intellectus – понимание, познание) – 1) общая способность к познанию и решению проблем , определяющая успешность любой деятельности и лежащая в основе др. способностей; 2) система всех познавательных (когнитивных) способностей индивида: ощущения, восприятия, памяти, представления, мышления, воображения ; 3) способность к решению проблем без проб и ошибок «в уме» (см. Инсайт ). Понятие И. как общей умственной способности применяется в качестве обобщения поведенческих характеристик, связанных с успешной адаптацией к новым жизненным задачам.

Р. Стернберг выделил 3 формы интеллектуального поведения: 1) вербальный И. (запас слов , эрудиция, умение понимать прочитанное); 2) способность решать проблемы; 3) практический И. (умение добиваться поставленных целей и пр.). В нач. XX в. И. рассматривался как достигнутый к определенному возрасту уровень психического развития, который проявляется в сформированности познавательных функций, а также в степени усвоения умственных умений и знаний . В настоящее время в тестологии принята диспозиционная трактовка И. как психического свойства (способности): предрасположенности рационально действовать в новой ситуации. Встречается также операциональная трактовка И., восходящая к А. Бине : И. – это «то, что измеряют тесты».

И. изучается в разных психологических дисциплинах: напр., в общей, возрастной, инженерной и дифференциальной психологии, патопсихологии и нейропсихологии, в психогенетике и пр. Можно выделить несколько теоретических подходов к исследованию И. и его развития. Структурно-генетический подход базируется на идеях Ж. Пиаже , который рассматривал И. как высший универсальный способ уравновешивания субъекта со средой. Пиаже выделял 4 типа форм взаимодействия субъект – среда: 1) формы низшего типа, образуемые инстинктом и непосредственно вытекающие из анатомо-физиологической структуры организма; 2) целостные формы, образуемые навыком и восприятием ; 3) целостные необратимые формы оперирования, образуемые образным (интуитивным) дооперациональным мышлением ; 4) мобильные, обратимые формы, способные группироваться в различные сложные комплексы, образуемые «операциональным» И. Когнитивистский подход основан на понимании И. как когнитивной структуры, специфика которой определяется опытом индивида. Сторонники этого направления проводят анализ основных компонентов выполнения традиционных тестов , чтобы выявить роль этих компонентов в детерминации тестовых результатов.

Наибольшее распространение получил факторно-аналитический подход , основоположником которого является англ. психолог Чарлз Спирмен (Sрearman, 1863–1945). Он выдвинул концепцию генерального фактора , g , рассматривая И. как общую «умственную энергию», уровень которой определяет успешность выполнения любых тестов. Наибольшее влияние этот фактор оказывает при выполнении тестов на поиск абстрактных отношений, наименьшее – при выполнении сенсорных тестов. Ч. Спирмен выявил также «групповые» факторы И. (механический, лингвистический, математический), а также «специальные» факторы, определяющие успешность выполнения отдельных тестов. Позже Л. Терстоун разработал мультифакторную модель И., согласно которой существует 7 относительно независимых первичных интеллектуальных способностей . Однако исследования Г. Айзенка и др. показали, что между ними существуют тесные связи и при обработке данных, полученных самим Терстоуном, выделяется общий фактор.

Известность получили также иерархические модели С. Барта, Д. Векслера и Ф. Вернона, в которых интеллектуальные факторы выстраиваются в иерархию по уровням обобщенности. К числу наиболее распространенных принадлежит также концепция амер. психолога Р. Кеттелла о 2 видах И. (соответствующих 2 выделенным им факторам): текучем (fluid ) и кристаллизованном (cristallized ). Эта концепция занимает как бы промежуточное положение между взглядами на И. как на единую общую способность и представлениями о нем как о множестве умственных способностей. По Кеттеллу, «текучий» И. выступает в задачах, решение которых требует приспособления к новым ситуациям; он зависит от действия фактора наследственности ; «кристаллизованный» И. выступает при решении задач, явно требующих обращения к прошлому опыту (знаниям, умениям, навыкам ), в большой степени заимствованному из культурной среды. Помимо 2 общих факторов Кеттелл выделил также парциальные факторы, связанные с активностью отдельных анализаторов (в частности, фактор визуализации), а также факторы-операции, соответствующие по содержанию специальным факторам Спирмена. Исследования И. в пожилом возрасте подтверждают модель Кеттелла: с возрастом (после 40–50 лет) снижаются показатели «текучего» И., а показатели «кристаллизованного» остаются в норме почти неизменными.

Не меньшую популярность имеет модель амер. психолога Дж. Гилфорда, который выделил 3 «измерения И.»: умственные операции; особенности материала, используемого в тестах; полученный интеллектуальный продукт. Сочетание этих элементов («куб» Гилфорда) дает 120–150 интеллектуальных «факторов», часть из которых удалось идентифицировать в эмпирических исследованиях. Заслугой Гилфорда является выделение «соц. И.» как совокупности интеллектуальных способностей, определяющих успешность межличностной оценки, прогнозирования и понимания поведения людей. Кроме того, он выделил способность к дивергентному мышлению (способность к порождению множества оригинальных и нестандартных решений) как основу креативности ; указанная способность противопоставляется способности к конвергентному мышлению , которая выявляется в задачах, требующих однозначного решения, находимого с помощью усвоенных алгоритмов .

Сегодня, несмотря на попытки выделить все новые «элементарные интеллектуальные способности», большинство исследователей сходятся на том, что общий И. существует как универсальная психическая способность. По мнению Айзенка, в его основе лежит генетически детерминированное свойство н. с., определяющее скорость и точность переработки информации . В связи с успехами в развитии кибернетики, теории систем, теории информации, искусственного И. и др. наметилась тенденция понимать И. как познавательную деятельность любых сложных систем, способных к обучению, целенаправленной переработке информации и саморегулированию (см. Тьюринга тест ). Результаты психогенетических исследований свидетельствуют о том, что доля генетически обусловленной дисперсии результатов выполнения интеллектуальных тестов обычно колеблется от 0,5 до 0,8. Наибольшая генетическая обусловленность выявлена у вербального И., несколько меньшая у невербального. Невербальный И. («И. действия») более тренируем. Индивидуальный уровень развития И. определяется также рядом средовых влияний: «интеллектуальным возрастом и климатом» семьи (см. Порядок рождения ), профессией родителей, широтой соц. контактов в раннем детстве и т. д.

В рос. психологии XX в. исследования И. развивались в нескольких направлениях: изучение психофизиологических задатков общих умственных способностей (Б. М. Теплов, В. Д. Небылицын , Э. А. Голубева, В. М. Русалов), эмоциональной и мотивационной регуляции интеллектуальной деятельности (О. К. Тихомиров ), когнитивных стилей (М. А. Холодная), как «способности действовать в уме» (Я. А. Пономарев ). В последние годы развиваются такие новые области исследований, как особенности имплицитных (или обыденных) теорий И. (Р. Стернберг), регуляторные структуры (А. Пажес), связь И. и креативности (Е. Торренс) и др. См. также Кристаллизованный интеллект, Флюидный интеллект, Торндайк Эдвард Ли, Эмоциональный интеллект . (В. Н. Дружинин)

ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИЯ (англ. intellectuallization ).

1. Один из защитных механизмов, состоящий в игнорировании эмоционального содержания личностной проблемы и в попытке ограничиться сухим, трезвым ее анализом. См. Защита психологическая .

2. Важная концептуальная единица тезауруса психологической концепции Л. С. Выготского . По его же определению, И. выражается в том, что ребенок начинает разумно относиться к своей психической деятельности. Др. словами, функции, которые ранее выполнялись неосознанно и спонтанно, в дальнейшем развитии могут стать осознанными и произвольными. Этот переход и называется «И.». Разные функции интеллектуализируются гетерохронно. Последовательность их И., по-видимому, совпадает с развитием самосознания . Выготский утверждал, что до подросткового возраста интеллектуализируются все интеллектуальные функции (восприятие, внимание, память , наглядно-действенный интеллект), кроме самого интеллекта (мышления дискурсивного ). В развитии высших психических функций следует различать И. и интериоризацию . (Б. М.)

ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗМ (англ. intellectualizm ) – концепции, преувеличивающие роль познавательных процессов (интеллекта ) в ущерб чувствам или воле . Виды И.: психологический (напр., система Гербарта ), этический(напр., сократовская традиция в этических учениях),педагогический(примат обучения над воспитанием). Л. С. Выготский любил приводить афоризм В. Кёлера : «Нигде интеллектуализм не оказывается столь бесплодным, как в понимании интеллекта». Примером антиинтеллектуалистической теории в психологии может служить теория квазипотребностей К. Левина . В области гносеологических учений И. (при достаточно широком понимании интеллекта) представлен 2 крайними вариантами: эмпиризм (в т. ч. сенсуализм ) и рационализм . (Б. М.)

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ (англ. intellectual ).

1. Относящийся к познавательным процессам, способностям, умственным видам деятельности (напр., И. тест).

2. Отличающийся высоким уровнем развития интеллекта .

ИНТЕНСИВНОСТЬ ОЩУЩЕНИЯ (англ. intensity of sensation ) – количественная характеристика ощущения , его сила. И. о. детерминируется в значительной степени интенсивностью раздражителя, воздействующего на анализатор , но зависит также и от др. факторов, напр. от пространственно-временных параметров и субмодальности. Определение конкретного вида функциональной зависимости И. о. от интенсивности раздражителя осуществляется в психофизике с помощью специальных процедур объективного и субъективного измерения (см. Измерения в психологии, Психофизика ). Наиболее известные виды такой зависимости – логарифмическаязависимость Г. Фехнера (см. Закон Фехнера ) и степенная зависимость С. Стивенса (см. Закон Стивенса ). И. о. зависит не только от стимульных (внешних) факторов, но и от целого ряда «внутренних» факторов, в частности от функционального состояния анализатора (см. Адаптация сенсорная ).

ИНТЕНЦИОНАЛИЗМ — учение иезуитов, что «благая» цель оправдывает любые средства (и способы) ее достижения. См.: Казуистика .

ИНТЕНЦИОНАЛЬНОСТЬ — см. Интенция .

ИНТЕНЦИОННЫЕ ДВИЖЕНИЯ (англ. intention movements ) – повторяющиеся начальные движения типа нерешительных попыток шагнуть, подпрыгнуть, взмахнуть крыльями, наклониться и т. д. И. д. служат в качестве соц. сигналов, их функция – побуждение партнеров к общей деятельности, «демонстрация» настроения и намерения (Heinroth, 1911). Согласно Н. Тинбергену, такие слабовыраженные формы И. д. действуют на сородичей как релизеры . Син. движения намерения (данный термин не означает намеренности таких движений!). (Б. М.)

ИНТЕНЦИЯ (от лат. intentio – намерение, стремление) – имманентная направленность сознания на свой предмет безотносительно к тому, является ли он реальным или только воображаемым. История понятия И. восходит к схоластике, различающей реальное и интенциональное (умственное) существование объекта. В XIX в. понятие И. было вновь введено в философию нем. философом и психологом Ф. Брентано , в системе которого И. (интенциональность) является основным свойством психических феноменов, выступая как их предметная отнесенность в сознании и направленность сознания на предметное содержание (см. Психология акта ). Понятие И. также разрабатывалось в «Теории предметности» А. Мейнонга и в феноменологии Э. Гуссерля, в которых наметилась тенденция к онтологизации интенциональной структуры сознания. В современной западной философии понятие И. играет существенную роль в неореализме, неотомизме и экзистенциализме, рассматривающих внутренний мир субъекта в качестве главного предмета философского анализа.

Понятие «И.» было воспринято в нач. XX в. психологией. В работах вюрцбургской школы И. выступает как основное свойство без-образного мышления , как его сверхчувственное содержание, обусловленное не всегда осознаваемыми детерминирующими тенденциями и установками личности в отношении поставленной задачи. Философские системы Брентано и Гуссерля оказали значительное влияние на т. н. целостный подход в психологии (гештальтпсихология, целостная психология , персонализм и т. п.). (А. Б. Орлов)

Добавление ред.: Существует по меньшей мере 2 способа употребления (и значения) терминов «И.» и «интенциональность».

1. Интенциональность как «направленность сознания на предмет» (Брентано, Гуссерль). Сознание всегда есть «сознание о…» (Bewubtsen von…), так что интенциональность составляет характернейшую черту сознания. Интенциональными являются не только познавательные психические процессы, но и многие эмоционально-мотивационные. Один и тот же предмет можно одновременно воспринимать, представлять, любить, желать, ненавидеть и т. д. Интенциональный объект м. б. реально существующим или вымышленным, осмысленным или абсурдным. См. также Рефлексия .

2. Интенциональность (в более узком и близком к этимологии смысле) есть «направленность на цель ». К примеру, интенциональный аспект анализа действия (деятельности ) – это, по А. Н. Леонтьеву , выяснение цели действия (vs. операционный аспект – анализ способа осуществления действия). И. в таком случае – собственно намерение , целевой замысел действия. Примечательно, что действия м. б. направлены и на сверхчувственную, трансцендентную цель (религиозный обряд).

Аналогичное понимание И. встречается также в литературоведении и фольклористике (напр., в книге Й. Луговской «В мире фольклорной прозы: тексты, жанры, повествовательные интенции», 1993), где И. (намерение, целевая установка) автора или сказителя используются как один из критериев содержательной типологии текста. (Б. М.)

ИНТЕРАКЦИОНИЗМ (англ. interactionism , от interaction – взаимодействие, воздействие друг на друга).

1. Т. зр. на психофизическую проблему , утверждающая возможность взаимодействий между психическими процессами (душой ) и физиологическими процессами (телом). Такую т. зр. предлагал Р. Декарт . Ср. Психофизический параллелизм.

2. Социально-психологические концепции и целое направление, которые придают большое значение межличностному взаимодействию, общению (интеракции) при объяснении широкого множества явлений, включая развитие личности . Базируются на теории символическогоИ. амер. философа Джорджа Мида (Mead, 1863–1931). Ее основные положения сводятся к след. Становление Я (личности индивида) происходит в ситуациях общения и взаимодействия людей друг с другом. Ситуация общения раскрывается как система взаимно ориентированных акций и реакций, развернутых во времени. Адекватной, с т. зр. сторонников И., и наиболее часто исследуемой моделью таких ситуаций является игра . В ней человек выбирает для себя в качестве партнера значимого другого и ориентируется в своих действиях и реакциях на его поведение, на то, как он сам воспринимается «значимым другим». Формирующееся представление человека о самом себе находится в соответствии с тем, как его воспринимают другие. Центральная мысль интеракционистской концепции состоит в том, что основным механизмом формирования личности во взаимодействии с другими является установление контроля действий со стороны того представления о личности, которое складывается у окружающих. См. Психология социальная .

3. Психологические концепции, в которых поведение личности рассматривается как взаимодействие личных (внутренних) и ситуационных (контекстуальных) факторов. Примером может служить качественное уравнение К. Левина: B = f (P, E ), согласно которому поведение (B ) является функцией личности и значимых для нее аспектов среды.

4. Концепция взаимодействия среды и наследственности . Напр., в исследованиях развития личности – концепция, в которой личность рассматривается как результат взаимодействия между генотипом ребенка (унаследованными характеристиками) и средой, в которой он растет. (Б. М.)

ИНТЕРВЬЮ (англ. interview, interview survey ) – более или менее спланированная и структурированная беседа между исследователем (интервьюером) и испытуемым (респондентом), обычно в ситуации один на один, с целью получения той или иной научной информации (напр., для исследования личности , для опроса о мнениях, аттитюдах и др.). В соц. исследованиях широко используется т. н. исследовательское И. – беседа исследователя по заранее намеченному плану с лицом или группой лиц, ответы которых на вопросы исследователя служат исходным эмпирическим материалом. Кроме того, выделяют такие виды профессионального И., как допрос, И. при приеме на работу, терапевтическое И. С конца 1970-х – нач. 1980 гг. значительное развитие и методологическое осмысление получило полуструктурированное исследовательское И. , представленное многими методическими вариантами (напр., нарративное И., центрированное на проблемах И. и др.) и которое выдвигается в качестве незаменимого эмпирического подхода для глубокого описания и понимания жизненного мира др. человека. Признание важности этого, в основном качественного (в смысле «неколичественного»), подхода тесно связано с развитием антипозитивистской методологии гуманитарного знания, возникшей на почве постмодернизма . См. также Метод «фокус-групп», Транскрипция . (Б. М.)

ИНТЕРЕС (англ. interest ) – потребностное отношение или мотивационное состояние, побуждающее к познавательной деятельности, развертывающейся преимущественно во внутреннем плане. В условиях формирующейся познавательной деятельности содержание И. может все более обогащаться, включая в себя новые связи предметного мира. Эмоциональный и волевой моменты И. выступают специфично – как интеллектуальная эмоция и усилие, связанное с преодолением интеллектуальных трудностей. И. тесно связан с собственно человеческим уровнем освоения действительности в форме знаний . И. (особенно учебный) является традиционным предметом исследования в психологии и педагогике.

Интересы классифицируются по содержанию, т. е. по их предметной отнесенности; по широте предметного содержания; по глубине, т. е. по их укорененности в системе потребностных отношений личности; по устойчивости; по силе; по длительности. И. занимает промежуточное положение в усложняющемся ряду потребностных отношений человека к миру: он возникает на основе познавательного влечения (желания ) к той или иной области действительности и в процессе своего развития может перерасти в устойчивую личностную потребность в активном, деятельном отношении к своему предмету, в склонность . (А. Б. Орлов)

Добавление: А. Ребер в своем «Словаре психологии» (1995) честно признается в невозможности дать полноценное определение слову «И.», которое, по его мнению, используется почти всеми чисто интуитивно. Он ограничивается лишь перечнем слов, которые ассоциируются с И.: от внимания до желания. В то же время иногда делаются попытки придать понятию И. большое теоретическое значение.

Некоторые авторы трактуют И. как одну из эмоций, близкую к удивлению, любознательности. Напр., К. Изард включает И. в число базальных (первичных) эмоций , имеющих, помимо прочего, и мотивационное значение. И. описывается в таких терминах, как увлеченность содержанием и вовлеченность в задачу , в процесс деятельности (ср. Переживание потока ).

Л. С. Выготский трактовал И. как специфически человеческий уровень в развитии потребностей, для которого характерна сознательность и свобода: «Интерес предстает перед нами как осознанное стремление, как влечение для себя, в отличие от инстинктивного импульса, являющегося влечением в себе». И. – это «высшие культурные потребности», являющиеся движущими силами поведения. В «Психологическом словаре» (1931) Б. Е. Варшавы и Л. С. Выготского И. определяется как «эмоционально окрашенная установка, направленность на какую-либо деятельность или на какой-либо объект, вызванная положительным отношением к предмету».

Само слово «И.» хотя и имеет лат. основу, но к классическому лат. языку не принадлежит; оно появилось в капиталистическую эпоху как технический, специальный (а именно бухгалтерский) термин, означавший ожидаемый доход (выгоду) от каких-то затрат. (Б. М.)

ИНТЕРИОРИЗАЦИЯ (от лат. interior – внутренний; букв.: переход извне внутрь) – психологическое понятие, означающее формирование стабильных структурно-функциональных единиц сознания через усвоение внешних действий с предметами и овладение внешними знаковыми средствами (напр., формирование внутренней речи из внешней речи). Иногда расширенно трактуется в смысле любого усвоения информации, знаний, ролей , ценностных предпочтений и т. п. В теории Л. С. Выготского в основном речь идет о формировании внутренних средств сознательной деятельности из внешних средств общения в рамках совместных видов деятельности; др. словами, понятие И. относилось Выготским к формированию «системного» строения сознания (противопоставляемого «смысловому» строению). Однако И. не завершает процесс формирования высших психических функций , требуется еще интеллектуализация (или рационализация).

В работах Выготского встречаются след. син. И.: вращивание, овнутривание. 4-ю стадию своей первоначальной схемы развития высших психических функций Выготский называл «стадией вращивания». В англоязычных словарях термин «И.» не встречается. Близким по звучанию и значению является термин «интернализация», который во многом нагружен психоаналитическим смыслом. См. также Законы и стадии развития высших психических функций, Теория поэтапного формирования умственных действий, Теория развития восприятия путем формирования перцептивных действий, Умственные действия, Усвоение, Учение . (Б. М.)

ИНТЕРО(РЕ)ЦЕПТОРЫ (от лат. interior – внутренний + receрtor —принимающий) – специализированные окончания (рецепторы ) центростремительных нервов во внутренних органах и тканях организма. И. классифицируют по анатомической локализации и адекватному раздражителю. По анатомическому принципу выделяют И. сосудистые, тканевые, внутренних органов. Заметим, что Ч. Шеррингтон не включал в категорию И. рецепторы скелетных мышц, сухожилий и связок, объединяемые термином проприоцепторы (см. Классификация ощущений ).

По функциональному принципу различают след. И.: механорецепторы(называемые также барорецепторами), реагирующие на растяжение, деформацию тканей; хеморецепторы (химиорецепторы), реагирующие на любые изменения химизма окружающей рецептор среды; терморецепторы , реагирующие на изменения температуры в окружающей рецептор среде; осморецепторы , реагирующие на изменения осмотического давления; ноцирецепторы , реагирующие на болевые раздражения внутренних органов. И. играют важную роль в поддержании постоянства внутренней среды организма (гомеостаза ), рефлекторной регуляции деятельности внутренних органов и систем.

Основная масса интероцептивных импульсов не достигает коры головного мозга и не осознается человеком. Только часть, имеющих значение для сохранения целостности организма, при их суммировании достигает мозгового конца интероцептивного анализатора.

ИНТЕРСТИМУЛЬНЫЙ ИНТЕРВАЛ –см. Межстимульный интервал .

ИНТЕРФЕЙС –Человеко-системный интерфейс .

ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ (от лат. inter – взаимно, между собой + ferio – ударяю, поражаю) – взаимодействие двух или большего числа одновременных или последовательных процессов, при котором возникает нарушение (подавление) по крайней мере одного из них. Иногда И. называют любое взаимодействие, в т. ч. и не ведущее к нарушению участвующих в нем процессов. Наиболее интенсивно феномены И. исследуются в области психологии познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления . Исследования показывают, что И. возникает с тем большей вероятностью, чем выше совокупные требования познавательных и исполнительных процессов к ограниченному объему внимания (см. Внимания объем ). См. Интерференция навыков .

Добавление ред.: Помимо приведенного варианта этимологии термина «И.» существует еще один, на который обратил внимание Д. Г. Элькин (1972). Слово «И.» происходит от лат. слов inter + fero – несу, что в целом означает «перенос».

ИНТЕРФЕРЕНЦИЯ НАВЫКОВ (англ. habit interference ) – негативный эффект переноса навыков; состоит в том, что выполнение (освоение) одного навыка затрудняет выполнение (освоение) другого. Исследования интерференции при обучении сенсомоторным действиям свидетельствуют о том, что при переходе от одного (ставшего привычным, «нормальным») к другому (напр., инвертированному) соотношению элементов перцептивного и моторного полей «когнитивные» компоненты действия интерферируют настолько сильно, что маскируют все прочие результаты научения. При создании средств отображения и органов управления следует избегать ситуаций, в которых нарушены привычные соотношения перцептивного и моторного полей , тем более ситуаций, в которых от оператора требуется переход от одного типа соотношений к другим. См. также Забывание .

ИНТОНАЦИЯ — см. Речь .

ИНТРОВЕРСИЯ (англ. introversion ; от лат. intro – внутрь + versae, versie – поворот; букв.: обращенность вовнутрь) – комплексное свойство (комплекс черт) личности , стандартно описываемое как склонность избегать соц. контактов (некоммуникабельность, необщительность), стремление к уединению, ориентация не на внешний, а на внутренний мир (чувств, мыслей, образов ). Крайние степени И. характерны для аутизма . К комплексу черт интроверта относят также стремление к точности, педантичности, планированию своих действий; нерешительность, осторожность; ответственность. И. рассматривается как противоположность экстраверсии , с которой ее связывает единая психодиагностическая шкала. Большинство людей получают средние оценки по шкале «экстраверсия – И.» (обычное название этой шкалы – «экстраверсия», «шкала Е»; от англ. extraversion ), т. е. являются амбивертами . (Б. М.)

Наши рекомендации