Как можно определить наиболее полно суть профилактики?

Профилактика злоупотребления наркотиками и другими психоактивными веществами

В молодежной среде

Информационный материал

для кураторов учебных групп и воспитателей общежитий

Гомель

ГомГМУ

Составитель:

С.А.Задорожнюк

Профилактика злоупотребления наркотиками и другими психоактивными веществами в молодежной среде: информационный материал для кураторов учебных групп и воспитателей общежитий. – Гомель: УО «Гомельский государственный медицинский университет», 2015. -

По материалам курса «Лучшие практики профилактической работы по проблеме ВИЧ/СПИД с подростками и молодыми людьми групп риска» РОО «Белорусская Ассоциация клубов ЮНЕСКО».

Введение

Доказано: наиболее эффективным путем борьбы с эпидемией является профилактика.

Именно она позволяет не допустить приобщения молодежи к наркотикам и другим психоактивным веществам (ПАВ). Немаловажно и то, что профилактика значительно дешевле лечения и позволяет охватить все слои населения. Именно она является необходимым барьером, сдерживающим эпидемию наркомании и злоупотребления другими ПАВ во многих странах мира.

Какова ситуация в области профилактики?

  • От декларативного признания необходимости профилактической работы общество переходит к активным действиям.
  • Разрабатываются стратегические подходы, ведутся научные исследования.
  • Профилактика уже не представляет собой лишь малоэффективные попытки информирования молодежи о наркотиках и их последствиях, а имеет четко сформулированные цели, задачи, стратегии.
  • Определены факторы риска, способствующие наркотизации, а также факторы, которые, напротив, обеспечивают устойчивость личности.

В профилактике выделены медико-психологические, психотерапевтические, социальные и педагогические технологии.

Медико-психологические технологии предусматривают систему действий, направленную на развитие личности, способной эффективно развиваться, преодолевать жизненные трудности и проблемы.

Социальные и педагогические технологии связаны с грамотным предоставлением информации, умением заинтересовать идеями здоровой жизни. И, что особенно важно, - формированием социально-поддерживающей среды (обучение родителей, преподавателей, сверстников, поддерживающему поведению, созданию благоприятного климата).

Трагические «качели»

Как можно определить наиболее полно суть профилактики?

Есть крылатое выражение: «Человек создан для счастья, как птица для полета». Его можно перефразировать в контексте нашей проблемы таким образом: «Человек создан для стресса, так же как и стресс необходим человеку».

Стресс – «заводной ключ» жизненных сил, основа мотивации к существованию. Его преодоление продвигает вперед, служит развитию. Однако неумение совладать со стрессом грозит болезнью, саморазрушением. И часто в такой ситуации человек обращается за «помощью» к наркотику.

Если мы хотим заниматься профилактикой всерьез, мы будем помогать человеку находить и развивать свои персональные ресурсы. В противном случае нам никогда не справиться с тем, что, уменьшая в популяции потребление алкоголя, мы неизбежно увеличиваем потребление наркотиков, или наоборот.

Снижая и то, и другое, увеличиваем количество суицидов, неврозов и психосоматической патологии. Это – трагические качели, результат непонимания того, что профилактика – прежде всего процесс формирования умения эффективно преодолевать стресс.

Для того чтобы быть успешным и здоровым, надо иметь развитые ресурсы. То есть определенные способности, позволяющие человеку справляться с требованиями жизни.

Здесь и умение понимать ситуацию, прогнозировать последствия собственных поступков и поступков окружающих. А главное – нести ответственность за свое поведение и жизнь в целом.

Иными словами ресурсы личности – тот базис, который позволяет нам без страха принимать жизненные трудности, стремиться не избегать их, разумно разрешать встречающиеся проблемы.

Самое юное направление

Для того чтобы не употреблять наркотики и не сгибаться под давлением социального и психологического стресса, надо иметь веские основания.

Совершенно недостаточно просто понимать, что не следует разрушать себя. А почему бы не попробовать?

Для того, чтобы серьезно не желать саморазрушения, необходимо очень сильно хотеть жить, развиваться, быть здоровым, успешным.

А всем ли знакома радость «создания себя», созидания вообще?

Следует сразу сказать, что исследования мотивации к здоровью – очень юное направление научных исследований и практических воплощений.

Первое условие – повышение осознания человеком того, что с ним происходит. Зигмунд Фрейд был первым, кто утверждал важность процесса осознания бессознательных процессов, психических травм, оставивших свой след, скрытых мыслей и чувств.

Следующее условие – социальная поддержка, поддерживающие отношения. Очень важно избежать устаревшего мнения о том, что менять себя человек должен в одиночку, это его личная задача.

Поддержка может исходить от друзей или членов семьи, группы. Но в любом случае отношения должны обеспечивать заботу, понимание и принятие. Помогать не просто. К сожалению, многие не обладают даже простейшими навыками, не умеют выслушать, не умеют сочувствовать, хотя именно это помогает безотказно.

Еще чрезвычайно важный инструмент преодоления собственных проблем – высвобождение эмоций, чаще его называют катарсисом. Это яркое, иногда внезапное эмоциональное переживание. Катарсис – энергетически очень мощный процесс. Часто пережить его заставляет какая-то жизненная ситуация. А специалисты умеют вызвать такой выброс эмоций с помощью специальных методов в процессе профилактического тренинга.

Наши рекомендации