Соматоформная вегетативная дисфункция

Дыха­тельной системы

Психосоматическое значение дыхательной системы. Эмоциональное состояние человека определяет как ви­димые показатели дыхания — его частоту и глубину, так и фи­зиологические функции легких — насыщение крови кислоро­дом и поддержание кислотно-щелочного равновесия (Бройтигам и др., 1999).

Простое возбуждение как элементарная и еще недиффе­ренцированная форма таких состояний, как страх, гнев, ярость и т. д., приводит к учащению дыхания. Длительно сохраняю­щееся, не находящее разрядки возбуждение (например, сек­суальное) может проявляться «актерным» типом дыхания, ги­первентиляцией. Уравновешенное, приятное настроение приводит к спокойному и гармоничному ритму вдоха и выдо­ха, как это бывает во сне. В состоянии ужаса, внезапного по­трясения может наступить кратковременная остановка дыха­ния. Внешне изменение характера дыхания могут быть почти незаметны. Вдох может растягиваться, задерживаться так, что наступает вздох. Выдох также может укорачиваться или затя­гиваться и этим как бы акцентироваться, пока не наступит чувство облегчения при вздохе.

Таким образом, дыхание — это не только физиологиче­ская функция, которая осуществляется и регулируется потреб­ностями человека. Оно является фундаментальным свойством состояния собственного Я, это способ обмена и установления равновесия между индивидуумом и средой. При отделении новорожденного от материнского организма он должен преж­де всего дышать. Первый крик — это первое проявление са­мостоятельной жизни. Приравнивание дыхания к автономно­му существованию неразрывным образом запечатлевается в организме.

Дыхание является также средством самовыражения. Ды­хание отражает эмоциональные процессы и раскрывает их надежнее, чем любая другая вегетативно управляемая функция: печаль уменьшает глубину дыхания, в то время как радость увеличивает ее.

К проявлениям соматоформной вегетативной дисфункции дыхательной системыотносят невротический кашель, невротический дыхательный синдром и синдром гипервентиляции.

Невротический кашель

Кашель «закатывание» прояв­ляется надрывностью, чувством неудовлетворения после каждого следующего откашливания. Кашель "закатывание" часто наблюдается у детей, которые подвергаются произвольной смене потворствования и суровости со стороны родителей, не дающих им истинной любви. Приступы возникают как следствие усугубления этой ситуации или связанной с ней неуверенности.

Кашель может проявляться т.н. «подкашливаниями» — своеобразными двигательными актами, целью которых является устранения дискомфорта в дыхательном горле («снятия пленки или слизи»). Удручающие эмоции могут усиливать бронхиальную секрецию и вести к повы­шению сукровичной экссудации подобно тому, как они стимулируют желудочную секрецию. Кашель может иметь инфекционно-органическое начало, но если он задерживается без откашливания бронхиального секрета, это является указанием на внутреннее напряжение. Кашель в этом случае служит разгрузке. Он может также иметь целью выразить внутренние побуждения, восприни­маемые как чуждые или опасные. Ввиду того, что отхаркиваемый экссудат в репертуаре ругательств находится недалеко от экскре­ментов, кашель может также иметь смысл оскорбления.

В основе хронического кашля часто лежат чувства гнева и ярос­ти, которые пациент не видит возможности облечь в слова, то говорят в этой связи о "протестном кашле". При этом про­тест, относящийся в основном к какому-то определенному чело­веку, относительно недалек от сознания.

Поэтому, в терапевтической беседе больного следует всячески поощрять с целью его эмоционального отреагирования и призывать к то­му, чтобы он вербализовал свой протест или попытался каким-то образом изменить ситуации, лежащие в основе протеста. Наряду с этим, могут быть рекомендованы специальные (управляемые им) дыхательные упражнения или аутогенная тренировка (аутотренинг).

Наши рекомендации