Соматоформная вегетативная дисфункция
Дыхательной системы
Психосоматическое значение дыхательной системы. Эмоциональное состояние человека определяет как видимые показатели дыхания — его частоту и глубину, так и физиологические функции легких — насыщение крови кислородом и поддержание кислотно-щелочного равновесия (Бройтигам и др., 1999).
Простое возбуждение как элементарная и еще недифференцированная форма таких состояний, как страх, гнев, ярость и т. д., приводит к учащению дыхания. Длительно сохраняющееся, не находящее разрядки возбуждение (например, сексуальное) может проявляться «актерным» типом дыхания, гипервентиляцией. Уравновешенное, приятное настроение приводит к спокойному и гармоничному ритму вдоха и выдоха, как это бывает во сне. В состоянии ужаса, внезапного потрясения может наступить кратковременная остановка дыхания. Внешне изменение характера дыхания могут быть почти незаметны. Вдох может растягиваться, задерживаться так, что наступает вздох. Выдох также может укорачиваться или затягиваться и этим как бы акцентироваться, пока не наступит чувство облегчения при вздохе.
Таким образом, дыхание — это не только физиологическая функция, которая осуществляется и регулируется потребностями человека. Оно является фундаментальным свойством состояния собственного Я, это способ обмена и установления равновесия между индивидуумом и средой. При отделении новорожденного от материнского организма он должен прежде всего дышать. Первый крик — это первое проявление самостоятельной жизни. Приравнивание дыхания к автономному существованию неразрывным образом запечатлевается в организме.
Дыхание является также средством самовыражения. Дыхание отражает эмоциональные процессы и раскрывает их надежнее, чем любая другая вегетативно управляемая функция: печаль уменьшает глубину дыхания, в то время как радость увеличивает ее.
К проявлениям соматоформной вегетативной дисфункции дыхательной системыотносят невротический кашель, невротический дыхательный синдром и синдром гипервентиляции.
Невротический кашель
Кашель «закатывание» проявляется надрывностью, чувством неудовлетворения после каждого следующего откашливания. Кашель "закатывание" часто наблюдается у детей, которые подвергаются произвольной смене потворствования и суровости со стороны родителей, не дающих им истинной любви. Приступы возникают как следствие усугубления этой ситуации или связанной с ней неуверенности.
Кашель может проявляться т.н. «подкашливаниями» — своеобразными двигательными актами, целью которых является устранения дискомфорта в дыхательном горле («снятия пленки или слизи»). Удручающие эмоции могут усиливать бронхиальную секрецию и вести к повышению сукровичной экссудации подобно тому, как они стимулируют желудочную секрецию. Кашель может иметь инфекционно-органическое начало, но если он задерживается без откашливания бронхиального секрета, это является указанием на внутреннее напряжение. Кашель в этом случае служит разгрузке. Он может также иметь целью выразить внутренние побуждения, воспринимаемые как чуждые или опасные. Ввиду того, что отхаркиваемый экссудат в репертуаре ругательств находится недалеко от экскрементов, кашель может также иметь смысл оскорбления.
В основе хронического кашля часто лежат чувства гнева и ярости, которые пациент не видит возможности облечь в слова, то говорят в этой связи о "протестном кашле". При этом протест, относящийся в основном к какому-то определенному человеку, относительно недалек от сознания.
Поэтому, в терапевтической беседе больного следует всячески поощрять с целью его эмоционального отреагирования и призывать к тому, чтобы он вербализовал свой протест или попытался каким-то образом изменить ситуации, лежащие в основе протеста. Наряду с этим, могут быть рекомендованы специальные (управляемые им) дыхательные упражнения или аутогенная тренировка (аутотренинг).