Требования к организации практик
Заместитель Министра образования
Российской Федерации
___________В.Д. Шадриков
______________2005г.
Номер государственной регистрации
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ
СТАНДАРТ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Специальность 031900 Специальная психология
Квалификация специальный психолог
Вводится с момента утверждения
Москва 2005
Специальная психология
1.1. Специальность утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации № 686 от 02.03.2000г.
1.2. Квалификация выпускника – специальный психолог.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки специального психолога по специальности 031900 Специальная психологияпри очной форме обучения 5 лет.
1.3. Квалификационная характеристика выпускника
Выпускник, получивший квалификацию специальный психолог, соблюдает права и свободы обучающихся, содержащиеся в Законе Российской Федерации “Об образовании”, Конвенции о правах ребенка”. Систематически повышает свою профессиональную квалификацию. Выполняет правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты. Обеспечивает охрану жизни и здоровье обучающихся в период образовательного процесса.
Выпускник должен знать:
Конституцию Российской Федерации, законы Российской Федерации, решения Правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам образования, Конвенцию о правах ребенка, основы общих и специальных дисциплин в объеме, необходимом для решения профессиональных задач.
Специалист владеет:
умением проводить психологическое обследование с целью определения хода психического развития, соответствия возрастным нормам; методами дифференциальной диагностики для определения типа отклонений; умением формулировать психологическое заключение;
методами консультирования детей и взрослых с отклонениями в развитии, их родителей и педагогов по проблемам обучения, развития, жизненного и профессионального самоопределения;
методами психопрофилактической работы, направленной на создание благоприятного психологического климата в образовательном учреждении, семье;
умениями и навыками разработки и реализации коррекционно-образовательные программы; методами психологической коррекции; знаниями о профилактике и методах коррекции привычек, наносящих ущерб здоровью, способах защиты от неблагоприятного влияния социальной среды;
способами оказания психологической помощи в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального происхождения;
навыками организации и проведения научно-исследовательской работы.
Выпускник, получивший квалификацию специальный психолог, подготовлен для работы в образовательных учреждениях различного типа и в различных типах социально-культурной практики.
Видами деятельности специалиста являются:
диагностико-аналитическая; консультативная; психопрофилактическая; воспитательная;
коррекционно-развивающая; преподавательская; просветительская;
научно-исследовательская.
1.4. Возможность продолжения образования выпускника – специального психолога, освоившего основную образовательную программу высшего профессионального образования по специальности 031900 Специальная психология
Выпускник подготовлен для продолжения образования в аспирантуре.
Требования к организации практик
Составнойчастью профессиональной подготовки специального психолога является овладение умениями и навыками, необходимыми для успешной реализации основных направлений психологической службы в образовании для оказания специальной психологической помощи лицам с отклонениями в развитии.
Практика осуществляется с учетом основных видов профессиональной деятельности, к которым должен быть готов специальный психолог (психологическая диагностика, психологическая профилактика, консультирование, психологическая коррекция, преподавание).
В процессе прохождения практики будущий специалист приобретает опыт работы с детьми и подростками разного возраста, обучающимися в различных типах специальных (коррекционных) образовательных учреждений, со взрослыми (родителями, педагогами, а также с лицами, нуждающимися в специальной психологической помощи).
Ознакомительная практика организуется в разных типах учреждений, в процессе которой студенты знакомятся с различными отклонениями в психическом развитии детей и овладевают различными видами наблюдения как метода психологического изучения детей.
Первая комплексная практика проводится с детьми с отклонениями в развитии дошкольного возраста, в процессе которой студенты овладевают базовыми навыками диагностической и коррекционной работы.
Вторая комплексная практика проводится с детьми школьного возраста, в процессе которой продолжается формирование необходимых знаний, умений и навыков оказания специальной психологической помощи.
Третья комплексная практика направлена на формирование навыков психологического консультирования и психологической коррекции применительно к различным категориям детей с отклонениями в развитии и ближайшему социальному окружению.
Типы специальных учреждений, в которых будущие специалисты проходят практику, определяются потребностями и возможностями региона.