Требования к организации практик

Заместитель Министра образования

Российской Федерации

___________В.Д. Шадриков

______________2005г.

Номер государственной регистрации

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ

СТАНДАРТ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Специальность 031900 Специальная психология

Квалификация специальный психолог

Вводится с момента утверждения

Москва 2005

Специальная психология

1.1. Специальность утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации № 686 от 02.03.2000г.

1.2. Квалификация выпускника – специальный психолог.

Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки специального психолога по специальности 031900 Специальная психологияпри очной форме обучения 5 лет.

1.3. Квалификационная характеристика выпускника

Выпускник, получивший квалификацию специальный психолог, соблюдает права и свободы обучающихся, содержащиеся в Законе Российской Федерации “Об образовании”, Конвенции о правах ребенка”. Систематически повышает свою профессиональную квалификацию. Выполняет правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты. Обеспечивает охрану жизни и здоровье обучающихся в период образовательного процесса.

Выпускник должен знать:

Конституцию Российской Федерации, законы Российской Федерации, решения Правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам образования, Конвенцию о правах ребенка, основы общих и специальных дисциплин в объеме, необходимом для решения профессиональных задач.

Специалист владеет:

умением проводить психологическое обследование с целью определения хода психического развития, соответствия возрастным нормам; методами дифференциальной диагностики для определения типа отклонений; умением формулировать психологическое заключение;

методами консультирования детей и взрослых с отклонениями в развитии, их родителей и педагогов по проблемам обучения, развития, жизненного и профессионального самоопределения;

методами психопрофилактической работы, направленной на создание благоприятного психологического климата в образовательном учреждении, семье;

умениями и навыками разработки и реализации коррекционно-образовательные программы; методами психологической коррекции; знаниями о профилактике и методах коррекции привычек, наносящих ущерб здоровью, способах защиты от неблагоприятного влияния социальной среды;

способами оказания психологической помощи в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального происхождения;

навыками организации и проведения научно-исследовательской работы.

Выпускник, получивший квалификацию специальный психолог, подготовлен для работы в образовательных учреждениях различного типа и в различных типах социально-культурной практики.

Видами деятельности специалиста являются:

диагностико-аналитическая; консультативная; психопрофилактическая; воспитательная;

коррекционно-развивающая; преподавательская; просветительская;

научно-исследовательская.

1.4. Возможность продолжения образования выпускника – специального психолога, освоившего основную образовательную программу высшего профессионального образования по специальности 031900 Специальная психология

Выпускник подготовлен для продолжения образования в аспирантуре.

Требования к организации практик

Составнойчастью профессиональной подготовки специального психолога является овладение умениями и навыками, необходимыми для успешной реализации основных направлений психологической службы в образовании для оказания специальной психологической помощи лицам с отклонениями в развитии.

Практика осуществляется с учетом основных видов профессиональной деятельности, к которым должен быть готов специальный психолог (психологическая диагностика, психологическая профилактика, консультирование, психологическая коррекция, преподавание).

В процессе прохождения практики будущий специалист приобретает опыт работы с детьми и подростками разного возраста, обучающимися в различных типах специальных (коррекционных) образовательных учреждений, со взрослыми (родителями, педагогами, а также с лицами, нуждающимися в специальной психологической помощи).

Ознакомительная практика организуется в разных типах учреждений, в процессе которой студенты знакомятся с различными отклонениями в психическом развитии детей и овладевают различными видами наблюдения как метода психологического изучения детей.

Первая комплексная практика проводится с детьми с отклонениями в развитии дошкольного возраста, в процессе которой студенты овладевают базовыми навыками диагностической и коррекционной работы.

Вторая комплексная практика проводится с детьми школьного возраста, в процессе которой продолжается формирование необходимых знаний, умений и навыков оказания специальной психологической помощи.

Третья комплексная практика направлена на формирование навыков психологического консультирования и психологической коррекции применительно к различным категориям детей с отклонениями в развитии и ближайшему социальному окружению.

Типы специальных учреждений, в которых будущие специалисты проходят практику, определяются потребностями и возможностями региона.

Наши рекомендации