Теоретические основы Управления.
1) Сущность управления. Система управления.
2) Общая характеристика целей, принципов, функций и методов управления.
1)
Управление как особый вид человеческой деятельности возникает из необходимости обеспечения оптимальной согласованности членов социально-экономической системы для достижения стоящих перед ними целей.
Всякое управление в общем виде представляет собой процесс воздействия на систему в целях поддержания ее в каком-то установленном режиме или переводе ее в новое состояние.
В более конкретной форме, управление представляет собой процесс воздействия на систему путем осуществления взаимосвязанных действий по формированию и использованию ресурсов организации для достижения своих целей.
Содержание процесса управления определяется общими целями, частными задачами, функциями, принципами и применяемыми методами управления, поэтому процесс управления по содержанию включает в себя определенные цели, планирование, организацию, стимулирование, регулирование и контроль.
Любая социально-экономическая система состоит из 2 самостоятельных, но взаимосвязанных подсистем: Управляемой и Управляющей.
К управляемой подсистеме относятся все элементы системы, обеспечивающие непосредственный процесс создания материальных благ или оказания услуг. К этой подсистеме относятся: Все народное хозяйство, экономика, как единый комплекс отраслей, регионов, производственных объединений, предприятий и организации всех форм собственности.
К управляющей подсистеме относятся все элементы социально-экономической системы, обеспечивающие процесс управления, то есть процесс целенаправленного воздействия на коллективы людей занятых в управляемой подсистеме.
Активным элементом управляющей системы, то есть субъектом управления являются работники, выполняющие функции управления.
Управляющая подсистема имеет определенную организационную структуру управления, управленческий персонал, технические средства управления.
Деление системы управления на управляющую и управляемую подсистемы, на объект и субъект управления, довольно условно, так как оно зависит от того, границах какого звена рассматривается система управления.
Социально-экономическим системам присущие так же техническая, технологическая, организационная. Экономическая и социальная подсистемы.
Техническая подсистема представляет собой сочетание необходимых видов оборудование в определенных пропорциях и по мощности.
Технологическая подсистема представляет собой набор правил и норм, определяющих последовательность операций, в процессе хозяйственной деятельности и управления ими.
Организационная подсистема создает необходимое условие для наиболее рационального использования средств и предметов труда. Трудовых ресурсов, путем применения прогрессивных методов и форм организации производства, труда и управления.
Экономическая подсистема выражает собой процесс единства хозяйственных связей в движении производственных фондов.
Социальная подсистема характеризуется отношениями, в которые вступают люди в процессе совместного взаимодействия. Эти отношения носят экономический характер, так как являются отношениям собственности, отношениями удовлетворения общественных, коллективных и индивидуальных интересов, поэтому социальная система совместно с экономической определяет цели хозяйственной деятельности, формирует методы и принципы ее организации.
2)
Целенаправленность является важной чертой любой человеческой деятельности.
В общем виде, цели управления выражают желаемое, достижимое состояние объекта управления. На основе поставленной цели устанавливаются различные способы ее достижении. В своей основе, цели объективные, так как в них отражаются требования объективных экономических законов развития общества.
Субъективная цели, потому что они всегда осознанны, вырабатываются и формулируются людьми.
Принципы управления базируются на действии объективных законов. Они определяют требования к системе, структуре и организации процесса управления.
Различают общие и частные принципы управления. Ведущими являются общие принципы, а частные принципы управления относятся к выполнению отдельных функций управления, или к отдельным сторонам управления.
Функции управления являются одной из категорий науки управления. Они раскрывают сущность и содержание управленческой деятельности на всех уровнях. Направлены функции управления на достижения определенной цели. Возникновение функций управления, это результат разделения и специализации труда в сфере управления.
Существует большое разнообразие функции управления, которое классифицируется по определенным признакам.
Методы управления связаны с содержанием труда работников аппарата управления.
Система методов управления – это способы и приемы, с помощью которых кадры управления выполняют закрепленные за ними функции.
В зависимости от характера воздействия на управляемую подсистему (объект управления), различают: Экономические, Административные (организационно распорядительные), Социально-психологические (воспитательные).
Лекция № 6 29.09.2010
Управление.
1) Понятие цели управления.
2) Требования формирования целей управления.
3) Классификация целей управления.
4) Методологические основы формирования целей управления.
1)
Цели являются изначальным элементом системы управления организации, выполняя организующую, мотивирующую и контролирующую функции.
Само появление организаций обычно связано с наличием у людей общих целей, что превращает управление организацией в целенаправленную деятельность. Если нет целей в организации, то и нет управления ею.
Цель, представляет собой описание будущего состояния объекта управления.
Содержание цели включает объективное и субъективное. С одной стороны цели отражают требования объективных законов жизни людей. С другой стороны является продуктом сознания людей и ими формируются, отражая их интересы.
Цель выступает как идеальное описание результата деятельности, а сама деятельность как процесс достижения цели.
Что бы цель была эффективной, в ее составе должны содержаться следующие элементы: 1) Общая задача, 2) Миссия организации, 3) Стратегия, 4) Значение организации.
1) Общие задачи организации могут быть определены как основная причине ее существования.
2) Миссией обычно называют очень общую, генеральную цель, вызывающую у членов организации состояние устремленности к чему-либо. Это удовлетворение потребностей членов общества в том или ином товаре или услугах. Она информирует членов организации, что ожидает общество от организации и что организация ожидает от своих членов.
3) Стратегия организации – это способ или средство достижения общих целей (долгосрочных).
4) Значение организации – это категория внешне и внутренне соответствующая целям и миссии организации. Руководители часто рассматривают значение своей организации как часть их задачи и миссии.
2)
Основные требования при формировании целей управления:
1) Цели должны быть достижимыми и реальными в выполнении.
2) Цел должны быть гибкими в соответствии с изменениями, которые могут произойти во внутренней и внешней среде.
3) Должны быть совместимыми, то есть долгосрочные цели должны соответствовать миссии организации, краткосрочные цели должны соответствовать долгосрочным, что бы не наблюдалось противоречий между ними.
4) Цели должны быть конкретными, четко фиксирующими необходимость их достижения, конкретных исполнителей и какие сроки.
5) Цели должны быть приемлемым для тех, кому поручено их достигать, при этом учитываются интересы исполнителей, их желания и потребности.
6) Цели должны быть измеримыми, то есть их надо формулировать таким образом, что бы при их достижении результаты возможно было бы количественно и качественно измерить и оценить, была ли цель достигнута.
3)
В общем виде цели управления классифицируются: по содержанию – экономические, социальные, идеологические, политические, научно-технические. По временному Лагу – Краткосрочные (тактические) и Долгосрочные (стратегические). По уровням управления – Народнохозяйственная, Отраслевые, Цели предприятия, Организации, их структурных подразделений, отдельных работников. По территориальному признаку – Региональная, Городские, Районные.
Экономические цели связанны преимущественно с развитием экономики страны. Важнейшим аспектом экономических целей является совершенствование производственных отношений.
В социальные цели входят задачи развития культуры, здравоохранения, просвещения, образования и т.д, то есть социальными целями конкретизируются материальные и духовные потребности общества.
Идеологические цели рассматриваются как одна из составных частей любых целей, так как идеология пронизывает буквально все направления человеческой деятельности. Именно они определяют основные направления деятельности соответствующих формирований.
Научно-технические цели являются важнейшим фактором развития социально-экономических систем. Включают специфические цели развития науки и техники.
4)
Целям управления присущи такие качества как: Соподчиненность, Развертываемость и Соотносительная важность.
- Соподчиненность выражается в том, что установление социальных целей пришедствует выбору и определению хозяйственных задач, стратегические цели, обусловливают краткосрочный и тактические, а перспективные цели пришедствуют средне и краткосрочным целям.
- Развертываемость проявляется в том, что более общая цель конкретизируется в нескольких локальных подцелях. (Общая Народнохозяйственная цель развертывается в цели отраслей, территорий, комплексов).
- Соотносительная важность целей выражается в том, что отдельные цели имеют не одинаковые значения, разную оценку, что позволяет выделить цели наиболее важные, относительно менее важные и т.д.
Соподчиненность, Развертываемость и Соотносительная важность целей положены в основы особого метода упорядочения целей, которое получило название «Дерево целей».
«Дерево целей» может быть построено для любого уровня и блока управления.
«Дерево целей»
Общая цель
Производство и сельскохозяйственная деятельность
Маркетинг
Персонал
Финансы
Посредством «Дерева целей» описывается их упорядоченная иерархия, для чего осуществляется последовательная декомпозиция главной цели на подцели следующих правил:
- Общая цель должна содержать описание конечного результата.
- При развертывании общей цели исходят из того, что реализация подцелей каждого последующего уровня является необходимым условием достижения целей предъидущего уровня.
- При формировании целей необходимо описывать желаемые результаты, а не способы их получения.
- Основание «Дерева целей» должны составлять задачи, представляющие собой формулировку работ, которые могут быть выполнены определенным способом и в установленные сроки.
На основе целей организация формулирует задачи, которые должны быть решены в процессе их достижения. Задачи должны обладать качественными, количественными и временными характеристиками.
Лекция № 8 06.10.2010
Изменение состояния экономики, как правило, оказывающее воздействие на организацию должны умело оцениваться руководством организации, так как эти изменения влияют на стоимость потребляемых ресурсов и способность потребителей приобретать определенные товары и услуги.
Например, спад экономики обычно сопровождается инфляцией, регулированием налогов, денежной массы, ставки процента.
Технологии являются одновременно и внутренним и внешним фактором, имеющим больше влияние на управление организацией.
Технологические инновации влияют на эффективность, поэтому наукоемкие и высокотехнологические предприятия и организации должны быть в состоянии быстро реагировать на новые разработки и сами так же участвовать в инновациях.
Социокультурные факторы, среди которых преобладают традиции и жизненные ценности, формирующиеся под воздействием национальных и организационных культур, влияющих на деятельность организации.
Политические факторы имеют особое влияние на деятельность организации. Например, отношения законодательных органов власти, администрации, судов, к бизнесу и предпринимательству является выражением этих политических партий.
Политические факторы влияют на такие действия органов власти и управления, как налогообложение доходов организации, установление налоговых льгот или льготных, торговых пошлин, защита прав потребителей, контроль цен и заработной платы и т.д.
Политическая стабильность, политические изменения могут привести иностранного инвестора или экспортера продукции к ограничению прав собственности или установлению специальных пошлин. Необходимо регулировать отношение с окружающим сообществом, в котором функционирует организация. Многие организации прилагают усилия для поддержания нормальных отношений с сообществом. Выражаются эти усилия, например, участие в финансировании действующих местных программ, спортивных и культурных мероприятий.
Не зная среды, организация существовать не может. Анализ среды должен проводиться с целью выявления возможностей и угроз, которые могут возникнуть во внешней среде по отношению к организации.
При анализе факторов внутренней и внешней среды необходимо знать, что они взаимосвязаны и поэтому анализ должен проводиться комплексно.
Тема: Общенаучные методы теории управления.
1) Понятие и классификация методов управления.
2) Организационно распорядительные методы управления.
3) Экономические методы управления.
4) Социально психологические методы управления.
1)
Методами управления называют приемы, способы воздействия на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей.
Методы управления призваны обеспечить эффективность работы социально-экономических систем, обеспечить своевременную ликвидацию отклонений от намеченной программой действий.
Цели и методы управления взаимосвязаны, ибо цели обеспечивают специфику применения системы методов, а методы обеспечивают реальность достижения поставленных целей.
На практике применяются методы управления, различающиеся своим содержанием, направленностью, организационными формами, содержания, какие отношения управления они выражают, специфику приемов и способов воздействия.
Направленность методов ориентирована на систему управления или объект. (Фирму, компанию, отдел).
Организационная форма – это единоличное, коллегиальные, коллективные формы воздействия на сложившуюся ситуацию.
Решения любой хозяйственной задачи на любом уровне управления требует комплексного применения субъектам управления, различных методов управления и стимулов к труду.
К таким методам относятся: Организационно распределительные, экономические и социально-психологические методы управления.
2)
Организационно распределительные методы призваны: Во-первых, обеспечивать организационную четкость, дисциплинированность и эффективность деятельности социально-экономической системы. Во-вторых, поддерживать необходимый распорядок работы в системе, приводить в действия постановления, руководящих органов и лиц. Реализовывать принятое решение.
Эти методы ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость трудовой дисциплины, чувства долга Стремление человека трудится в определенной организации.
Эти методы содержит правовые нормы и акты (ФЗ, приказы, постановления, государственные стандарты, инструкции) утверждаемые государственными органами для обязательного выполнения.
При определении их состава и содержания должны использоваться правовые акты, объединенные в систему.
Они содержат методы организационного воздействия (инструкции, организационные схемы, нормативы) действующие внутри организации.
Распорядительные методы (приказы, распоряжения) использующиеся в процессе оперативного управления.
3)
Экономические методы управления лежат в основе механизма хозяйствования. Обусловлено это тем, что управленческие отношения определятся в первую очередь экономическими отношениями и лежащими в их основе объективными потребностями, и интересами людей.
В соответствии со структурой экономических отношений, различают 2 группы экономических методов.
1. Методы прямого воздействия на участников хозяйственного процесса.
2. Методы косвенного процесса.
Методы прямого воздействия основаны на прямом распределении материальных, денежных и трудовых ресурсов со стороны государственных органов или вышестоящей организации.
Методы косвенного воздействия основаны на использовании товарно-денежных отношений. На экономическом стимулирование хозяйственной деятельности (эффективном использовании системы материального стимулирования, поощрений и санкций, кредитования и финансирования). Использование системы свободных, договорных, но экономически обоснованных цен, влияющих на развития социально-экономической системы.
Основное требование экономических методов – соизмерение затрат с результатами хозяйствования, то есть совмещение собственных доходов с производственными и обеспечение рентабельности хозяйствования.
Экономические методы используются федеральными и региональными управления в области налоговой системы, кредитно-финансового механизма страны в целом и регионов.
4)
Основаны на социологии (изучает общество) и психологии (изучает психологические свойства личности). Социально-психологические методы основаны на использовании моральных стимулов к труду и оказании воздействия на личность с помощью психологических приемов, в целях превращения административного задания - осознанный долг, внутренняя потребность человека.
Включает в себя формирование коллективов, создание морально-психологического климата, творческой атмосферы в коллективе.
Использование различных форм коллективного и индивидуального морального поощрения. Сохранение и развитие традиций организации. Учет индивидуально-психологических особенностей членов коллектива в управлении организацией.
Изучение и направленное формирование мотивов трудовой деятельности членов коллектива и учет их в управлении.
Для выявления социально-психологических факторов, влияющих на эффективность и качество труда следует использовать анкетирование, применение специальных тестов и т.д.
Лекция № 9 13.10.2010
Тема: Организационные формы и структуры управления.
1) Понятие организационной структуры управления.
2) Основные типы организационных структур управления.
3) Принципы формирования организационного управления.
4) Соотношение централизации и децентрализации в структуре управления.
5) Эффективность управленческих структур.
1)
Организация означает - строение, устройство чего-либо.
Понятие структура - обозначает наличие и связь основных частей чего-либо. В теории управления организационная структура обычно используется для обозначения внутреннего строения организации, совокупности взаимосвязей между подразделениями организации.
Под структурой управления организацией понимается упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях.
Одна из главных функций организационной структуры – обеспечение координации и контроля в деятельности подразделений организации.
Организационная структура управления может создаваться:
Во-первых, в соответствии с особенностями деятельности рынка, номенклатурой и ассортиментом продукции, спецификой рынка и т.д.
Во-вторых, в соответствии с видом деятельности организации (производство, маркетинг, финансы, подготовка персонала и т.д).
Основой для проектирования организационных структур управления выступают: Разделение и специализация труда в сфере управления.
Характер любой структуры управления определяют:
- Элементы структуры.
- Горизонтальные и вертикальные связи.
- Линейные, функциональные и межфункциональные связи.
К элементам структуры управления относят:
- Службы.
- Отделы.
- Отдельных работников организации.
Каждый элемент имеет определенное место и соответствующие связи для взаимодействие элементов. Отношения между элементами складывается 5 типов.
1. Горизонтальная.
2. Вертикальная.
3. Линейная.
4. Функциональная.
5. Межфункциональная.
Горизонтальные связи – это как правило одноуровневые связи, закрепляющие характер согласованности действий элементов.
Вертикальные связи, как правило, многоуровневые закрепляющие характер подчинения элементов.
Линейные связи – это связи между линейными руководителями, характеризующие движение управленческих решений и информации между ними.
Линейные связи возникают между подразделениями и руководителями разных уровней управления.
Функциональные связи – это связи между подразделениями и руководителями, выполняющие определенную деятельность на разных уровнях управления. При отсутствии между ними административного подчинения.
Межфункциональные связи, это связи, возникающие между подразделениями одного и того же уровня.
2)
Выделяют следующие основные типы организационные структур управления:
1) Линейная.
2) Линейно-штабная.
3) Функциональная.
4) Линейно-функциональная.
5) Программно-целевые структуры.
6) Дивизиональная.
1) Линейная структура управления проявляется в следующих особенностях.
А. Образуется в результате построения аппарата управления только из взаимоподчиненных органов в виде иерархической лестницы.
Б. Во главе каждого подразделения находится руководитель, наделенный всеми полномочиями и осуществляющий единоличное руководство подчиненными ему работниками.
Все функции управления сосредоточены в его руках, а сам руководитель находится в непосредственном подчинении руководителя высшего уровня.
Г. В линейной структуре разделение системы управления на составляющие элементы осуществляется по производственному признаку с учетом степени технологических особенностей, концентрации, широты номенклатуры продукции.
Д. В наибольшей степени соблюдается принцип единоначалия, так как подчиненные выполняют распоряжения только одного руководителя, а вышестоящий орган управления не имеет права отдавать распоряжения каким либо исполнителям минуя их непосредственного руководителя.
Е. Структура используется в руководстве небольшими организациями и предприятиями при отсутствии широких кооперационных связей между предприятиями.
Преимущества линейной структуры:
1. Единство и четкость распорядительства.
2. Согласованность действий исполнителей.
3. Четкая система взаимных связей между руководителем и подчиненными.
4. Быстрота реакции в ответ на прямые указания руководителя.
Недостатки линейной структуры.
1. Высокие требования к руководителю, который должен иметь обширные, разносторонние знания и опыт по всем функциям управления и сферам деятельности, что ограничивает возможности руководителя по эффективному управлению.
2. Перегрузка менеджеров из-за огромного количества информации и множественности контактов с подчиненными.
3. Отсутствие звеньев по подготовке управленческих решений.
2) Линейно-штабная структура имеет свои особенности:
А. Включает в себя специально созданные при линейном руководителе подразделения, которые не обладают правом принятия решений и руководство какими либо нижестоящими подразделениями.
Б. К штабным подразделениям относят службы контролинга, отделы координации и анализа, юридические службы, социологические службы.
Достоинства данной структуры:
1. Более глубокая и осмысленная подготовка управленческих решений.
2. Освобождение линейных менеджеров от чрезмерной загрузки.
3. Возможность привлечения специалистов и экспертов в определенных областях.
Недостатки данной структуры:
1. Тенденция к чрезмерной централизации.
2. Недостаточно четкая ответственность, так как готовящий решение не участвует в его реализации.
3. Сохранение высоких требований к высшему руководству принимающему решения.
3) Функциональная структура управления имеет следующие особенности.
А. каждый орган управления специализирован на выполнении отдельных функций управления
Б. Выполнение указаний каждого функционального органа в пределах его компетенции обязательно для нижестоящих подразделений.
В. Специализация аппарата управления на закрепленных функциях, повышает эффективность его работ, как высоко квалифицированных специалистов.
Преимущества данной системы:
1. Высокая компетентность специалистов, отвечающих за осуществление конкретных функций.
2. Освобождение линейных менеджеров от решения многих специальных вопросов и избавление их от решения текущих проблем.
Недостатки данной системы.
1. Длительная процедура принятия решений.
2. Снижение ответственности исполнителей за работу, так как каждый исполнитель получает указание от нескольких руководителей функциональных служб.
3. Дублирование и несогласованность указаний и распоряжений, получаемых работниками, поскольку функциональный руководитель и специальное подразделение ставят свои вопросы естественно на первое место.
4) Линейно-функциональная структура управления имеет следующие особенности:
А. Обеспечивает такое разделение управленческого труда, при котором линейные руководители призваны издавать приказы, распоряжения, а функциональные в основном, консультировать, помогать в разработке конкретных вопросов и подготовке соответствующих планов, решений программ.
Б. Руководители функциональных подразделений осуществляют влияние на нижестоящее подразделение формально.
В. Роль функциональных служб зависит т масштабов хозяйственной деятельности и структуры управления.
Достоинства данной структуры:
1. Освобождает линейных руководителей от решения вопросов связанных с планированием, материально техническим обеспечением и т.д.
2. Высокая компетентность специалистов, отвечающих за конкретные функции.
3. Расширение возможностей линейных руководителей по оперативному управлению, так как они высвобождаются от подготовки сведений по вопросам функциональной деятельности.
Недостатки данной структуры:
1. Каждое звено заинтересованно в достижении своей узкой цели, а не общей цели организации.
2. Отсутствие тесных взаимосвязей и взаимодействия на горизонтальном уровне между подразделениями.
3. Длительная процедура принятия решений
4. Снижение ответственности исполнителей за работу, так как каждый из них получает указание от нескольких руководителей.
5. Нарушение принципа единоначалия.
Лекция № 10 15.10.2010
5) Программно-целевые структуры управления имеют следующие особенности в последнее время находят самое широкое применение. В условиях НТП возрастает взаимосвязь предприятий и организаций различных отраслей народного хозяйства. Усиливается взаимосвязь между ними. Практически каждая проблема, больших масштабов, сегодня является межотраслевой и межрегиональной, требующей усилий многих отраслевых и территориальных органов управления.
Эта ситуация усложняет управление по координации связей и требует совершенствования организационных форм управления, новых подходов к решению возникающих проблем.
Одним из них является целевой подход, суть которого заключается в непосредственном воздействии целей на систему управления. При этом в качестве самостоятельных проблем управления выделяются такие, которые не вписываются не в отраслевую, не в территориальную формы.
Для решения проблем разрабатываются специальные, комплексные программы, выполнение которых требует создания соответствующих систем управления, собственными структурами, полномочиями, ответственностью.
После решения проблемы, созданные структуры упраздняются, а их полномочия передаются отраслевым и территориальным органам управления по принадлежности.
Имеются следующие разновидности программно-целевых структур управления:
- Управление по проекту.
- Управление по продукту.
- Матричные структуры управления.
- Координационные комиссии.
Общим для всех видов является направленность на реализацию поставленных целей и временный характер функционирования до решения поставленной проблемы.
* Управление по проекту осуществляет специально созданная группа (проектная группа). Состоит эта группа из специалистов различных подразделений. Возглавляется руководителем, действующим от имени руководства организации предприятия.
Проектные группы разрабатывают и утверждают, реализуют план, контролируя его выполнения. Управление по проекту предусматривает передачу ресурсов проектной группы.
* Управление по продукту создается в целях сквозного контроля за подготовкой и ходом изготовления отдельного продукта, изделия в условиях сложной кооперации производства.
Для этого создается либо специальное подразделение, либо назначается ответственные исполнители.
Созданный орган управления не наделяется правом распоряжения материальными, или финансовыми ресурсами, а выступает в роли координатора.
* При матричной структуре управления, руководитель программы наделяется особыми полномочиями, позволяющими ему осуществлять текущие и оперативное управления программой, не нарушая взаимоотношений в сложившихся в рамках линейно-функциональной структуры.
Создание матричной структуры целесообразно, когда имеется необходимость в освоении ряда новых, сложных изделий в сжатые сроки. Применяется в основном в наукоемких отраслях.
* Координационные комиссии являются разновидностью управления по проекту, но отличаются от него тем, что не имеют постоянного штата специалистов.
На заседания комиссии приглашаются представители разных служб. Главная задача таких комиссий – согласование действий всех служб, участвующих в решении проблемы.
Для всех структур программно-целевого управления общим является направленность на достижение поставленных целей и временный характер функционирования, до решения поставленной проблемы.
Дивизиональная структура управления. Потребность в применении дивизиональной структуры возникла в связи с резким увеличением размеров предприятий, усложнением технологических процессов.
В управлении организациями с данной структурой, ключевыми фигурами становятся руководители, возглавляющие производственное, а не функциональное подразделение.
Структуризация организации по отделениям производится как правило по одному из критериев, по выпускаемой продукции, по ориентации на потребителя, по обслуживаемым регионам.
Руководители функциональных подразделений отчитывается перед управляющими производственных подразделений.
Достоинства дивизиональной структуры управления.
1. Более тесная связь производства с потребителями.
2. Ускоренная реакция на изменения во внешней среде.
3. Улучшение координации работ подразделения вследствие подчинения одному лицу.
Недостатки данной структуры:
1. Рост управленческого аппарата в результате создания деления, ведет к увеличению расходов.
2. Дублирование функций управления на разных уровнях, что так же приводит к росту затрат на содержание аппарата управления.
3. Могут возникать конфликты при централизованном распределении ресурсов в случае их недостатка между подразделениями.
3)
При формировании структур управления необходимо придерживаться следующих принципов:
1) Принцип оптимальности, предусматривающий установление рациональных связей между звеньями управления на всех его уровнях и в каждой системе управления на основе соответствия количества структурных звеньев управления, количеству конкретных функций системы, что должно повышать оперативность управления и служить необходимым критерием эффективности системы управления.
2) Принцип установления точных границ, между линейным и функциональным руководством, в соответствие с закрепленными функциями управления.
Линейное руководство должно осуществлять управление общей хозяйственной деятельностью, а функциональное – создавать необходимые условия для эффективного хозяйствования.
На основе этого принципа определяется соответствие прав, обязанностей и ответственности
3) Принцип единоначалия и персональной ответственности. Исключает возможность получения противоположных указаний и исключает двойственность подчинения.
У каждого звена должен быть только один руководитель, от которого данное звено получает решение.
4) Принцип распространенности контроля заключается в установлении и соблюдении норм управляемости.
4)
Централизованные организации это те, в которых руководство высшего звена оставляет за собой большую часть полномочий, необходимых для принятия важнейших решений.
Достоинство централизованных организаций.
1. Централизация улучшает контроль и координацию специализированных функций, уменьшает количество и масштабы ошибочных решений, принимаемых менее опытными менеджерами.
2. Сильное централизованное управление позволяет избежать ситуаций, при которых одни отделы развиваются за счет других отделов.
3. Централизованное управление позволяет более экономно и легко использовать опыт и знания персонала, центрального, административного округа.
На практике полностью централизованных, или децентрализованных организаций не встречается. В организациях с централизованными структурами, важнейшее решение часто принимается только служащими, занимающими высокие должности.
Такая форма децентрализации называется федеральной децентрализацией.
Децентрализованные организации, в которых полномочия распределены по нижестоящим уровням управления.
Эти организации имеют следующие преимущества:
1. Управлять крупными организациями централизованно не возможно из-за огромного количества информации и следовательно сложности процесса принятия решения.
2. Дает возможность принимать решение тому руководителю, который ближе всего стоит к возникшей проблеме и лучше всех ее знает.
3. Стимулирует инициативу работников.
4. Помогает в подготовке молодого руководителя к более высоким должностям, предоставляя ему возможность принимать самостоятельно управленческие решения в начале карьеры.
Факторы, определяющие степень централизации:
1. Чем больше число решений, принимаемых нижестоящими руководителями, тем меньше степень централизации.
2. Последствия решений, принимаемых на нижестоящих уровнях.
Если руководители среднего звена, могут принимать решения, затрагивающие более одной функции, то организация слабо-централизованна.
3. В слабо-централизованных организациях высшее руководство редко проверяет повседневные решения подчиненных руководителей.
Лекция № 11 20.10.2010