Предпосылки к развитию практической психологии. Целевое назначение практической психологии.
Предпосылки к развитию практической психологии. Целевое назначение практической психологии.
Общая характеристика практической психологии. Отличие практической психологии и научно-исследовательской.
Основные виды деятельности, используемые психологической практикой. Задачи, решаемые с их помощью.
Предпосылки к развитию практической психологии. Целевое назначение практической психологии.
Практическая психология – дисциплина, которая объединяет области психологии, которые призваны обслуживать психологическую практику. Она направлена на оказание помощи людям, переживающим сложности в личной жизни и испытывают необходимость в психологическом содействии при осуществлении общения и деятельности. Практическая психология представляет собой и особую психологическую дисциплину, и отрасль профессиональной деятельности. В соответствии с этой особенностью она представлена двумя компонентами: теоретическим и практическим. Специфика практической психологии связана с ее обобщенным характером, что заключается в том, что она синтезирует в себе:
1) теоретические сведения, добытые научно-исследовательской психологией (ее разными областями);
2) практический опыт, сформированный в процессе проникновения психологии в самые разные отрасли человеческой жизни и деятельности и отраженный в частях, отражающих прикладные аспекты таких дисциплин, как психология образования, психология труда, психология спорта, политики, медицины и других сфер человеческой деятельности; а также психологических дисциплин, которые посвящены способам оказания психологической помощи.
Своеобразие практической психологии обусловлено особенностями ее возникновения, оформления и развития. Практическая психология имела двухстороннее формирования. С одной стороны, ее становление обеспечивалось развитием теории – результатами экспериментальных наблюдений за человеческим поведением, доказательством материальных основ функционирования мозга (открытием рефлексов, доминанты…); практики, формирующейся на основе потребностей, диктуемых усложнением условий человеческой жизни и деятельности (прежде всего трудовой). Психологическая практика оформлялась в рамках деятельности, ориентированной на улучшение душевного самочувствия человека (психиатрической помощи, поддержки, оказываемой церковью), а также в процессе освоения новых профессиональных отраслей и борьбы по повышению производительности трудовой деятельности.
Современная ситуация в обществе, его экономическое и политическое состояние обусловливает потребность любого его члена в психологической подготовке практического характера. Ее значимость определяется тем, что сложная и многообразная жизнь постоянно ставит перед человеком большое количество проблем: профессиональных и личных. Они причудливо переплетаются, перетекают из одной сферы в другую. Поэтому человек постоянно озабочен поиском выхода из создавшихся противоречивых жизненных ситуаций. Практика показывает, что способ проб и ошибок, доступный дилетанту в психологии, является низко результативным в условиях современной жизни, требующих использования более эффективных средств. К таким средствам относятся умения анализировать собственное поведение и других людей, оценивать себя и окружающих. Они позволяют избегать возникновения излишних нервно-психических затрат, упреждать развитие соматических заболеваний и помогают лучше предвидеть последствия собственных поступков, замечать итоги отношений с окружающими и правильно использовать их результаты при управлении своим поведением, эмоциями и общением. Владение продуктивными средствами решения текущих психологических и социальных проблем обеспечивается практической психологической подготовкой. Такая подготовка складывается из формирования 3-х компонентов: психологической культуры, психологической компетентности, умения человека презентировать (представлять) себя в окружающем мире.
Психологическая культура – предполагает формирование навыков и привычки проявления индивидом заботы о своем психическом здоровье. Ее развитие основывается на следующих мерах:
1) познание индивидом самого себя;
2) познание индивидом других людей;
3) овладение культурой поведения и общения.
Психологическая компетентность – предусматривает усвоение индивидом комплекса психологических знаний и умений, необходимых для решения задач в разных областях деятельности. Такие психологические знания отличаются своеобразием для каждой области человеческой деятельности (менеджмента, туризма, политики, медицины, образования и прочих) и представляют для каждой из них свой комплекс. Наиболее востребованы они в области маркетинга, менеджмента, информации и коммуникации (СМИ), гуманитарных и медицинских отраслях, то есть тех, которые основаны на межличностных отношениях.
Умение человека презентировать себя в современных условиях – особенно актуально для молодых людей, которым необходимо представлять себя на рынке труда таким образом, чтобы обеспечить себе доступ к тем профессиям и должностям, которые представляют для них интерес в профессиональном и экономическом смысле; в социальных отношениях – для создания предпосылок к созданию крепкой и здоровой семьи как важного социального института.
Умение человека презентировать себя предусматривает установление степени осведомленности индивида о сильных и слабых сторонах своей личности, о способности проявлять свою индивидуальность и использование наиболее «выигрышных» качеств в общении и деятельности. Это может повлиять на:
- возможность получения творческой, интересной работы по специальности;
- обоснованное право претендовать на оплату труда, эквивалентную своим способности;
- возможность выбора оптимального жизненного пути, перспектив личностного и профессионального развития;
- возможность выбора наиболее подходящего партнера для выстраивания удачной личной и семейной жизни.
Практические психологические знания призваны реализовывать принцип гуманизма, роль которого обусловлена переориентацией общества с «экономического человека» (интересующего социум с точки зрения экономической ценности) на «человечного человека».
Гуманизм (с латинского humanus – человеческий, человечный) предполагает признание человека как личности и его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки степени развития общественных отношений.
Гуманизация психологической практики предусматривает:
1) содействие практического психолога созданию условий в личной и профессиональной сфере индивида, способствующих максимальному использованию им свойств своей индивидуальности;
2) совершенствование профессиональной и социальной подготовки человека, переподготовки индивида с учетом его психологических особенностей;
3) оказание помощи индивиду в понимании сути его профессиональной деятельности и проявлении им других видов активности, в определении их ценности для его личностного и профессионального развития;
4) помощь индивиду в оценке социальных и профессиональных последствий его деятельности;
5) формирование интереса к собственной индивидуальности и возможностям совершенствования своих личностных и профессиональных качеств у индивида в целях укрепления заботы о здоровье и гармоничности его личности.
Гуманизация профессиональной деятельности психолога предполагает, что такие же меры будут предприняты психологом и в отношении себя.