Раздел шестой. Трудности Пути 5 страница
Идеал, который я ставлю перед нашей йогой - это одно, но он не должен связывать любую другую духовную жизнь и усилие. Духовная жизнь - это не вещь, которая может быть сформулирована в жестком определении или связана определенным ментальным правилом; это обширное поле эволюции, необъятное царство потенциально более огромное, чем другие царства ниже него, с сотней областей и тысячью типов, стадий, форм, путей, различных духовных идеалов, уровней духовного развития. Именно на основе этой истины должна рассматриваться духовность вещей, и ее искатели должны оцениваться, если они должны быть оценены, со знанием. И только так понимая это, можно понять это правильно, будь то в прошлом, либо в будущем или оценить духовного человека прошлого или настоящего, или относиться к различным идеям, периодам и пр., выброшенным в ходе духовной эволюции человеческого существа.
* * *
Отвечаю на ваше письмо я, поскольку Мать все еще слишком занята, чтобы написать.
То, что она имела в виду в то время - было «саттвичное» совершенство, как это называли в психологии индийской йоги, т.е совершенство в форме проявления качеств и действий, такое, которое бы отвечало требованиям ментального идеализма и было очень видимо и заметно для других. Часто это создает некую гордость и самодовольство, «саттвичный» эгоизм, который делает сознание жестким, непластичным и негибким к Божественной Воле. Истинное духовное совершенство не столько является формой; оно пребывает в самой субстанции сознания и, поскольку оно содержит в своей основе полную гармонию с Божественным Сознанием и свободную и пластичную самоадаптацию в каждое мгновение с Волей Божественного, то его формы и формы его действия не так легко видны и ощутимы. Слово «добродетельный» неприменимо к его движениям - они правильны просто потому, что они находятся в унисон с Божественным.
Очевидно, что истинные несовершенства не должны культивироваться - брать это за принцип было бы опасно; «внешние» несовершенства могут только казаться такими для внешнего, поверхностного взгляда. «Справедливый» гнев легко может быть частью того самодовольства, которое Мать имела в виду, и идентифицироваться с движением справедливого гнева или с другими подобными движениями духовно нежелательно. Но движения подобного рода могут казаться для внешнего взгляда схожими с движениями несовершенства в природе, но все же быть совершенно правильными в том смысле правильности, на который я указывал выше. Это не вопрос какого-то особого действия или занимаемой позиции, но внутреннего сознания, дающего свободное и мягкое выражение Божественной Воли, действующей через него.
Сакья-Муни - это имя Будды - «мудрец Сакьи» - рода, к которому принадлежал Будда с рождения, и «царем» которого был его отец.
IV
Не имеет значения, какие недостатки есть в вашей природе. Единственная вещь, которая имеет значение - это ваше сохранение открытости к Силе. Никто не может трансформировать себя своими собственными усилиями; и только Божественная Сила может трансформировать вас. Если вы сохраняете себя открытым, то все остальное для вас будет сделано.
* * *
Все ограничения могут быть преодолены, но если они вкраплены в формацию нынешнего существа, то это может быть сделано только через призыв к более высокой силе и сознанию, чем то, что имеют личный ум и воля. Высшее сознание тем, что оно приносит, может выправить или перестроить то, что имеет недостатки в индивидуальной природе.
* * *
Вряд ли кто-либо достаточно силён, чтобы своим собственным стремлением и волей преодолеть силы нижней природы; даже те, кто делает это, достигает лишь определённого рода контроля, но не полного господства. Воля и стремление нужны для того, чтобы принести вниз помощь Божественной Силы и, имея дело с силами нижней природы, удерживать существо на Её стороне. Только Божественная Сила, осуществляющая духовную волю и психическое стремление сердца, могут привести к победе.
* * *
Как я уже говорил вам, больше не очень то полезно размышлять о правильном понимании и неправильных движениях, и расстраиваться когда чувствуешь, что они не таковы или несовершенны. Никто не может измениться сам - даже самые сильные садхаки поняли это. Их усилие заключается в том, чтобы позволить войти Покою, Силе, Свету, Ананде Матери, позволить этому расти - ибо они знают, что это изменит их. До тех пор, пока этого нет, пока еще нет касания, нет роста, они борются с умом и виталом, потому, что, делая так, они не могут помочь, и именно для того, чтобы немного подготовить сознание, нужно впустить Покой и Силу. Но когда появилось это касание, то единственное, что нужно сделать, это возложить все усилия на него, доверять ему, сдаться и предать себя ему, ибо найдена прямая дорога и чувствуется истинная сила и сознание.
* * *
Я бы хотел, чтобы вы были открыты и в контакте с Покоем, Присутствием и Силой. Если это есть, то всё остальное придёт и тогда единственное что нужно - это больше не волноваться во время перипетий садханы.
* * *
Единственной истиной в вашем другом переживании - которое, как вы говорите, казалось в то время таким истинным для вас - является то, что безнадежно и для вас, и для любого другого пытаться выходить из нижнего сознания, используя только своё индивидуальное усилие. Именно поэтому, когда вы опускаетесь в это нижнее сознание, то всё кажется вам безнадёжным, поскольку вы на время теряете поддержку истинного сознания. Но это ощущение ложно, поскольку у вас есть открытость к Божественному и вы не обязаны оставаться в нижнем сознании.
Когда вы находитесь в истинном сознании, то вы видите, что всё может быть сделано, даже если сейчас предпринято лишь слабое начало; но начала достаточно, раз там есть Сила и Энергия. Ибо истина заключается в том, что она может сделать всё и нужно только время и стремление души для полного изменения и осуществления души.
* * *
Делать что-либо, используя ментальный контроль, всегда трудно, особенно когда то, к чему стремятся, следует в обратном направлении по курсу человеческой или индивидуальной природы. Сильная воля терпеливо и упорно обращённая к своей цели может вызвать изменение, но обычно это занимает долгое время, и успех вначале может быть только частичным и перемежающийся большим количеством падений.
Нельзя автоматически превратить все действия в поклонение одним только контролем мысли; должно быть сильное стремление в сердце, которое будет приносить некую реализацию или чувство присутствия Единого, которому предлагается поклонение. Бхакта не полагается только на своё собственное усилие, но на милость и силу Божественного, которое он обожает.
* * *
Эти препятствия обычны на первых стадиях садханы. Они возникают из-за того, что природа ещё не достаточно восприимчива. Вам нужно обнаружить, где находится препятствие, в уме или в витале, постараться расширить там сознание, призвать больше чистоты и покоя и в этой чистоте и покое предложить эту часть вашего существа искренне и полностью Божественной Силе.
* * *
Истинной причиной трудности и постоянного чередования [состояний] является борьба между завуалированным истинным существом внутри и внешней природой, особенно низшим виталом, наполненным желаниями, и физическим умом, пропитанным темнотой и неведением. Борьба неизбежна в человеческой природе и ни один садхак не избежит её; каждый должен столкнуться с этой темнотой и сопротивлением и их упорством и постоянным возращением; поскольку нижняя природа не только упорна в своих повторениях и возвратах, но даже тогда, когда она находится в состоянии изменения, всеобщие Силы этого плана универсальной природы пытаются поддержать сопротивление, возвращая старое движение на каждом шагу для того, чтобы помешать изменению укрепиться навсегда и стать окончательным. Поэтому верно, что, если хотят идти быстро, то необходима постоянная садхана, упорная и непрекращающаяся, - хотя, даже и в противном случае, достигнут цели, если душа внутри имеет зов, ибо душа будет упорствовать, и после каждого помрачения или спотыкания будет возвращать свет назад и будет направлять на путь до тех пор, пока она не почувствует, что есть, наконец, гарантия в гладком и лёгком продвижении к цели.
* * *
Приходит трудность или задержка в осуществлении какого-то движения, которое вы начали или поддерживаете какое-то время. Что же нужно с этим делать, - ибо такие задержки с неизбежностью достаточно часты не только у вас, но и у всех тех, кто ищет; можно почти сказать, что каждый шаг вперёд сопровождается задержкой - по крайней мере, это, если и не является универсальным опытом, то достаточно широко распространено. С этим нужно иметь дело, становясь все более спокойным, более твёрдым в воле пройти, всё больше и больше открывая себя, чтобы любое препятствие невосприимчивости в природе могло бы уменьшаться или исчезать; укрепляя веру даже посреди мрака, веру в присутствие Силы, которая работает позади завесы и вуали; в руководство Гуру; исследуя себя, чтобы найти любую причину задержки, не в духе подавленности и уныния, но с волей найти и изменить это. Это единственно верная позиция и, если упорствуют в этом, то, хотя периоды задержки не отменяются, - поскольку такого не может быть на этой стадии - но сильно укорачиваются и становятся меньшей силы. Иногда эти задержки являются периодами, долгими или короткими, ассимиляции или невидимой подготовки; их кажущаяся бесплодная неподвижности обманчива: сохраняя правильную позицию в этот период, можно со временем открываясь, наблюдая, накапливая опыт, начать чувствовать и получать некие намёки о том, что подготавливается или делается. Иногда это действительно время устранения препятствия, во время которого работающая Сила должна иметь дело с преградами на пути, с сопротивлением в самом себе, с сопротивлением противостоящих космических сил или любых других, или всех их вместе, и задержка подобного рода может быть долгой или же короткой в зависимости от силы или упорства, или комплексности встреченных препятствий. Но и в этом случае правильная позиция может смягчить или укоротить период сопротивления и, если упорно её удерживать, помочь в более радикальном устранении трудностей, что значительно снижает необходимость полных остановок впоследствии.
И наоборот, позиция подавленности, неверия в помощь, в руководство или в несомненность победы направляющей Силы, закрытие себя, в том смысле, что трудности становятся препятствием для восстановления правильной позиции, все это продлевает трудности, помогают препятствиям возвращаться с новой силой, вместо того, чтобы постепенно уменьшать свою сферу действий. Эту позицию, ее упорство и повторяемость вы должны решительно отбросить, если хотите овладеть препятствием, которое вы так сильно чувствуете, и которое депрессивная позиция, пока она длится, делает ещё более острым.
* * *
Я не думаю, что есть садхак, как бы ни был он продвинут, который всё время имеет полное сознание. Эти изменения [сознания] приходят и нельзя помочь им, поскольку есть нечто в обычном сознании, что все ещё осталось в забвении, и это нечто выходит для того, чтобы с ним имели дело. Нужно понять это и не расстраиваться, поскольку расстройство только задерживает процесс. Если бы истинное сознание было постоянно в своей полноте, то садхана была бы закончена, и вы получили бы сиддхи. Это не может прийти сразу.
* * *
Как я постоянно говорил вам, нельзя ожидать, чтобы всё было просветлено сразу. Даже величайшие йоги могли развиваться только поэтапно, и лишь только в конце вся природа разделяет истинное сознание, которое они сначала устанавливали в сердце, или позади него, или в голове, или над ней. Оно нисходит или расширяется медленно, поднимая каждый уровень существа один за другим, но каждый шаг требует времени.
* * *
Вы должны понять, что эти периоды омрачения происходят не из-за какой-то неспособности или извращённости в вас, даже самые лучшие садхаки имеют их. Это трудность человеческой природы в осуществлении трансформации. Эта трудность иногда принимает форму злой воли где-то в витале или тенденцию в физическом цепляться за старые ошибки и старые привычки, или съёживаться от беспокойства трансформации, - но в этом отношении у вас сделан большой прогресс. Что есть, так это общая механическая привычка нижней природы - механическая, и неумышленная - повторять старые движения, к которым она была совершенно недавно приучена, когда любые сильные волны этих движений входили из окружающей универсальной природы. Это создаёт некую разновидность повторяющихся рецидивов в состояниях во время которых духовное развитие выталкивается и нелегко полностью избавиться от этих возвратов. Когда они приходят, единственное, что нужно делать - не падать духом и не расстраиваться; понять, чем они являются и оставаться очень спокойным, взывая к Силе Матери, чтобы отбросить их. Таким образом, привычка этих повторений уменьшается, а также их сила и интенсивность, и, с другой стороны, всё более легко и быстро способны возвращать истинное сознание и истинную силу, состояние яркого, счастливого и мирного открытия. Тогда на этой твёрдой основе можно продолжать всё более и более уверенное развитие.
* * *
Эти периоды затруднения неизбежно приходят, - никто не обходится без них - поскольку нижняя природа есть во всех. Вы должны сохранять твёрдость, о которой вы говорите, и упорствовать до тех пор, пока Божественная Сила и ваша воля совместно не разберутся с этими поднятиями снизу. Почему вы рассматриваете то, что поднимается и показывает себя, как будто это было вашим собственным? Они - часть самой субстанции нижнего витала человеческого существа, и нет ни одного, кто не имел бы их. Поэтому их присутствие вовсе не означает, что вы не сможете установить контакт с Матерью. Когда ум и душа избрали цель, всё остальное [в существе] обязано следовать ей; только из-за того, что они более затемнены, сопротивление там более слепое и упорное. Но даже в вашем витале сейчас есть устойчивая воля к достижению, и только в нижней его части была привычка ответа на эти вещи, и потому, когда волна приходит, он пока не знает, как уклониться и не быть поглощённым на время. Но это может быть только временно, поскольку эти вещи не являются в действительности вашими т.к. центральное существо и большая часть природы больше не хочет их. Вам нужно только твёрдо продолжать, и придёт время, когда волны больше не будут подниматься.
* * *
То, что вы выразили в письме,- это, несомненно, давление психического в вас. Это то, что хочет психическое существо. Но было бы ошибкой принимать любое внушение неверия в себя или неспособности на основании того, что дела обстоят ещё не так [как хочет душа], или не всегда так. Эти вещи всегда требуют времени; даже после того, как они начались, они всегда требуют времени. Невозможно ожидать от смешанной и путаной природы человеческого существа, что она постоянно должна быть в состоянии пылкой устремлённости, совершенной веры и любви или полной и постоянной открытости к Божественной Силе. Есть ментал, со своим ограниченным знанием и своими сомнениями, есть витал, со своими желаниями, отвращениями и борьбой, есть физическое со своей затемнённостью, медлительностью и инерцией. Даже очистить поле в достаточной степени для начала опыта - это, обычно, очень долгий труд. Но в последствии, если уж начинает приходить покой или любое другое правильное состояние, то он приходит и остаётся на время, затем то, что осталось в нижней природе, поднимается по какой-то причине или без повода и омрачает состояние. Покой и открытость могут приходить так сильно, что кажется ушли все трудности и больше никогда не смогут вернуться, но это лишь знак, обещание. Это показывает, что так будет, когда покой и открытость будут бесповоротно установлены во всей природе. Для этого нужно упорство; продолжать без упадка духа, осознавая, что даже через трудности работает процесс природы и действие силы Матери, и они сделают всё, что необходимо. Наша неспособность не имеет значения - нет ни одного человеческого существа, кто бы не имел неспособности в различных частях своей природы - но там есть также и Божественная Сила. Если верят в это, то неспособность будет изменена в способность. Тогда сама борьба и трудности станут средствами к достижению.
* * *
Опыт верен. Всё подготавливается сверху, затем прорабатывается через внутреннее существо до тех пор, пока не будут достигнуты результаты и не доведены до совершенства во внешней персональности. Поэтому садхаку не следует быть встревоженным, расстроенным или огорчённым, или доведённым до отчаяния внешними трудностями момента. Он должен знать, что всё подготовлено свыше и спокойно и уверенно смотреть, и помогать его проработке здесь.
* * *
Действие высшего сознания обычно не начинается с изменения внешней природы; оно воздействует на внутреннее существо, подготавливает его и затем выходит вперёд. До этого любое изменение во внешней природе должно делаться психическим.
* * *
Не позволяйте этим вещам поколебать или обеспокоить. Всегда делайте только одно: оставайтесь твёрдыми в своём стремлении к Божественному и встречайте с ровностью и отделённостью все трудности и все противодействия. Ибо для тех, кто хочет вести духовную жизнь, Божественное должно всегда идти на первом месте, всё остальное должно быть вторично.
Сохраняйте себя отделённым и смотрите на эти вещи спокойным внутренним взглядом того, кто внутренне посвящён Божественному.
* * *
Нельзя сказать, близка победа или нет - нужно неуклонно продолжать процесс садханы, не думая о том, что близко, а что далеко, сосредоточившись на цели, не ликуя, если кажется, что подошёл близко, и не падая духом, если кажется, что находишься еще далеко.
V
Сила спускается не с целью поднять нижние силы, но в том направлении, в котором она должна сейчас работать, эти подъёмы приходят как реакция на ее работу. Необходимо установить спокойное и широкое сознание в основании всей природы, чтобы, когда проявляется нижняя природа, то это происходило не как атака или борьба, но как будто Хозяин сил находится там, видит недостатки механизма и делает шаг за шагом то, что необходимо для его исправления и изменения.
* * *
Я понимаю, что метод, о котором вы говорите, заключается в подъеме трудностей для того, чтобы узнать и истощить или разрушить их. Когда входят в йогу, то неизбежно должны возникнуть трудности, и они продолжают подниматься до тех пор, пока хоть что-то от них оставлено в системе. Может показаться, что лучше самому поднять их все вместе, чтобы преодолеть их раз и навсегда. Но хотя это может достичь цели в некоторых случаях, но даже в ментале и витале это небезопасный и ненадёжный метод. Истощение, конечно же, невозможно; то, что создает трудности - это космические силы Неведения, а они не могут быть истощены. Люди говорят об их истощении потому, что со временем они теряют силу и уменьшаются, ибо это возможно только силой отвержения Пуруши и силой Божественного вмешательства, помогающего этому отвержению и растворению или разрушению трудности всякий раз, когда она проявляется. Даже тогда редко бывает полное избавление от трудностей; что-то остается и возвращается до тех пор, пока не придет завершающее божественное вмешательство или же изменение сознания, которое делает возвращение трудности невозможным. Все же в ментале и витале это может быть сделано.
В физическом это гораздо более опасно, поскольку атакуется сам физический адхар (тело) и слишком большое количество трудностей может разрушить или покалечить или постоянно вредить телу. Единственное, что тут нужно сделать - открыть Силе физическое сознание вплоть до самых материальных частей, затем заставить его привычно отвечать и подчиняться и [в ответ] на каждую поднимающуюся трудность применять или призывать, чтобы Божественная Сила отбросила атакующую силу. Физическая природа - это существо привычек: именно по привычке она отвечает на силы болезней; нужно создать в нем противоположную привычку откликаться только на Божественную Силу. Конечно, это так до тех пор, пока не спустится высочайшее сознание, для которого болезнь невозможна.
* * *
Конечно, возможно тянуть силы снизу. Это могут быть скрытые божественные силы снизу, которые поднимаются [в ответ] на ваше усилие и затем это направленное вверх движение завершается движением и усилием божественной силы сверху, особенно помогая в том, чтобы принести ее в тело. Либо это могут быть невежественные силы снизу, которые отвечают на призыв и тогда эта разновидность подтягивания приносит либо тамас, либо беспокойство - иногда огромные массы инерции или ужасное потрясение или беспокойство.
Нижний витал - это очень невежественная область, и он может быть с пользой открыт только когда другие планы над ним широко открыты к свету и знанию. Тот, кто концентрируется на нижнем витале без верхней подготовки и без знания, вероятно, получит много беспорядка и путаницы. Это не означает, что опыты этого плана не могут приходить раньше, или даже вначале; они могут приходить сами, но им не следует придавать слишком большого внимания.
* * *
Если вы идете вниз в ваши нижние части или области природы, то вы должны всегда быть осторожными, чтобы сохранять бдительную связь с верхними уже преобразованными уровнями сознания и нести через них вниз Свет и Чистоту в те нижние, еще непреобразованные, области. Если нет этой бдительности, то человек становятся поглощенными этим непреобразованным движением нижних уровней и происходит помрачение и беспокойство.
Самый безопасный способ - оставаться в верхней части сознания и оттуда оказывать давление на нижние части, чтобы изменить их. Так можно сделать, только нужно развить сноровку и привычку к этому. Если вы развиваете силу, чтобы сделать это, то развитие становится гораздо более легким и менее болезненным.
* * *
Не может быть сомнения в том, что вы сможете пройти - у каждого есть эта борьба; для того, чтобы пройти, нужны искренность и упорство.
Бесполезно возбуждать эту борьбу, как это делают многие, или даже принимать ее, когда она возникает, чтобы довести ее до конца, поскольку она всегда повторяется. Когда от нее нельзя уклониться, тогда ее нужно принять - нельзя полностью обойтись без нее, особенно на ранней стадии йоги; но, если вы можете спокойно уклониться от нее, то это уже будет прогресс. Стать спокойным и спокойно призывать назад истинное психическое состояние до тех пор, пока оно не станет обычным и либо устранит, либо уменьшит борьбу, - вот наилучший способ к развитию.
* * *
Лучше продолжать, используя спокойное отвержение и рост сознания, - а не приглашать битву - но уж если вы сталкиваетесь с борьбой, то вы должны встречать ее смело и спокойно.
* * *
Это старая привычка внешнего сознания, от которой оно отказывается освобождаться. Это будет повторяться до тех пор, пока не будут отброшены старые движения, Сила будет работать, но с трудом и позади вместо того, чтобы поднимать фронтальное сознание, как это было бы при восхождении внешней природы. Также существует эта старая упорная привычка поднятия и подчеркивания трудностей, вместо их отвержения - это неверная идея, что принятие, одобрение и настаивание на их присутствии есть единственный способ избавления от них. Я говорил вам, что это не метод и это только продолжает борьбу.
* * *
Нет возражения в том, чтобы делать садхану, но она должна делаться спокойно, без постоянной борьбы и беспокойства - не тревожась, если это занимает время, не входя в постоянный режим «борьбы с трудностями». Вот моя точка зрения.
* * *
Нет возражений к тому, чтобы сохранять работу в высшем сознании - это очень хорошо. Это более эффективно, чем все время сражаться внизу с нижними силами.
* * *
Есть высшие силы и нижние - последние должны быть проработаны через контакт с высшими, и во время этой проработки они иногда поднимаются, иногда исчезают. Они поднимаются не обязательно из-за какой то ошибки или недочета
* * *
Я не знаю ни одного случая, в котором бы нижние силы не поднимались. Если такое случится, я думаю, что это будет впервые в человеческой истории.
* * *
Все трудности со временем должны исчезнуть под действием Силы. Они поднимаются потому, что, если бы они не поднимались, то действие было бы не полным, ибо со всем нужно столкнуться и отработать для того, чтобы впоследствии ничего не мешало. Психическое существо само может излить свой свет, на который спустится полное сознание и ни что не останется во тьме.
* * *
Все приходит в свое время. Нужно спокойно и упорно усиливать высшее сознание до тех пор, пока оно не овладеет виталом и физической частью.
VI
Когда возникает какая-то слабость вы должны принимать ее как благоприятную возможность, чтобы узнать, что еще предстоит сделать, и призывать вниз в эту часть Силу. Отчаяние - это неправильный способ встречать ее.
* * *
Что бы вы ни увидели, не волнуйтесь и не впадайте в уныние. Если видят недостаток, то нужно смотреть на него с предельным спокойствием и призывать вниз больше силы и света, чтобы избавиться от него.
* * *
Ошибки всегда возможны до тех пор, пока какая-либо часть ментала (даже его подсознательная часть) не полностью трансформирована. Нет нужды беспокоиться об этом.
* * *
Конечно, нельзя специально делать ошибки с целью их выявления или мириться с однажды сделанной ошибкой, но, если уж она приходит, то нужно извлечь из нее урок, чтобы измениться.
* * *
Инциденты подобного рода всегда следует принимать как благоприятную возможность для самопокорения. Приложите к этому свою гордость и достоинство - чтобы вы были хозяином своих страстей, а не они владели вами.
* * *
Не позволяйте себе волноваться или расстраиваться по таким незначительным вещам. Смотрите на вещи с внутренней точки зрения и постарайтесь извлечь пользу из всего, что случается. Если вы совершаете ошибку, не терзайте себя из-за нее, лучше используйте ее, чтобы увидеть ее причину с тем, чтобы в будущем достичь правильного движения. Вы можете это сделать только когда вы рассматриваете ее спокойно из внутреннего существа без горечи или волнения.
* * *
Зачем же возбуждаться по таким незначительным вещам или позволять им расстраивать себя? Если вы остаетесь спокойными, то дела пойдут гораздо лучше, и, если есть какая то трудность, то вы с большей вероятностью найдете выход, [находясь] в спокойном уме, открытым к Покою и Силе. Вот в чем секрет поведения: не позволять делам и обстоятельствам, и даже настоящим ошибкам, расстраивать вас, но оставаться очень спокойным, доверяя Силе вести вас и устраивать дела все более и более правильно. Если делают так, то дела действительно делаются все более и более правильно и даже ошибки и трудности становятся средством для изучения и шагами к развитию.
* * *
Мы хотим, чтобы именно эта жизнерадостность всегда была в вас. Именно счастье психического должна найти себе выход, и какие бы трудности ни приходили, несомненно то, что оно будет вести вперед и достигнет цели. Когда садхак имеет это постоянно, мы знаем, что он одолеет даже наихудшую трудность, и что он сейчас твердо стоит на безопасном пути.
* * *
Вы спрашиваете, как вы можете исправить ошибку, которую, как вам кажется, вы совершили. Признайте, что это так, как вы говорите, мне кажется, что исправление заключается именно в этом, в том, чтобы сделать себя сосудом для Божественной Истины и Божественной Любви. И первый шаг к этому - это полное самопосвящение и самоочищение, полное открытие себя Божественному, отбрасывание от себя всего, что может стоять на пути к осуществлению. В духовной жизни нет другого исправления любой ошибки, нет другого, что было бы также эффективно. Вначале не следует требовать какого-либо другого результата, чем этот внутренний рост и изменение, ибо иначе открывают себя сильным разочарованиям. Только когда человек свободен, он может освободить других, и в йоге именно из внутренней победы приходит внешнее завоевание.
* * *
Было бы легче избавиться от неправильных движений, когда вы приносите вниз в ту часть стабильный покой и ровность. Тогда там будет больше автоматического отвержения таких движений и меньше необходимости в тапасье.
* * *
Если одна ваша часть сохраняет свое спокойствие - внутреннее существо - тогда со всем остальным можно иметь дело. Поэтому не позволяйте, чтобы витал расстраивался и беспокойство закрывало внутреннее я, - это самая важная вещь. Всегда поддерживайте отвержение.
* * *
Просто необходимо упорное и спокойное отвержение и спокойный и упорный призыв вниз истинной Силы. Вся эта эмоциональная возбудимость должна быть успокоена; именно она заставляет витал открываться этим силам. Если бы это было не так, то все недостатки природы были бы спокойно рассмотрены и спокойно исправлены.
* * *
Конечно, будет оказана вся возможная помощь. Что касается метода, то всегда есть два возможных способа: первый - преодолеть трудность в ее собственной сфере; другой - развивать внутреннюю реализацию до тех пор, пока она не станет на столько сильной, что корни, о которых вы говорите, не будут иметь никакой почвы для поддержки и выйдут легко в результате спонтанного психического изменения.
* * *
Именно истинное сознание, растущее внутри, дает силу. По мере его роста эти витальные силы становятся все более и более внешними и чуждыми природе. Они возникают только благодаря силе прошлой привычки.
* * *
Осознать свою слабость и неверные движения и отступить от них назад - вот путь к освобождению. Никого не судить, только себя до тех пор, пока не сможешь смотреть на вещи со спокойным умом и виталом - это отличное правило. Также не позволяйте своему уму формировать поспешные мнения на основании силы некого внешнего проявления, равно как и виталу - действовать на основании их. Существует место во внутреннем существе, где можно всегда оставаться спокойным и оттуда смотреть уравновешенно и с оценкой на возмущения поверхностного сознания и воздействовать на него в целях изменения. Если вы сможете научиться жить в той тишине внутреннего существа, то вы создадите себе стабильную основу.