С чего начинать и как действовать
Для начала надо точно выявить, какие части вашего тела наиболее подвержены астме и аллергии. Попробуйте использовать приведенный на этой странице рисунок. Закрасьте “пораженные” части тела одной краской, а “здоровые” “другой. Для больных мест можете применить цвета, которые вам неприятны или раздражают, возможно, это будет оранжевый или красный. При раздражении глаз может подойти желтый цвет, а с синим, вероятно, будет связано чувство удушья или затрудненное дыхание. Ну, а розовый нос означает, что он больше всего реагирует на аллерген.
Выбор цветов должен быть подсказан вашим воображением, тем, как вы мысленно видите свое тело. Если вы не видите цвета “внутренним глазом”, тогда подберите что-нибудь подходящее “первое, что придет в голову.
Представьте, как цвета изменяются и постепенно “плохие” переходят в хорошие, как скованность исчезает и приходит расслабление.
Попробуйте представить свою аллергию в цвете и запахе. Изменяя подсознательное видение своей болезни, вы можете изменить и реакцию организма на нее. Попытайтесь связать какой-нибудь нейтральный образ, не вызывающий у вас аллергической реакции, с вашим аллергеном, будь то вещество или действие. Это поможет снизить порог чувствительности вашего организма на данный аллерген.
Пример:
“Часто, когда рядом со мной находится кошка, у меня начинают слезиться и чесаться глаза. Попробую впредь реагировать иначе. Пусть это будет не запах кошки, а запах меховой шубы, что у меня когда-то была (этот запах вы должны помнить). Ведь шуба у меня не вызывала аллергии, так стоит ли реагировать на запах, напоминающий мою шубу”.
При неоднократном внушении вырабатывается постгипнотическая установка, которая сможет изменить вашу реакцию.
Можно добавить внушение, связанное с внешним видом кошки:
“Когда в закрытом помещении рядом со мной находится кошка, мне следует отметить, как эти животные непохожи друг на друга. Так и мои реакции на них тоже могут быть разными, а раз реакции могут меняться, то они станут ослабевать, если задуматься о разнообразии кошек”.
Подобный подход предлагает вам выбор, а самогипноз позволяет уму беседовать с телом, дать ему возможность расслабиться и приобрести новый опыт.
Упражнения
Для сеанса самогипноза следует:
1. Расслабиться и успокоиться. Следить за дыханием. Для погружения в транс воспользуйтесь любой из методик, приведенных ранее.
2. Пусть ваш ум станет чем-то вроде радара для вашего тела. Постарайтесь как можно тоньше почувствовать свое тело, по желанию расслабляя его по частям, постепенно. Затем исследуйте больные участки. Сравнивайте и противопоставляйте их. Внимательно изучите изменения, наступающие во время приступа, не упуская даже самых незначительных. Представьте мысленно, что у вас начинается приступ, а затем почувствуйте, как он затихает. Подобную технику гипноза используют больные эпилепсией, чтобы уловить приближение, предвестие приступа и затем предотвратить этот момент приближения. Продолжайте упражнение в течение нескольких минут.
3. Пользуйтесь воображением и внушением, чтобы изменить свое представление о вызывающих аллергию факторах. Измените свои реакции на них.
Подумайте, например, о том что длинношерстного кота можно превратить в короткошерстного: “Чего проще, взять и остричь его”. Вы даже видите, как стрижете кота.
Во время сеанса вы можете представить неприятный для вас цветок, а затем вообразить, как он превращается совсем в другое растение или в клочок папиросной бумаги, короче, в любой безвредный для вас предмет. Представьте, что вместо клубники перед вами морковка, а от морковки вам никогда не бывало плохо. Упражнение с превращениями займет у вас минут десять.
Примечание. Если вы страдаете от нескольких аллергенов, то упражнения надо проводить с каждым из них, лучше по одному за сеанс. Сначала добейтесь ослабления реакции на один, а затем переходите к другому.
4. Следующим шагом будет осознанный контакт с аллергеном. Вы вырабатываете способность самостоятельно определять, когда вам следует прервать этот контакт. Вы учитесь развивать и закреплять свои положительные достижения. Занятия проводите ежедневно.
5. Наконец, сведите воедино все свои внушения. Укрепитесь в желании перемен. Повторяйте постгипнотические установки.
Дайте себе задание входить в транс все легче и быстрее. Это должно стать частью каждого сеанса самогипноза. Заканчивайте сеанс установкой на сон или бодрое самочувствие. По окончании сеанса немедленно принимайтесь за свои дела. Внушение будет тем более эффективным, чем меньше вы его анализируете. Самогипноз приводит в действие подсознание, не надо вмешиваться, и результаты порадуют вас.
Когда ожидать результатов?
Занимаясь ежедневно, вы уже в первые недели почувствуете себя спокойнее и увереннее, скажем, на 10 %. Чем длительнее ваше заболевание, тем больше времени понадобится, чтобы поправить ваше состояние, поэтому следует ставить перед собой разумные, умеренные цели.
Через месяц-два ваше здоровье улучшится на 20 %. А через полгода можно надеяться и на все 50. Но помните, что ваш успех зависит от избранной мотивации, тяжести болезни и ее причины.
Если через месяц не будет наблюдаться улучшения, следует еще тщательнее поискать, что вас привязывает к болезни. Не бойтесь экспериментировать и, если чувствуете необходимость, меняйте формулировку внушения, ищите новые метафоры и установки.
Будьте терпеливы с собой
Не теряйте веры в себя. Вполне вероятно, что болезнь измотала вас и вы надеетесь на долговременный результат. Чем дольше вы болеете, тем устойчивее патологическая модель. Она не вечна, но, чтобы разрушить ее, нужно время.
Определите свой индивидуальный темп. Формулируйте свои метафоры и образы с юмором. Не воспринимайте сеансы как чисто терапевтическое средство, а скорее как игру, дающую простор воображению.
Самогипноз для детей
Ребенка, страдающего астмой или аллергией, можно научить отдельным способам самогипноза, чтобы он мог до определенной степени управлять своим состоянием.
Детям вообще присуща способность к самогипнозу. Они очень легко входят в транс и выходят из него.
Понаблюдайте за ребенком у телевизора, и вы заметите, как он поглощен передачей. Частенько он находится в полугипнотическом состоянии. В течение дня ребенок может неоднократно входить в транс, но это ненаправленное состояние, не имеющее цели.
Специальная методика ненавязчивого внушения была разработана для детей от 6 до 13 лет психологами Гэри Элкинсом и Брайаном Картером (1990). Мы адаптировали эту методику для детей с симптомами астмы и аллергии.
Внушения делаются в форме игры. Вы предлагаете своему малышу: “Хочешь, поиграем в новую игру. Она называется “А ну-ка придумай!” Давай сядем рядышком, закроем глаза и попробуй придумать вот это”.
Ребенок сам войдет в транс, вам остается только направить его подсознание на устранение симптомов. Вначале даже не стоит напрямую связывать предложенную “игру” с болезнью.
Приведем пример.
Скотт заболел аллергией и астмой, когда ему было шесть лет. Никто не мог понять, откуда взялась болезнь и как с ней справиться. Не помогало ни лечение, ни уколы, ни устранение предполагаемых аллергенов. Когда Скотту было десять лет, он научился самогипнозу, используя воображаемую лестницу из двадцати ступенек, по которым он мысленно спускался вниз. Там внизу, за двадцатой ступенькой, начиналась волшебная страна, где игра становилась реальностью и где могло произойти все что угодно. Однажды, отправившись в свою страну, Скотт изобрел игру, в которой все события происходили внутри него самого. Он пробирался внутри своего тела, словно в запутанном лабиринте, встречая все новые проходы, повороты и отверстия. Так продолжалось несколько недель, и постепенно наступило улучшение, снялось напряжение и прекратились приступы. А до этого продержаться без приступов он мог самое большее неделю. Занятия самогипнозом сняли в дальнейшем почти 80 % всех симптомов. Это касается и частоты и интенсивности приступов.
Занятия самогипнозом надо начинать, когда ребенок спокоен и расслаблен, например, перед сном. Вы сами почувствуете подходящий момент.
Сеанс требует от родителя предварительной подготовки. Подберите несколько героев из любимых мультиков вашего ребенка. В списке должны быть как хорошие, так и плохие персонажи. Пусть малыш закроет глаза и представит, например, своих любимых трех поросят, а затем их преследователя волка. Пусть он их представит рядом. Волк тут же начнет обижать поросят. Объясните ребенку, что поросята могут постоять за себя и дать отпор нахальному волку. Подскажите, что поросятам надо построить крепкий дом. Пусть малыш представит, что помогает им строить дом и пусть опишет его. Затем малыш может вообразить, как волк пыхтит, кряхтит и дует изо всех сил, чтобы разрушить домик. Но поросята оказываются умнее волка: разгадывают и срывают все его злые замыслы.
Подобное занятие закрепляет в ребенке положительный стереотип, он верит, что и сам может справиться с обидчиком, в его случае с астмой или аллергией. Можно развернуть аналогию и придумать, как вредина волк пытается засыпать дом до самой крыши орехами или окружить кошками, т.е. использовать то, что вызывает аллергию.
Творите вместе с ребенком, наблюдайте за игрой его воображения и используйте найденные им образы и идеи для достижения поставленной вами цели. Пусть в воображаемом мире ребенка герой всегда побеждает! Одержав победу, герой отправляется на прогулку по лесам и полянам. Предложите ребенку описать это путешествие со всеми подробностями и приключениями, своими подсказками направляя его фантазию.
Ходьба вообще очень полезна для профилактики и лечения сердечно-сосудистых заболеваний. Дыхание становится глубже, а это особенно хорошо для астматиков. Вы помогаете ребенку выработать постгипнотическую установку на продолжительные прогулки, наполненное дыхание, уверенность, что с неприятелем можно справиться, а отсюда “спокойствие. Истинный автор сценария “ваш ребенок “сумеет придумать все новые и новые способы обезвредить своего противника. Он придумает новые краски и добавит новые детали, и мультик станет его собственным творением. Если ребенок слишком явно уклоняется от действительного сюжета, поправьте его, но не командуйте, не ругайте и не принуждайте. Ничего страшного, если немного занесло не в ту сторону, придумайте поворот в событиях, который снова выведет вас на верный путь.
Дети легко отождествляют себя с героями выдуманных ими историй. Если поросята умом и изобретательностью побеждают волка, то ребенок начинает верить в то, что и он перехитрит своего противника “аллергию или астму. Это ощущение собственной силы успокаивает ребенка.