Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата. Утверждаю: Ректор _________________ «____»__________2012 г.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Утверждаю: Ректор _________________ «____»__________2012 г. |
Рабочая программа дисциплины
«Деловые коммуникации»
Направление подготовки
080200 «МЕНЕДЖМЕНТ»
Профиль подготовки
«Маркетинг»
Квалификация (степень)
Бакалавр
Форма обучения
очная
Кемерово 2012
Цели освоения дисциплины.
Искусство общения, знание психологических особенностей и применение тактических приемов в деловом общении крайне необходимы специалистам, работа которых предполагает постоянные контакты, в том числе специалистам по маркетингу. Умение строить отношения с людьми, находить подход к ним нужно каждому. Поэтому целями освоения дисциплины «Деловые коммуникации» являются развитие у студентов личностных качеств, необходимых в деятельности маркетолога, а также формирование общекультурных (универсальных) и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по данному направлению подготовки. В рамках предмета должно произойти усвоение студентами знаний и умений в области деловых коммуникаций, делового общения, делового этикета, формирования общественного мнения о деятельности предприятий, особенностей проведения переговоров с деловыми партнерами, в том числе и зарубежными.
Таким образом, цели освоения данной дисциплины:
· формирование готовности к кооперации с коллегами, работе в коллективе;
· формирование практических навыков по осуществлению различных форм делового общения (деловой беседы, совещаний, собраний, деловых переговоров);
· приобретение знаний и формирование навыков в области публичного общения;
· приобретение знаний и формирование навыков в области формирования общественного мнения;
· формирование способности анализировать стили и психологические особенности проведения переговоров;
· формирование способности находить организационно-управленческие решения в рамках делового общения;
· овладение навыками по составления программ и проведению различных протокольных мероприятий;
· в рамках аналитической, научно-исследовательской деятельности формирование способности осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных задач в сфере деловых коммуникаций, в частности, анализировать проявления невербальной коммуникации для осуществления всех форм делового общения.
Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Исходя из выделенного профиля подготовки «Маркетинг» данная дисциплина включается в базовую (общепрофессиональную) часть профессионального цикла (Б3.Б.9). Предметом дисциплины «Деловые коммуникации» является изучение таких вопросов, как массовые коммуникации, внутренние и внешние коммуникации предприятий и организаций, формы делового общения, приемы эффективного проведения деловой беседы, совещаний и собраний, публичного выступления, переговоров, презентаций. Особое внимание уделяется стратегии и тактическим приемам осуществления деловых коммуникаций. Также изучаются основы делового протокола. Кроме того, часть тем посвящена вопросам формирования и управления общественным мнением (PR).
Содержание дисциплины связано с вышеперечисленными особенностями предмета и согласовано с требованиями федерального государственного образовательного стандарта ВПО по направлению подготовки «Менеджмент».
Дисциплина «Деловые коммуникации» связана, в частности, с такими дисциплинами, как «Общий маркетинг», «Маркетинговые коммуникации», «Анализ поведения потребителей», «Культура речи и деловое общение».
Требования к «входным» знаниям, умениям и готовностям обучающегося, необходимым при освоении дисциплины «Деловые коммуникации»:
1. Знать:
· закономерности развития природы, общества и мышления;
· особенности организации деятельности малых групп для реализации различных экономических проектов;
· основные понятия и категории психологии и управления персоналом;
2. Уметь:
· организовать работу малого коллектива, рабочей группы;
· организовать выполнение конкретного порученного этапа работы
· применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы гуманитарных и социальных наук в профессиональной деятельности;
· применять методы и средства познания для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетенции;
3. Владеть:
· навыками самостоятельной работы, самоорганизации и организации выполнения поручений;
· навыками оперативного управления малыми коллективами и группами, сформированными ля реализации конкретного экономического проекта;
· способностью логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь
· навыками философского мышления для выработки системного, целостного взгляда на проблемы общества.
Логическая и содержательно-методическая взаимосвязь с другими дисциплинами показана в таблице.
Предшествующие дисциплины | Требования к «входным» знаниям, умениям и готовностям обучающегося | Последующие дисциплины |
Общий маркетинг | Знания об особенностях работы маркетолога; умение анализировать и структурировать маркетинговую информацию для представления ее в различных ситуациях делового общения. | Анализ поведения е потребителей (в рамках дисциплины рассматриваются вопросы применения знаний социально-психологических особенностей потребителей, основы которых присутствуют в дисциплине «Деловые коммуникации»). Маркетинговые коммуникации ( в рамках дисциплины формируются умения по выбору возможные варианты решения проблем коммуникационной активности в различных областях; умение анализировать, аргументировать и доказывать собственную точку зрения; знания о некоторых психологических особенностях восприятия цветов; знания об основных направлениях деятельности в области PR и формирования имиджа предприятия; знания в области прямого (директ-) маркетинга, в том числе особенностей личных продаж и ведения деловых переговоров. Формирование данных умений основано на реализации соответствующих компетенций в рамках предмета «Деловые коммуникации). |
Культура речи и деловое общение | Знание основ речевого этикета, речевых норм, особенностей устной публичной речи, правил оформления деловой документации, основ невербального общения. |
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Деловые коммуникации».
Коды компетен-ции | Содержание компетенций | Результат |
ОК-19 | Способность осуществлять деловое общение: публичные выступления, переговоры, проведение совещаний, деловую переписку, электронные коммуникации | Знать: − основные философские понятия и категории, закономерности развития природы, общества и мышления; − основные понятия и современные принципы работы с деловой информацией, а также иметь представление о корпоративных информационных системах и базах данных; Уметь: − применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы гуманитарных и социальных наук в профессиональной деятельности; − применять методы и средства познания для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетентности Владеть: − навыками целостного подхода к анализу проблем общества; − навыками выражения своих мыслей и мнения в межличностном и деловом общении |
ПК-5 | Способность эффективно организовать групповую работу на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды | Знать: − основы коммуникаций; основные теории и концепции взаимодействия людей в организации, включая вопросы мотивации, групповой динамики, командообразования, коммуникаций, лидерства и управления конфликтами − роль и место управления персоналом в общеорганизационном управлении и его связь со стратегическими задачами организации; − основы делового общения, принципы и методы организации деловых коммуникаций Уметь: − организовывать командное взаимодействие для решения управленческих задач; − анализировать внешнюю и внутреннюю среду организации, выявлять ее ключевые элементы и оценивать их влияние на организацию; − оценивать положение организации на рынке труда, разрабатывать систему мероприятий по улучшению имиджа организации как работодателя; − анализировать коммуникационные процессы в организации и разрабатывать предложения по повышению их эффективности; − организовывать переговорный процесс, в том числе с использованием современных средств коммуникации Владеть: − современными технологиями эффективного влияния на индивидуальное и групповое поведение в организации; − методами формирования и поддержания этичного климата в организации; − навыками деловых коммуникаций. |
ПК-7 | Способность к анализу и проектированию межличностных, групповых и организационных коммуникаций | |
ПК-14 | Владение современными технологиями управления персоналом | |
ПК-34 | Владение методами и программными средствами обработки деловой информации, способность взаимодействовать со службами информационных технологий и эффективно использовать корпоративные информационные системы |
4. Структура и содержание дисциплины «Деловые коммуникации»
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 часа). Дисциплина изучается в 3 семестре, на 2 курсе.
4.1. Объём дисциплины и виды учебной работы (в часах)
4.1.1. Объём и виды учебной работы (в часах) по дисциплине в целом