Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата. Утверждаю: Ректор _________________ «____»__________2012 г.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Утверждаю: Ректор _________________ «____»__________2012 г.  

Рабочая программа дисциплины

«Деловые коммуникации»

Направление подготовки

080200 «МЕНЕДЖМЕНТ»

Профиль подготовки

«Маркетинг»

Квалификация (степень)

Бакалавр

Форма обучения

очная

Кемерово 2012

Цели освоения дисциплины.

Искусство общения, знание психологических особенностей и применение тактических приемов в деловом общении крайне необходимы специалистам, работа которых предполагает постоянные контакты, в том числе специалистам по маркетингу. Умение строить отношения с людьми, находить подход к ним нужно каждому. Поэтому целями освоения дисциплины «Деловые коммуникации» являются развитие у студентов личностных качеств, необходимых в деятельности маркетолога, а также формирование общекультурных (универсальных) и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по данному направлению подготовки. В рамках предмета должно произойти усвоение студентами знаний и умений в области деловых коммуникаций, делового общения, делового этикета, формирования общественного мнения о деятельности предприятий, особенностей проведения переговоров с деловыми партнерами, в том числе и зарубежными.

Таким образом, цели освоения данной дисциплины:

· формирование готовности к кооперации с коллегами, работе в коллективе;

· формирование практических навыков по осуществлению различных форм делового общения (деловой беседы, совещаний, собраний, деловых переговоров);

· приобретение знаний и формирование навыков в области публичного общения;

· приобретение знаний и формирование навыков в области формирования общественного мнения;

· формирование способности анализировать стили и психологические особенности проведения переговоров;

· формирование способности находить организационно-управленческие решения в рамках делового общения;

· овладение навыками по составления программ и проведению различных протокольных мероприятий;

· в рамках аналитической, научно-исследовательской деятельности формирование способности осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных задач в сфере деловых коммуникаций, в частности, анализировать проявления невербальной коммуникации для осуществления всех форм делового общения.

Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Исходя из выделенного профиля подготовки «Маркетинг» данная дисциплина включается в базовую (общепрофессиональную) часть профессионального цикла (Б3.Б.9). Предметом дисциплины «Деловые коммуникации» является изучение таких вопросов, как массовые коммуникации, внутренние и внешние коммуникации предприятий и организаций, формы делового общения, приемы эффективного проведения деловой беседы, совещаний и собраний, публичного выступления, переговоров, презентаций. Особое внимание уделяется стратегии и тактическим приемам осуществления деловых коммуникаций. Также изучаются основы делового протокола. Кроме того, часть тем посвящена вопросам формирования и управления общественным мнением (PR).

Содержание дисциплины связано с вышеперечисленными особенностями предмета и согласовано с требованиями федерального государственного образовательного стандарта ВПО по направлению подготовки «Менеджмент».

Дисциплина «Деловые коммуникации» связана, в частности, с такими дисциплинами, как «Общий маркетинг», «Маркетинговые коммуникации», «Анализ поведения потребителей», «Культура речи и деловое общение».

Требования к «входным» знаниям, умениям и готовностям обучающегося, необходимым при освоении дисциплины «Деловые коммуникации»:

1. Знать:

· закономерности развития природы, общества и мышления;

· особенности организации деятельности малых групп для реализации различных экономических проектов;

· основные понятия и категории психологии и управления персоналом;

2. Уметь:

· организовать работу малого коллектива, рабочей группы;

· организовать выполнение конкретного порученного этапа работы

· применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы гуманитарных и социальных наук в профессиональной деятельности;

· применять методы и средства познания для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетенции;

3. Владеть:

· навыками самостоятельной работы, самоорганизации и организации выполнения поручений;

· навыками оперативного управления малыми коллективами и группами, сформированными ля реализации конкретного экономического проекта;

· способностью логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь

· навыками философского мышления для выработки системного, целостного взгляда на проблемы общества.

Логическая и содержательно-методическая взаимосвязь с другими дисциплинами показана в таблице.

Предшествующие дисциплины Требования к «входным» знаниям, умениям и готовностям обучающегося Последующие дисциплины
Общий маркетинг Знания об особенностях работы маркетолога; умение анализировать и структурировать маркетинговую информацию для представления ее в различных ситуациях делового общения. Анализ поведения е потребителей (в рамках дисциплины рассматриваются вопросы применения знаний социально-психологических особенностей потребителей, основы которых присутствуют в дисциплине «Деловые коммуникации»). Маркетинговые коммуникации ( в рамках дисциплины формируются умения по выбору возможные варианты решения проблем коммуникационной активности в различных областях; умение анализировать, аргументировать и доказывать собственную точку зрения; знания о некоторых психологических особенностях восприятия цветов; знания об основных направлениях деятельности в области PR и формирования имиджа предприятия; знания в области прямого (директ-) маркетинга, в том числе особенностей личных продаж и ведения деловых переговоров. Формирование данных умений основано на реализации соответствующих компетенций в рамках предмета «Деловые коммуникации).
Культура речи и деловое общение Знание основ речевого этикета, речевых норм, особенностей устной публичной речи, правил оформления деловой документации, основ невербального общения.

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Деловые коммуникации».

Коды компетен-ции Содержание компетенций Результат
ОК-19 Способность осуществлять деловое общение: публичные выступления, переговоры, проведение совещаний, деловую переписку, электронные коммуникации Знать: − основные философские понятия и категории, закономерности развития природы, общества и мышления; − основные понятия и современные принципы работы с деловой информацией, а также иметь представление о корпоративных информационных системах и базах данных; Уметь: − применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы гуманитарных и социальных наук в профессиональной деятельности; − применять методы и средства познания для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетентности Владеть: − навыками целостного подхода к анализу проблем общества; − навыками выражения своих мыслей и мнения в межличностном и деловом общении
ПК-5 Способность эффективно организовать групповую работу на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды Знать: − основы коммуникаций; основные теории и концепции взаимодействия людей в организации, включая вопросы мотивации, групповой динамики, командообразования, коммуникаций, лидерства и управления конфликтами − роль и место управления персоналом в общеорганизационном управлении и его связь со стратегическими задачами организации; − основы делового общения, принципы и методы организации деловых коммуникаций Уметь: − организовывать командное взаимодействие для решения управленческих задач; − анализировать внешнюю и внутреннюю среду организации, выявлять ее ключевые элементы и оценивать их влияние на организацию; − оценивать положение организации на рынке труда, разрабатывать систему мероприятий по улучшению имиджа организации как работодателя; − анализировать коммуникационные процессы в организации и разрабатывать предложения по повышению их эффективности; − организовывать переговорный процесс, в том числе с использованием современных средств коммуникации   Владеть: − современными технологиями эффективного влияния на индивидуальное и групповое поведение в организации; − методами формирования и поддержания этичного климата в организации; − навыками деловых коммуникаций.  
ПК-7 Способность к анализу и проектированию межличностных, групповых и организационных коммуникаций
ПК-14 Владение современными технологиями управления персоналом
ПК-34 Владение методами и программными средствами обработки деловой информации, способность взаимодействовать со службами информационных технологий и эффективно использовать корпоративные информационные системы

4. Структура и содержание дисциплины «Деловые коммуникации»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 часа). Дисциплина изучается в 3 семестре, на 2 курсе.

4.1. Объём дисциплины и виды учебной работы (в часах)

4.1.1. Объём и виды учебной работы (в часах) по дисциплине в целом

Наши рекомендации