Сознание и самосознание. Бессознательное.

Высшая ступень развития психики, свойственная только человеку, называется сознанием. Важное отличие сознания человека от психики животных заключается и в наличии самосознания, т. е. способности позна­вать не только внешний мир, но и самого себя, свои типичные и индивидуальные особенности. Это открывает возможность совершенствования самого себя, самоконтроля и самовоспитания. Итак, сознание можно определить как высшую форму отрогжения объектов действительности с помощью речи, языка.Человек — существо общественное. На его развитие влияют не только природные, но и общественные закономерности, которым принадлежит решающая роль. Сознание также имеет общественную природу.

Сознание есть высшая форма психики, которая возникла в процессе общественной трудовой деятельности людей при постоянном общении их между собой с помощью языка.

Бессознательное — это совокупность психических процессов и состояний, обу­словленных явлениями действительности, во влиянии которых человек не отдает себе отчета. Формирующийся в результате бессознательного психического отражения образ не становит­ся предметом рефлексии, поэтому в бессознательном невозможен произвольный контроль собственных действий и оценка их результативности. Бессознательное находит свое выраже­ние в разнообразных проявлениях человеческой психики: аффектах, интуиции, сновидениях, гипнозе и т. д., а также в побуждениях и поступках, причины которых человек не осознает.

7. Индивид, личность, индивидуальностьЧел-сущ-во, обладающее биологич-м и социал-м началом(социал-ое, поскольку обществ-ые отнош-я изменили как его телесную организацию, так и сам хар-р существования). Индивид-единичный представитель чел-го рода со всеми присущими ему особен-ми. Индивидуальность-это набор кач-в разного рода, кот-е позвол чел быть самим собой и отлич его от др людей. Личность-кач-ва чел, кот фор-ся благодаря жизни чел в общ-ве. В процессе жизнедеят-ти чел вступает в отнош-я с др людьми(общественные отнош-я) и эти отнош-я фор-ют его лич-ть. Хар-ка лич-ти:1.Устойчивость(черты хар-ра, жизн принципы, темперам-т).2.Единства черт лич-ти(воля, способности).3.Активность лич-ти(проявл в познават деят-ти). Факторы разв-я лич-ти:1.Наследств-ть 2.Социал среда, гены 3.Воспит-е 4.Усл-я разв лич-ти-ее актив деят-ть. Потреб лич-ти-это испытываемая ею нужда в чем-либо. Каждый живой орг-зм, для того чтобы жить, нужд-ся в определ усл-х и сред-ах, доставляемых ему внеш ср. Напр, раст-е нужд-ся в солн свете, тепле, влаге, кот оно получ из почвы. Чел, как и др живые сущ-ва, нужд-ся в общение с внеш миром, индивидами др пола, пищу, книги, развлеч-я и т.д.В отличие от потреб-й жив-ых, носящих стаб-ый хар-р и огранич-ых в основном биологич-ми нуждами, потреб-ти чел измен-ся в течение его жизни: чел-ое общ-во созд для своих членов все новые и новые потреб-ти, кот отсутствовали у предыдущ покол-й

8.Деятельность-всеобщая хар-ка живых сущ-в необходимая для поддерж-я жизненноваж связей и их изменения. Поведение-взаимод-е орг-ма с окр ср имеющ внеш и внутр причины. Деят-ть-вид активности регулируемый сознательно поставл целью и связ с потреб-ми. В псих-ии под деят-тью поним-ся динамич-ая система взаимод-ий субъекта с внеш миром, в ходе кот чел сознательно, целенаправ возд-ет на объект, за счет чего он удовлетвор свои потреб-ти. Конечно, в различ видах деят-ти-исполнит-ой, управленч-ой, научной-роль сознания различна. Чем сложнее деят-ть, тем выше в ней роль психологич-ой составляющей. Именно деят-ть выступает в кач-ве основы для фор-ия лич-ти. Лич-ть не предшествует деят-ти, она этой деят-тью порождается.Таким образом, лич-ть в псих-ии рассматр-ся как субъект, реализующийся в деят-ти, прежде всего в труде и общении. В содержании деят-ти в кач-ве важнейших обычно выделяются следующие компоненты: познават-ые, эмоционал-ые, волевые. Структура деят-ти: потребность-мотив-цель-предмет-действие-опирация-результат-(обратная связь)цель. Потребность-нужда орг-ма в чем-либо(физиологич, социал, материал, познавательные)

9. Характеристика общения. Общение-взаимод-е 2 и более людей напрвл на обмен инфо познават хар-ра. Ф-ии общ-я:1.Прагматическая-орг-я совмест деят-ти 2.Формирующая-измен самого чел 3.Ф-я подтверждения-самоутверждается 4.Поддерж межличност отнош 5.Внутриличностная-общение с самим собой. Виды общения:1.По средствам: непосредственная(напрямую с др чел), опосредованная(тел, эл.почта).2.По содержанию:-материальная,т.е.обмен предметами(коллекционеры).-кондиционное, обмен психич или физич состояниями(болельщики),-мотивационная(агитация предвыборная),-деятельностная, обмен действиями(мастер-класс),-когнетивное(лекция).3.Формальное, не формальное общение. Структура общения: 1.Коммуникатив сторона-обмен инфо. 1компонент-коммуникатор-тот кто передает сообщение.2 компонент.сообщение-что передается.3компонент.аудитория-кому передают.4компонент.канал-как передается.5компонент.результат-эффективность процесса. Виды коммуникации.1)Вербальная(использ речи-писменная,уст-я). Речь уст-я:монолог(речь одного), диалог(двоих),полилог(от 3х). Речь:активная(речь говорящего), пассивная(слушателя). 2)Невербал-жесты, мимика, расстояние до собеседника, вид чел).2.Интерактивная сторона-общение как взаимод-е.3.Перцептивная сторона-восприятие др чел. Факторы влияющ на восприятие:возраст, пол, от установки. Механизмы перцептив стороны общ-я: 1)идентификация-подражание 2)эмпатия-сопереживание др чел 3)аттракция-симпатия к др 4)стереотипизация-использ стереотипов(блондинка, жен зарулем).

10. Мотивационные психические образованияПсих.образования- это псих.явление формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и проф.опыта, в содержание которых входит особое сочетание знаний, навыков, умений. Знания-это совокупность усвоенных человеком сведений, понятий и представлений о предметах и явлениях объективной действительности. Начальные умения-это самостоятельное применение приобретенных знаний в практической деятельности человека. Простые навыки-это несложные приемы и действия, совершаемые автоматически, без достаточного сосредоточения внимания. Сложные навыки-это усвоенные автоматизированные двигательные, сенсорные и умственные сложные действия, выполняемые точно, легко и быстро при незначительном напряжении сознания и обеспечивающие эффективность деятельности человека. Превращение действия в сложный навык дает возможность человеку высвободить сознание для решения более важных задач деятельности. Сложные умения – это достигнутая в процессе обучения возможность человека творчески применять знания и навыки и достигать желаемого результата в непрерывно меняющихся условиях практической деятельности. Одной из проблем, активно исследуемых современной психологией, является проблема мотивации человеческого поведения и деятельности. Сущность проблемы заключается в том, чтобы изучить побудительные силы, благодаря которым включается психическая активность человека и направляет его деятельность на какой-либо объект; силы, которые движут человеком при выборе той или иной модели поведения, того или иного способа действия. Эти явления относятся к мотивационной сфере психики. Чтобы подойти к понятию мотивации, надо начать с потребностей – фундамента мотивационной сферы – и мотивов – более сложных психических образований, на основе которых и формируется мотивация. Потребности- субъективные явления, возникающие, когда индивид испытывает нужду в каком-либо объекте, необходимом для его жизнедеятельности и развития. Они выступают источником активности человека и побуждают его к деятельности в отношении объекта нужды.Мотивация-побуждение к действию; динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость.

Деятельность.

Активность – всеобщая характеристика живых существ, которая направлена на поддержание жизненно-важных связей.

Поведение - взаимодействие организма с окружающим миром, которое имеет внешние и внутренние причины.

Деятельность - вид активности, который регулируется осознанной целью и связях с удовлетворением потребностей.

Активность Деятельность

1)связана с биол.потребностями 1)+другие виды потребностей

2)дана от рождения 2)формируется в течение жизни

3)не предполагается орудий 3)используют орудия

4)не меняет организм и окруж. мир 4)меняет организм и окружающий мир

5)результат эволюции 5)результат филогенеза(общественное развитие)

Деятельность Поведение

1)целенаправленна и имеет результат 1)не всегда целенаправленна и не всегда имеет результат

2)организована 2)спонтанно

3)систематична 3)хоатично

Теория деятельности в отечественной психологии.20 – 30 годы 20 века. Леонтьев, Выготский, Гальперин, Рубинштейн, Эльконин, Запорожец, Лисицина, Божович.

Структура деятельности:

П----М----Ц------Пр-----Д------О------Р (обратная связь)

Потребность – нужда организма в чём-либо. Биологические(вода,пища,секс), Социальные, познавательные(знание).

Особенности потребности:- сила(значимость), - кол-во потребностей, - качество

Мотив. Когда человек испытывает потребность, возникает состояние дискомфорта. Для того, чтобы преодолеть дискомфорт, организм совершает поисковую активность. Как только найдет предмет для удовлетворения потребности, то возникает мотив. Мотив - опредмеченная потребность. Мотив – то, что побуждает организм к деятельности.

Цель – образ желаемого результата. Цели бывают близкими и далёкими, общественные и личные.

Предмет – это то, с чем связана деятельность. Учебная деят-ть: знания, умения, навыки. Познавательная: информация.

Действия - основной компонент деятельности. Внешние (предметные), внутренние (умственные). Внутренние: перцептивные, мнемические, имажитивные, ителектуальные. Существует связь между внешними и внутренними действиями, обозначающаяся в понятиях: интериоризация( переход внешних действий во внутренний план) и экстериоризация (переход внутренних действий во внешний план) Л.С.Выготский.

Операция – способ выполнения действий. Операции не осознаются, происходят автоматически.

Результат – итог деятельности.

Сравнение результата и цели.

11. Аффективные психич образованияАффект-внезапно возник-щее в острой конфликт сит-ии чрезмерное нервно-психич перевозбуж-е, проявл-еся во временной дезорганизации сознания(его сужении)и крайней активизации импульсивных реакций. Аффект-эмоционал взрыв в усл-ях остроконфликт ситуации, опасности лич-ого поражения. Глубокая обида от тяжкого для данного чел оскорбл-я, внезапное, возник-ие опасности, грубое физич-е насилие-все эти обстоятельства в зависимости от инд-ых св-в лич-ти могут вызвать аффект. Состояние аффекта хар-ся значит-ым наруш-ем сознат-ой регуляции действий чел. Повед-ие чел при аффекте регулир-ся не заранее обдуман-й целью, а тем чувством, кот полностью захват-ет лич-ть и выз-ет импульсив-е, подсознат-ые действия. В сост-ии аффекта наруш-ся важнейший механизм деят-ти-избират-ть в выборе поведенческого акта, резко измен-я привычное повед-е чел, деформируются его установки, жизн-е позиции, наруш-ся способность к установл-ю взаимосвязей между явл-ми, в сознании начинает доминировать какое-либо одно, часто искажен-е, представл-е. Это "сужение сознания" при аффекте, с нейрофизиологич-й точки зр-ия, связано с наруш-ем нормал-го взаимод-ия возбужд-я и тормож-я. В состояния аффекта страдает прежде всего тормозной процесс, возбужд-е начинает беспорядочно распростр-ся в подкорковые зоны мозга, эмоции теряют контроль со стороны сознания. Подкор-ые образования при аффектах приобретают определен автономию, что выраж-ся в бурных примитивных реакциях. Состояние аффекта связано с наруш-м ясности сознания и сопровожд-я частичной амнезией-расстройством памяти. Во всех многообразных проявл-х аффекта(страх, гнев, отчаяние, вспышка ревности, порыв страсти)можно выделить три стадии: на1ст. резко дезорганизуется вся психич-я деят-ть, наруш-ся ориентир-а в действит-ти;на2-перевозбуж-е сопровож-ся резкими, плохо контролир-ми действиями;на заключит ст спадает нервное напряж-е, возник состояние депрессии, слабости.Субъективно аффект переживается как сост-ие, как бы навязанное чел извне, помимо его воли. Однако усиленным волевым контролем в начальной стадии разв-ия аффекта его можно не допустить. Важно сосредоточить сознание на крайне отриц-ых последствиях аффективного поведения. К числу приемов преодоления аффекта относятся: произвол-я задержка двиг-ых реакций, изменение обстановки, переключ-е на др деят-ть. Однако самое важ-е усл-е преодол-я отрицат-ых аффектов-морал-е кач-ва лич-ти, ее воспитание. Люди с неуравновеш-ми процессами возбуж-ия и тормож-я более склонны к аффектам, однако эта склонность может быть преодолена путем самовоспит-я. Аффект может возникать и в результате воспоминаний о травмирующем событии(следовой аффект), а также вследствие накопления чувств. Аффективные действия не имеют осознанного мотива. Общее направл-е хаотичных действий при аффекте-стремление устранить травмирующий раздраж-ль. Волевая регуляция повед-я чел может прояв-ся лишь в стадии возник-я аффекта. В дальнейшем чел утрачивает волевой контроль. Достигаемый при аффекте результат создает лишь иллюзию предварит-го осознания цели.

12. Темпераментные психич-е образованияТемперамент-это инд-ые особ-ти чел, определ-ие динамику протекания его психич-х процессов и поведения. Под динамикой понимают темп, ритм, продолжит-ть, интенсивность психич процессов, в частности эмоционал процессов, а также некот внешние особен-ти повед-я чел-подвижность, активность, быстроту или замедленность реакций. Темп-т хар-зует динамич-ть лич-ти, но не характеризует ее убеждений, взглядов, интересов, не явл показателем ценности или малоценности лич-ти, не определяет ее возможности. Можно выделить основные компоненты, определяющие темп-нт.1.Общая активность психич деят-ти и поведения чел выражается в различ степени стремления активно действовать, осваивать и преобразовывать окруж-ю действит-ть, проявл себя в разнообразной деят-ти. Выражение общей активности у различ людей различно.Можно отметить две крайности: с одной стороны, вялость, инертность, пассивность, а с др-большая энергия, активность, страстность и стремител-ть в деят-ти. Между этими 2мя полюсами располаг-ся представители различных темп-тов.2.Двиг-ая, или моторная, активность показ-ет состояние активности двиг-го и речедвиг-го аппарата. Выражается в быстроте, силе, резкости, интенсивности мышечных движ-й и речи чел, его внешней подвижности(или, наоборот, сдержанности),говорливости(или молчаливости).3. Эмоционал активность выраж в эмоционал впечатлительности(восприимчивость и чуткость к эмоционал воздействиям), импульсивности, эмоционал-й подвиж-ти(быстрота смены эмоционал-х состояний, начала и прекращение их). Темп-нт проявл-ся в деят-ти, поведении и поступках чел и имеет внеш-е выражение. По внеш-м устойчивым признакам можно до известной степени судить о некот св-ах темп-та.Гиппократ описал 4 темп-та: санг, флег, холер, меланхол.

Наши рекомендации