ГЛАВА 7 Осознание настоящего 6 страница

стояние сознания и применение в этом состоянии таких модифи­цированных психоаналитических методов, как свободные ассоци­ации, внушение сновидений и их анализ, возрастную регрессию, визуализацию психотравмирующих ситуаций, автоматическое

письмо и т. п.

В методике Р. Линднера (1958) гипноанализ также включает тренировку быстрого погружения в особые состояния сознания, но психоаналитические сессии проводятся с использованием лишь метода свободных ассоциаций. При возникновении со­противления особое состояние сознания углубляется. В даль­нейшем психотерапевт стремится изменить выявленные не­адаптивные установки пациента с помощью прямых внушений.

Психокатартическая терапия Л. Франка (1927) используется для вызывания отреагирования в «пассивном состоянии» (или в полусне). Пациент лежа принимает самую удобную позу и макси­мально расслабляется. Потом его просят полностью отдаться нахлынувшим воспоминаниям, фантазиям и ассоциациям без их обсуждения и направления. При этом психотерапевт ничего не внушает. Так создается необходимое состояние (по всей вероят­ности, являющееся формой гетерогенного или аутогенного осо­бого состояния сознания), способствующее эффективным вос­приятию и обсуждению психотравмирующей проблемы с врачом.

К. И. Платонов применял методику «экспериментальной реп­родукции невротических синдромов» (1939). В ней пациент вводил­ся в глубокое особое состояние сознания и ему внушалось время перенесенного невроза (причем наблюдались те же самые сим­птомы и переживания, какие были установлены в активной ста­дии невроза), который он должен был вновь отреагировать. От­метим, что эта техника использовалась и в диагностических целях.

М. Мур (1945) использовала катартический метод, заключаю­щийся в многократном пересказывании пациентом, находящимся в особом состоянии сознания, психотравмирующих переживаний. Особенно эффективной эта техника считается при работе с по­вторяющимися кошмарными сновидениями.

В методе А. С. Данилова (1996), опираясь на указания Ари­стотеля о важности речи, имеющей «ритм, гармонию и напев...», Для вызывания катарсиса (по мнению автора, средства, услива-ющего трансфер, — основной терапевтический фактор) в ходе сеанса используют как специально подобранные музыкальные Произведения, так и поэтические тексты, создающие особую ритмическую речь терапевтической сессии.

В 1974 году Д. Кезрил предложил технику терапевтического кРика, которую также можно использовать в особых состояниях сознания. Суть ее состоит в том, что пациенты после введения в особое состояние сознания и определенного «разогрева» по­ощряются к крику.

Каждая сессия проходит в три этапа: подготовка, собственно крик и рефлексия.

На этапе подготовки используются дыхательные техники, техники размягчения мышечных блоков, вибрации и т. п.

На втором этапе через регрессивную метафору «детской люби­мой игрушки» пациенты погружаются в проблемное переживание (одиночество, чувство незащищенности и т. п.) и подталкиваются к крику. Пациенты кричат в технике рваного крика и через определенное время начинают чувствовать, что крик сам рвется из них, сопровождаемый то гневом, то плачем, то страхом. После того, как крик становится как бы самостоятельным и независи­мым от пациента, психотерапевт при помощи специальных техник «помогает» пациенту, облегчая экспрессию крика. Крик может перерастать и в плач, и в смех; пациенты могут испытывать озноб, дрожь, жар, холод и т. п., то есть те состояния, которые свиде­тельствуют о вовлеченности всего тела в терапевтический процесс. На третьем этапе идет обсуждение того, что переживал пациент, что «выходило» из него, какие эмоции. Пациент соотносит особенности своей жизненной ситуации и способов реагирования на нее, с переживаниями, которые возникали в терапевтической сессии. Особенность эмоциональной экспрес­сии в сессиях крика состоит в том, что пациент переживает какую-либо эмоцию, чувствует наплывы тоски, горя, плача, гнева и т. п., но не соотносит ее с конкретной ситуацией настоящего или прошлого — просто хочется плакать и т. п. Техника крика как бы освобождает пациента от накопленных эмоций, которые часто не осознаются и поэтому, естественно, не связываются с какой-то ситуацией.

Сама эмоциональная экспрессия имеет слоистую структуру: на периферии находятся более осознаваемые, эго-идентифици-рованные и увязанные с конкретными ситуациями эмоции. Например, сначала может «выходить» смех, который переходит в плач и т. п. Более глубокие эмоции менее осознаваемы, не принимаются в Я-концепцию и более определенно связаны с конкретными биографическими ситуациями. Именно поэтому отреагирование и рефлексия более глубоких эмоций — чрезвы­чайно важные механизмы самоизменения (А. С, Кочарян, 1997). Новый толчок развития катартические методы получили в связи с применением в психотерапевтической практике психо­деликов. Однако, после трго, как их использование пришлось свернуть, поиск нефармакологических методов, позволяющих добиваться у пациентов особых состояний сознания с катарти-ческими переживаниями, приводящими к излечению и поло­жительным изменениям личности, привел к возникновению пневмокатартических методов и целого направления под назва­нием холотропная психотерапия.

Ее создатели — Станислав Гроф и его жена Кристина, — оаботая еще в русле психоделической терапии, в ряде случаев использовали интенсивное дыхание для «раскрытия» телесных \ эмоциональных блоков. Отталкиваясь от работы Леонарда Орра и Сандры Рэй «Возрождение в Новом веке» (1977), они стали сочетать интенсивное дыхание (в варианте гипервентиля­ции, то есть форсированного выдоха) со специально подобран­ной музыкой, работой с телом и особой предварительной под­готовкой участников, что позволяло вызывать переживания и эффекты, аналогичные тем, что возникали в сеансах психоде­лической терапии1.

Хотя как будто поводом к обращению С. Грофа к дыхательной технике явился запрет на использование психоделиков, истина, по-видимому, лежит все же глубже. Теснейшая взаимосвязь пси­хики и сознания с дыханием известна с древнейших времен и нашла отражение в языке. У многих народов мира слова «дыха­ние», «дух», «душа» (так же как и в русском) происходят от одного корпя, а животные, так же как и человек, мыслятся существами, наделенными «духом», способностью «дышать». Многие совре­менные исследователи считают, что отмеченное этимологичес­кое родство может указывать на реальное психофизиологическое единство (В. Д. Заставный, 1993)2.

Отметим, что в течение многих веков было известно, что особые состояния сознания можно вызвать с помощью техник, воздействующих на дыхание. Процедуры, использовавшиеся для этих целей в древних культурах, охватывали широкий диапазон: от грубых вмешательств в дыхание до тонких и сложных упражнений, существующих в различных духовных традициях. Так, например, первоначальная форма крещения, практиковавшаяся ессеями (его отдаленным отголоском явля­ется современная процедура окропления водой и произнесения молитвы), состояла в насильственном погружении инициируе­мого в воду, что, как правило, ставило человека на грань смерти от Удушья. В других духовных традициях неофиты подвергались окуриванию дымом до полусмерти или даже удушению3 (далее,

Сходство переживаний участников дьКательного сеанса с переживания-Ми во время приема психоделиков не случайно. Исследователи, которые про­слеживали пшервентиляционную цепочку изменений гомеостаза, вплоть до биохимических процессов в мозге, установили, что изменения здесь весьма напоминают те, что возникают под действием психоделиков.

В этом отношении представляет интерес выдвигаемая С. Грофом гипо­теза о том, что спонтанные эпизоды интенсивного дыхания у психиатрических пациентов можно рассматривать как попытки «духа» вылечиться.

3 D

о недавнем прошлом среди детей в пионерских лагерях часто практако-Валась игра в «улет»: в то время как «испытуемый» часто дышал, один из добро­вольных помощников пережимал ему горло или сонную артерию, а второй Резко бил в солнечное сплетение.

рассматривая ритуальные трансформации, мы коснемся этого в несколько ином аспекте).

Процедура холотропной терапии состоит из трех этапов: предварительной психологической подготовки, самой сессии и завершающей проработки (интеграции) полученного мате­риала.

Заранее создается должная обстановка. Комната должна быть затемненной и достаточно просторной для того, чтобы половина участников свободно могла улечься на матрацах, не касаясь друг друга даже тогда, когда их руки и ноги раздвинуты в стороны. Она должна быть изолирована от источников внеш­них шумов и, с другой стороны, позволять без ограничения включать музыку большой громкости и давать возможность участникам полностью использовать голосовое выражение. Пол мягкий или покрыт матрацами. Необходим достаточный запас подушек, пуфиков или других мягких вещей, а также полотенец и простынь, носовых платков. Во время сессии могут наблю­даться рвота, кашель, повышенное слюноотделение, так что необходим запас целлофановых пакетов, пластиковых тазиков и т. п. Желательно рядом иметь туалет. Перед проведением холотропической сессии комната проветривается. Все участни­ки приходят на сессию в свободной, удобной одежде (лучше всего спортивной), без того, что может затруднить дыхание или помешать свободному проявлению внутреннего процесса (име­ются в виду очки, контактные линзы, вставные челюсти, тяже­лые серьги, браслеты, пояса, часы и т. п.).

На первом этапе психотерапевт (фасилитатор — «облегчи-тель») знакомит пациентов (холонавтов) с картографией чело­веческой психики, которая включает биографический, перина­тальный и трансперсональный уровни. По мнению создателей метода, основным препятствием при его использовании служит барьер защиты, который имеет интеллектуальную или философ­скую природу, поэтому в беседе подчеркивается, что даже самые необычные, с общепринятой точки зрения, переживания совер­шенно естественны и регулярно происходят в этих обстоятель­ствах в любой группе случайно взятых людей.

Специфические техники, вызывающие изменения в сознании либо интен­сивным дыханием, либо длительным лишением дыхания, либо сочетанием того и другого, можно найти в пранаяме, кундалини-йоге, сиддха-йоге, тибетской ваджраяне, суфийских практиках, восточных формах медитации и т. д. Более тонкие техники, основанные скорее на специальном внимании к дыханию, чем на изменении его динамики, занимают важное место в дзэн-буддизме школы Сото и в некоторых даосских и христианских практиках. На ритм дыхания значительно влияет исполнение таких ритуалов, как обезьяньи песни Бали, или кетджак, горловая музыка эскимосов-инуитов, пение' киртан, бханджан или суфийских песен.

Поскольку холотропная терапия может сопровождаться дра­матическими переживаниями с сильным эмоциональным и физическим стрессом, то она противопоказана лицам с серьез­ными сердечно-сосудистыми заболеваниями (застарелым ате­росклерозом, аневризмой аорты, стойко повышенным артери­альным давлением), а также людям, перенесшим операции на сердие, сердечные приступы, кровоизлияние в мозг и т. п. Нужно воздержаться от участия в сессии и тем, кто недавно перенес операцию. Во время сессий пневмокатарсиса происхо­дят спонтанные телодвижения и существует определенный риск для людей с привычными вывихами, растяжениями, повышен­ной ломкостью костей. Помощник (ситтер) должен знать об этих особенностях у холонавта и предохранять его от резких движений, рискованных положений и поз. Конечно, не следует участвовать в сессиях холотропного дыхания ослабленным пос­ле тяжелых болезней, больным с инфекционными заболева­ниями и т. п. До сих пор дискутируется вопрос о включении в группы тех, кто имеет серьезные психические нарушения.

Важным противопоказанием является беременность (осо­бенно на последних месяцах), так как интенсивное дыхание приводит к уменьшению кровоснабжения плода. Кроме того, женщины, переживающие свое рождение в холотропной тера­пии, часто одновременно испытывают мощные сокращения матки, в связи с чем возможны преждевременное наступление менструации и выкидыши.

Окончательно вопрос о включении в терапевтическую груп­пу решает фасилитатор с учетом всех показаний, противопока­заний и руководствуясь собственной интуицией.

Затем пациентов знакомят с техническими деталями процесса: сессия проводится в положении лежа на спине, с закрытыми гла­зами; пациентам (холонавтам) необходимо полностью сосредото­читься на эмоциональных и психосоматических процессах, вызы­ваемых дыханием и музыкой, просто наблюдая и регистрируя их.

Перед началом сеанса группа делится на две части: холонав­тов и их ситтеров. Во время следующей сессии пары меняются ролями, таким образом, каждый участник имеет возможность Получить уникальный транс- и интерперсональный опыт. До начала сессии партнеры обговаривают все вопросы, касающие­ся вмешательства в случае возникновения телесных блоков, помощи при других состояниях, возможности и степени физи­ческого контакта. Поскольку разговоры во время сеанса пре­пятствуют течению процесса, холонавт и ситтер договариваются 0 языке жестов.

Сессия холотропного дыхания начинается с короткого пе­риода медитации и релаксации, которые проводит фасилитатор, поочередно называющий отдельные части тела (начиная от

ступней ног вверх), или под его контролем сами холонавты-используя техники аутотренинга, активного воображения, ме­дитации и т. п. Холонавтам предлагается принять позу лежа на спине с несколько раздвинутыми руками и ногами и обращен­ными вверх ладонями, а затем закрыть глаза. Эта поза отражает основную установку сессии: полную внутреннюю открытость восприимчивость и принятие всего, что происходит.

Когда холонавты расслабились и успокоились, фасилитатор предлагает всем участникам сосредоточиться как только воз­можно на настоящем моменте и месте, в котором они находят­ся, — на «здесь и сейчас». Им нужно постараться отстраниться от воспоминаний прошлого (других опытов с особыми состоя­ниями сознания, предварительных знаний, прогнозов и ожида­ний). Ситтер также должен очистить мысли от прошлого и от фантазий о будущем и сосредоточиться на заботе о партнере, на вере в мудрость и спонтанный целительный потенциал пси­хики, на интересе к происходящему в комнате процессу.

После физического расслабления и подготовки сознания холонавтам предлагают сконцентрироваться на дыхании, на­строиться на его естественный ритм, не пытаясь его изменить. Чтобы легче войти в «соприкосновение» с ритмом дыхания, его обычно представляют как облако света, пронизывающего все тело в ритме вдоха и выдоха, раскрывающее каждую его клетку и наполняющее живительной энергией.

Затем холонавтам предлагается дышать более интенсивно, чаще и глубже, чем обычно. Выбор ритма и способа дыхания (носом и ртом, грудным или диафрагмальным дыханием и т. д.) оставляется на «усмотрение» организма человека, его интуиции. Когда частота дыхания достаточно возросла, фасилитатор на­правляет внимание холонавтов на музыку, поощряя отдаться ее потоку, ритму дыхания и любому переживанию с полным доверием к происходящему процессу.

Гипервентиляция вызывает сдвиг гомеостатического равно­весия, и организм отвечает на изменение биохимизма внутрен­ней среды вынесением на «поверхность» различных старых, глубоко укоренившихся эмоциональных напряжений, избавля­ясь от них разрядкой на периферии. Эта разрядка происходит в двух формах — либо в форме непосредственного катарсиса (отреагирования с драматическими движениями тела, криком, тремором, подергиваниями, кашлем, рвотой), либо в форме поверхностного напряжения и спазмов мышц.

При этом в ногах, в особенности в мышцах, развиваются характерные временные контрактуры, которые, с традиционной точки зрения, являются типичным физиологическим ответом на гипервентиляцию и защелачивание крови. Однако по мере продолжения дыхания это состояние значительно ослабляется

или Даже совсем проходит, что уже трудно объяснить чисто биохимически, так как гипервентиляция продолжается.

Некоторые люди остаются совершенно спокойными. Они могут испытывать глубокие переживания, но внешне кажется, что с ними ничего не происходит или что они спят. Другие выглядят взволнованными и проявляют двигательную актив­ность: их трясет, скручивает, они принимают позу эмбриона, ведут себя как младенцы, проходящие через родовой канал, или выглядят и ведут себя как новорожденные. Это может сопро­вождаться богатыми акустическими проявлениями, в том числе вздохами, рыданиями, плачем, криками, детским лепетом, бор­мотанием, спонтанным пением, глоссолалиями и всевозмож­ными звукоподражаниями животным.

Иногда движения и жесты могут быть чрезвычайно утончен­ными, сложными, дифференцированными и весьма специфичес­кими (например, движения, напоминающие ползание змеи, полет птицы или походку кошачьих). Порой люди спонтанно прини­мают какую-нибудь асану или делают соответствующий жест (мудры), не будучи знакомыми с ними в обычном состоянии. Временами автоматические движения и звуки напоминают риту­альные танцы или другие ритуальные действия, характерные для различных культур: шаманское пение, яванские танцы, символи­ческие движения индийских школ танца Катакали или Манипури, тибетского или монгольского многоголосного (исполняемого од­ним человеком) пения, японского Кабуки (С. Гроф, 1994).

Физические напряжения во время дыхания, как правило, возникают в определенных частях тела. Обладая сложной психо­соматической структурой, они различны у разных людей и обычно имеют для каждого человека специфическое психологическое значение. Иногда они являются усиленным вариантом напряже­ний и болей, известных человеку по его повседневной жизни, или хронической проблемой, или симптомом, который появляется в определенные моменты (например, в периоды сильного эмоцио­нального или физического стресса, крайней усталости, недосыпа­ния, ослабленности болезнью) или под действием изменяющих сознание веществ. В других случаях в них можно узнать реакти-Визацию старых трудностей, которые человек переживал в детстве, отрочестве или во время серьезных эмоциональных стрессов (рождения, физических травм, операций и т. п.).

Если спазм развивается в руках (карпопедальный спазм), то это обычно отражает глубокий конфликт между сильным им­пульсом к какому-либо специфическому действию и противо­стоящим ему столь же сильным запретом. Возникает динами­ческое равновесие, состоящее в одновременной активизации сгибателей и разгибателей с приблизительно равной интенсив-остью. Люди, переживающие такие спазмы, часто рассказыва-

ют, что они чувствовали вытесненную агрессию, блокировку телесных импульсов к контакту с другими или невыраженные сексуальные тенденции. Иногда болезненные напряжения та­кого рода могут выражать блокировку творческих проявлений (желания рисовать, писать, играть на музыкальных инструмен­тах, мастерить что-то, лечить руками). Как правило, в этом контексте возникает глубокое понимание природы конфликта, лежащего в основе мышечных напряжений, его биографичес­ких, перинатальных и трансперсональных корней. Обычно на­пряжение достигает своей кульминации, за которой следует глубокое расслабление. Когда это происходит, человек чувству­ет, что энергетический блок снят и энергия может свободно протекать через руки. Помимо устранения спазмов в руках и ногах, устанавливается также нормальная циркуляция крови, что более заметно у людей, которые в повседневной жизни страдали от плохого периферического кровообращения и жало­вались на холодные кисти и стопы.

Напряжения в ногах имеют такую же динамическую струк­туру, как и напряжение в руках, но они не так сложны, поскольку ноги играют менее специализированную роль в че­ловеческой жизни. Многие проблемы здесь связаны с исполь­зованием ног в качестве инструмента агрессии, особенно в ранние периоды жизни. Напряжения и спазмы в бедрах и яго­дицах часто связаны с сексуальной защитой, страхами и запре­тами, особенно у женщин1. Ряд напряжений ног может также объясняться различными физическими травмами.

Многие напряжения в других частях тела группируются в области райховского «мышечного панциря», или чакр в тантри­ческих системах (это неудивительно; если иметь в виду сходство техник холотропной терапии и упражнений, используемых в тантрической традиции, где также большое внимание уделяется дыханию).

Блоки в области головы обычно проявляются в виде боли или давления, зачастую описываемых как стальное кольцо, сдавливающее голову. Они особенно часто встречаются у лю­дей, страдающих головными болями в форме напряжения, давления или мигреней. Чаще всего это явно связано с воспо­минанием о биологическом рождении, когда хрупкая головка плода втискивается в тазовую область роженицы, раскрываемую страшным дашгением сокращающейся матки. Могут проявиться ассоциации с ушибами головы в этой жизни.

Блок в области глаз может выражаться интенсивным напря­жением или даже болью вокруг них, иногда сопровождаемых

1 Старый анатомический термин для одной из приводящих мышц бедра — rnuscittus custos virginUatis — в буквальном переводе означал «страж девственности»-

ожанием век_ Это особенно часто случается с людьми, кото­рые в повседневной жизни имеют проблемы со зрением. Неко­торые из этих трудностей, например, определенные формы миопии, могут возникать из-за хронического напряжения глаз­ных мышц. Снятие напряжения посредством холотропной те­рапии способно привести к значительному улучшению зрения1. Биографический материал, лежащий в основе проблем такого рода, обычно связан с ситуациями раннего детства, когда ре­бенку приходилось смотреть на что-то, чего он не хотел видеть, не был готов видеть или когда это оказывалось пугающим (например, «первичная сцена»). Как и для других частей тела, И здесь источником напряжения может быть травма рождения; реже встречаются воспоминания о повреждениях глаз.

Область горла для многих людей является местом многочис­ленных блоков. Во время сессии они могут проявляться в форме напряжений мышц вокруг рта (особенно жевательных), све­дения челюстей, перехватывания горла и субъективного ощу­щения удушья2. Чаще всего с этим связаны травматические воспоминания о ситуациях, сопровождающихся затруднением дыхания (например, перенесенные в детстве воспаление легких, коклюш, дифтерия, длительное пребывание под водой с угрозой утонуть, застревание постороннего тела в дыхательном горле, непроизвольное придушивание кем-то из старших во сне и т. п.). Определенный вклад в проблемы этой области могут внести конфликты, связанные с оральной агрессией (эмоцио­нальными травмами или оральной фрустрацией в раннем мла­денчестве, с болезненными хирургическими вмешательствами в области рта и горла, с болезненным ростом зубов, примене­нием сильных дезинфицирующих растворов и т. п.). Однако чаще оральная агрессия, сжатые челюсти и опыт удушья могут быть прослежены до специфических трудностей биологическо­го рождения, осложнений или интубации и подобных вмеша­тельств сразу после рождения. На более тонком уровне встре­чаются также конфликты, связанные с выражением словесной агрессий. В крайних случаях подавляемая словесная агрессия ведет к заиканию.

1 Однако этого можно ожидать лишь в первые десятилетия жизни челове­ка, пока изменения не стали органическими и необратимыми.

2 Здесь интенсификация напряжения может привести к такой степени сжатия горла, что это начнет мешать реальному дыханию. В таком случае Рекомендуется перейти к технике отреагирошшия, что поможет освободить •^ло и даст возможность продолжать сеанс. Огреагирование, как правило, означает усиление того, что и так происходит: это может быть крик, кашель, гримасничание, движение головы. Человеку рекомендуется усилить все подоб­ного рода проявления и продолжать их, пока дыхание не освободится, после

кп> можно вернуться к интенсивному дыханию как основному средству про­должения процесса.

Блок в груди (в области сердца) связан с чувствами любви сострадания, с духовным рождением. Человек, имеющий зна­чительные блоки в этой области, может испытать во время дыхательной сессии сжатие в груди, нередко также проблемы с сердцем. Это ощущается так, будто стальной обруч сжимает грудную клетку. Чаще всего подобное уходит корнями в воспо­минания о ситуациях, когда возникали препятствия в общении с другими людьми. Для одних это первичные трудности в эмоциональном выражении, для других — невозможность при­нять эмоции других или же то, и другое вместе.

Блок в мышцах живота проявляется во время дыхательных сеансов как напряжение, спазмы и боль в соответствующей области. Обычно это бывает связано с честолюбием, самоут­верждением, конкуренцией и проблемами самооценки. Это могут быть переходы между чувством неполноценности, неаде­кватности и детской беспомощности, с одной стороны, и ком­пенсирующими фантазиями величия, нереальных запросов и диктаторских замашек — с другой1. На биографическом уровне этому могут соответствовать пережитые в детстве угрозы безо­пасности, удовлетворению или даже жизни. Однако чаще ис­точником таких проблем оказывается травма биологического рождения, особенно сложности, касающиеся пуповины (напри­мер, ее пережимание, растягивание и разрыв при отделении от матери).

Генитальный блок обозначается интенсивным сексуальным возбуждением и различными болями в тазовой области. Это могут быть как травматические психосексуальные воспоминания био­графического характера, лежащие в основе таких трудностей, как неспособность к эрекции или к ее поддержанию, фригидность, сатиризм, нимфомания, садомазохистические тенденции, а у жен­щин также менструальные боли, так и типичные связи с биоло­гическим рождением.

Анальный блок связан с анальными спазмами, болями и потерей контроля над анальным сфинктером (метеоризм и дефе­кация). Типичный биографический материал, который выходит здесь на поверхность, — детские колики, болезненные клизмы, трудности при обучении туалету. Это часто происходит у людей, склонных к одержимой деятельности, скрытым или проявленным гомосексуальным тенденциям, ригидным системам защиты или чрезмерному страху потерять контроль над собой. Сюда же отно­сятся такие трудности, как судорожная диарея или запоры, язвь(, колиты, а на более тонком уровне — трудности в обращении с деньгами.

1 Это сочетание чувств составляет центральную тему индивидуальной пси­хологии Альфреда Адлера.

В* большинстве случаев переживания участников во время лотропной сессии можно описать кривой, сходной с орги-астической: постепенное нарастание эмоций и физических проявлений, кульминация, а затем более-менее быстрое разре­шение1. Поэтому в идеале требуется лишь минимальное вмеша­тельство ситтеров. Их роль состоит в том, чтобы наблюдать процесс и быть уверенным в том, что холонавт поддерживает надлежащий ритм дыхания, который должен быть чаще и глубже, чем обычно. При необходимости ситтер напоминает холонавту, задавая ритм собственным громким дыханием или легким надавливанием на плечи, грудь, живот. Более активное вмешательство ситтеров в процесс происходит при работе по отреагированию с дыхательными блокадами, снижению чрез­мерной интенсивности эмоций и физических проявлений, ко­гда холонавт становится менее управляемым. Кроме того, сит­тер подкладывает подушки, предоставляет пакеты и тазики, подает воду, сопровождает в туалет и т. п. От начала дыхатель­ного сеанса до его завершения ситтер неотлучно находится рядом с холонавтом.

Если до поворотной точки фасилитатор и ситтеры поддер­живают ускоренную частоту и глубину дыхания холонавтов, то с этого момента последние выбирают свой собственный ритм, идут как бы на «автопилоте». В это время дыхание может быть и крайне замедленным — до двух-трех вдохов в минуту. В за­ключительной фазе дыхательного сеанса роль ситтера может быть более активной, если есть какие-либо остаточные напря­жения в теле. Как отмечает С. Гроф, наиболее продуктивными оказываются те сессии, в которых холонавту не требуется внеш­няя помощь.

Холотропная сессия может продолжатся до четырех часов, но для каждого холонавта ее длительность индивидуальна. Момент прекращения участия в сеансе он выбирает сам, дове­ряя собственным ощущениям.

Завершающий этап строится таким образом, чтобы макси­мально способствовать целостному выражению сначала холо-навтами, а затем ситтерами своих переживаний. Часто для этого

1 По-видимому, здесь не только внешние параллели. В мифологии многих культур экстатическое слияние с Единым пронизано совокупностью ритуалов и мистерий, имеющих выраженную эротическую направленность. Медитирую­щий по тибетскому образцу в определенный момент испытывает внутреннее Переживание единства микрокосма и макрокосма в форме стягивания, а в дальнейшем слияния себя с визуализированным образом прекрасной нагой женщины, «которая лучится, как красный бриллиант, и окружена гало (огнен­ным обводом), состоящим из язычков пламени». В «шаманских путешествиях» происходит эротическое общение с женскими духами-покровителями. Сходное Чувство космических масштабов в мистических состояниях сознания отметил своем исследовании Уолтер Н. Панке, коллега С. Грофа.

используется техника рисования мандал1 (Дж. Келлог, 1977V участник получает цветные мелки или фломастеры и большой лист бумаги с очертаниями круга, который просят заполнить по собственному усмотрению (это может быть сочетание цветов геометрическая композиция .или более или менее сложный рисунок). Полученная в результате мандала может быть под­вергнута формальному анализу, а может использоваться просто как средство для фиксации необычных переживаний и их интеграции. Отметим, что в группах рисунки способствуют обмену переживаниями, придавая графическое измерение вза­имному пониманию необычного опыта участников. Кроме того, некоторые мандалы можно в дальнейшем использовать при работе с другими техниками, опирающимися на особые состо­яния сознания.

Наши рекомендации