ГЛАВА 7 Осознание настоящего 6 страница
стояние сознания и применение в этом состоянии таких модифицированных психоаналитических методов, как свободные ассоциации, внушение сновидений и их анализ, возрастную регрессию, визуализацию психотравмирующих ситуаций, автоматическое
письмо и т. п.
В методике Р. Линднера (1958) гипноанализ также включает тренировку быстрого погружения в особые состояния сознания, но психоаналитические сессии проводятся с использованием лишь метода свободных ассоциаций. При возникновении сопротивления особое состояние сознания углубляется. В дальнейшем психотерапевт стремится изменить выявленные неадаптивные установки пациента с помощью прямых внушений.
Психокатартическая терапия Л. Франка (1927) используется для вызывания отреагирования в «пассивном состоянии» (или в полусне). Пациент лежа принимает самую удобную позу и максимально расслабляется. Потом его просят полностью отдаться нахлынувшим воспоминаниям, фантазиям и ассоциациям без их обсуждения и направления. При этом психотерапевт ничего не внушает. Так создается необходимое состояние (по всей вероятности, являющееся формой гетерогенного или аутогенного особого состояния сознания), способствующее эффективным восприятию и обсуждению психотравмирующей проблемы с врачом.
К. И. Платонов применял методику «экспериментальной репродукции невротических синдромов» (1939). В ней пациент вводился в глубокое особое состояние сознания и ему внушалось время перенесенного невроза (причем наблюдались те же самые симптомы и переживания, какие были установлены в активной стадии невроза), который он должен был вновь отреагировать. Отметим, что эта техника использовалась и в диагностических целях.
М. Мур (1945) использовала катартический метод, заключающийся в многократном пересказывании пациентом, находящимся в особом состоянии сознания, психотравмирующих переживаний. Особенно эффективной эта техника считается при работе с повторяющимися кошмарными сновидениями.
В методе А. С. Данилова (1996), опираясь на указания Аристотеля о важности речи, имеющей «ритм, гармонию и напев...», Для вызывания катарсиса (по мнению автора, средства, услива-ющего трансфер, — основной терапевтический фактор) в ходе сеанса используют как специально подобранные музыкальные Произведения, так и поэтические тексты, создающие особую ритмическую речь терапевтической сессии.
В 1974 году Д. Кезрил предложил технику терапевтического кРика, которую также можно использовать в особых состояниях сознания. Суть ее состоит в том, что пациенты после введения в особое состояние сознания и определенного «разогрева» поощряются к крику.
Каждая сессия проходит в три этапа: подготовка, собственно крик и рефлексия.
На этапе подготовки используются дыхательные техники, техники размягчения мышечных блоков, вибрации и т. п.
На втором этапе через регрессивную метафору «детской любимой игрушки» пациенты погружаются в проблемное переживание (одиночество, чувство незащищенности и т. п.) и подталкиваются к крику. Пациенты кричат в технике рваного крика и через определенное время начинают чувствовать, что крик сам рвется из них, сопровождаемый то гневом, то плачем, то страхом. После того, как крик становится как бы самостоятельным и независимым от пациента, психотерапевт при помощи специальных техник «помогает» пациенту, облегчая экспрессию крика. Крик может перерастать и в плач, и в смех; пациенты могут испытывать озноб, дрожь, жар, холод и т. п., то есть те состояния, которые свидетельствуют о вовлеченности всего тела в терапевтический процесс. На третьем этапе идет обсуждение того, что переживал пациент, что «выходило» из него, какие эмоции. Пациент соотносит особенности своей жизненной ситуации и способов реагирования на нее, с переживаниями, которые возникали в терапевтической сессии. Особенность эмоциональной экспрессии в сессиях крика состоит в том, что пациент переживает какую-либо эмоцию, чувствует наплывы тоски, горя, плача, гнева и т. п., но не соотносит ее с конкретной ситуацией настоящего или прошлого — просто хочется плакать и т. п. Техника крика как бы освобождает пациента от накопленных эмоций, которые часто не осознаются и поэтому, естественно, не связываются с какой-то ситуацией.
Сама эмоциональная экспрессия имеет слоистую структуру: на периферии находятся более осознаваемые, эго-идентифици-рованные и увязанные с конкретными ситуациями эмоции. Например, сначала может «выходить» смех, который переходит в плач и т. п. Более глубокие эмоции менее осознаваемы, не принимаются в Я-концепцию и более определенно связаны с конкретными биографическими ситуациями. Именно поэтому отреагирование и рефлексия более глубоких эмоций — чрезвычайно важные механизмы самоизменения (А. С, Кочарян, 1997). Новый толчок развития катартические методы получили в связи с применением в психотерапевтической практике психоделиков. Однако, после трго, как их использование пришлось свернуть, поиск нефармакологических методов, позволяющих добиваться у пациентов особых состояний сознания с катарти-ческими переживаниями, приводящими к излечению и положительным изменениям личности, привел к возникновению пневмокатартических методов и целого направления под названием холотропная психотерапия.
Ее создатели — Станислав Гроф и его жена Кристина, — оаботая еще в русле психоделической терапии, в ряде случаев использовали интенсивное дыхание для «раскрытия» телесных \ эмоциональных блоков. Отталкиваясь от работы Леонарда Орра и Сандры Рэй «Возрождение в Новом веке» (1977), они стали сочетать интенсивное дыхание (в варианте гипервентиляции, то есть форсированного выдоха) со специально подобранной музыкой, работой с телом и особой предварительной подготовкой участников, что позволяло вызывать переживания и эффекты, аналогичные тем, что возникали в сеансах психоделической терапии1.
Хотя как будто поводом к обращению С. Грофа к дыхательной технике явился запрет на использование психоделиков, истина, по-видимому, лежит все же глубже. Теснейшая взаимосвязь психики и сознания с дыханием известна с древнейших времен и нашла отражение в языке. У многих народов мира слова «дыхание», «дух», «душа» (так же как и в русском) происходят от одного корпя, а животные, так же как и человек, мыслятся существами, наделенными «духом», способностью «дышать». Многие современные исследователи считают, что отмеченное этимологическое родство может указывать на реальное психофизиологическое единство (В. Д. Заставный, 1993)2.
Отметим, что в течение многих веков было известно, что особые состояния сознания можно вызвать с помощью техник, воздействующих на дыхание. Процедуры, использовавшиеся для этих целей в древних культурах, охватывали широкий диапазон: от грубых вмешательств в дыхание до тонких и сложных упражнений, существующих в различных духовных традициях. Так, например, первоначальная форма крещения, практиковавшаяся ессеями (его отдаленным отголоском является современная процедура окропления водой и произнесения молитвы), состояла в насильственном погружении инициируемого в воду, что, как правило, ставило человека на грань смерти от Удушья. В других духовных традициях неофиты подвергались окуриванию дымом до полусмерти или даже удушению3 (далее,
Сходство переживаний участников дьКательного сеанса с переживания-Ми во время приема психоделиков не случайно. Исследователи, которые прослеживали пшервентиляционную цепочку изменений гомеостаза, вплоть до биохимических процессов в мозге, установили, что изменения здесь весьма напоминают те, что возникают под действием психоделиков.
В этом отношении представляет интерес выдвигаемая С. Грофом гипотеза о том, что спонтанные эпизоды интенсивного дыхания у психиатрических пациентов можно рассматривать как попытки «духа» вылечиться.
3 D
о недавнем прошлом среди детей в пионерских лагерях часто практако-Валась игра в «улет»: в то время как «испытуемый» часто дышал, один из добровольных помощников пережимал ему горло или сонную артерию, а второй Резко бил в солнечное сплетение.
рассматривая ритуальные трансформации, мы коснемся этого в несколько ином аспекте).
Процедура холотропной терапии состоит из трех этапов: предварительной психологической подготовки, самой сессии и завершающей проработки (интеграции) полученного материала.
Заранее создается должная обстановка. Комната должна быть затемненной и достаточно просторной для того, чтобы половина участников свободно могла улечься на матрацах, не касаясь друг друга даже тогда, когда их руки и ноги раздвинуты в стороны. Она должна быть изолирована от источников внешних шумов и, с другой стороны, позволять без ограничения включать музыку большой громкости и давать возможность участникам полностью использовать голосовое выражение. Пол мягкий или покрыт матрацами. Необходим достаточный запас подушек, пуфиков или других мягких вещей, а также полотенец и простынь, носовых платков. Во время сессии могут наблюдаться рвота, кашель, повышенное слюноотделение, так что необходим запас целлофановых пакетов, пластиковых тазиков и т. п. Желательно рядом иметь туалет. Перед проведением холотропической сессии комната проветривается. Все участники приходят на сессию в свободной, удобной одежде (лучше всего спортивной), без того, что может затруднить дыхание или помешать свободному проявлению внутреннего процесса (имеются в виду очки, контактные линзы, вставные челюсти, тяжелые серьги, браслеты, пояса, часы и т. п.).
На первом этапе психотерапевт (фасилитатор — «облегчи-тель») знакомит пациентов (холонавтов) с картографией человеческой психики, которая включает биографический, перинатальный и трансперсональный уровни. По мнению создателей метода, основным препятствием при его использовании служит барьер защиты, который имеет интеллектуальную или философскую природу, поэтому в беседе подчеркивается, что даже самые необычные, с общепринятой точки зрения, переживания совершенно естественны и регулярно происходят в этих обстоятельствах в любой группе случайно взятых людей.
Специфические техники, вызывающие изменения в сознании либо интенсивным дыханием, либо длительным лишением дыхания, либо сочетанием того и другого, можно найти в пранаяме, кундалини-йоге, сиддха-йоге, тибетской ваджраяне, суфийских практиках, восточных формах медитации и т. д. Более тонкие техники, основанные скорее на специальном внимании к дыханию, чем на изменении его динамики, занимают важное место в дзэн-буддизме школы Сото и в некоторых даосских и христианских практиках. На ритм дыхания значительно влияет исполнение таких ритуалов, как обезьяньи песни Бали, или кетджак, горловая музыка эскимосов-инуитов, пение' киртан, бханджан или суфийских песен.
Поскольку холотропная терапия может сопровождаться драматическими переживаниями с сильным эмоциональным и физическим стрессом, то она противопоказана лицам с серьезными сердечно-сосудистыми заболеваниями (застарелым атеросклерозом, аневризмой аорты, стойко повышенным артериальным давлением), а также людям, перенесшим операции на сердие, сердечные приступы, кровоизлияние в мозг и т. п. Нужно воздержаться от участия в сессии и тем, кто недавно перенес операцию. Во время сессий пневмокатарсиса происходят спонтанные телодвижения и существует определенный риск для людей с привычными вывихами, растяжениями, повышенной ломкостью костей. Помощник (ситтер) должен знать об этих особенностях у холонавта и предохранять его от резких движений, рискованных положений и поз. Конечно, не следует участвовать в сессиях холотропного дыхания ослабленным после тяжелых болезней, больным с инфекционными заболеваниями и т. п. До сих пор дискутируется вопрос о включении в группы тех, кто имеет серьезные психические нарушения.
Важным противопоказанием является беременность (особенно на последних месяцах), так как интенсивное дыхание приводит к уменьшению кровоснабжения плода. Кроме того, женщины, переживающие свое рождение в холотропной терапии, часто одновременно испытывают мощные сокращения матки, в связи с чем возможны преждевременное наступление менструации и выкидыши.
Окончательно вопрос о включении в терапевтическую группу решает фасилитатор с учетом всех показаний, противопоказаний и руководствуясь собственной интуицией.
Затем пациентов знакомят с техническими деталями процесса: сессия проводится в положении лежа на спине, с закрытыми глазами; пациентам (холонавтам) необходимо полностью сосредоточиться на эмоциональных и психосоматических процессах, вызываемых дыханием и музыкой, просто наблюдая и регистрируя их.
Перед началом сеанса группа делится на две части: холонавтов и их ситтеров. Во время следующей сессии пары меняются ролями, таким образом, каждый участник имеет возможность Получить уникальный транс- и интерперсональный опыт. До начала сессии партнеры обговаривают все вопросы, касающиеся вмешательства в случае возникновения телесных блоков, помощи при других состояниях, возможности и степени физического контакта. Поскольку разговоры во время сеанса препятствуют течению процесса, холонавт и ситтер договариваются 0 языке жестов.
Сессия холотропного дыхания начинается с короткого периода медитации и релаксации, которые проводит фасилитатор, поочередно называющий отдельные части тела (начиная от
ступней ног вверх), или под его контролем сами холонавты-используя техники аутотренинга, активного воображения, медитации и т. п. Холонавтам предлагается принять позу лежа на спине с несколько раздвинутыми руками и ногами и обращенными вверх ладонями, а затем закрыть глаза. Эта поза отражает основную установку сессии: полную внутреннюю открытость восприимчивость и принятие всего, что происходит.
Когда холонавты расслабились и успокоились, фасилитатор предлагает всем участникам сосредоточиться как только возможно на настоящем моменте и месте, в котором они находятся, — на «здесь и сейчас». Им нужно постараться отстраниться от воспоминаний прошлого (других опытов с особыми состояниями сознания, предварительных знаний, прогнозов и ожиданий). Ситтер также должен очистить мысли от прошлого и от фантазий о будущем и сосредоточиться на заботе о партнере, на вере в мудрость и спонтанный целительный потенциал психики, на интересе к происходящему в комнате процессу.
После физического расслабления и подготовки сознания холонавтам предлагают сконцентрироваться на дыхании, настроиться на его естественный ритм, не пытаясь его изменить. Чтобы легче войти в «соприкосновение» с ритмом дыхания, его обычно представляют как облако света, пронизывающего все тело в ритме вдоха и выдоха, раскрывающее каждую его клетку и наполняющее живительной энергией.
Затем холонавтам предлагается дышать более интенсивно, чаще и глубже, чем обычно. Выбор ритма и способа дыхания (носом и ртом, грудным или диафрагмальным дыханием и т. д.) оставляется на «усмотрение» организма человека, его интуиции. Когда частота дыхания достаточно возросла, фасилитатор направляет внимание холонавтов на музыку, поощряя отдаться ее потоку, ритму дыхания и любому переживанию с полным доверием к происходящему процессу.
Гипервентиляция вызывает сдвиг гомеостатического равновесия, и организм отвечает на изменение биохимизма внутренней среды вынесением на «поверхность» различных старых, глубоко укоренившихся эмоциональных напряжений, избавляясь от них разрядкой на периферии. Эта разрядка происходит в двух формах — либо в форме непосредственного катарсиса (отреагирования с драматическими движениями тела, криком, тремором, подергиваниями, кашлем, рвотой), либо в форме поверхностного напряжения и спазмов мышц.
При этом в ногах, в особенности в мышцах, развиваются характерные временные контрактуры, которые, с традиционной точки зрения, являются типичным физиологическим ответом на гипервентиляцию и защелачивание крови. Однако по мере продолжения дыхания это состояние значительно ослабляется
или Даже совсем проходит, что уже трудно объяснить чисто биохимически, так как гипервентиляция продолжается.
Некоторые люди остаются совершенно спокойными. Они могут испытывать глубокие переживания, но внешне кажется, что с ними ничего не происходит или что они спят. Другие выглядят взволнованными и проявляют двигательную активность: их трясет, скручивает, они принимают позу эмбриона, ведут себя как младенцы, проходящие через родовой канал, или выглядят и ведут себя как новорожденные. Это может сопровождаться богатыми акустическими проявлениями, в том числе вздохами, рыданиями, плачем, криками, детским лепетом, бормотанием, спонтанным пением, глоссолалиями и всевозможными звукоподражаниями животным.
Иногда движения и жесты могут быть чрезвычайно утонченными, сложными, дифференцированными и весьма специфическими (например, движения, напоминающие ползание змеи, полет птицы или походку кошачьих). Порой люди спонтанно принимают какую-нибудь асану или делают соответствующий жест (мудры), не будучи знакомыми с ними в обычном состоянии. Временами автоматические движения и звуки напоминают ритуальные танцы или другие ритуальные действия, характерные для различных культур: шаманское пение, яванские танцы, символические движения индийских школ танца Катакали или Манипури, тибетского или монгольского многоголосного (исполняемого одним человеком) пения, японского Кабуки (С. Гроф, 1994).
Физические напряжения во время дыхания, как правило, возникают в определенных частях тела. Обладая сложной психосоматической структурой, они различны у разных людей и обычно имеют для каждого человека специфическое психологическое значение. Иногда они являются усиленным вариантом напряжений и болей, известных человеку по его повседневной жизни, или хронической проблемой, или симптомом, который появляется в определенные моменты (например, в периоды сильного эмоционального или физического стресса, крайней усталости, недосыпания, ослабленности болезнью) или под действием изменяющих сознание веществ. В других случаях в них можно узнать реакти-Визацию старых трудностей, которые человек переживал в детстве, отрочестве или во время серьезных эмоциональных стрессов (рождения, физических травм, операций и т. п.).
Если спазм развивается в руках (карпопедальный спазм), то это обычно отражает глубокий конфликт между сильным импульсом к какому-либо специфическому действию и противостоящим ему столь же сильным запретом. Возникает динамическое равновесие, состоящее в одновременной активизации сгибателей и разгибателей с приблизительно равной интенсив-остью. Люди, переживающие такие спазмы, часто рассказыва-
ют, что они чувствовали вытесненную агрессию, блокировку телесных импульсов к контакту с другими или невыраженные сексуальные тенденции. Иногда болезненные напряжения такого рода могут выражать блокировку творческих проявлений (желания рисовать, писать, играть на музыкальных инструментах, мастерить что-то, лечить руками). Как правило, в этом контексте возникает глубокое понимание природы конфликта, лежащего в основе мышечных напряжений, его биографических, перинатальных и трансперсональных корней. Обычно напряжение достигает своей кульминации, за которой следует глубокое расслабление. Когда это происходит, человек чувствует, что энергетический блок снят и энергия может свободно протекать через руки. Помимо устранения спазмов в руках и ногах, устанавливается также нормальная циркуляция крови, что более заметно у людей, которые в повседневной жизни страдали от плохого периферического кровообращения и жаловались на холодные кисти и стопы.
Напряжения в ногах имеют такую же динамическую структуру, как и напряжение в руках, но они не так сложны, поскольку ноги играют менее специализированную роль в человеческой жизни. Многие проблемы здесь связаны с использованием ног в качестве инструмента агрессии, особенно в ранние периоды жизни. Напряжения и спазмы в бедрах и ягодицах часто связаны с сексуальной защитой, страхами и запретами, особенно у женщин1. Ряд напряжений ног может также объясняться различными физическими травмами.
Многие напряжения в других частях тела группируются в области райховского «мышечного панциря», или чакр в тантрических системах (это неудивительно; если иметь в виду сходство техник холотропной терапии и упражнений, используемых в тантрической традиции, где также большое внимание уделяется дыханию).
Блоки в области головы обычно проявляются в виде боли или давления, зачастую описываемых как стальное кольцо, сдавливающее голову. Они особенно часто встречаются у людей, страдающих головными болями в форме напряжения, давления или мигреней. Чаще всего это явно связано с воспоминанием о биологическом рождении, когда хрупкая головка плода втискивается в тазовую область роженицы, раскрываемую страшным дашгением сокращающейся матки. Могут проявиться ассоциации с ушибами головы в этой жизни.
Блок в области глаз может выражаться интенсивным напряжением или даже болью вокруг них, иногда сопровождаемых
1 Старый анатомический термин для одной из приводящих мышц бедра — rnuscittus custos virginUatis — в буквальном переводе означал «страж девственности»-
ожанием век_ Это особенно часто случается с людьми, которые в повседневной жизни имеют проблемы со зрением. Некоторые из этих трудностей, например, определенные формы миопии, могут возникать из-за хронического напряжения глазных мышц. Снятие напряжения посредством холотропной терапии способно привести к значительному улучшению зрения1. Биографический материал, лежащий в основе проблем такого рода, обычно связан с ситуациями раннего детства, когда ребенку приходилось смотреть на что-то, чего он не хотел видеть, не был готов видеть или когда это оказывалось пугающим (например, «первичная сцена»). Как и для других частей тела, И здесь источником напряжения может быть травма рождения; реже встречаются воспоминания о повреждениях глаз.
Область горла для многих людей является местом многочисленных блоков. Во время сессии они могут проявляться в форме напряжений мышц вокруг рта (особенно жевательных), сведения челюстей, перехватывания горла и субъективного ощущения удушья2. Чаще всего с этим связаны травматические воспоминания о ситуациях, сопровождающихся затруднением дыхания (например, перенесенные в детстве воспаление легких, коклюш, дифтерия, длительное пребывание под водой с угрозой утонуть, застревание постороннего тела в дыхательном горле, непроизвольное придушивание кем-то из старших во сне и т. п.). Определенный вклад в проблемы этой области могут внести конфликты, связанные с оральной агрессией (эмоциональными травмами или оральной фрустрацией в раннем младенчестве, с болезненными хирургическими вмешательствами в области рта и горла, с болезненным ростом зубов, применением сильных дезинфицирующих растворов и т. п.). Однако чаще оральная агрессия, сжатые челюсти и опыт удушья могут быть прослежены до специфических трудностей биологического рождения, осложнений или интубации и подобных вмешательств сразу после рождения. На более тонком уровне встречаются также конфликты, связанные с выражением словесной агрессий. В крайних случаях подавляемая словесная агрессия ведет к заиканию.
1 Однако этого можно ожидать лишь в первые десятилетия жизни человека, пока изменения не стали органическими и необратимыми.
2 Здесь интенсификация напряжения может привести к такой степени сжатия горла, что это начнет мешать реальному дыханию. В таком случае Рекомендуется перейти к технике отреагирошшия, что поможет освободить •^ло и даст возможность продолжать сеанс. Огреагирование, как правило, означает усиление того, что и так происходит: это может быть крик, кашель, гримасничание, движение головы. Человеку рекомендуется усилить все подобного рода проявления и продолжать их, пока дыхание не освободится, после
кп> можно вернуться к интенсивному дыханию как основному средству продолжения процесса.
Блок в груди (в области сердца) связан с чувствами любви сострадания, с духовным рождением. Человек, имеющий значительные блоки в этой области, может испытать во время дыхательной сессии сжатие в груди, нередко также проблемы с сердцем. Это ощущается так, будто стальной обруч сжимает грудную клетку. Чаще всего подобное уходит корнями в воспоминания о ситуациях, когда возникали препятствия в общении с другими людьми. Для одних это первичные трудности в эмоциональном выражении, для других — невозможность принять эмоции других или же то, и другое вместе.
Блок в мышцах живота проявляется во время дыхательных сеансов как напряжение, спазмы и боль в соответствующей области. Обычно это бывает связано с честолюбием, самоутверждением, конкуренцией и проблемами самооценки. Это могут быть переходы между чувством неполноценности, неадекватности и детской беспомощности, с одной стороны, и компенсирующими фантазиями величия, нереальных запросов и диктаторских замашек — с другой1. На биографическом уровне этому могут соответствовать пережитые в детстве угрозы безопасности, удовлетворению или даже жизни. Однако чаще источником таких проблем оказывается травма биологического рождения, особенно сложности, касающиеся пуповины (например, ее пережимание, растягивание и разрыв при отделении от матери).
Генитальный блок обозначается интенсивным сексуальным возбуждением и различными болями в тазовой области. Это могут быть как травматические психосексуальные воспоминания биографического характера, лежащие в основе таких трудностей, как неспособность к эрекции или к ее поддержанию, фригидность, сатиризм, нимфомания, садомазохистические тенденции, а у женщин также менструальные боли, так и типичные связи с биологическим рождением.
Анальный блок связан с анальными спазмами, болями и потерей контроля над анальным сфинктером (метеоризм и дефекация). Типичный биографический материал, который выходит здесь на поверхность, — детские колики, болезненные клизмы, трудности при обучении туалету. Это часто происходит у людей, склонных к одержимой деятельности, скрытым или проявленным гомосексуальным тенденциям, ригидным системам защиты или чрезмерному страху потерять контроль над собой. Сюда же относятся такие трудности, как судорожная диарея или запоры, язвь(, колиты, а на более тонком уровне — трудности в обращении с деньгами.
1 Это сочетание чувств составляет центральную тему индивидуальной психологии Альфреда Адлера.
В* большинстве случаев переживания участников во время лотропной сессии можно описать кривой, сходной с орги-астической: постепенное нарастание эмоций и физических проявлений, кульминация, а затем более-менее быстрое разрешение1. Поэтому в идеале требуется лишь минимальное вмешательство ситтеров. Их роль состоит в том, чтобы наблюдать процесс и быть уверенным в том, что холонавт поддерживает надлежащий ритм дыхания, который должен быть чаще и глубже, чем обычно. При необходимости ситтер напоминает холонавту, задавая ритм собственным громким дыханием или легким надавливанием на плечи, грудь, живот. Более активное вмешательство ситтеров в процесс происходит при работе по отреагированию с дыхательными блокадами, снижению чрезмерной интенсивности эмоций и физических проявлений, когда холонавт становится менее управляемым. Кроме того, ситтер подкладывает подушки, предоставляет пакеты и тазики, подает воду, сопровождает в туалет и т. п. От начала дыхательного сеанса до его завершения ситтер неотлучно находится рядом с холонавтом.
Если до поворотной точки фасилитатор и ситтеры поддерживают ускоренную частоту и глубину дыхания холонавтов, то с этого момента последние выбирают свой собственный ритм, идут как бы на «автопилоте». В это время дыхание может быть и крайне замедленным — до двух-трех вдохов в минуту. В заключительной фазе дыхательного сеанса роль ситтера может быть более активной, если есть какие-либо остаточные напряжения в теле. Как отмечает С. Гроф, наиболее продуктивными оказываются те сессии, в которых холонавту не требуется внешняя помощь.
Холотропная сессия может продолжатся до четырех часов, но для каждого холонавта ее длительность индивидуальна. Момент прекращения участия в сеансе он выбирает сам, доверяя собственным ощущениям.
Завершающий этап строится таким образом, чтобы максимально способствовать целостному выражению сначала холо-навтами, а затем ситтерами своих переживаний. Часто для этого
1 По-видимому, здесь не только внешние параллели. В мифологии многих культур экстатическое слияние с Единым пронизано совокупностью ритуалов и мистерий, имеющих выраженную эротическую направленность. Медитирующий по тибетскому образцу в определенный момент испытывает внутреннее Переживание единства микрокосма и макрокосма в форме стягивания, а в дальнейшем слияния себя с визуализированным образом прекрасной нагой женщины, «которая лучится, как красный бриллиант, и окружена гало (огненным обводом), состоящим из язычков пламени». В «шаманских путешествиях» происходит эротическое общение с женскими духами-покровителями. Сходное Чувство космических масштабов в мистических состояниях сознания отметил своем исследовании Уолтер Н. Панке, коллега С. Грофа.
используется техника рисования мандал1 (Дж. Келлог, 1977V участник получает цветные мелки или фломастеры и большой лист бумаги с очертаниями круга, который просят заполнить по собственному усмотрению (это может быть сочетание цветов геометрическая композиция .или более или менее сложный рисунок). Полученная в результате мандала может быть подвергнута формальному анализу, а может использоваться просто как средство для фиксации необычных переживаний и их интеграции. Отметим, что в группах рисунки способствуют обмену переживаниями, придавая графическое измерение взаимному пониманию необычного опыта участников. Кроме того, некоторые мандалы можно в дальнейшем использовать при работе с другими техниками, опирающимися на особые состояния сознания.