ГЛАВА 11 Активное воображение 8 страница
Теперь они оба начинают плясать под удары трещотки шамана. Шаман подражает каждому движению и жесту пациента. Почувствовав, что входит в особое состояние сознания, шаман упирается в тело пациента, пока не ощутит, что принял на себя все, что было необходимо для пациента, — в той степени, в какой нагрузка посильна и безопасна. Если все ' сделано правильно, шаман почувствует волны боли, перекатывающиеся через него. В этом случае он убегает в уединенное место, останавливается и протягивает руки вперед. Изо всех сил он изображает «отбрасывание прочь» агрессивной болезненной силы, которая ранее вредила пациенту, а теперь лежит на нем. С криками и движениями рук шаман отбрасывает вредоносную силу далеко за горизонт — так далеко, насколько может.
Это может занять несколько минут и более. Когда шаман чувствует, что боль и страдание покинули его, — процесс ■окончен. Шаман ощущает себя чистым и расслабленным. Он возвращается к пациенту, и они снова обмениваются одеждой. Шаман заканчивает работу пением песни силы в дыму костра (тде обычно горит дикий шалфей или кедровая ветка).
Один из вариантов этой техники может быть применен при обучении группы. Сначала группа уединяется в безлюдном месте. Пациент садится в центре круга, а остальные расспрашивают его о заболевании. Каждый участник задает только один вопрос: о том, как пациент переживает душевную боль или соматическую болезнь, как она возникла, что ему хочется и не
хочется в связи с этим — любой вопрос, который поможет ему собрать нужную информацию, чтобы почувствовать себя пациентом. Нежелательно, чтобы в этом упражнении кто-то взял на -себя слишком много силы, вредящей пациенту, особенно если он еще не слишком опытен. Описанная процедура позволяет каждому принять на себя лишь малую часть вредной агрессивной силы, чтобы не навредить себе. Тем, кто еще не чувствует в себе достаточно силы, лучше пока просто наблюдать.
Затем пациента просят сплясать, как ему захочется. Члены группы трясут трещотками и бьют в барабан, согласуя свой темп с пляской. Желающих просят подражать пляске пациента, танцуя рядом с ним, при этом следует подражать всем движениям пациента.
Когда танцор почувствует, что в достаточной степени стал пациентом, он должен быстро коснуться его, «снять» часть агрессивной силы и отбежать прочь на несколько сотен метров, стать лицом к безлюдному месту и отбросить от себя силу, как было описано ранее.
После того, как все желающие танцоры проделали это и почувствовали себя очищенными, они возвращаются в группу и обнимают пациента. Держась за руки, все образуют крут силы. Пациент тоже включен в этот круг. Группа поет песню силы (впоследствии можно совершить путешествие для возвращения животного силы пациента).
Эта техника имеет близкое сходство со многими техниками психотерапии и служит замечательной иллюстрацией того, как шаманские приемы предвосхищают методы психотерапии, лишь недавно разработанные в европейской культуре.
И, наконец, видеть означает постигать бессознательный фон, контекст любого события и ситуации, понимая вещи такими, каковы они есть в своей всеобщности.
Существуют три разные формы шаманского видения.
Первая представляет собой спонтанную уверенность, интуитивно и внезапно возникшее знание о действительной природе вещей. Проявлением этого может служить, например, появляющееся у нас ни на чем не основанное убеждение о другом человеке (например, что он в глубине души очень несчастен). Эту форму шаманского видения можно было бы назвать острой интуицией, и она, вероятно, является наиболее доступной. Ее можно развивать, сформулировав в нужной ситуации прямой вопрос, остановив мир и став предельно открытым к тому, что произведет на свет бессознательное.
Вторая форма видения — восприятие спонтанного образа, который обычно имеет большое значение и раскрывает бессознательный фон (ее можно назвать также образованием души предметов).
Замечательным примером такого видения может служить сверхпсихотерапевтическое видение доном Хуаном нечто важного в прошлом Карлоса Кастанеды. Дон Хуан использует все возможные средства, чтобы Карлос сам увидел это, но безуспешно. Дон Хуан сбит с толку. Карлос печалится по поводу своей неудачи и неожиданно начинает говорить о собственном детстве. Дон Хуан пристально смотрит на него, и Карлос ощущает тепло в области живота; тогда дон Хуан говорит: «Возможно, это оттого, что ты вспомнил свое детское обещание» (в этот момент дон Хуан увидел, что Карлос, еще ребенком, дал какое-то обещание). Но Карлос не может вспомнить, он вообще плохо понимает, чего от него добиваются; дон Хуан продолжает настаивать, говоря, что видит плачущего мальчика, испуганного малыша, который сейчас плачет. Вдруг на Карлоса обрушиваются образы из его прошлого, и -он узнает этого плачущего мальчика — мальчик все еще плачет, потому что Карлос дал ему обещание и это обещание до сих пор живо.
В данной истории хорошо прослеживаются условия, необходимые для этой формы видения: во-первых, состояние эмоциональной нестабильности («что-то не так»); во-вторых, «затуманивание» (посредством расфокусировки глаз) сознательного восприятия и создание за счет этого «дыры» — отверстия для бессознательного образа; и, в-третьих, наличие в собственном опыте тождественного тому, что переживает пациент.
Последняя форма видения есть восприятие, которое происходит с помощью физических ощущений, а не визуальных образов.
Примером является визит Карлоса к шаману Сакатеке. Когда он пришел к нему, Сакатека немедленно почувствовал что-то неладное. Он начал танцевать вокруг Карлоса, чтобы увидеть, что это могло быть. Прикрыв глаза, он постукивал правой ногой по левой и медленно поднимал правую руку с открытой ладонью перпендикулярно земле, направив палец в сторону Карлоса. В этот момент Карлос ощутил беспокойство и тревогу. Разочарованный и удивленный своей реакцией, Карлос повернулся и ушел, не говоря ни слова. Интуиция не подвела Сакатеку: Карлос приходил не в поисках дружбы, а с тем, чтобы «заполучить мысли».
Сакатека, как и дон Хуан до этого, расфокусировал свое зрение. Затем, чтобы еще больше снизить уровень сознательного вмешательства, начал использовать ритмическое постукивание ногой. Таким образом он смог почувствовать бессознательную картину происходящего. Действительно, ритмические действия во всем мире являются средством достижения особых состояний сознания для того, чтобы испытать состояние прорицателя. Однако в конце концов именно благодаря движению
своей руки Сакатека смог увидеть. Это знание было бессознательно подхвачено Карлосом, который в ужасе ушел.
Психотерапевт может испытать этот способ видения (хотя и в измененной форме), обратив внимание на свои физические реакции в присутствии другого человека. Если эмоция группируется на другом человеке и ее осознание подавлено, то легко можно определить физические симптомы, касающиеся этой эмоции. Так как эмоции заразительны, то наши тела реагируют на них и дают нам ключевую информацию о том, что происходит в нашем собственном бессознательном или в бессознательном кого-то, кто нам близок. Иногда кажется, что интенсивная эмоция хочет выйти на поверхность, и она выплескивается у того человека, который осознает ее в большей степени либо менее всего ей сопротивляется.
Например, иногда мы испытываем сексуальное чувство к кому-то, хотя на самом деле у нас нет сексуального влечения к этому человеку. Внезапное иррациональное чувство желания указывает на тот факт, что в сознательном отношении пропущено нечто, что имеет место быть, какое-то иное чувство, которое у одного или обоих участников не выражено. И тогда инстинкт компенсирует утрату чувства в таком сознательном отношении. Если мы не знаем данной фундаментальной психологической реальности, то мы, вероятнее всего, сфокусируемся на сексуальном опыте и упустим реальное чувство1.
В заключение хотим еще раз напомнить, что новый шаман, изучая основные принципы, методы и космологию шаманизма, обретает личное 'знание и силу путем шаманской практики и путешествий. Когда это знание обретено, шаман становится руководителем других людей. Например, человек из его племени может увидеть сон или иметь видение и попросить шамана истолковать их значение. Шаман всегда объяснит ему в доступной форме смысл произошедшего. При этом шаман непременно старается разгадать смысл собственных откровений; как будто это части великой загадочной картинки. И он всегда помнит: чтобы достичь высшей степени познания загадки мира, обычно требуются долгие годы шаманского опыта, и даже мастер-шаман не надеется закончить разгадку за одну человеческую жизнь. ■
Характерно, что истинный мастер-шаман никогда не ведет себя вызывающе по отношению к чужому знанию и мастерству (хотя более мелкий и менее способный шаман может и делать
1 Чувства, переживаемые нами телесно как сексуальные, не всегда, между прочим, могут оказываться положительными. С равным успехом можно бессознательно сердиться на человека и тут же испытывать физическое ачеченне к нему; или испытывать одновременно и желание, и гнев.
это).. Мастер-шаман всегда старается включить даже самый необычный опыт в свою космогонию, основанную на собственных путешествиях.
Шаман — это эмпирик. Одно из определений эмпиризма звучит так: «Практика, придающая большое значению опыту, особенно опыту чувств». И никогда мастер-шаман не назовет пережитое вами фантазией или галлюцинацией. Этим шаманизм коренным образом отличается от науки. Однако и мастера науки, и мастера шаманизма схожи в своем благоговении перед сложностью и великолепием Мироздания и Природы; и тот и другой понимают, что за всю свою жизнь они могут осознать лишь ничтожную долю происходящего; оба исследуют тайны мира и оба считают, что многие процессы скрыты от обычного взгляда; преимущественно ни тот ни другой не позволяют политическим и религиозным догмам вмешиваться в их поиски (недаром Галилея обвинили именно в колдовстве).
В прошлом целые общины сновидели вместе, садясь кругом и раскачиваясь в такт, пока шаманы камлали со своими предками. Пока шло исцеление одного индивида, целая культура получала доступ к неведомому и обновлялась. По мнению многих исследователей, занимающихся ритуальными транс-„формациями, культуры будущего для выживания должны бу-(Дут вновь восстановить и изобрести свои собственные методы жизни в мифе. Наверное, они будут различны, но наверняка у них будут и общие элементы. Так, люди во всем мире одинаково чувствуют, что жизнь чего-то стоит лишь в том случае, если они сотрудничают, давал возможность войти в свой человеческий мир Тайне окружающего мира.
Поэтому приведем напоследок упражнение, которое, возможно, поможет интегрировать в самые разнообразные соци-,альные группы необычное видение, которое дарует шаманизм.
Упражнение «Пути сердца»
Войдите в особое состояние сознания.
Выберите одну из групп, в которой вы состоите, и спросите себя, какие у вас чувства, мысли и настроения относительно йтой группы.. Сплетничаете ли вы о своих друзьях по группе?.. Что вы говорите о других?..
Призраки — это образы людей, о которых вы сплетничаете, но которых никто из вас не представляет конкретно... Вообразите ревность... властность... честолюбие... Как выглядит ваш призрак?... Постарайтесь быть похожим на него внешне... Когда вы бываете одержимы этим духом?..
Какие относящиеся к этому духу конфликты пытаются проявиться в вашей группе?.. Вообразите, что вы... или кто-то еще... играет роль этого духа во время встречи... Что происходит?.. Удивлены ли люди?.. Счастливы?.. Рассержены?.. Представьте угрожающий дух во всей полноте...
Теперь... в качестве созидательной возможности... подумайте... можете ли вы считать, что у вашей группы другой дух... возможно мифологическая фигура... которая старается пробудить людей... Каким вы представляете себе этого духа?..
Вообразите собрание вашей группы... Подумайте о том, как это будет выглядеть... если присутствуют оба духа: дух сплетен и дух, желающий пробудить людей... По крайней мере проведите беседу об этих духах... Еще лучше, постарайтесь станцевать... как это могли сделать они... Экспериментируйте... представляя, как они могли бы двигаться... и говорить... или разыграйте маленькую пьесу... Если вы делаете это в группе, попросите других присоединиться к вам... хотя бы в воображении... когда вы начинаете этот танец... Кто-то может танцевать в роли одного духа... кто-товролн другого... и духи могут взаимодействовать, конфликтовать и играть друг с другом...
Вспомните своих любимых учителей... Какие мужчины и женщины сыграли в прошлом для вас роль духа?.. Кто нарушил покой вашего старого мировоззрения и помог вам стать подлинным?.. Каковы были их задачи в жизни?.. Как далеко они продвинулись в их решении?.. Что сделали вы для завершения их дела?..
Попробуйте выбрать для почитания одного из учителей... и пофантазируйте о нем как о наследнике других учителей... Какой дух... или легендарные учителя могли стоять за ним?..
Теперь оглянитесь назад... на историю своей жизни... и посмотрите на своих учителей и их духовную родословную... Этот обзор поможет связать вас не только с учителями, но и с самим собой... как с человеком, имеющим невероятное прошлое... Выберите момент и поэкспериментируйте с почитанием своего учителя... родословной... и даже самого себя..._
Опишите свой жизненный путь вплоть до данного момента... Постарайтесь почувствовать его... Делает ли он вас счастливым или нет?..
Шаманы считают, что если вы счастливы на своем пути, — это путь сердца... если же нет — это путь, лишенный сердца...
Обратите внимание на место, где вы живете... подходящее ли это место?.. Представьте себе... если возможно... как использовать ваш теперешний путь для личностного роста... Не прилагайте усилий, просто помотрите, насколько легко это получается...
Если это неверный путь или если вам нужна помощь, чтобы отбросить некоторые из неподходящих элементов вашего пути,
обдумайте следующее. Вообразите, что вы стары, мудры и добросердечны... Дайте себе совет относительно прохождения своего пути... Может быть, вы слишком много занимаетесь чем-то одним... и недостаточно другим?...Почувствуйте и вообразите безболезненный «добрый» способ оставить ваш путь, если он лишен сердца...
Некоторые персонажи вашего внутреннего мира могут сопротивляться пути сердца... так как вы сами один из этих персонажей, вернитесь к своей личной истории и обратите внимание на изменение, которое должно произойти в вашей идентификации... чтобы идти по пути сердца...
Сторонние наблюдатели также иногда сопротивляются вашему переходу на путь сердца... Представьте себе их... Вообразите изменения, какие, по вашему мнению, должны произойти в мире в результате изменений, которые произойдут с вами... Какое важное значение мог бы иметь ваш путь для других?.. Вообразите этих людей и мысленно обсудите это с ними...
Вступите на путь сердца... Представьте себе хотя бы на секунду, что вы свободны... ни к чему не привязаны... и смиренно следуете велениям жизни... Представьте, что у вас хватает мужества изменяться... и что сейчас вы этим и занимаетесь... вообразите, что вы на пути сердца... Расскажите об этом группе.